Психотренинг повышения стрессоустойчивости курсантов

Участие в экстремальных видах деятельности требует от курсантов высокой степени выдержки, самообладания, стрессоустойчивости. Поэтому, возникла необходимость в разработке методов воздействия на курсантов.

Так, например, существует метод стрессовых воздействий (МСВ) входит в программу дополнительного образования курсанта. Метод стрессовых воздействий – это комплекс приёмов и средств, проводимых для создания эмоциональной и физической направленности в целях формирования стрессово - устойчивой личности. МСВ предполагает тренировку сильной воли у курсанта путём дозированного воздействия на психику в экстремальной деятельности.

У курсанта, имеющего подготовку по МСВ, повышается порог чувствительности, и частично или полностью на краткосрочный период гасятся раздражители.

Тренированный курсанта, попадая в экстремальную ситуацию,
действует адекватно и при этом получает удовольствие от того, что делает.

Уровень стрессоустойчивости и социальной адаптации можно оценить с помощью общепринятой методики определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге . Тест состоит из 43 вопросов и шкалы, в которой важные жизненные события соответствуют определенному числу баллов в зависимости от степени его стрессогенности. Итоговая сумма баллов определяет уровень сопротивляемости стрессу – 150-199 баллов – высокий; 200–299 баллов – пороговый; 300 и более – низкий уровень (ранимость). Психологическое исследование личности курсанта проводится с помощью 16-факторного опросника Кеттела (Форма С). Тест состоит из 105 вопросов на каждой из которых предлагается три варианта ответов (a, b, c). По тесту Кеттела форма C позволяет выявить показатели эмоционально-волевого блока эмоциональная устойчивость, степень тревожности, наличие внутренних напряжений, уровень развития самоконтроля, степень социальной нормированности и организованности.

В современном образовательном пространстве в связи с технологизацией общества, увеличением объема осваиваемой информации, ускорением процесса обучения повышается нагрузка на сферу психики учащихся. Поэтому следует уделять должное внимание сопряженной физической и психической подготовке в процессе физического воспитания, развивать способности противостоять стрессовым и негативным явлениям, повышать уровень стрессоустойчивости[49].
Попадая в экстремальную ситуацию, курсант действует адекватно и при этом получает удовольствие от того, что успешно справляется с поставленной двигательной задачей. В целом методики стрессового воздействия и сопряженной психофизической подготовки кадет могут быть использованы в качестве инноваций на занятиях по физической культуре в общеобразовательных школах и системе дополнительного образования детей [26].

Практика показывает важность развития умения курсантов управлять психологическими состояниями.

Управление психологическими состояними понимается как совокупность стратегий, методов и приемов, которые помогают курсанту предотвращать негативные воздействия стрессфакторов, или хотя бы минимизировать их влияние [5,42,43].

Этот процесс управления имеет несколько вариантов:

- до появления стрессового состояния основное усилие надо уделять проблемам его предупреждения;

- при появлении стресса основное внимание необходимо уделять способам его противодействия;

- острая стрессовая ситуация требует осуществления первоочередных мер самопомощи.

Реализация данного направления позволяет значительно повышать уровень стрессоустойчивости курсантов, что позитивно отражается на эффективности их подготовки к будущей деятельности [46].

Психическая саморегуляция - сознательное воздействие человека на собственные психические процессы, состояния, свойства, поведение и деятельность направленное на поддержание (сохранение) или на изменение характера их протеканий.

Общеизвестно, что личность способна воздействовать на себя четырьмя путями (механизмами):

1) изменением тонуса скелетных мышц и дыхания;

2) активным включением представления и чувственного образа;

3) использованием программирующих и регулирующих ролей слова;

4) рефлекторным закреплением стенических состояний и их воспроизведение в сложной ситуации.

По глубине воздействия саморегуляции на нервную систему, личность и поведение можно выделить следующие виды психической саморегуляции:

1.Тактическую - регуляция психических процессов и текущих состояний человека.

2.Оперативную – мобилизация психических возможностей человека, психологическая подготовка к деятельности.

3.Стратегическую - изменение (программирование) индивидуально-психологических и личностных качеств, избавление от зависимостей и психосоматических расстройств

Изложенное понимание трудных ситуаций, путей и механизмов саморегуляции позволяет предложить следующую классификацию методов психической саморегуляции (см. таблицу 13)

Таблица 13

Наши рекомендации