Карта-схема изучения психологического климата в классе

Положительные характеристики Отрицательные характеристики
Преобладает (мажорное) настроение. Преобладает подавленность, пессимистический тон
Между старшеклассниками установилось взаимопонимание, отсутствуют группировки внутри коллектива Старшеклассники конфликтуют между собой
Преобладает доброжелательность во взаимоотношениях Преобладает агрессивность, антипатия
Членам коллектива нравится бывать вместе, участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время Члены коллектива проявляют безразличие друг к другу, выражают отрицательное отношение к совместной деятельности
Успехи и неудачи членов коллектива вызывают сопереживание участие всех членов коллектива Успехи и неудачи членов коллектива оставляют равнодушны ми остальных, а иногда вызывают зависть и злорадство
Члены коллектива с уважением относятся к мнению друг друга В коллективе каждый считает свое мнение главным и нетерпим к мнению товарищей
Коллектив активен, полон энергии Коллектив пассивен, инертен
Коллектив быстро откликается на дела полезные, нужные для класса, школы Коллектив невозможно поднять на совместное дело, каждый думает только о своих интересах
У членов коллектива проявляется чувство гордости за свой коллектив, его отмечают среди других коллективов К похвалам и поощрениям коллектив относится равнодушно
Успехи и неудачи коллектива переживаются всеми как свои собственные Успехи или неудачи не находят отклик у его отдельных представителей

+3 — свойство проявляется в коллективе всегда,

+2 — свойство проявляется в большинстве случаев,

+1 — свойство проявляется достаточно часто,

0 — ни это, ни противоречивое свойство не проявляются,

-1 — достаточно часто проявляется противоречивое свойство,

-2 — свойство проявляется в большей степени,

-3 — свойство проявляется всегда.

Примерная схема изучения детского коллектива и составления его характеристики

Общие сведения о коллективе и история его формирования (количество, из них мальчиков и девочек, возрастной состав, когда он сформировался, были ли слияния с другими коллективами, смена руководителей и т.д.).

Содержание и характер коллективной деятельности:

Ø учебная деятельность (заполняется при изучении классного коллектива):общая характеристика успеваемости и дисциплины, борьба класса за высокую успеваемость: наличие контроля за успеваемостью отдельных учеников, требование к ним классного руководителя, актива класса и всего коллектива, взаимопомощь, ее форма и организация); дисциплина класса в учебной деятельности (на уроках и в выполнении домашних, заданий); отрицательные моменты в учебной работе (шпаргалки, подсказки, списывание;

Ø жизнь коллектива вне учебных занятий — интерес к современным политическим событиям, музыке, искусству, литературе и спорту, коллекционирование и т.д. Формы проявления этих интересов (читательские конференции, посещение театра, кино, их обсуждение, КВН, «огоньки», диспуты и т.д.); участие в общественной жизни;

Ø общественно полезный труд и его место в жизни коллектива; виды труда и характер его выполнения; проявление сознательной дисциплины;

Ø связь с шефствующими организациями, формы ее выражения; влияние на коллектив родительской общественности.

Руководство и организация детского коллектива:

Ø организующее ядро коллектива, его актив; формальный лидер и его взаимодействие с другими членами коллектива, между собой; характеристика активистов (их идейный уровень, инициативность, самостоятельность, и настойчивость, требовательность к себе и другим, авторитет среди товарищей и его основа, организаторские способности, забота об отдельных членов группы, отношение к общественному вниманию);

Ø наличие в коллективе неофициальных лидеров, характер их влияния на коллектив, причины этого влияния, отношение к лидерам актива класса; наличие «непринимаемых», «отверженных», причины отвержения и возможные пути изменения отношения к ним товарищей;

Ø взаимоотношения внутри коллектива (степень сплоченности, проявление взаимной требовательности, чуткости, дружеской заботы, взаимопомощи и уважения, наличие или отсутствие группировок, их внутренняя основа и степень заинтересованности в общих делах класса), критика и самокритика; особенности взаимоотношения между мальчиками и девочками, проявление товарищества и дружбы между отдельными членами группы, внутренняя основа этих отношений; эмоциональное «благополучие» и «неблагополучие» отдельных членов коллектива;

Ø личность руководителя и его влияние на коллектив (образованность, общая культура, организаторские способности, знание психологии учащихся, их интересов и т.д.) отношение к нему коллектива, его авторитет среди членов группы.

Анализ конкретных примеров влияния коллектива на личность школьника и личности на коллектив.

Общие выводы. Уровень (стадия) развития коллектива. Характер общего «эмоционального климата» в коллективе (добрый, жизнерадостный, инертный, напряженно-нервозный и т.д.). Характер дисциплинированности. Определение основных недостатков организации жизни коллектива и взаимоотношений его членов, пути ликвидации этих недостатков.

Наши рекомендации