Взаимодействие субъектов общения. Формы принятия совместных решений
ВОПРОСЫ К ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЭКЗАМЕНУ
1. Предмет, методы и задачи социальной психологии.
2. Группа как объект социально-психологических исследований. Классификация групп в социальной психологии.
3. Большие социальные группы, принципы и методы их исследования в социальной психологии.
4. Социально-психологические характеристики малых групп. Критерии и уровни развития малой социальной группы.
5. Лидерство в больших и малых социальных группах. Влияние личности на развитие группы.
6. Конформизм: классические эксперименты.
7. Агрессия и альтруизм как характеристики социального поведения..
8. Социально-психологические аспекты влияния в социальных отношениях.
9. Социальное окружение как условие развития личностных черт. Социальная обусловленность развития Я-концепции человека.
10. Социально-психологические предпосылки самоактуализации личности.
11. Социальные установки и предрассудки.
12. Ролевое поведение. Гендерные, национальные, возрастные, индивидуальные различия в ролевом поведении.
13. Эмоциональные аспекты межличностных отношений. Эмпатия и межличностная сенситивность.
14. Виды, функции, причины и динамика конфликта. Стратегии разрешения и методы завершения конфликтов.
15. Общение как социально-психологическая категория, его структура, виды, функции и уровни.
16. Соотношение категорий общения и деятельности.
17. Общение как коммуникация, интеракция и социальная перцепция.
18. Взаимодействие субъектов общения. Механизмы социальной перцепции.
19. Речевые и неречевые средства общения.
20. Развитие коммуникативной компетентности.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
7.1. Основная литература
1. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. - М., 1998, - 376 с.
2. Аронсон Э. Общественное животное. Введение в социальную психологию /Пер. с англ. М.А.Ковальчука под ред. В.С.Магуна – М., 1998. – 517 с.
3. Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб., 2000. – 464 с. – (Серия «Мастера психологии).
4. Майерс Д. Социальная психология./Перев. с англ. – СПб., 1997. – 688 с.
5. Леонтьев А.А. Психология общения. – 2-е изд., – М., 1997. – 365 с.
6. Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. – СПб., 2000. – 336 с. – (Серия «Мастера психологии»).
7. Пайнс Э., Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб., 2000. – 528 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
8. Фернхем А., Хейвен П. Личность и социальное поведение. – СПб., 2001. – 368 с. (Серия «Мастера психологии»).
7.2. Дополнительная литература
ЛИТЕРАТУРА
9. Аверченко Л.К. Управление общением: Теория и практикумы для социального работника: Учебное пособие. – М., Новосибирск, 1999. – 216 с.
10. Адлер А. Понять природу человека / Пер. Е.А.Цыпина – СПб., 1997 – 256 с.
11. Алексеев А.А., Громова Л.А. Психогеометрия для менеджеров. – Л., 1991. – 164 с.
12. Аллан Д. Ландшафт детской души. Психоаналитическое консультирование в школах и клиниках. Перевод с англ. Ю.М.Донца. Под общей редакцией В.В.Зеленского – СПб.-Мн., 1997. – 256 с.
13. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания / Под редакцией А.А.Бодалева . М., Воронеж, 1996. – 384 с.
14. Бандура А. Теория социального научения. – СПб., 2000. – 320 с.
15. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. Пер. с англ. Ю.Брянцевой и Б.Красовского. – М., 1999. – 512 с. (Серия «Психология. ХХ век»).
16. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. – СПб., 2002. – 512 с.
17. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: Пер. с англ./ Общ. ред. М.С.Мацковского – СПб., 1992. – 400 с.
18. Берн Э. Лидер и группа. О структуре и динамике организаций и групп. – Екатеринбург, 2000. – 320 с.
19. Бернс Р.С., Кауфман С.Х. Кинетический рисунок семьи: введение в понимание детей через кинетические рисунки/ Пер. с англ. М., 2000. – 146 с.
20. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М., 1994. –400 с.
21. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995. – 328 с.
22. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Под ред. Д.И.Фельдштейна. – М., Воронеж, 1995. – 352 с.
23. Большой психологический словарь/ Сост. и общ. ред. Б.Г.Мещеряков, В.П.Зинченко. – СПб., 2003. – 672 с.
24. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике –СПб., 1999. -528 с.: (Серия «Мастера психологии»).
25. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия – СПб, 1997. – 336 с.: (Серия «Мастера психологии»).
26. Васильев В.Л. Юридическая психология – СПб., 1997. – 656 с. (Серия «Мастера психологии»).
27. Вацлавик П., Бивин Д., Джексон Д. Прагматика человеческих коммуникаций: Изучение паттернов, патологий и парадоксов взаимодействия./ Пер. с англ. А.Суворовой. – М., 2000. – 320 с.
28. Введение в практическую социальную психологию. Учебное пособие для высших учебных заведений./ Под ред. Ю.М.Жукова, Л.А.Петровской, О.В.Соловьевой. – 2-е, исправленное изд., М., 1996. – 373 с.
29. Вербицкий А.А., Борисова Н.В. Методические рекомендации по проведению деловых игр – М., 1990. – 48 с.
30. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика: Пер. с англ. – М., 1991. – 320 с.
31. Вундт В. Проблемы психологии народов // Преступная толпа – М.,1998.–320 с. (с. 195 – 308).
32. Выготский Л.С., Лурия А.Р. Этюды по истории поведения: Обезьяна. Примитив. Ребенок. – М., 1993. – 224 с.
33. Выготский Л.С. Психология. М., 2000. – 1008 с. (Серия «Мир психологии»).
34. Выготский Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. Изд. 5. Испр. и доп. – М., 1997. – 416 с.
35. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2-х т., Т. 2: Пер. с франц. – М., 1992. – 376 с.
36. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – 3-е изд., с изм. и доп. – СПб., 1997. – 608 с.
37. Гримак Л.П. Общение с собой: Начала психологии активности. – М., 1991. – 320 с.
38. Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд: Перевод с франц./Изд. подгот. В.А.Луков. – СПб., 1998. – 496 с. – (Психология и социология: страницы классики).
39. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СПб., 2000. – 368 с. – (Серия «Практикум по психологии).
40. Жинкин Н.И. Язык – речь – творчество. (Избранные труды). – М., 1998. – 368 с.
41. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1991. – 96 с.
42. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии.: Курс лекций. – Ростов н/Д., 1998. – 480 с.
43. Зимбардо Ф. Застенчивость: Пер. с англ. – М., 1991. – 208 с.
44. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб., 2000. – 448 с. (Серия «Мастера психологии»).
45. Изард К.Э. Психология эмоций / Перев. С англ. – СПб., 1999. – 464 с.: (Серия «Мастера психологии»).
46. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб., 2000. – 512 с. – (Серия «Мастера психологии»).
47. Келли А.Дж. Теория личности. – СПб., 2000. – 249 с. (Мастерская психологии и психотерапии).
48. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама – М., 1993. – 224 с.
49. Комер Р. Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики. – СПб., 2002. – 608 с.
50. Конфликтология. Под ред. А.С.Кармина. – СПб., 1999. – 448 с.
51. Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего. – М., 1997. – 432 с.
52. Краткий психологический словарь /Ред.–сост. Л.А.Карпенко; Под общ. ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского. – 2 изд., расш., испр. и доп. – Ростов н/Д, 1998 – 512 с.
53. Кроль Л.М., Михайлова Е.Л. Человек – оркестр: микроструктура общения – М., 1993. – 160 с.
54. Куликов Л.В. (составитель). Психология личности в трудах отечественных психологов. – СПб., 2000. – 480 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии»).
55. Куттер П. Любовь, ненависть, зависть, ревность. Психоанализ страстей. Перевод с немецкого. С.С.Панкова. – СПб., 1998. – 115 с.
56. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000. – 416 с. – (Серия «Практикум по психологии»).
57. Кэмпбэлл Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб., 1996. – 392 с.
58. Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д., 1999. – 608 с.
59. Лабунская В.А., Менеджерицкая Ю.А., Бреус Е.Д. Психология затрудненного общения: Теория. Методы. Диагностика. Коррекция: Учеб. пособие для студ. Высш. учеб. заведений. – М. , 2001. – 288 с.
60. Лазурский А.Ф. Избранные труды по психологии. М., 1997. – 446 с.
61. Лебон Г. Психология толп // Психология толп – М., 1998. – 416 с. (с. 15 – 254).
62. Левин К. Разрешение социальных конфликтов./Пер. с англ. – СПб., 2000. – 408 с.
63. Левин К. Теория поля в социальных науках./ Пер. с англ. – СПб., 2000. – 368 с. (Мастерская психологии и психотерапии).
64. Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. – М., 1997. – 287 с.
65. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М. – 1975. – 304 с.
66. Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Перевод с англ., под ред. А.Р.Лурия – М., 1974. – 552 с.
67. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка./ Под редакцией Рузской А.Г. – М., Воронеж, 1997. – 384 с.
68. Ломброзо Ч. Гениальность и помешательство/Общ. ред. Л.М.Гримака. – М., 1996. – 398 с.
69. Лурия А.Р. Язык и сознание. Под редакцией Е.Д.Хомской. Ростов н/Д, 1998. – 416 с.
70. Мартин Д. Психологические эксперименты. Секреты механизмов психики. – СПб., 2002. – 480 с.
71. Марциновская Г.Д., Ярошевский М.Г. 100 выдающихся психологов мира. – М., Воронеж, 1996. – 320 с.
72. Маслоу А. Мотивация и личность Перевод с англ. Татлыбаевой А.М. –СПб.,1999. – 478 с.
73. Маслоу А. Психология бытия. Пер. с англ. – М., 1997. – 304 с.
74. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Под редакцией Е.А.Климова – М., Воронеж, 1996. – 448 с.
75. Миллер С. Психология игры. – СПб., 1999. – 320 с.
76. Морозов А.В. Психология влияния. – СПб., 2000. – 512 с. – (Серия «Хрестоматия по психологии).
77. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. – М., 1996. – 478 с.
78. Московичи С. Машина, творящая богов. / Пер. с фр. – М., 1998. – 560 с.
79. Мясищев В.Н. Психология отношений: Под редакцией А.А.Бодалева. – М., Воронеж, 1995. – 356 с.
80. Оллпорт Г.В. Личность в психологии. – М.; СПб., 1998. – 345 с.
81. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя. – М., 1991. – 287 с.
82. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теория и исследования/ Пер. с англ. М.С.Жамочьян под ред. В.С.Магуна – М., 2000. – 607 с.
83. Перлз Ф.С. Внутри и вне помойного ведра: Пер с англ. – 2-е изд. – СПб., 1997. – 448 с.
84. Перлз Ф.С. Эго, голод и агрессия /Пер. с англ. М., 2000. –358 с.
85. Перспективы социальной психологии/ Пер. с англ. – М., 2001. – 688 с. (Серия «Мир психологии»).
86. Пешков И.В. Введение в риторику поступка. Учебное пособие. – М., 1998. – 288 с.
87. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д.Балин, В.К.Гайда, В.К.Гербачевский и др.// Под общей ред. А.А.Крылова, С.А.Маничева. – СПб., 2000. – 560 с.(Серия «Практикум попсихологии»).
88. Практикум по арт-терапии// Под ред. А.И.Копытина. – СПб., 2000. – 448 с. (Серия «Практикум по психологии»).
89. Проективная психология/ Пер. с англ. – М., 2000. – 528 с. (Серия «Мир психологии»).
90. Психология: Биографический библиографический словарь / Пер. с англ. – СПб., 1999. – 832 с.
91. Психология господства и подчинения: Хрестоматия / Сост. А.Г.Чернявская – Мн., 1998. – 560 с.
92. Психология: комплексный подход/ М.Айзенк, П.Брайант, Х.Куликэн и др.; Под ред. М.Айзенка; Пер. с англ. С.Б.Бенедиктова. – Мн., 2002. – 832 с.
93. Психология конфликта: Хрестоматия/ Сост. И общая редакция Н.В.Гришиной. – СПб., 2001. – 448 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
94. Психология менеджмента: Учебник/ Под ред. Проф. Г.С.Никифорова – СПб., 2000. – 572 с.
95. Психология национальной нетерпимости: Хрестоматия/Сост. Ю.В.Чернявская. – Мн., 1998. – 560 с.
96. Психология. Учебник. Отв. ред. А.А.Крылов – М., 1998. – 584 с.
97. Райгородский Д.Я. (редактор – составитель). Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара, 1998. – 672 с.
98. Райгородский Д.Я. (редактор – составитель). Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. - Самара, 1999. – 448 с.
99. Райгородский Д.Я. (редактор – составитель). Психология личности. Т. 2. Хрестоматия. Издание второе, дополненное. - Самара, 1999. – 544 с.
100. Райгородский Д.Я. (редактор – составитель). Психология масс. Хрестоматия. - Самара., 1998. – 592 с.
101. Райгородский Д.Я. (редактор – составитель). Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров. – Самара., 1997. – 640 с.
102. Раттер М. Помощь трудным детям. Пер. с англ. Е.Алексеевой, С.Нуровой. – М., 1999. – 432 с. (Серия «Мир психологии»).
103. Райх В. Анализ личности. – М.; СПб., 1999. – 333 с.
104. Ранк О. Миф о рождении героя – М., 1997. – 250 с.
105. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология – СПб., 1999.– 416 с.: (Серия «Мастера психологии»).
106. Риман Ф. Основные формы страха/ Пер. с нем. Э.Л.Гушанского. – М., 1999. – 336 с.
107. Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы в психологической диагностике. – М., 1992. – 256 с.
108. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии /Пер. с англ. В.В.Румынского под ред. Е.Н.Емельянова, В.С.Магуна – М., 1999. – 429 с.
109. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т. 1. – М., 1989. – 488 с.
110. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т., Т. 2. – М., 1989. – 328 с.
111. Руденский Е.В. Социальная психология: Курс лекций. – М., 1997. – 224 с.
112. Рудестам К. Групповая психотерапия – СПб., 1998. – 384 с.: (Серия «Мастера психологии»).
113. Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии: Пер. с англ. – СПб., М., 1999. –347 с.
114. Сигеле С. Преступная толпа. Опыт коллективной психологии // Преступная толпа – М., 1998, - 320 с. (с. 5 – 116).
115. Сикорский И.А. Физиогномика в иллюстрированном изложении// Читать человека как книгу. – М., 1998. – 344 с. (с. 7 – 219).
116. Словарь практического психолога/Сост. С.Ю.Головин. – Минск, М., 2003. – 800 с.
117. Современная психология: Справочное руководство. Под ред. Дружинина В.Н. – М., 1999. – 688 с.
118. Сонин В.А., Шлионский Л.М. Классики мировой психологии. Биографический энциклопедический словарь. – СПб., 2001. – 288 с.
119. Социальная психология: Хрестоматия: Учеб. пособие для студентов вузов/ Сост. Е.П.Белинская, О.А. Тихомандрицкая. – М., 1999. – 475 с.
120. Тард Г. Мнение и толпа // Психология толп – М., 1998. – 416 с. (с. 255 - 408).
121. Тревога и тревожность. Хрестоматия/ Сост. И общая редакция В.М.Астапова. – СПб., 2001. – 256 с. (Серия «Хрестоматия по психологии»).
122. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. – СПб., 1999. – 318 с.
123. Фопель К. Создание команды. Психологические игры и упражнения/ Пер. с нем. – М., 2002. – 400 с.
124. Фопель К. Сплоченность и толерантность в группе. Психологические игры и упражнения. Пер. с нем. – М., 2002. – 336 с.
125. Франкл В.Э. Доктор и душа: от психотерапии к логотерапии// Доктор и душа – М., 1997. – 288 с. (с. 13 -149).
126. Франкл В.Э. Человек в поисках смысла: Введение в логотерапию// Доктор и душа – М., 1997. – 288 с. (с. 153 – 279).
127. Фрейд З. Психология масс и анализ человеческого «Я» // Преступная толпа – М., - 1998. – 320 с. (с. 117 –194).
128. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ Пер. с англ. Э.М.Телятникова, Т.В.Панфилова – Мн., 1999. – 624 с.
129. Фромм Э. Революция надежды. – СПб., 1999. – 245 с.
130. Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь: дополнительный том. Исследование магии и религии – М., 1998. – 458 с.
131. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. – Красноярск, 1996. – 158 с.
132. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т., Т. 1; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского – М., 1986. – 408 с.
133. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т., Т. 2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М.Величковского – М., 1986. – 392 с.
134. Хелл Д. Ландшафт депрессии/ Пер. с нем. И.Я.Сапожниковой. – М., 1999. – 280 с.
135. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997. - 720 с.
136. Хорни К. Наши внутренние конфликты// Собрание сочинений. В 3 т. Т. 3./ Пер. с англ. – М., 1997. – 696 с. (с. 5 – 234).
137. Хорни К. Новые пути в психоанализе// Собрание сочинений. В 3 т. Т. 2./ Пер. с англ. – М., 1997. – 544 с. (с. 3 – 279).
138. Хорни К. Собрание сочинений. В 3 т. Т. 1. Психология женщины; Невротическая личность нашего времени / Пер. с англ., М., 1997. – 496 с.
139. Хрестоматия по социальной психологии. Учебное пособие для студентов: Сост. и вступ. очерки Т.Кутасовой. – М., 1994. – 222 с.
140. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (Основные положения, исследования и применение). – СПб., 1997. – 608 с. – (Серия «Мастера психологии»).
141. Чалдини Р. Психология влияния – СПб., 1999. – 272 с.: (Серия «Мастера психологии»).
142. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы социальной психологии. – М., 1995. – 544 с.
143. Шибутани Т. Социальная психология. Пер. с англ. В.Б.Ольшанского. – Ростов н/Д., 1998. – 544 с.
144. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М., 1999. – 448 с.
145. Шульц Д.П., Шульц С.Э. История современной психологии / Перев. С англ. – СПб., 1998. – 528 с.
146. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999. – 656 с.: (Серия «Мастера психологии»).
147. Экман П. Психология лжи. – СПб., 1999. – 272 с.: (Серия «Мастера психологии»).
148. Эльконин Д.Б. Психология игры. – 2-е изд. – М., 1999. – 360 с.
149. Энкельманн Н.Б. Харизма. Личностные качества как средство достижения успеха в профессиональной и личной жизни/ Пер. с нем. – М., 2000. – 272 с.
150. Эриксон Э.Г. Детство и общество. – Изд. 2-е, перераб. и дополн./ Пер с англ. – СПб., 2000. – 416 с.
151. Ясперс К. Общая психопатология. Пер. с нем. – М., 1997. – 1056 с.
7.3. Периодические издания.
1. Вопросы психологии
2. Вопросы психологии экстремальных ситуаций
3. Журнал практического психолога
4. Журнал прикладной психологии
5. Конфликтология
6. Культурно-историческая психология
7. Международный журнал социальных наук РАН (ЮНЕСКО)
8. Мир психологии
9. Молодежь и общество
10. Психологический журнал
11. Сотис: социальные технологии; исследования
12. ЧФ: Социальный психолог
7.4. Интернет – ресурсы.
Каталоги:
„Психология“ (http://omni.ac.uk/browse/mesh/detail/C0033909L0033909.html (англ.));
„Веб–ресурсы истории и философии психологии“ Йоркского университета (http://www.psych.yorku.ca/orgs/profsocs.htm);
„Энциклопедия психологии“ (http://www.psychology.org/ (англ.));
„Социальные науки“ (http://www.sosig.ac.uk/psychology/ (англ.));
«Психологические ссылки» (http://www.mrc-cbu.cam.ac.uk/psychology.links.netscape.html (англ.));
„Ссылки по истории психологии“ (http://www.socialpsychology.org/history.htm (англ.));
„Нейронауки“ (http://www.neuro.fsu.edu/wwwneuro.htm); „Профессиональный круг дифференциальной психологии и психологии личности“ (http://psylux.psych.tu-dresden.de/i2/differentielle/linkage.htm (нем.));
„Психоаналитические ресурсы в WWW“ (http://www.rzuser.uni-heidelberg.de/~iy0/texte/pawww.htm (нем.));
„Науки о человеке“ (http://netia59.ac-lille.fr/mau/0594561m/wwwfr/Sc-hum.htm (фр.)), где есть рубрика „Психология“;
„Психо–ресурсы“ (http://www.psycho-ressources.com/babillard.html (фр.)); „Мир психологии“ (http://psychology.net.ru/ (рус.));
„Psychology Online Russia“ (http://www.psycho.all.ru (рус.));
„Психология он-лайн“ (http://www.psychology-online.ru/ (рус.)).
„Новости Науки“ (http://news.bbc.co.uk/hi/russian/sci/tech/default.stm);
„НГ — Наука“ (http://science.ng.ru/),
„Кирилл и Мефодий. Наука/Техника“ (http://www.km.ru/science/).
Сайт „Новости науки от Михаила Висенс“ (http://www.nauka.lucksite.com они мало подходят.
Институт психологии РАН (http://www.psychol.ras.ru), факультет психологии МГУ (http://www.psy.msu.ru/),
Психологический институт РАО (http://pirao.ru/);
Институт психологии РГГУ (http://www.rsuh.ru/win/fac/psych/index.shtml),
Московский городской психолого–педагогический институт (http://www.psychology-online.ru/),
Московский городской педагогический университет (http://www.flogiston.ru/univery/vuz/mgpu.shtml),
Воронежский институт психологии (http://www.vspu.ac.ru/),
Научно–учебный центр психологии Новгородского государственного университета (http://www.nsu.ru/psych/internet/),
Самарский государственный университет (http://www.ssu.samara.ru/).
Сайт факультета психологии МГУ „Флогистон“ (http://flogiston.da.ru/).
„Флогистон. Психология из первых рук“ (http://flogiston.ru) - Обширная психологическая библиотека (более 200 текстов): книги, статьи, переводы, списки литературы по психологии, биографии психологов. Актуальная информация о последних исследованиях в психологии. Анонсы текущих событий в мире психологии: конференций, тренингов, конкурсов, грантов. Интервью с ведущими психологами России и зарубежья. Обзоры психологических сайтов. Информация о факультетах психологии российских ВУЗов. Форумы, списки рассылки. Для студентов, аспирантов, специалистов в области психологии, а также интересующихся психологией.
Сайт „Института прикладной психологии“ (http://www.sobchik.newmail.ru/Apilns/metod.html), на котором даются описания психодиагностических методик,
или сайт „Академии практической психологии при факультете психологии МГУ“ (http://www.informika.ru/text/friends/raduga/vs/vs23.html).
Совершенно особое место занимает сайт Дмитрия Сатина, созданный в марте 2000 г., „Психология на русском языке“ (web.psychology.ru).
Университеты: Гамбурга (факультет психологии) (http://www.rrz.uni-hamburg.de/psycholo/welcome.html), Дортмунда (http://statistik.uni-dortmund.de), Бонна (http://www.psychologie.uni-bonn.de/), Лейпцига (http://www.uni-leipzig.de/~psy/), Вены (http://www.univie.ac.at/), Граца (http://www.uni-graz.at/), Инсбурга (http://info.uibk.ac.at/). Полный список американских университетов: ttp://www.unet.univie.ac.at/~a9509553/Universitaeres/UniUSAam.htm.
Институт поведенческой терапии А.Т. Бека (http://www.beckinstitute.org/ (англ.)).
Институт психологического анализа искусства университета Флориды (http://www.clas.ufl.edu/ipsa/intro.htm (англ.)) занимается исследованием (прежде всего на основе психоанализа, но не только) вопросов литературы, киноискусства, живописи, пытаясь ответить на вопросы: как и почему данный автор пишет? почему разные люди читают по–разному? в чем психологическая сущность того или иного вида или жанра искусств?
Отдел „Истории и философии“ (http://www.chelt.ac.uk/ess/soss/hps/ (англ.)) Психологической секции Британского психологического общества (http://www.bps.org.uk) обеспечивают организацию Ежегодной конференции, симпозиумов и семинаров, подготовку совместных заседаний с другими обществами родственной тематики.
Интернациональная психоаналитическая ассоциация (http://www.ipa.org.uk/ (англ.)).
Учебные материалы: Сайт „Специальные образовательные ресурсы в Интернете“: http://seriweb.com/).
Институт психологии университета Р. Декарта (Париж) (http://misyapp.com/lps/fr/g/s1&2/s2.html (фр.));
Институт клинической, диагностической и дифференциальной психологии Технического университета Дрездена (http://psylux.psych.tu-dresden.de/i2/differentielle/home.htm (нем.)) — здесь можно найти публикации сотрудников института по темам психобиологии личности, когнитивной психологии, психологии межиндивидуальных различий и темперамента, психогенетики, психопатологии и молекулярных основ психики; кафедра психологии факультета математики и естественных наук этого же университета (http://linus.psych.tu-dresden.de/inhalt.html (нем.)).
Сайт департамента социальных наук Ноттигемского университета (Великобритания) включает в себя сайт „Психология“ факультета экономики и социальных наук (http://ess.ntu.ac.uk/bscpsych/) с описанием трехлетнего курса, который аккредитован Британским психологическим обществом (BPS) для студентов по основным теоретическим областям психологии (познание, биологические, социальные и индивидуальные различия, развитие), экспериментальным и статистическим методам исследования. На неофициальном сайте университета Руана (http://bonnepluie.free.fr/psychologie/ (фр.)) можно найти вводные лекционные материалы курсов, читаемых для первого и второго курсов. Причем особенно богато представлена традиция З. Фрейда. Здесь есть материалы по истории психологии; психологии развития; патопсихологии; клинической психологии (в частности, представлено введение в различные психоаналитические понятия, такие как, фантазия, травма, инстинкты и импульсы, детская сексуальность, отношения дети — родители, работа механизма психической защиты, изоляция, неврозы); социальной психологии. Показательно, что все учебные материалы (в форматах doc, pdf или rtf) можно получить через Internet.
На сайте „Общая психология. Восприятие“ (http://psychologie.fernuni-hagen.de/Kurs3250/Wahrnehmung.htm (нем.)) представлен учебный мультимедийный курс по общей психологии (тема: восприятие), разработанный C.O. Schmidt. Кроме самого учебного материала он включает в себя соответствующий иллюстративный материал и обширную систему ссылок на связанные с данной темой сайты. Колледж г. Кортланда (http://snycorva.cortland.edu/~andersmd/edpsy.html (англ.)) предоставляет обучающие программы по курсу психологии образования. Рассматриваются следующие темы: содержание предмета психологии образования; поведенческий, когнитивный и гуманистический подходы к обучению; учения Ж. Пиаже, Э. Эриксона, Л. Колберга, А. Маслоу, Л.С. Выготского, К. Роджерса; обучение, основанное на оперантном и классическом обусловливании; синдром дефицита внимания; фасилитация при коммуникациях; статистика и др.
„Анатомический атлас. Форум для медиков“ (http://trautline.de/nerven.htm (нем.)) дает краткий, но содержательный обзор принципов устройства и работы нервной системы, начиная с механизмов синаптической передачи и заканчивая блоками мозга. „Глобальная анатомия“ Медицинской школы факультета психологии Висконсинского университета (http://www.anatomy.wisc.edu/anatomy.htm (англ.)) представляет собой прекрасный интерактивный атлас мозга, созданный с помощью аплетов Java. „Биологическая психология“ (http://www.csuchico.edu/psy/BioPsych/limbicSystem.html (англ.)) факультета психологии Калифорнийского университета также является иллюстрированным учебником по строению мозга.
„Атлас целостного мозга“, созданный A.J. Keith (http://www.med.harvard.edu/AANLIB/home.html (англ.)).
„Даты истории, важнейшие направления и персоны психологии“ (http://www.stangl-aller.at/ ARBEITSBLAETTER/ WISSENSCHAFTPSYCHOLOGIE/ PsychologiePersonen.html (нем.)).
Программа по истории психологии открытого доступа по адресу: http://www.unb.ca/web/units/psych/likely/psyc4053.htm (англ.) разработана D. Likely (факультет психологии университета Нью Брунсвик) и представляет собой дополнение к стандартному учебнику (Hergenhahn B.R. An introduction to the history of psychology. 4th edition. Brooks/Cole Publishing Company. 1997) в виде обширного набора лекций on–line, литературы и демонстраций. Курс состоит из 12 частей, после прохождения каждой из которых студент должен посылать по электронной почте письменной отчет.
Библиотечные сайты. Большая часть библиотечных сайтов с универсальным набором психологической литературой имеет закрытый доступ. Это означает, что с библиографией, а иногда и с анонсами текстов можно познакомиться без каких–либо осложнений, но сами тексты (прежде всего если речь идет о свежих публикациях) надо заказывать отдельно. Великолепная библиография по психологии, в том числе по современной когнитивной, собрана на сайте http://cogprints.soton.ac.uk/view-psyc.html (анг.); по логотерапии и экзистенциальной психологии — на сайте http://logotherapy.univie.ac.at/bibde.html (англ. и нем.). Сайт „Философская библиотека“ (http://www.meiner.de/autoren.htm (нем.)) дает очень подробные анонсы на тексты по истории философии.
Полная библиография современных журналов по социальной психологии дана на сайте „Университетская библиотека по психологии А. Пьерона“ (http://www.bu.univ-paris5.fr/psychologie/netsociale.htm). Приятным исключением из общего правила является бесплатный доступ к базе данных MEDLINE Национальной медицинской библиотеки (NLM) в США (http://www.nlm.nih.gov/databases/freemedl.html). Правда, получить доступ к классическим текстам по психологии не составляет трудностей. Так, по адресу: http://www.elseminario.com.ar/Bibliografia/ (англ., фр., лат.) можно заказать тексты основных трудов классиков психологии, среди которых А. Бине, Ф. Брентано, Г. Бунге, Ж.М. Шарко, В. Дильтей, Г.Т. Фехнер, М. Фуко, Э. Гуссерль, Э. Мах, У. Джемс, Э. Титчнер, В. Вундт и др. Для русскоязычного читателя также нет проблем. В знакомстве с классикой ему могут помочь сайты: „Каталог книжной полки по психологии“ (http://psylab.unn.ac.ru/library/Psycho/satin/Library/catalog.shtml); „Чернильница“ (http://www.kulichki.com/inkwell/); „High.ru — Классики“ (http://high.ru/library/authors.html — здесь собрана литература по теме измененных состояний сознания); „Рефераты по психологии. НЛП“ (http://alternativa22.boom.ru/Psycholog.htm) и др.
Достаточно полный перечень книг по психологии на русском языке можно найти на странице: http://www.psychology-online.ru/lit/obzorf.htm. Конечно, значительно труднее с современной литературой (на иностранных языках). Ее можно найти, но не в одном месте, а, как правило, на специализированных сайтах, которые разрабатывают какую–либо одну психологическую тему.
Библиотека Йоркского университета (Великобритания) (http://www.yorku.ca/).
Психоанализ: http://www.microtec.net/desgros/index.html.
Еще одним источником получения новой информации по психологии являются электронные журналы. Некоторые дают только анонсы: „Наука/Интерпериодика. Психологический журнал“ (http://www.maik.rssi.ru); „Вопросы психологии“ (http://www.courier.com.ru/vp/index.html); „Журнал неврологии и психиатрии“ (http://www.mediasphera.aha.ru/neurol/neur-mn.htm).
Но есть и ресурсы с доступом к самим статьям, например, „Журнал практической психологии и психоанализа“ (http://www.psychol.ras.ru/ippp_pfr/journal);
„Психология и бизнес. Э–журнал“ (http://www.psycho.ru/magazine/mainpage.htm).
Широкий охват образовательной тематики дает электронный журнал „Курьер образования“ (http://www.courier.com.ru/index.html),
предоставляющий кроме всего прочего каталог журналов с родственной ориентацией.
Сайты психологических издательств, в принципе, могут быть достаточно интересными, но само содержание там не выкладывается, только — анонсы выпускаемых книг.
Среди немецкоязычных издательство номер один — „Hogrefe Verlag für Psychologie“ (http://lnx1.hogrefe.de/), которое издает, в частности, журналы: „Zeitschrift für Entwicklungspsychologie und Pädagogische Psychologie“ (http://www.hogrefe.de/zepp/) и „Diagnostica“ (http://www.hogrefe.de/diagnostica/).
„Энциклопедии Энкарты“ (Microsoft Encarta. Online Encyclopedia, 2001) (http://encarta.msn.com/ (англ.))
собрано не так много материалов, касающихся знаменитых психологов и
„Колумбийская электронная энциклопедия“ Колумбийского университета (http://www.encyclopedia.com/home.html),
Стенфордская философская энциклопедия (http://plato.stanford.edu/contents.html (англ.)).
„Психологический словарь“ (http://psi.webzone.ru/index.htm).
Сайт с глоссарием психолого–педагогических терминов, составленным Л.С. Колмогоровой (http://bspu.secna.ru/glossaries/psihological/tituln.html).
Краткий терминологический словарь по психологии, разработанный A. Samson (1996, 1998), представлен по адресу: http://www.ustboniface.mb.ca/cusb/psycho/psy120/gloslex.html (итал.).
Сайте „Biographie.net“ (http://www.biographie.net/ (многояз.)) - биографии психологов.
„Классики в истории психологии“ (http://psychclassics.yorku.ca/ (англ.)).
„Веб–сайт истории психологии“ (http://elvers.stjoe.udayton.edu/history/welcome.htm (англ.)).
Материалы по гештальтпсихологии собраны по адресу: http://dmoz.org/Science/Social_Sciences/Psychology (англ.).
Сайт бельгийской клинической психологии имеет подрубрику „Ученые в психологии“ (http://user.online.be/allemeesch/KlinPsy/Psychintro.htm), где можно познакомиться с ссылками на биографии более чем 400 ученых (К. Абрахам, А. Адлер, Г. Олпорт, А. Альцгеймер и др.).
Сайт „Персоны медицины“ (http://www.m-ww.de/persoenlichkeiten/index.html) представляет собой собрание биографий ученых и общественных деятелей, оказавших существенное влияние на развитие представлений о телесном, душевном и психическом здоровье человека; среди них — известные психологи (Ф. Александер, А. Адлер, Ш. Бюлер, Ж. Шарко и др.).
Очень развернутые биографии ученых, связанных с психоанализом, есть на странице: http://psychematters.com/bibliographies.htm сайта „Вопросы души“ (http://www.psychematters.com/ (англ.)). Среди них М. Балинт, Д. Винникот, М. Клейн, Х. Шэфер, Х. Кохут, Ж. Лакан, З. Фрейд, Э. Боулби, Г. Салливен, Э. Эриксон, К. Хорни, К. Юнг, Ш. Ференци и др.).