Изучение психологического климата в группе[1] карта-схема А.Н. Лутошкина
Психологический климат в группе - степень удовлетворенности членами группы различными сторонами жизни группы.
Психологический климат на эмоциональном уровне отражает сложившиеся в группе взаимоотношения, характер делового сотрудничества, отношение к значимым явлениям жизни.
Инструкция: «Используя схему, следует прочесть сначала предложение слева, затем справа и после этого знаком «+» отметить в средней части листа ту оценку, которая наиболее соответствует истине».
Надо иметь в виду, что оценки означают:
+3 – свойство, указанное слева, проявляется в данном коллективе всегда;
+2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
+1 – свойство проявляется достаточно часто;
0 – ни это, ни противоположное (указанное справа) свойства не проявляются достаточно ясно, или то и другое проявляются в одинаковой степени;
– 1 – достаточно часто проявляется противоположное свойство (указанное справа);
– 2 – свойство проявляется в большинстве случаев;
– 3 – свойство проявляется всегда.
Обработка результатов:
Чтобы представить общую картину психологического климата коллектива (С), надо сложить все положительные и отрицательные баллы.
Если С равно нулю или имеет отрицательную величину, то мы имеем ярко выраженный неблагоприятный психологический климат с точки зрения индивида.
Если С более 25, то психологический климат благоприятен. Если С менее 25 — климат неустойчиво благоприятен.
Рассчитывают среднегрупповую оценку психологического климата по формуле:
С= ∑С¡/ N, где N — число членов группы.
Бланк методики
Положительные особенности | +3 | +2 | +1 | -1 | -2 | -3 | Отрицательные особенности | |
1.Преобладает бодрое и жизнерадостное настроение | Преобладает подавленное настроение, пессимистический тон | |||||||
2. Преобладают доброжелательность во взаимоотношениях, взаимные симпатии | Преобладает конфликтность в отношениях, агрессивность, антипатии | |||||||
3. В отношениях между группами внутри коллектива существует взаимное расположение и понимание | Группировки конфликтуют между собой | |||||||
4. Членам коллектива нравится быть вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время | Члены коллектива проявляют безразличие к более тесному общению, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности | |||||||
5.Успех или неудачи отдельных членов коллектива вызывают сопереживание, участие всех членов коллектива | Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушными остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство | |||||||
6.Преобладают одобрение и поддержка, упрёки и критика высказываются с добрыми побуждениями | Критические замечания носят характер явных и скрытых выпадов | |||||||
7.Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга | В коллективе каждый считает своё мнение главным и нетерпим к мнениям товарищей | |||||||
8.В трудные для коллектива минуты происходит эмоциональное единение по принципу <один за всех и все за одного> | В трудных случаях коллектив <раскисает>, появляется растерянность, возникают ссоры, взаимные обвинения | |||||||
9. Достижения или неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные | Достижения или неудачи всего коллектива не находят отклика у его отдельных представителей | |||||||
10. Коллектив участливо и доброжелательно относится к новым членам, старается помочь им освоиться | Новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним нередко проявляется враждебность | |||||||
11. Коллектив активен, полон энергии | Коллектив пассивен, инертен | |||||||
12. Коллектив быстро откликается, если нужно сделать полезное дело | Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о собственных интересах | |||||||
13. В коллективе существует справедливое отношение ко всем членам, здесь поддерживают слабых, выступают в их защиту | Коллектив разделяется на <привилегированных> и <пренебрегаемых>, здесь презрительно относятся к слабым, высмеивают их | |||||||
14. У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, если его отмечают руководители | К похвалам и поощрениям коллектива здесь относятся равнодушно |
[1] Столяренко Л.Д. Основы психологии. Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1997. С. 552—554.