Вопрос 2. Механизмы социализации
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуникации).
Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, создающего в целом конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т.д.
Вопрос 3. Социально-психологические способы социализации:
· осознаваемые
· неосознаваемые
К неосознаваемым относят:
· психологическое заражение (бессознательная подверженность индивида определенным психическим состояниям)
· внушение (особый вид эмоционально-волевого целенаправленного воздействия)
· подражание (способ воздействия, в результате которого происходит воспроизводство черт и образцов демонстрируемого поведения)
· индетификация (отождествление индивида с другим человеком, в результате чего происходит воспроизводство поведения, мыслей и чувств другого лица).
По мере роста и формирования сознания и самосознания у индивида начинает складываться довольно четкое оценочное, избирательное отношение к окружению, его нормам и ценностям, ролевым предписаниям. Она находит место в таких социально - психологических явлениях (механизмы):
· референтная группа (выполняет функции перцептивного фильтра, отбирающего из социальных норм и ценностей наиболее значимые для индивида)
· авторитет (степень влияния, оказываемого отдельными лицами в той или иной отрасли знания или сфере занятости)
· престиж (групповое оценочное явление, совокупность внешних оценок одобрения, которыми с позиции групповых норм и критериев оцениваются различные социальные явления, наряду с самооценкой участвует в формировании притязаний)
· популярность (групповое оценочное явление в области формирования общественных вкусов, ценностей, предписаний)
· групповые ожидания (групповые экспектации, направленные на индивида со стороны его окружения. Могут выступать как в виде ролевых предписаний, так и в виде оценочных стереотипов, проявляющихся в социальной перцепции) Г.Э. в сфере социальной перцепции складываются на основе стереотипизации, когда новые впечатления об объекте восприятия обобщаются благодаря сходству с прежними знаниями, тем самым «вгоняют» индивида в определенный поведенческий стереотип («трудный подросток»).
Контрольные вопросы
1. Что такое маргинальная стадия социализации?
2. Что относится к механизмам социализации?