Методы управления здравоохранением

Методы управления (руководства)— это способы и приемы воздействия руководителя организации здравоохранения или его подразделения на коллектив для более эффективного использования имеющихся ресурсов в целях решения поставленных перед ним задач. Различают следующие методы управления здравоохранением:

• организационно-распорядительные;

• экономико-математические;

• социально-психологические;

• общественные, или коллективные.

I. Организационно-распорядительные (административные)методы управления представляют собой совокупность способов по осуществлению властного (принудительно-распорядительного) воздействия. Они основаны на праве управляющей системы подсистемы (органа управления или руководителя) принимать управленческие решения в виде приказов, распоряжений, инструкций и обязательном выполнении их управляемой подсистемой (ЛПУ, коллективом сотрудников, отдельным сотрудником).

В управлении здравоохранением используется достаточно большое число способов административного воздействия, в том числе :

1. стабилизирующие, или регламентирующие, методы, устанавливают определенные правила, точные предписания к действию, рамки деятельности. К стабилизирующи методам относятся: положения (ОБ учреждении здравоохранения, о подразделении ЛПУ, о комиссиях ЛПУ), штатное расписание ЛПУ и др.

2. Распорядительные методы направлены на решение конкретных задач в ситуациях, которые не предусмотрены установленными и действующими положениями и правилами. Следует отметить, в системе здравоохранения могут использоваться 2 формы реализации распорядительного документа: документальная и устная. Так, директивы и постановления оформляются только документально, а приказы, распоряжения и указания могут быть даны устно, и письменно.

3 Дисциплинарные методы воздействия включают не только строгое соблюдение плановой, производственной и финансовой дисциплины, но и установление ответственности: личной и коллективной, моральной и материальной, служебной и гражданской.

Они базируются на организационных отношениях между людьми. Эти методы используются для распределения функций, обязанностей, ответственности, полномочий, установления регламента деловых взаимоотношений. Эти методы позволяют компенсировать просчеты в планировании, оперативно реагировать на изменяющуюся ситуацию и, внося коррективы, выводить объект управления на новые параметры путем директив, приказов, указаний, распоряжений, резолюций, предписаний и т. д.

Этими методами обеспечивается взаимодействие между отдельными структурными элементами системы или организации здравоохранения. Организационная структура является одним из важнейших элементов управления. В организации здравоохранения основными элементами являются его профилактические, лечебные и диагностические отделения и другие структурные подразделения. Между этими структурными элементами существуют строго определенные связи, которые могут быть:

• вертикальными (линейными), которые определяют иерархию подчинения;

• горизонтальными (функциональными), которые определяют согласованность действий между подразделениями.

Как правило, эти связи существуют одновременно и называются линейно-функциональными связями.

II.В настоящее время в управлении здравоохранением все большую приоритетность приобретают экономико-математические методы управления,которые включают в себя экономический анализ деятельности организации здравоохранения, методы планирования и прогнозирования, методы статистического анализа. Особое значение имеют методы экономического стимулирования, которые позволяют материально заинтересовать работников здравоохранения, создать мотивацию для оказания высококвалифицированной, качественной медицинской помощи (подробно эти методы представлены в соответствующих лекциях настоящего курса).

III. Социально-психологические методы управленияможно рассматривать как совокупность средств воздействия на коллектив, на происходящие в коллективе процессы в целом и на отдельных работников в частности. Это умение мотивировать работника к эффективному труду, партнерским отношениям, создание благоприятного психологического климата в коллективе. Поэтому в задачи руководителя органа управления или организации здравоохранения входит формирование психологически совместимых, профессионально зрелых и экономически эффективно работающих коллективов.

Социально-психологические методы управления можно разделить на 2 группы:

- прямые

- косвенные.

Прямые методы социально-психологического воздействия включают:

- внушение (целенаправленное воздействие путем влияния на психику человека)

- убеждение (аргументирование с помощью логических средств)

- подражание (воздействие на основе личного примера)

- вовлечение (воздействие путем использования гражданских чувств, социально-психологических мотивов))

- принуждение (применение власти и авторитета руководителя)

-побуждение (повышение морально-общественной значимости предстоящей работы).

Косвенные методы различаются формами опосредованного воздействия, они создают заранее заданную ситуацию, в рамках которой выполняется работа.

Это опосредование может осуществляться:

-условиями труда, т.е. созданием определенной ритмичности, степени нагрузки, привлекательности

- элементами системы управления: положениями, должностными инструкциями, организационной структурой, формами контроля и стимулирования.

- путем создания соответствующего социально-психологического климата в коллективе.

IV. Общественные, или коллективные, методы управленияподразумевают демократизацию управления, т.е. расширение участия работников в выполнении управленческих функций. При этом используются такие коллективные организационные структуры, как коллегии, медицинские советы, советы трудовых коллективов, которые создаются при руководителе организации здравоохранения в качестве совещательного органа. Как правило, в состав этих совещательных органов включаются заместители главного врача, руководители общественных организаций и те специалисты, которые пользуются авторитетом в коллективе и имеют большой профессиональный багаж знаний. Надо отметить, что решения коллегии или совета не имеют юридической силы, но на основании их руководитель организации здравоохранения может издать приказ, закрепляя юридически эти решения.

Наши рекомендации