Процессуальная самостоятельность, персональная ответственность юристов, работающих в органах прокуратуры, суда, милиции и т.п
Независимость деятельности должностных лиц правоохранительных органов является одним из основополагающих принципов правосудия, согласно которому каждый следователь, прокурор, судья при исполнении возложенных на них обязанностей подчиняются только закону и не должны зависеть от каких бы то ни было местных влияний. Воспитание юристов в духе подчинения Закону формирует их правосознание, способность самостоятельно принимать решения, чувство персональной ответственности за свои решения и поступки.
Например, в ст. 127 УПК РСФСР указано, что «при производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции от прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение». В этой статье специально оговорены случаи, когда следователь может не согласиться с мнением прокурора, сохраняя за собой право принятия самостоятельного решения по вопросам, связанным с привлечением лица в качестве обвиняемого, квалификацией преступления, объемом обвинения, с направлением дела для предания обвиняемому суду или с прекращением дела. В этой связи совершенно справедливо отмечается, что «индивидуальность следственной работы подкрепляется процессуальной самостоятельностью следователя»1, которая, безусловно, налагает особый отпечаток на весь склад его психической деятельности.
7.Влияние внешних и внутренних факторов на повышение эффективности труда юристов.
Всестороннее рассмотрение юридической деятельности, психологических особенностей работы юриста, позволяет увидеть в этой области наиболее важные направления и наметить пути повышения эффективности трудовых затрат работников правоохранительных органов.
Одним из таких направлений является изучение влияния внешних и внутренних факторов на повышении эффективности юридического труд
Характерной особенностью правоохранительной деятельности является общение с людьми. Важнейшая сторона деятельности юриста - коммуникативная - очень часто предполагает получение информации от людей по самым специфическим вопросам.
На успешность решения коммуникативных вопросов, наряду с личностными качествами юриста (следователя, прокурора, судьи), большое влияние оказывают внешние и внутренние факторы.
Группу внешних и внутренних факторов составляют как личностные характеристики юриста, так и условия проведения беседы (допроса) и обстоятельства, непосредственно предшествующие самой беседе (допросу). К ним можно отнести обстоятельства вызова на беседу (допрос), внешний вид здания, приемной и кабинета, где производиться беседа (допрос), наружность и поведение допрашиваемого, внешняя организационная сторона беседы (допроса) и некоторые другие.
Внешний вид юриста, манера его поведения, умение держаться с людьми, такт, также оказывают существенное влияние на результаты беседы (допроса). Особенно влияет этот аспект на первое впечатление, которое производит следователь на допрашиваемого.
Довольно часто люди ошибаются в своем первом впечатлении о личности собеседника. Учет закономерностей понимания людьми друг друга поможет правильно организовать взаимопонимание в установлении психологического контакта. В процессе формирования первого впечатления о человеке понимание начинается с восприятия и оценки внешности и поведения собеседника. Но главное внимание при этом должно быть уделено оценке внутреннего мира, личностных качеств, целей и переживаний. По внешне видимым признакам поведения мы создаем образ личности собеседника
Впечатление, которое производит на человека новое лицо, впервые им воспринимаемое, определяется, прежде всего, особенностями, которые свойственны облику и поведению воспринимаемого лица. Именно от этих особенностей в значительной мере зависит течение познавательных процессов у воспринимающего субъекта.(1, стр. 365)
К ошибкам первого впечатления относятся «гало-эффект», проекция, эффект снисходительности, искажающее влияние эмоциональных состояний и предрассудков. Ореол - это стойкое суждение об одном важном качестве или группе качеств, распространяющихся на всю личность. Люди склонны оценивать черты человека в зависимости от общего благоприятного или неблагоприятного отношения к человеку. Эффект ореола - это тенденция воспринимающего преувеличивать однородность личности партнера, переносить благоприятное впечатление об одном качестве человека на все другие его качества.
Существует несколько схем запуска эффекта ореола. Наиболее часто используется схема восприятия, которая запускается в случае неравенства партнеров в той или иной сфере - социальной, интеллектуальной и др. Люди склонны систематически переоценивать различные психологические качества тех, кто превосходит их по какому-то существенному параметру. Эта схема начинает работать при важном, значимом для воспринимающего неравенстве. Это очень четко прослеживается в ситуации беседы (допроса).
Еще одна ошибка, связанная с действием эффекта ореола, заключается в том, что если человек нам нравиться внешне, то одновременно мы склонны считать его более хорошим, умным, интересным и т.д.
Проявление фактора - «отношение к нам» - еще одна схема действия эффекта ореола. Те люди, которые к нам хорошо относятся, кажутся нам значительно лучше тех, кто относится к нам плохо.
Таким образом, при формировании первого впечатления «эффект ореола» проявляется в том, что общее позитивное впечатление о человеке приводит к переоценке, а негативное впечатление - к недооценке неизвестного нам человека. Если в ситуации общения действует хотя бы один из рассмотренных феноменов - превосходства, привлекательности или отношения к нам, то человек, скорее всего, будет использовать одну из привычных схем восприятия
Юрист не может не считаться с тем, какое впечатление он производит на людей своей внешностью. Он должен быть воплощением закона и справедливости, вести себя просто, вежливо и корректно. Его одежда и внешность должны соответствовать этим критериям.
Испытываемые эмоциональные состояния также могут искажать наши оценки и впечатления. Поэтому юрист должен уметь управлять своим эмоциональным состоянием в процессе общения. Умение управлять эмоциональным состоянием проявляется в навыках сокрытия или, напротив, демонстрации эмоционального состояния. Известно, что повышение голоса не прибавляет убедительности речи. Повышая голос, человек старается не столько сильнее воздействовать на собеседника, сколько дать выход своему эмоциональному напряжению. Эмоции же должны рассматриваться как средства смыслового обогащения речи. Такими средствами они являются только в том случае, когда человек соизмеряет собственные эмоции и цели воздействия на другого человека. Этими целями не могут быть устрашение, унижение другого человека, для чего сознательно используется повышение голоса.
Принимающий посетителей юрист обязан быть внимательным к собеседнику, выслушивать его без торопливости, не перебивая, проявляя уважительность и такт, а кроме того, должен быть психологически готов к общению с собеседником, который может быть излишне эмоционален, даже агрессивен. Он должен владеть приемами нейтрализации этих проявлений и уметь ввести беседу в спокойное русло.
Профессия сотрудника правоохранительных органов и юриста требует высокой культуры поведения. Без этих качеств немыслимо успешное выполнение ответственных задач, возложенных на правоохранительные органы.
Знание сотрудником правоохранительных органов и юристом, как представителем власти, основных правил этикета и такта поведения является строго обязательным, так как важнейшей стороной их профессиональной деятельности является работа с людьми.(6)
Строгое соблюдение правил этикета - важное условие высокой культуры поведения. Это та «одежка», по которой «встречают», по которой составляют первое впечатление о человеке. Но даже самое скрупулезное знание и соблюдение этих правил не гарантирует соответствующего поведения человека, ибо реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Чтобы избежать всех ошибок, необходимо выработать в себе чувство эмоционального сопереживания с собеседником, которое называется тактом. Развитое чувство такта позволяет человеку определить должную меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку.
Именно тактичность позволяет найти решение проблемы при общении, не умаляя при этом достоинства других людей и не роняя собственного достоинства. Профессиональный такт -это проявление по отношению к другим сдержанности, предусмотрительности и приличия при общении. Такт предполагает бережное, внимательное отношение к личности собеседника, исключающее возможность задеть какие-то его «больные струны». Это - умение тактично, корректно обойти, по возможности, вопросы, могущие вызвать неловкость у окружающих. Это умение что-то сказать или сделать без ненужных «перегибов», назойливости и бесцеремонности.
Проявление бестактности безошибочное свидетельство отсутствия культуры, показатель грубости и невоспитанности. Важно постоянно помнить, что соблюдение этикета и проявление такта это не просто обязательный элемент общения, но и неотъемлемая составная часть духовной культуры личности, тем более личности юриста, непременное условие позитивных результатов делового общения и авторитета правоохранительных органов в целом.
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
1) в основе делового контакта лежит интерес к делу, а не личные интересы и не собственные амбиции;
2) порядочность, то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких нравственных качествах, как
обостренная совесть, стремление сохранить незапятнанной свою честь и утвердить собственное достоинство, умение держать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса, моральная устойчивость, умение не поступаться своими принципами;
3) обязательность, точность, верность своему слову;
4) доброжелательность, потребность делать людям добро;
5) уважительность, реализующаяся через нравственные качества - вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость.
Таким образом, служебный и нравственный долг обязывает каждого сотрудника правоохранительных органов общаться с любым человеком тактично, объективно, беспристрастно, контролируя и корректируя свое эмоциональное состояние
Культура общения также составляет важную часть профессиональной культуры, а для таких профессий, как юрист - ведущую часть, поскольку для этих профессий речь является основным орудием труда.
В профессиональной культуре общения становится особенно важной роль социально-психологических характеристик речи, таких как соответствие речи эмоциональному состоянию собеседника, деловая направленность речи, соответствие речи социальным ролям. Речь является средством приобретения, осуществления, развития и передачи профессиональных навыков.
Культура профессиональной речи включает владение терминологией данной специальности; умение строить выступление на профессиональную тему; умение организовать профессиональный диалог и управлять им; умение общаться с неспециалистами по вопросам профессиональной деятельности.(3, стр. 56)
Знание терминологии, умение устанавливать связи между известными ранее и новыми терминами, умение использовать научные понятия и термины в практическом анализе производственных ситуаций, знание особенностей стиля профессиональной речи составляют лингвистическую компетенцию в профессиональном общении.
Таким образом, внешний вид юриста, манера его поведения, умение держаться с людьми, профессиональный такт, высокая культура поведения, знание правил этикета, высокие моральные принципы, можно отнести к группе внешних и внутренних факторов, которые оказывают существенное влияние на эффективность юридического труда.
Одним из важных факторов, которые оказывают существенное влияние на эффективность юридического труда являются эмоции, чувства, воля.
Деятельность работников юридического труда нередко протекает в условиях высокого нервного напряжения. Поэтому юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях сохранения работоспособности в любых условиях.
В чувствах и эмоциях более рельефно, чем в познавательных процессах, проявляются наиболее существенные особенности личности. В отличие от познавательных процессов эмоции и чувства нередко проявляются и во внешнем поведении: в выразительных движениях лица (мимике), тела (пантомиме), в жестах, интонациях и тембре голоса.
Эмоции и чувства характеризуются полярностью и пластичностью. Каждой эмоции и любому чувству противостоят противоположные переживания, между которыми существует множество переходов. Так, радости противостоит горе, любви -- ненависть, коллективизму -- эгоизм и т. п. Вместе с тем одни и те же эмоции и чувства могут переживаться человеком с различной глубиной, в зависимости от вызвавших их причин и особенности деятельности, совершаемой личностью
Для эмоций и чувств характерно и то, что личностная и общественная оценки испытываемых человеком переживаний могут при определенных условиях не совпадать.
В данном случае сфера человеческих переживаний значительно расширяется, эмоции и чувства начинают развиваться под влиянием общественных условий, приобретают социальный характер.
Работник юридического труда должен знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств усиливаться и доходить до аффекта.
Для выполнения разнообразных служебных задач, особенно в экстремальных условиях, юристу-практику часто требуется напряжение всей психики. При этом достижение любой цели требует от него целеустремленности, инициативы, настойчивости, выдержки, самообладания, мужества, смелости и стойкости. Все эти качества неразрывно связаны с проявлением воли.
Воля - это одна из сторон человеческой психики, обеспечивающая человеку возможность сознательно регулировать свои действия и поступки в соответствии с поставленной целью при учете конкретно складывающихся обстоятельств.
Чтобы удержать себя в рамках, обусловленных проводимой практической деятельностью, работник юридического труда в большинстве случаев должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное возбуждение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сигнальную систему .
Заключение.
Труд юриста разнообразен и сложен. Вся его деятельность протекает в постоянном решении разнообразных задач и поиске истины. Каждое новое дело требует индивидуального подхода и не похоже одно на другое, обладает особыми, только ему присущими признаками. Здесь юристу необходимо проявлять такое качество, как инициативность, но все его шаги строго регламентированы и это отличает его труд от труда других работников и влияет на психологические факторы эффективности юридического труда.
Среди юридических профессий есть такие, овладение которыми требует не только задатков, призвания и образования, но и большого жизненного опыта, целого ряда профессиональных навыков и умений. Таковы, в первую очередь, профессии судьи, прокурора, а также следователя, арбитра и некоторых других. Сложный и ответственный труд этих людей предъявляет к личности работника повышенные требования. Большинство этих профессий в настоящее время считается престижными, об этом свидетельствуют конкурсы в юридические вузы и другие специальные учебные заведения, готовящие кадры для правоохранительных органов. Однако многие молодые люди выбирают для себя эти профессии, не имея ясного представления обо всей сложности предстоящей деятельности и, главное, не представляя, какие требования будут к ним предъявлены.
В целом юридическая деятельность представляет собой требующий большого напряжения, терпения, добросовестности, знаний и высокой ответственности труд, основанный на строжайшем соблюдении норм закона.
Литература
1. Васильев В.Л. юридическая психология. Учебник для вузов-СПб.:Питер,2004.-655с.
2. Еникеев М.И. «Правовая психология»// юридическая психология, №2, 2006г
3. Романов В.В. Юридическая психология. Учебник 2000 г.
4. http://www.bibliofond.ru
5. Петин И.А «Психологические эмоциональные состояния человека как фактор его взаимодействия со средой» // юридическая психология, №3, 2008г.