Занятие № 3. Ресурсный психотренинг повышения самооценки

«Полюби себя»

Задачи: обучение рефлексивным навыкам более глубокого знакомства с со­бой; формирование адекватной самооценки; овладение психотехникой медита­тивного упражнения; формирование представления о том, что каждый из нас особенный и неповторимый (уникальный).

Ход занятия

1. Упражнение «Паутинка»

Участникам предлагается встать в круг. Затем ведущий кидает клубок с нитками стоящему напротив участнику, он в свою очередь зацепляет нитку за палец и тоже кидает клубок стоящему напротив участнику. После того как клу­бок побывает у каждого участника, в центре круга из ниток образуется подобие паутины. Ведущий просит участников придумать ассоциации к этой «паутине». Нужно подвести детей к выводу, что каждый человек рождается на этой земле не просто так, у каждого своя цель, своя миссия. И если кто-то умирает - весь мир теряет равновесие, замены нет. Ведущий показывает это наглядно - бро­сая свою часть нитки, и предлагает кому-нибудь сделать тоже самое.

Информирование

Каждый человек уникален. Думали ли вы когда-нибудь, что во всей все­ленной никогда не было другого человека точно такого же, как вы? Ни у кого больше нет точно таких же мыслей, как у вас, никто не выглядит точно так же, как вы, и никто не способен делать точно так же то, что способны делать вы. Фактически, если в один из дней вы вдруг покинете вселенную, после вас в ней останется пустое пространство, которое никто и никогда не сможет заполнить. Вы имеете значение!

Медитативное упражнение «Полюби себя!» позволит вам заглянуть внутрь себя, проникнуться своей уникальностью и неповторимостью а затем вместе обсудить ваши ощущения и мысли. Займите, пожалуйста удобное место на ковре, чтобы друг другу не мешать. Лягте удобно и расслабьтесь

3. Медитативное упражнение-релаксация «Полюби себя»

Упражнение занимает в различных вариантах от 15 до 20 минут.

1 этап. Погружение в релаксационное состояние (расслабление тела по традиционной схеме), или простая краткая установка на релаксацию.

2 этап. Основной текст.

«Сядьте удобно. Я предложу вам отнестись очень ответственно и внимательно ко всему, что будет происходить с вами. Вот ваша правая нога... Поставьте её так, как если бы нога была живая и могла сказать: «Спасибо, что ты обо мне позаботился, что ты поставил меня так хорошо...». Свою левую ногу поставьте так, чтобы не было напряжения ни в ступне, ни в колене. И пусть твои руки лягут спокойно на твои колени. И правая рука, и левая... Взгляните на каждую свою руку по очереди. Каждая рука достойна того, чтобы о ней позаботиться и обратить на нее свое теплое внимание, чтобы она почувствовала эту заботу. И левая рука, твоя левая рука. Пусть она ляжет также спокойно, пусть опуститься твоя кисть. И каждый палец почувствует твое внимание, твое тепло, твою заботу. Пройдись по ним и погладь своим вниманием каждый свой палец. Что ты сейчас чувствуешь на кончике каждого своего пальца? Среднего, четвертого... Активнее работают кровеносные сосуды, чувствуется, как бьётся кровь, чувствуется легко! покалывание. Те же ощущения, отразившись от левой руки, появились и в правой, правая рука сразу отозвалась. Я чувствую жизнь в каждом из своих пальцев биение теплой крови, покалывание. Кисти рук стали свободными. Они просто лежат и отдыхают. Они благодарят меня за заботу о них, а я благодарю их. Я благодарю свои руки за то, что они сильные, умелые. Мои руки умеют делать множество чудесных вещей. Они умеют работать, они сильные, они тонкие и нежные. Они бывают очень теплыми, ласковыми и нежными. Они умеют принимать тепло, они умеют дарить тепло. Это умеют мои руки, и я эти руки не променяю ни на какие другие. Я люблю их. Спасибо вам, мои руки.

Я дышу и чувствую, как воздух входит в меня, я принимаю его. И выдыхаю - воздух выходит из меня. Я рад, что у меня есть эта гармония с миром, то, что принимаю в себя воздух - и отпускаю его. Дыхание ровное, спокойное; мне дышится легко.

И вот луч внимания мягко и тепло скользит по моему лицу. Мягкая кисточка внимания скользит по моему лбу. Сбрасывается напряжение со лба, уходит напряжение с моих глаз, они теряют всякое выражение. Они просто отпускаются расслабляются, отдыхают. Это непросто сделать, так много жизни вокруг них. Но я снимаю все проблемы и отпускаю свои щёки. Пусть отдохнет моё лицо. Как мной работает лицо! Глаза смотрят, глаза ищут, глаза говорят, глаза спорят, глаза сопротивляются, глаза любят, глаза дают, глаза живут больше, чем что-либо другое в моем теле. Это зеркало моей души, это мои самые первые работники. Как много они делают! Спасибо вам! Вы соединяете меня с миром, вы показываете мне небо, вы показываете мне солнце, вы показываете мне весь мир.

Моё лицо... Моё лицо - самая важная часть меня, визитная карточка моей личности. Моё лицо, которое всегда со мной, которое работает со мной, которое счастливо со мной, которое преодолевает жизнь со мной - и живет со мной дальше. Спасибо тебе, моё лицо! Ты всегда рядом со мной. Мне хорошо с тобой. Спасибо тебе.

Занятие № 3. Ресурсный психотренинг повышения самооценки - student2.ru И мои труженики ноги. Я всегда забываю о них. Они с утра до вечера носят меня по жизни, ходят, бегают, держат меня. Мы сердимся на них, когда они подводят. Мы не ценим, что они, как лошади, день за днем выполняют самую тяжелую работу, тихо, не ожидая от нас никакой благодарности. Спасибо вам мои ноги.

И все моё тело - спасибо. Что ты у меня есть, что ты даешь мне жизнь, ты даешь мне возможность быть. Я хочу заботиться о тебе, я люблю тебя. Спасибо, что ты у меня есть. Отдыхай.

Но разве только мое тело - это Я? Я так много ощущаю в себе! Я ощущаю в себе целый мир чувств, огромный мир переживаний, радости, желаний, страхов и тревог. Все богатство этого мира - это моя душа. Моя душа - это Я? Не знаю. Но я благодарю мою душу за то, что она есть, потому что моя душа – это то, что откликается на душу другого человека. Моя душа - это то, что умеет любить, моя душа - это то, что умеет плакать... А как она умеет смеяться! Как она улыбается! Моя душа... Как она умеет летать, парить... Как она умеет быть милой... Я люблю тебя всю: и трудную и красивую. И даже мои страхи, мои тревоги, вы защищаете меня! Так или иначе, вы все заботитесь обо мне. Спасибо, что вы есть в моей душе.

Мой разум, мой ум, мой внутренний компьютер, который так много помнит, который осторожничает, вычисляет, - спасибо тебе, что ты всегда на страже, что ты никогда не спишь и позволяешь мне в мире видеть и понимать так много. Спасибо тебе. Хорошо, что ты есть.

И мой дух, мой светлый дух, высокий дух, который всегда выше меня, который всегда глубже меня, моя вертикаль, которая держит меня, ведет меня, хорошо, что я чувствую тебя! И только рядом с тобой я ощущаю себя по на-стоящему человеком. Как много у меня есть! Как хорошо, что я вижу это! Как хорошо, что я знаю это! Я благодарен судьбе за себя. Эти богатства я не обменяю ни на что на свете. И это знание всегда будет со мной - самое главное знание на свете.

Вы дышите ровно, дышите спокойно... и возвращаетесь потихоньку сюда. Возвращаетесь в эту комнату, под вами стул - и вы удобно сидите на нем. Сильно вдохните, откройте глаза - и окажитесь здесь».

Вопросы для обсуждения:

1. Чем мы похожи друг на друга?

2. Чем мы отличаемся?

3. Почему так важно знать наши общие черты?

4. Почему так важно знать, чем мы отличаемся?

5. Каким был бы мир, если бы мы были все одинаковые?

6. У каждого ли человека есть персональная особенность, которой он может гордиться?

7. Почему так важно уважать и любить себя?

8. Как мы можем подтверждать уникальность других людей?

4. Упражнение «Песня обо мне» (выполняется в тетради)

Обладать самоуважением вовсе не значит быть самонадеянным или «задаваться». Самоуважение означает уважение к самому себе и веру в собственную ценность. Иногда очень полезно бывает остановиться и пересмотреть и обдумать все хорошее что есть в нас самих и в нашей жизни. Дополните сле­дующие утверждения и расскажите о себе все то положительное, доброе и цен­ное, что сможете.

· Мои друзья любят меня, потому что...

· Я счастлив, когда...

· Лучше всего я...

· Я очень интересен тем, что...

· Работа, которую я хотел бы иметь, это...

· Если бы я мог путешествовать, я поехал бы в...

· По выходным я люблю...

· Дома я помогаю...

· Мое хобби - это...

· Мне хотелось бы иметь...

· Я люблю читать книги о...

· Музыка, которая мне нравится больше всего...

· Моя любимая телепрограмма...

· Мой любимый школьный предмет...

· Мне нравится в школе...

· Мой любимый вид спорта, в котором я люблю участвовать...

· Вид спорта, который мне нравится смотреть по ТВ или на стадионе...

· Моя любимая еда...

· Моя любимая одежда...

· Больше всего мне в себе нравится...

· Лучше всего я делаю...

· Самая большая мечта о моем будущем...

Рефлексия

Неповторимость каждого человека складывается из его личных особенно­стей, талантов и способностей. Каждый человек обладает собственной комбина­цией этих характеристик. Личные особенности - это такие части нашей личности, которые определяют, кто мы есть на самом деле, и то, как мы связаны с другими людьми и остальным миром. Примером личных особенностей могли бы служить способность к сочувствию или состраданию другим людям, организованность или, наоборот, дезорганизованность, наша замкнутость или, наоборот, наша об­щительность. Мы можем свои личные особенности изменять до известных пре­делов, так как многие из них даются нам по наследству. Например, один должен долго работать над собой для того, чтобы стать более сострадательным по от­ношению к другим людям, другой - уже рождается с природным чувством со­страдания к другим. Таланты и способности - это то, что мы можем делать хорошо. У каждого из нас есть что-то, что он может делать хорошо и что-то, что он хорошо делать не может. Важно знать, в чем ты хорош, чтобы вкладывать всё большее количество энергии в развитие этих способностей и талантов, и мень­шее количество энергии в то, в чём я не слишком преуспеваю.

Занятие № 4. Тема «Расставляем приоритеты»

Задачи: осознание своих жизненных приоритетов; овладение навыками анализа своих приоритетов.

Ход занятия

Информирование

Весь опыт вашей прошлой жизни даёт вам положительные и отрицатель­ные уроки, с помощью которых вы должны уметь расставить свои жизненные приоритеты. Если человек не знает, чего он хочет от жизни, от людей, от себя, значит, он идет по жизни извилистым и долгим путём. Этот путь можно срав­нить с поездкой на такси «куда-нибудь». Вас, конечно, таксист привезет куда-нибудь, но надо ли вам туда - вот вопрос. Сегодняшние упражнения помогут вам определить ваши приоритеты, то есть самое главное и важное в вашей жизни. Каждый человек приходит на эту землю со свое миссией, и чем раньше он это поймет, тем короче будет его путь к успеху и счастью.

2. Упражнение «Мой герб» (выполняется в тетради)

Разделите герб на 4 части и в каждой из этих частей нарисуйте символи­ческий рисунок, обозначающий:

· Самый счастливый день вашей жизни.

· Самый трагичный день вашей жизни.

· Самый желанный подарок на день рождения.

· Самое заветное желание.

На ленте напишите свой жизненный девиз.

Затем в классе выставляют работы и проводят рефлексию участников.

3. Упражнение «Ваши фантазии» (выполняется в тетради)

1. Если бы вы могли перевоплотиться в животное, то в какое? Почему имен­но в это?

2. Если бы вы могли на недельку поменяться местами с кем-нибудь, то кого бы вы выбрали? Почему?

3. Если бы добрая фея пообещала исполнить три ваших желания, то что бы вы пожелали?

4. Если бы вы в течение одного дня бы­ли невидимы, то как бы вы воспользовались этим?

5. Если бы вы обладали экст­расенсорной способностью читать самые сокровенные мысли другого человека, то кого бы вы для этого выбрали?

6. Если бы вы могли чудесным образом пере­меститься в любое место на земле или даже во Вселенной, или в другую эпоху, то куда бы вы пожелали отправиться?

Записи в тетради обсуждаются в общем кругу или по парам.

4. Упражнение «Месяц, последний в жизни» (выполняется в тетради)

Представьте себе, что вы - смертельно больны, и жить вам остался один месяц. В деньгах вы не ограничены, и чувствуете себя еще вполне здоровым. Как вы проведете свой последний месяц? Куда вы направитесь? Что вы будете делать? Кто будет рядом с вами? Как вы проведете свой последний день? Как вы умрете? Кто будет стоять у вашего одра? Какими будут ваши последние слова? Кто выступит на панихиде? Что он скажет?

А теперь хорошая новость! Вы выздоровели! У вас есть еще десять, два­дцать, шестьдесят лет. А как вы собираетесь их провести?

5. Игра «Крест-параллель»

Это игра-загадка. Ведущий говорит, что есть четыре положения: крест-параллель, параллель-крест, крест-крест, параллель-параллель. Нужно сказать соседу по очереди одно такое положение, догадываясь об их значении. Веду­щий же будет говорить, верно или неверно это сказано. Игра идёт по кругу.

Можно ее закончить, как только круг замкнется, можно играть до разгадки.

Разгадка: крест обозначает скрещенные ноги у сидящего человека или нога на ногу, а параллель - рядом стоящие ноги. Соответственно, нужно на­звать то положение, которое обозначало бы ноги говорящего и ноги того, кому говорят. Например: у меня ноги скрещены, а у соседа - нога на ногу, я говорю ему: крест-крест.

6. Упражнение «Ваше завещание» (выполняется в тетради)

Составьте воображаемое завещание, в котором вы оставляете все своё личное имущество и финансы. Отметьте, что наиболее ценно. Какие личные вещи вы завещаете родным и друзьям? Какие должны быть похоронены с ва­ми? Какие личные вещи были вам подарены? Ради кого вы живёте?

После записей в тетради проходит обсуждение в малых группах.

7. Упражнение «Герб группы»

На листе ватмана совместными усилиями всей группы нарисовать герб группы, чтобы в нем отразилась цель совместной работы команды волонтёров-лидеров.

Рефлексия.

Наши рекомендации