Учет и отчетность в органах МВД, прокуратуры, суда.

Учитываются преступления, лица, уголовные дела на основе документов первичного учета (статистических карточек), обрабатываемых на ЭВМ. Наряду с этим существует первичный учет осужденных в судах, объем которого несколько меньше. Есть также государственная и ведомственная отчетность органов внутренних дел, налоговой полиции, прокуратуры и судов.

Единый учет преступлений заключается в первичном учете и регистрации выявленных преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел. Система учета основывается на регистрации преступлений по моменту возбуждения уголовного дела и лиц, их совершивших, по моменту утверждения прокурором обвинительного заключения, а также на дальнейшей корректировке этих данных в зависимости от результатов расследования и судебного рассмотрения дела. Упомянутая корректировка допускается лишь в пределах года, являющегося законченным отчетным периодом.

Правила единого учета распространяются на все правоохранительные органы, имеющие право на возбуждение и расследование уголовных дел: органы прокуратуры, внутренних дел, налоговой полиции, таможенной службы и других, за некоторыми исключениями, связанными со специфической деятельностью. Это касается ФСБ, военной прокуратуры и суда (по делам частного обвинения). Преступления, по которым следствие и дознание производятся органами безопасности и военной прокуратуры, первичный учет и регистрация преступлений осуществляются на общих принципах, но только этими органами (т.е. сведения о преступности за их пределы не выходят). Это делает учет преступлений неполным.

Первичный учет преступлений осуществляется путем заполнения документов первичного учета (статистических карточек):

— на выявленное преступление ;

— о результатах расследования преступления;

— на преступление, по которому лицо, его совершившее, установлено;

— на лицо, совершившее преступление;

— о движении уголовного дела;

— о результатах возмещения материального ущерба и изъятия предметов преступной деятельности;

— о результатах рассмотрения дела в суде.

Заполнение карточек (или внесение аналогичной информации на магнитные носители) осуществляется по месту возбуждения уголовного дела, ведения следствия и дознания. А регистрация преступлений, лиц, их совершивших, и уголовных дел, а также ведение статистической отчетности по преступности в целом осуществляют только органы внутренних дел.

Учет преступлений ведется путем заполнения карточки на выявленное преступление. Она и углубляющая ее карточка о результатах расследования преступления содержат более 300 социальных, криминологических, уголовно-правовых, уголовно-процессуальных, криминалистических, организационных и иных юридически значимых признаков в текстуальном изложении, а также в кодах для возможного Использования на ЭВМ. Кроме этого, в карточках применяются методы сжатия информации, позволяющие умножить число отражаемых признаков.

В этих карточках мы можем найти краткое описание преступления, его квалификацию и категорию, место, способ, орудия и средства совершения деяния, объект (отрасль, сфера) и предмет посягательства, характеристику лица (группы) совершившего деяние, мотивы преступления, материальный ущерб, кем выявлено и расследовано деяние, движение дела и т.д.

Учет лиц, совершивших преступления. Учету подлежат все лица, совершившие преступления, в отношении которых утверждено обвинительное заключение, либо санкционировано направление протокола с материалами в суд или передача материалов для применения мер общественного воздействия без возбуждения уголовного дела. Учету подлежат также лица, уголовные дела по обвинению которых прекращены, либо в возбуждении уголовного дела отказано в связи с истечением сроков давности, вследствие акта амнистии или помилования, в отношении умершего обвиняемого, в связи с изменением обстановки и по другим нереабилитирующим основаниям.

Учет уголовных дел производится на основании карточек на выявленное преступление и движение уголовного дела.

В итоге наша правоохранительная система собирает огромное количество первичных сведений о совершенном преступлении, правонарушителе, движении уголовного дела и деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Государственная статистическая отчетность правоохранительных органов, представляемая МВД России в Госкомстат России, состоит из пяти форм:

1. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и не раскрытых преступлениях.

2. Единый отчет о преступности.

3. Отчет о лицах, совершивших преступление.

4. Отчет о следственной работе.

5. Отчет о работе прокурора.

Учет судимости в судах всех уровней, как правило, строится на основе уже известных нам статистических карточек на уголовное дело, подсудимого, гражданское дело и т.д. Основным и криминологически важном первичном документом учета является статистическая карточка на каждого подсудимого, в которой отражаются:

1) сведения о подсудимом (фамилия, имя, отчество, пол, возраст, гражданство, местожительство, образование, род занятий, занимаемая должность, судимость и др.);

2) сведения о преступлении (характер, стадия совершения, рецидив, число соучастников, состав преступной группы, место совершения, отрасль хозяйства и форма собственности объекта посягательства и др.);

3) сведения о приговоре, определении, постановлении (результат рассмотрения дела, основная и дополнительная квалификация деяния, вид и мера основного и дополнительного наказания и т.д.);

4) сведения о кассационном рассмотрении дела, где указываются решения кассационной инстанции.

Государственная статистическая отчетность судов первой инстанции включает в себя: отчеты о работе по расследованию уголовных, административных, гражданских дел, по исполнению приговоров и решений. В них отражается количество и характер судебных дел, рассмотренных судом, сроки их рассмотрения, характер приговоров и решений, сумма материального ущерба, его возмещение и другие показатели судебной деятельности.

Наши рекомендации