Сиротинина О. Б. Синтаксис высказывания // Сиротинина О. Б. Лекции по синтаксису русского языка. М., 2003. С. 110-123

61. Коммуникативная устроенность предложения рас­сматривается в синтаксисе высказывания. На базе од­ного и того же предложения могут быть образованы разные высказывания. Выделение коммуникативного синтаксиса осуществлено сравнительно недавно, поэто­му терминология еще не установилась. Кроме термина «высказывание» употребляются термины «предложение», «фраза». Терминологический разнобой характерен и для названия членения высказывания (актуальное членение предложения, коммуникативное членение, коммуника­тивный состав, коммуникативная структура, функцио­нальная перспектива предложения, членение на тему и рему), и для самих членов: тема, основа, данное, исход­ный пункт, логический (психологический, смысловой) субъект; рема, ядро, новое, предицируемая часть, логи­ческий (психологический, смысловой) предикат, но наи­более употребительны термины «высказывание» «акту­альное членение», «тема», «рема».

Высказывание — это предложение в аспекте его коммуникативной структуры, т. е. в аспекте его актуаль­ного членения.

Сам термин «высказывание» вызывает представле­ние о чем-то звучащем, говоримом, а теория высказыва­ния базируется на интонационном оформлении предложения, хотя высказывание является коммуникативной единицей как устной, так и письменной речи в равной степени. Об интонационной базе теории высказывания можно говорить только потому, что любое высказывание письменной речи может быть воспроизведено в устной речи — прочитано с определенной интонацией. Однако в письменной речи есть свои способы оформления вы­сказывания, которым до сих пор не уделяется должного-внимания.

Спорным является отнесение высказывания и его чле­нения к системе языка: широко распространено мне­ние, что высказывание и его членение относятся к речи. Если считать высказыванием все «высказанное», т. е. любые коммуникаты, вопрос о принадлежности выска­зывания к языковой системе естественно снимается. Од­нако термин «высказывание» обычно употребляется в более узком значении. Как предложение формируется только на базе предикативной единицы, так высказыва­ние основывается на предложении. На базе одного и того же предложения оформляются разные высказыва­ния, т. е. возможно разное актуальное членение. Акту­альным членением принято называть членение высказывания на два члена: тему и рему. Тема — это предмет сообщения, исходная часть высказывания; рема — коммуникативный центр высказывания, основ­ное содержание сообщения. Так, в высказывании Браг приехал вечером тема — брат, о нем сообщается, что он приехал вчера, приехал вчера — рема. В высказывании Вчера приехал брат тема — вчера, рема — приехал брат* Первое высказывание — сообщение о времени приезда брата, второе о том, что вчера произошло или кто вчера приехал. Предложение Миша купил лыжи в ответ на вопросы Кто купил лыжи? Что купил Миша? и Откуда у Миши лыжи? образует три разных высказывания с ре­мой Миша в первом, лыжи во втором и купил в третьем случае.

Актуальное членение создает коммуникативную структуру предложения. Каждое предложение об­разует на своей основе хотя бы одно высказывание.

Непредложенческие коммуникаты нечленимы не только конструктивно-синтаксически, но и коммуникативно-син­таксически, поэтому высказываниями не являются.

Термин «актуальное членение» противопоставляет его формально-синтаксическому, подчеркивает, что оно существенно (актуально) в данном контексте или дан­ной ситуации. Оно целиком зависит от говорящего или пишущего, поэтому его и относят нередко к речевым явлениям. Однако в каждом языке существуют свои средства выражения актуального членения, формы орга­низации высказывания для разных случаев конкретных ситуаций обобщены и стандартизованы. Это заставляет И. И. Ковтунову считать, что они не производятся, а вос­производятся, что в языке существуют модели высказы­ваний разного типа, составляющих систему, парадигму высказывания. К особому уровню языковой системы относят актуальное членение и многие другие исследо­ватели (чешские лингвисты Ф. Данеш, К. Гаузенблас, П. Адамец, советские ученые В. 3. Панфилов, И. П. Рас­попов, И. Ф. Вардуль и др.).

Д. Н. Шмелев возражает против выделения особого уровня актуального членения в самой синтаксической системе, считает, что высказывания можно сопоставить со значениями многозначного слова. Как отдельные зна­чения слова проявляются в соответствии с коммуника­тивным заданием, которое стоит перед говорящим, в со­четаемости с другими словами, так и высказывания, образованные на базе предложения, появляются как следствие коммуникативного задания в сочетаемости с другими высказываниями, т. е. в контексте. Как в слове можно выделить основное, первичное значение, наиме­нее зависимое от контекста, и вторичные переносные значения, зависящие от него, так и предложение обра­зует наиболее независимое и синтагматически обуслов­ленные высказывания, зависящие от контекста.

Не считают актуальное членение явлением особого уровня языковой системы О. А. Лаптева' и Т. М. Нико­лаева.

При всей спорности выделения коммуникативной уст-роенности предложения в особый уровень синтаксиче­ской системы существует бесспорное признание такой устроенности, наличия языковых средств для ее выра­жения и необходимости ее изучения, в том числе и от­дельного от изучения формально-синтаксической и се­мантической устроенности.

Каждое конкретное предложение соотносится не только с определенным типом и вариантом предикатив­ной единицы, определенным типом предложения, но и с определенным типом высказывания, т. е. имеет не толь­ко формально-грамматическую и семантическую, но и коммуникативную структуру.

Различия в коммуникативной структуре связаны с членением высказывания на два компонента (тему и рему) или с отсутствием такого членения (не членятся не только однословные высказывания, но и некоторые многословные), с порядком компонентов, с соотношени­ем актуального, формально-грамматического и семанти­ческого членений. Это языковые свойства коммуникатив­ной структуры. Но структура высказывания связана с морфологическими и лексическими особенностями на­полнения предложения, и в этом ее речевые проявления.

Таким образом, высказывание также единица не только языка, но и речи.

62. Средства актуального членения в русском языке различны в устной и письменной речи. В устной речи основное средство выражения актуального членения — интонация. При этом маркированным членом явля­ется, естественно, рема, интонирование темы зависит от ее расположения в начале или конце высказывания. Рема выделяется 1) резким понижением частоты коле­баний основного тона высказывания (мелодика, перепад частоты), 2) относительным усилением напряженности органов речи, т. е. большей четкостью произношения, 3) относительным увеличением длительности и интенсив­ности произношения. <…>

В письменной речи основное средство выражения актуального членения — порядок слов: тема начинает высказывание, затем следует рема. См., например: С те-пан 3ахарович шел городом. Его путь лежал мимо кирпичного здания школы, где разместился госпиталь. За широкими окнами виднелись железные спин­ки кроватей и шаткие тумбочки. Степан Захарович вспомнил утреннюю тишину палаты для выздоравливаю­щих (Нагиб.).

Такой порядок членов высказывания характерен для нейтрального текста и подсказывает соответствующую интонацию при чтении — фразовое ударение в конце высказывания. Такое чтение является автоматизирован­ным.

В экспрессивных высказываниях письменной речи порядок членов обратный: рема — тема. Такой порядок требует при чтении усиленного ударения — эмфазы. Эмфатический порядок членов высказывания не обеспе­чивает автоматизированной интонации. Для обеспече­ния нужной интонации при устном воспроизведении вы­сказывания необходим смысловой анализ контекста. Обычно писатели используют в таких случаях дополни­тельные средства: специальные актуализаторы (ср. Брат приехал может быть прочитано с разным ударением; Даже брат приехал — только с одним), эмоциональную лексику (Дико и чудно показалось ему, что он мог про­спать— Д., Чуден Днепр при тихой погоде — Г.) К

Играют роль и морфологическая принадлежность слова (местоимения по своей морфологической приро­де — тематические слова) и формально-синтаксические характеристики предложения (развернутость, наличие однородных членов гораздо типичнее для ремы, чем для темы). Ср., например, два таких предложения: Пережил такое чувство Никита и Дважды пережил такое чувст­во Никита (К- Ф.). В первом вполне вероятной ремой является Никита, хотя возможна и пережил. Во втором распространение глагола увеличивает его рематические возможности.

Основным средством выражения актуального члене­ния в письменной речи является все же порядок слов.

63. Классификация высказываний возможна по раз­ным основаниям.

1. Высказывания нейтральные и экспрессивные.

2. Высказывания расчлененные и нерасчлёненные (с нулевой темой, коммуникативно односоставные).

3. Высказывания синтагматически независимые и синтагматически обусловленные.

4. Высказывания простые и с многоступенчатым ак­туальным членением.

64. Подавляющее большинство высказываний — ней­тральные высказывания. Для них характерно обыч­ное расположение коммуникативных членов: тема — рема. Каждый речевой такт строится так, что ударный элемент находится в конце: Он достал из кармана разо­рванный пакет с сургучной печатью и протянул ей (В. П.); Первым пришел дед (Пауст.). При этом как тема, так и рема могут выражаться любым членом пред­ложения. В первом примере подлежащее — тема, во втором —рема. Называть второе предложение предло­жением с инверсией главных членов нет никаких осно­ваний. Для данного высказывания — данной коммуни­кативной структуры — такое расположение является обычным, нейтральным и нормативным.

Экспрессивные высказывания имеют либо обрат­ный порядок членов (рема — тема), либо обратное раз­мещение ударных и неударных элементов в речевых так­тах. Ср. нейтральное: В хатах потухли последние огни и Последние огни потухли в хатах (Л. Т.); Все затихло в Москве (Л. Т.); С колокольни размеренные сыпались удары (Ш.). Такое размещение называется синтакси­ческой инверсией.

Экспрессивные высказывания имеют то же актуаль­ное членение, что и нейтральные высказывания. Их ком­муникативная структура остается той же, но интона­ционная структура меняется, перестает быть автомати­ческой, привычной. На этом основана экспрессивность, т. е. большая выразительность высказывания.

Как нейтральные, так и экспрессивные высказывания могут быть расчлененными и нерасчлененными.

65. Расчлененные высказывания состоят из темы и ремы. В неполных предложениях тема отсутствует, но подразумевается из контекста или ситуации; так что они тоже могут образовать расчлененные высказывания. Например: Иванов был вчера на собрании? Был (тема опущена). И хотя высказывание однословно, оно отно­сится к расчлененному типу.

Нерасчлененные высказывания не имеют пред­мета сообщения, сообщаемый факт существен в данной ситуации в целом: Было солнечное утро (Сим.); Был жаркий августовский день (Ч.); К вечеру собралась гроза (Ш.). Они содержат только рему, темы нет, и она не подразумевается.

В нейтральных нерасчлененных высказываниях под­лежащее занимает последнее место, так как является самым ударным. В односоставных предложениях, обра­зующих нерасчлененные высказывания (Пора ехать; Пахло травой), в конце располагается инфинитивная часть главного члена или его зависимый компонент. Экспрессивные нерасчлененные высказывания в письмен­ной речи встречаются очень редко (Денег нет).

Нерасчлененные высказывания всегда сообщают но­вую информацию. Ср. Убили! — Кого убили? — Кеннеди убили. (Кеннеди — рема, убили — тема, т. е. высказы­вание расчлененное). Ты ничего не знаешь? — Нет. А что? — Убили Кеннеди (нейтральное) или Кеннеди убили (экспрессивное) — нерасчлененные высказывания. В письменной речи нерасчлененные высказывания чаще всего встречаются в начале произведений, глав. Так, у Тургенева встречаем: Дело было осенью; Было тихое летнее утро; Прошло еще несколько лет и т. д. Но могут включаться и в середину текста, сообщать о наступле­нии каких-то новых событий. Так, у Чехова в повести «Степь» встречаем: Наступила тишина; У самой дороги вспорхнул стрепет; За холмами глухо прогремел гром, подуло свежестью; Вошел на цыпочках Моисей Моисе­ич; Прошло минут десять и т. д.

Поскольку нерасчлененные высказывания содержат целиком новую информацию, по своему строению они всегда независимы от контекста.

Расчлененные высказывания могут также быть мак­симально независимыми от окружения — синтагматиче­ски независимыми, но бывают и синтагматически обус­ловленными.

66. Синтагматически независимые вы­сказывания представляют исходный член парадиг­мы. В своем актуальном членении они не зависят от текста, так как оно соответствует синтаксическому чле­нению предложения: тема (предмет сообщения) выра­жается подлежащим (речевым подлежащим), а рема-сказуемым (речевым сказуемым). Это наиболее типич­ные и статистически частотные выражения темы и ремы: Удовлетворенное мщение и властолюбие заглушили до некоторой степени чувства более благородные (П.); Ночь выпала на редкость бурная (Л. Л.); Владимир почувствовал укол обиды (Ш.). Так же независимы от контекста высказывания с начально расположенным ситуантом, детерминантом: Через полчаса осмелевшая толпа подступила ко двору (Ш.), К первой мировой вой­не Илья все еще состоял должником брата (К. Ф.); В Чите его взвод отказался выступать против бастовав­ших рабочих железной дороги (К. Ф.); Вихрову уда­лось пристроиться к шествию (Л. Л.).

Тема синтаксически независимых высказываний мо­жет содержать уже известную информацию: Ему шел только двадцать восьмой год, но он уже был толст, оде­вался по-стариковски во все широкое и просторное и страдал одышкой. В нем были уже все задатки поме­щика старого холостяка. Он не влюблялся, о женитьбе не думал и любил только мать, сестру, няню, садовника Васильича; любил хорошо поесть, поспать после обеда, поговорить о политике и о возвышенных материях (Ч.); Варя и Лиза обе ненавидят Катю. Ненависть эта мне непонятна (Ч). Но может передавать и новую инфор­мацию, служащую исходным пунктом высказывания: [Ночь]. Нянька Варька, девочка лет тринадцати, качает колыбель, в которой лежит ребенок, и чуть слыш­но мурлычет (Ч.).

Синтагматически обусловленные вы­сказывания опираются на контекст, темой в них является уже известное, названное ранее (очень часто местоимение, заменяющее ранее названный предмет или признак). Рема первого высказывания становится темой последующего высказывания: Он встал и пошел за Власичем в переднюю, а оттуда в залу. В этой громад­ной угрюмой ко м н ат е был только фортепьян да длинный ряд старинных стульев с бронзой, на которые никто никогда не садился. На фортепьяне горела одна свеча (Ч.). При этом темой может стать любой член предложения, что влечет за собой несоответствие актуального членения синтаксическому: Свой дом он называл пасторским, свою жизнь пресной, воспи­тание сына мещанским. Во всем была виновата жена (К. Ф.); О судьбе Коли я узнал несколько позже (Нагиб.); Точила его злая желудочная бо­лезнь (Ш.); Свою подружку Варя заметила у рас­крытой балконной двери (Л. Л.).

Актуальное членение, вернее, выбор типа высказы­вания является одним из важнейших способов органи­зации текста. Игнорирование этого средства, связи, ис­пользование только синтагматически независимых высказываний приводит к тому, что текст рассыпается на отдельные предложения.

Элементы актуального членения лишь недавно были введены в школьный учебник. Незнание отличий пись­менной речи в построении высказываний приводило к разрушению текста: предложения не связывались одно с другим. Например, в сочинениях школьников: Я люб­лю книги о войне. Я узнаю о героях из них. (Темой вто­рого высказывания является прежде всего из них, а ре­мой— узнаю о героях); Чацкий провозглашает гуман­ность и уважение к простому человеку. Гнев Чацкого вызывает отношение фамусовского общества к службе. Оно видит источник личных выгод и богатств в службе (основная тема—б службе). Эти ошибки свидетельст­вуют о неумении строить синтагматически зависимые высказывания, о необходимости выбора определенных моделей высказываний.

Парадигма высказываний на основе одного и того же предложения образуется из синтагматически незави­симого и синтагматически зависимых высказываний, а также их нейтральных и экспрессивных вариантов.

Синтагматически независимые высказывания обычно являются общеинформативными, т. е. отвечают на полный диктальный вопрос (В чем дело? Что про­изошло?). Полный диктальный вопрос направлен на все содержание высказывания. Ответ на него состоит также из всего содержания высказывания, поэтому оно явля­ется либо нерасчлененным, либо тема является не дан­ным, а новым: Что случилось? — Убили Кеннеди; В подвале лопнула труба; Киты выбросились на берег; Мальчик заблудился.

Синтагматически зависимые высказывания могут быть частноинформативными, т. е. отвечать на частичный диктальный вопрос: Чем платил за ее работу отец? — Отец платил за .ее работу острасткой (К. Ф.); На ком женил его Прокофий? — Женил его Прокофий на казачке (Ш.); Кто стоял перед ним? — Перед ним стоял Люсин (Сим.), В разговорной речи ответы на та­кие вопросы, как правило, состоят только из ремы (острасткой; на казачке; Люсин), так как тема в таких высказываниях заранее известна из вопроса или преды­дущего высказывания (Почти так же, как мед Калины для самого Ивана Матвеича, для этой молодежи на всю жизнь остался сладостным воспоминанием скуд­ный, зачастую без сахара, вихровский чаишко. Его приносила в необъятных количествах Таиска — Л. Л.). Вне контекста такие высказывания производят впечатление вырванных: Гроза разразилась вечером; Расплата пришла через месяц (Л. Л.); Нужда закинула его весной в низовья Волги (Л. Л.); От этого-то Мохова Никишки и повелся купеческий род Моховых (Ш.); Поезжанье встретили старики (Ш.); Перед ним стоял только что налитый Асей чай (К. Ф.); Тут выру­чил ее Прокоп (К. Ф.).

Частно верификативные высказывания, отве­чающие на частичный модальный вопрос, также син­тагматически зависимы, В них устанавливается реаль­ность какого-то одного аспекта события: Это брат ей подарил?— Подарил не брат, а его жена (Брат не по­дарил, а помог купить; Брат не ей подарил, а мне). В разговорной речи ответы на такие вопросы обычно тоже неполные, состоят только из ремы (Не брат, а его жена; Не подарил, а помог купить; Не ей, а мне), так как тема известна из вопроса (или предшествующего высказывания).

Общеверификативные высказывания отвеча­ют на полный модальный вопрос, в них устанавливается реальность или нереальность целого факта. Ответ на такие вопросы может быть осуществлен при помощи только релятива: Отец дома? — Да; Нет, но может быть высказан и полностью: Отец дома; Отца нет дома. С контекстом эти высказывания могут быть связаны в разной степени.

67. Простые высказывания членятся на тему и рему относительно легко, причем тема, как правило, однословна, а рема обычно выражена словосочетанием, всей группой сказуемого. Однако есть более сложные выска­зывания с несколькими темами и ремами. Актуальное членение в таких высказываниях является ступенчатым. Многоступенчатые высказывания организуются прежде всего на базе сложных предложений: Она была уверена в успехе, потому что это была ее первая личная просьба к отцу (Л. Л.). На первой ступени актуального членения темой является главная часть, а ремой — при­даточная (частноинформативное высказывание, как бы ответ на вопрос «Почему она была уверена в успехе?»). На второй ступени членится каждая из частей сложного предложения (темы она и это). Возможны и 3-я и 4-я ступени членения.

Многоступенчатое членение возможно и в распростра­ненных простых предложениях: В сумерки все это бес­следно поглощали вокзалы (Л. Л.). На первой ступени выделяется тема В сумерки, противопоставленная реме (всему остальному), в которой на второй ступени выде­ляется тема все это. При двойной теме нередко одна из тем бывает данным, известным, а вторая — новым. Рас­полагаются они обычно в таком порядке: сначала тема — новое (в сумерки), потом тема — данное (все это).

Распространенность ремы заставляет выделять в ней собственно рему (вокзалы) и позволяет включить в рему элементы данного (Первый раз в жизни Матвей почув­ствовал к нему острую жалость) (Л. Л^).

68. Одной из наиболее сложных проблем актуального членения является членение конкретных высказываний. В разговорной речи трудности выделения темы и ремы связаны с волнообразной мелодикой многих высказыва­ний (Крепко он сожалел, что бросили его на хозяйст­венную работу; Ты много увидишь интересного)1. Од­нако расчлененное представление ремы не мешает ее восприятию на слух.

Более сложным представляется членение многих вы­сказываний в письменной речи. Актуальное членение отражает коммуникативную структуру высказывания, но истинные коммуникативные цели высказывания при чтении текста ясны далеко не всегда; отсюда различия в интонации при чтении одних и тех же текстов разными чтецами. Иногда писатели даже специально выде­ляют собственно рему курсивом или оговаривают уда­рение, в научной речи широко используется набор в разрядку или выделение полужирным шрифтом. Напри­мер: Слово, занимающее позицию подлежащего, назы­вает предмет; Слово, играющее роль сказуемого, обо­значает свойства (атрибуты) предмета (Н. Д. Ару­тюнова. Предложение и его смысл); Каждый из этих отрезков характеризуется определенной структурной целостностью. Те формальные связи между слово­формами, которые существуют и действуют внутри этих отрезков, перестают действовать за их пределами, где возникают отношения уже совершенно иного рода (Д. Н. Шмелев. Синтаксическая членимость высказы­вания в современном русском языке).

Горький часто использует тире перед ремой, для большего ее выделения (Море — смеялось). Некоторые писатели выделяют рему в самостоятельный элемент текста: И она ответила на его поцелуй — ответила! За закрытой дверью, в одиночестве, он, стыдясь, утирает свою слезу — слез, у и горя и облегчения (В. Панова); Цыган встал. Покосился на Саньку. Тихо пошел к воро­там (А. Толстой). Широко используется прием парцел­ляции в публицистике: Выступать по вопросам сатиры и эстрады надо со всей гражданской и партийной ответ­ственностью. Глубоко, серьезно, честно; А вот теперь на Первом Ставропольском конном заводе делают такой подсчет. Реальный, опытом проверенный... (Из газет).

Выделению темы служит прием сегментации: Строи­тель! С гордостью произносим мы это слово; Солидар­ность трудящихся... Она укрепляет надежды сторонни­ков прогресса, мира, демократии; Читатель и газета — они всегда вместе (Из газет).

Однако все эти выразительные приемы потому и вы­разительны, что единичны. Подавляющее большинство высказываний точных границ между темой и ремой не показывают. Для их осмысления требуется тщательный анализ контекста («смысловые куски» Станиславского).

69. Сложным является и вопрос об актуальном чле­нении вопросительных высказываний и правомерности самого рассмотрения их в качестве высказываний. Как правило, актуальное членение рассматривается на базе повествовательных предложений. Своеобразие вопроси­тельных высказываний заключается в том, что они лишь побуждают собеседника к ответу, к высказыванию мыс­ли, интересующей того, кто задал вопрос. Свойственны они прежде всего устной, главным образом разговорной речи, поэтому актуальное членение выражено в них ин­тонационно. Своеобразной ремой является слово, с ко­торым связан смысл вопроса: Ты был в театре? Ты был в театре? Ты был в театре? Где ты был? Где ты был? В отличие от ремы повествовательного высказыва­ния рема вопросительного высказывания отличается не понижением, а наоборот, резким повышением тона. Если рема не заканчивает вопросительное высказывание, по­сле нее наблюдается понижение тона. Особенно резкое повышение тона характерно для ремы вопросительного высказывания, организованного без вопросительных слов.

Наши рекомендации