Проблема диагностически релевантных свойств в возрастном развитии
Теория личности как основа психодиагностики. Концепции личности и их значение для диагностики: агностическая бихевиористская концепция личности; дуалистические концепции личности; эндогенетическая концепция личности; деятельностная концепция личности.
Концепции диагностирования и концепции личности, лежащие в их основе: операциональный подход; концепция изолированных свойств; структурный подход; концепция взаимосвязи личности и среды; деятельностный подход.
Опонятии свойства в психодиагностике (гипотеза идентичности; гипотеза абстракции; гипотеза диспозиции; деятельностная концепция).
Диагностически релевантные аспекты понятия свойства в психологии: 1) Свойства как отношения взаимодействия; 2) Уровень осознания свойств; 3) Степень генерализации свойств; 4) Степень выраженности свойств; 5) Степень стабильности свойств.
Процесс диагностирования
Переменные диагностического процесса (психическая структура, то есть системы психических свойств; структура требований, то есть системы методов, диагностического исследования, которая может быть названа структурой индикаторов, и структура поведения, то есть структуры предметно-практических действий, возникающей .при столкновении субъекта с системой предъявляемых требований, которую можно назвать внешней структурой деятельности.
Структурные элементы процесса диагностирования. Основные структуры процесса диагностирования. Фазы диагностического процесса. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике.
4. Примерный перечень вопросов к зачету (экзамену)
Вопросы к зачету по «Психодиагностике»
1. Предмет психодиагностики
2. Условия становления психодиагностики
n Экспериментальная психология
n Дифференциальная психология
n Прикладная психология
n Тестология
3. Предмет диагностирования
4. Цель психодиагностики
5. Задачи психодиагностики
6. Опонятии свойства в психологии
n Гипотеза идентичности
n Гипотеза абстракции
n Гипотеза диспозиции
n деятельностная концепция
7. Диагностически релевантные аспекты понятия свойства в психологии
n Свойства как отношения взаимодействия
n Уровень осознания свойств
n Степень генерализации свойств
n Степень выраженности свойств
n Степень стабильности свойств
8. Области применения психодиагностики
n Диагностика способностей
n Коррекция поведения
n Диагностика профессиональной пригодности
n Оценка личности
9. Направления исследований в психодиагностике
10. Процесс диагностирования
11. Переменные диагностического процесса
12. Структурные элементы процесса диагностирования
13. Основные структуры процесса диагностирования
14. Фазы диагностического процесса
15. Номотетический и идеографический подходы в психодиагностике
16. Теория личности как основа психодиагностики
17. Концепции личности и их значение для диагностики
n Агностическая бихевиористская концепция личности
n дуалистические концепции личности
n эндогенетическая концепция личности
n деятельностная концепция личности.
18. Концепции диагностирования и концепции личности, лежащие в их основе
n Операциональный подход
n Концепция изолированных свойств
n Структурный подход
n Концепция взаимосвязи личности и среды
n Деятельностный подход.
19. Классификация методов психологического исследования (психодиагностических методов)
n С. Л. Рубинштейна
n Генчо Д. Пирьова
n Классификации методов по Н. Шванцаре
n Классификации психодиагностических методов по В.К.Гайде, В.П.Захарову
n Классификации психодиагностических методов по А.А.Бодалеву, В.В. Столину
n Ананьев Б.Г.
20. Характеристика методов исследования
21. Стандартизованные методы психодиагностики (тесты)
n Определение понятия психологического теста
n Психологический тест как объективное измерение
n Этапы стандартизации
n Определение норм для теста
Вопросы к экзамену по психодиагностике
1) Стандартизованные методы психодиагностики (тесты)
2) Определение понятия психологического теста
3) Психологический тест как объективное измерение
4) Этапы стандартизации
5) Определение норм для теста
6) Характеристики эффективных психологических тестов
7) Типы шкал
8) Надежность метода
9) факторы, снижающие точность измерений
10) Определение надежности измерительного инструмента
11) Определение стабильности изучаемого признака
12) Определение константности, т.е. относительной независимости результатов от личности экспериментатора
13) Валидность метода
14) Диагностика интеллекта
15) Измерения в психодиагностике
16) Уровни измерений
17) Номинальный уровень
18) Ординальный уровень
19) Интервальный уровень
20) Измерение отношений
21) Виды измерений
22) Нормативное измерение
23) Критериальное измерение
24) Ипсативное измерение
25) Статистические гипотезы
26) Нулевые гипотезы
27) Альтернативные гипотезы
28) Направленные гипотезы
29) Ненаправленные гипотезы
30) Параметры нормального распределения
31) Математическое ожидание
32) Дисперсия
33) Ассиметрия
34) Эксцесс
35) Степень свободы
36) Уровень значимости
37) Достоверность различия
38) Статистические критерии
39) Непараметрические критерии
40) Параметрические критерии
41) Критерий Фишера
42) Критерий Стьюдента
43) Дисперсионный анализ
44) Суммарная дисперсия
45) Выборочные дисперсии
46) Общие представления о корреляционном анализе
47) Отрицательная корреляция
48) Положительная корреляция
49) Корреляционное отношение
50) Общие представления о факторном анализе
51) Метод главных компонент
Экзамен в форме «Защиты экспериментальной работы»
МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ (ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ)
Методология научного познания определяет методику и технику конкретных научных исследований, но в свою очередь зависит от их реального состояния и прогресса фактических знаний, добытых посредством определенных методических и технических средств.
Одним из способов такого рассмотрения может быть построение классификаций методов исследования и их модификации.
Одна из первых попыток построения системы методов психологии была осуществлена С. Л. Рубинштейном (1946).
Он выделил в качестве основных методов:
n наблюдение
1. «внешнее» (объективное): в виде прямого или косвенного наблюдения.
2. «внутреннее» (самонаблюдение)
n эксперимент:
1. лабораторный,
2. естественный
3. психолого-педагогический с программой активных формирующих воздействий на психическое развитие ребенка.
4. В качестве дополнительного или вспомогательного экспериментального метода - физиологический эксперимент, особенно метод условных рефлексов,
5. беседа в различных вариантах: психоаналитическая (клиническая) беседа Фрейда; психолого-педагогическая беседа Пиаже и т. п.
6. анкета как важное средство при изучении массовидных явлений.
Кроме наблюдения и эксперимента, составляющих основу всего научного аппарата психологии, С. Л. Рубинштейн выделял разнообразные
n приемы изучения продуктов деятельности (например, памятников культуры или орудий труда в исторической психологии, детских рисунков или других продуктов художественного творчества ребенка в генетической психологии и т. д.).
n сравнительный метод (особенно сопоставление данных нормального и патологического развития)
n генетический метод (универсальное значение в детской психологии)
В современной психологии наиболее полную классификационную схему методов психологического исследования предложил болгарский психолог Генчо Д. Пирьов (1968)
Психодиагностические методы объединяют в группы по разным основаниям. Вот некоторые наиболее распространенные классификации методов психодиагностики.