Изучение психологического климата в учебной группе

Назначение. Нахождение количественного выражения уровня психологического климата в учебной группе.

Инструкция. Каждый студент заполняет анкету и сдает ее преподавателю (ставится знак «+» в соответствующей графе характера ответов).

А — совершенно согласен с этим;

Б — согласен с этим

В — согласен, но не совсем;

Г — не согласен с этим;

Д — совершенно не согласен с этим.

Анкета

Суждения о классе Характер ответов
А Б В Г Д
Ученики нашего класса любят и хотят учиться.          
Ученики хорошо относятся друг к другу.          
Ученики готовы выполнить любую общественную работу.          
Ученики редко ссорятся друг с другом.          
Ученики всегда помогают друг другу в учебе.          
Ученики часто бывают вместе в свободное от занятий время.          
Ученики активно участвуют в общественной работе.          
Ученики довольны результатами своей работы.          
Ученики всегда считаются с мнением товарищей.          
Внеклассные мероприятия у нас проходят весело и оживленно.          
Ученики нашего класса остро реагируют на успехи и неудачи друг друга в учебе.          
Ученики нашего класса дружны и доброжелательны          

Обработка результатов

Для обработки используется один из бланков анкеты, при этом подсчитывается количество каждого вида ответов, общее их количество по каждому пункту анкеты, которое преобразуется в баллы (пользуясь ключом анкеты).

Ключ

Обозначение характера ответа в анкете Содержание ответа Баллы
А Совершенно согласен с этим
Б Согласен с этим
В Согласен, но не совсем
Г Не согласен с этим
Д Совершенно не согласен с этим

Для подсчета результатов опроса из бланков анкеты наносятся «точки», их сумма подсчитывается.

Суждения о классе Количество ответов по пунктам  
А Б В Г Д
Ученики нашего класса любят и хотят учиться ……….        
Ученики нашего класса дружны и доброжелательны ……..        
  Общее количество ответов        
  Общее количество баллов        


Вычисляем величину, характеризующую психологический климат (С).

С = S / n , где S — количество всех баллов, n — число учащихся.

Интерпретация результатов

Поскольку все 12 пунктов анкеты направлены на выявление положительных отношений и ответ типа «совершенно согласен с этим» оценивается в 5 баллов, то при «идеальном» оптимальном психологическом климате каждый опрошенный «даст» 60 баллов. Исходя из этого, считаем, что С = 60 характеризует оптимальный климат. Но если все опрошенные на каждый пункт анкеты дадут ответ «Совершенно не согласен с этим», тогда С = 12. В целом величина С, характеризующая психологический климат, может принимать значение в диапазоне от 12 до 60.

4.2.5. Психологический климат классного коллектива

(В.С. Ивашкин, В.В. Онуфриева)

Назначение. Методика ориентирована на определение психологического климата по трем критериям -моциональному, моральному и деловому.

Инструкция. Ипытуемым предлагается три вопроса:

а) Всегда ли учащихся вашего класса волнуют успехи и неудачи друг друга в учебе?

б) Всегда ли учащиеся вашего класса оказывают помощь друг другу в учебе?

в) Все ли учащиеся вашего класса ответственно относятся к учебе?

Дается инструкция: «По каждому вопросу оцените свой класс, пользуясь пятибалльной шкалой».

Всегда волнует — 5.

Чаще волнует — 4.

Волнует в половине случаев — 3.

Чаще не волнует — 2.

Совсем не волнует — 1.

Пусть испытуемый дал по предложенным вопросам следующие оценки: а — 4; б — 4; в — 3.

Обработка и интерпретация результатов

Вычисляется средний балл группы:

(А+Б+В)

Изучение психологического климата в учебной группе - student2.ru Х = ,

3х П

где а, б, в — балльные оценки по вопросам; П — число испытуемых

Пусть Х = 3,8

Критерии оценки

Если:

А) Х ≥ 4,5 балла, показатель психологического климата высокий, оценка 3 балла.

Б) 3,5< Х< 4,5— показатель психологического климата средний, оценка 2 балла.

В) в остальных случаях показатель психологического климата низкий, оценка 1 балл.

В нашем случае Х= 3,8, оценка 2 балла.

Наши рекомендации