Тема. Субъекты управления (здравоохранением)

ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА

Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием

Гродно, 2004

Тищенко Е.М. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием. - Гродно, 2004. – 31 с.

Аннотация. В учебном пособии изложены основные темы дисциплины основы менеджмента, преподаваемой в рамках теории сестринского дела для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием

Рецензент:декан факультета медицинских сестер с высшим образованием,

доцент, к. м. н. К.М. Иодковский

Утверждено и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета

Протокол № от 2004г.

Ответственный за выпуск: первый проректор, доктор медицинских наук, профессор И.Г. Жук.

© Гродненский государственный медицинский университет

СОДЕРЖАНИЕ

1. Менеджмент как наука и практика: определение, принципы, методы, законы, история. Особенности менеджмента здравоохранения
2. Субъекты управления (здравоохранением)
3. Объекты управления
4. Среда управления
5-6. Функции управления
7. Коммуникация в управлении
8. Научные основы управленческих решений
9. Конфликты в управлении
10. Литература

Тема. Менеджмент как наука и практика: определение, принципы, методы, законы, история. Особенности менеджмента здравоохранения

Менеджмент – это наука управления.

Менеджмент – это умение (научное обоснования умения) добиваться целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других.

Менеджмент (П. Друкер) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.

Менеджмент – это управление, вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях.

Управление (Файли, Хаус, Керр) – умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные официальные поручения, решают определенные задачи.

Менеджер – категория людей, которые занимаются управлением. Менеджер ↔ менеджмент.

Руководство – это способ посредством которого организация устанавливает направление деятельности, принимая решение о людях, приоритетах, программах и услугах. Руководитель ставит идею, менеджер обеспечивает ее реализацию

Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен – тот кто делает деньги.

Администрирование – более общий по смыслу термин, чем менеджмент, который отражает обезличенную систему управления. Менеджер – в отношении конкретного человека.

Основные модели управленческого образования:

1. Традиционная (германская) основана на идеи подготовки квалифицированного руководителя. Включает: высшее профессиональное образование; повышение квалификации (характерно для России);

2. Американская основана на формировании профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе диплома об общем высшем образовании (магистр управления);

3. Смешанная (Италия, Франция и др.)

История

В начале ХХ века первый прорыв управленческой мысли связан с тейлоризмом, положением, что управлять можно научно (перенос идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене).

Следующий этап, француз Анри Файол (отец менеджмента) – распространение принципов управления в классическом варианте, ориентированном, прежде всего, на построение формально организационных структур и систем.

В 1930-е годы менеджмент выделяется в самостоятельную дисциплину, а менеджер – в социальный слой, профессию.

На рубеже 1930-х годов, зарождается школа «человеческих отношений» (романтизм в управлении).

1940-1960гг. связаны с продолжением развития теории организаций как социальных систем; использованием психологии, социологии (наук о человеческом поведении) в управлении, что в советской истории не признавалось (государство тоталитаризма, командно-административной системы управления).

1950-1960гг. – развитие количественных методов обоснования решений; использование математики, кибернетики в управлении (способствовало преодолению кризиса между рационализмом и романтизмом в управлении).

1970-е годы – сформулирована идея, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к внешней и внутренней средам, и главные причины того, что происходит внутри организации следует искать вне ее («переход от черного к цветному кино»).

1980-е годы – открытие «организационной культуры» (эффективно используется в Японии, открыто в США).

Осознание основных инструментов управления:

· иерархия, организация: основное средство воздействия – давление на человека с помощью принуждения;

· рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле – продажи продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя;

· культура – вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, которые заставляют человека вести так, а не иначе.

1990-е годы, тенденции:

- глобализация (менеджмента);

- всеобщее распространение стратегического управления (долгосрочные планы, конкурентная среда). Термины «на слуху» – mission (главная задача определяющая само его назначение), vision (образ предприятия в будущем), benchmarking – (целевые ориентиры деятельности, неуступающие показателям передовых фирм).

· осознание значения материальной, технологической базы, повышение роли производительности, качества (реинжиниринг)

Наука об управлении (Англия, вторая мировая война, оптимальное размещение сооружений гражданской обороны, огневых позиций и пр.) – цель: обеспечить руководителей организации научной базой для разрешения проблем, связанных со взаимодействием компонентов организации в интересах последней, как целого. Синонимы: наука управления, наука о принятии решений, системный анализ, наука о системах.

Особенности науки упрвления:

1. научный метод (наблюдние – информация; формулирование гипотезы; верификация – подтверждение);

2. системная ориентация (организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязных частей);

3. использование моделей (разработка моделей, позволяющих принимать объект решения).

Принципы управления (впервые Г. Эмерсон, 1912; А. Файол – их неограниченное число) – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

Современное представление: общие и частные

Общие: Частные:
· применимости · многофункциональности · интеграции · системности · ориентации на ценности   · оптимальное сочетание централизации и децентрализации · коллегиальность · научная обоснованность · плановость · сочетание прав, обязанностей и ответственности · частной автономии и свободы · иерархичности и обратной связи · мотивации · демократизации · государственной законности · органической целостности объекта и субъекта управления · устойчивости и мобильности

Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей (methodos, греч. – достижение цели).

Характеристика методов управления включает:

· направленость

· содержание

· организационную форму

Виды методов управления:

1. Организационно-административные. Их формы:

- обязательное предписание (приказ и т.п.)

- согласительные (консультация, компромисс)

- рекомендации (предписания, предложения и др.)

Воздействие связано с типами подчинения:

- вынужденное (нажим сверху)

- пассивное

- осознанное

2. Экономические. Их формы: премирование, новые формы оплаты труда и др.

3. Социально-психологические (15% успех руководителя зависит от его знаний, 85% - от умения работать с людьми). Их формы: моральные поощрения, формирование общественного мнения и др.)

Следует развивать: самоуправление + демократизация

Законы и закономерности менеджмента – это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи …

Общие законы:

Закон специализации управления

Закон интеграции управления

Закон экономии времени

Менеджмент в здравоохранении – это наука управления, регулирования и контроля финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами медицины.

Цель менеджмента – улучшение общественного здоровья.

Задача менеджмента –наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебно-профилактических мероприятий и реционального использования ресурсов здравоохранения.

Особенности менеджмента в здравоохранении:

- сложность,

- социальная значимость результатов,

- трудность применения количественных показателей для оценки,

- особенность финансирования,

- особенность кадров (различные профессиональные группы, специализация),

- особенности объектов управления,

- особенности внешних факторов.

Тема. Субъекты управления (здравоохранением)

В управлении присутствуют:

1. субъект управления,

2. объект управления,

3. среда.

Субъект управления (это руководитель). В здравоохранении:

- специалисты по общественному здоровью и здравоохранению, имеющие специальность ОЗЗ, квалификационную категорию,

- органы здравоохранения (двойная подчиненность; МЗ; управление охраной здоровья населения области, города, управление ТМО, управление ЛПУ).

Выделяют уровни управления:

1. Стратегический (институционный). Управление высшего звена – это главный врач.

2. Тактический (управленческий). Управление среднего звена – это заместители главного врача.

3. Оперативный (технический). Управление низового звена – это начальники подразделений, не имеющие в подчинении других руководителей (зав. отделениями, старшие медицинские сестры).

В широком смысле «рядовой врач, медсестра» тоже руководители, ибо осуществляют управление больным.

Содержание работы руководителей независимо от уровня имеет характерность это:

- некоторые авторы называют кратковременность, разнообразие, фрагментарность.

- важной характерной общей чертой управленческой работы являются (по данным Минцберг) роли. Роли – это набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной деятельности. Личность руководителя влияет на характер и содержание ролей. Управление – это есть исполнение ролей. Группы ролей (общее количество 10) – межличностные, информационные, роли связанные с принятием решений. Роли взаимозависимы и взаимообусловлены.

- Управление (П. Друкер) – это процесс реализации функций.

Лидерство – процесс с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы.

Руководитель – человек одновременно является лидером и эффективно управляет подчиненными.

Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.

Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида.

Власть – это возможность влиять на поведение других, реальная способность действовать (Эктон, английский лорд Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно).

Виды власти: официальная (официальные должности); неофициальная (без официальных полномочий).

Власть определяется должностью. Личность может увеличивать и уменьшать проявление власти и степени ответственности. «Совпадение личности и должности» создает нормальную рабочую обстановку.

Формы власти:

1. Власть, основанная на принуждении,

2. Власть, основанная на вознаграждении,

3. Власть, основанная на примере (эталонная или с помощью харизмы). Харизма – это совокупность личных качеств и способностей лидера.

Характеристики харизматических личностей:

- обмен энергией,

- внушительная внешность,

- независимость характера,

- хорошие риторические способности,

- восприятие восхищения своей личностью,

- достойная и уверенная манера держаться.

4. Власть эксперта (влияние через разумную веру),

5. Власть, основанная на традиции (традиционная, законодательная власть),

6. Власть путем убеждения (управление – это эффективная передача своей точки зрения),

7. Власть через участие (привлечение) исполнителей в управление,

Стиль управления – это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности.

Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:

- поведенческий,

- ситуационный,

- подход с позиции личных качеств.

Поведенческий подход - эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения по отношению к подчиненным.

Авторитарный стиль характерно призвание роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений.

Либеральный (формальный, анархический, попустительствующий): руководитель в стороне от коллектива, минимальное вмешательство, низкий уровень требований, инициатива не подавляется и не поощряется.

Демократический: децентрализация управления, коллегиальное принятие решения, высокая тактичность общения, доброжелательность, выдержка, поддержка.

Динамический (оптимальный): четкая позиция, творческий подход, научная обоснованность, гибкость, деловитость, непримиримость к недостаткам, внимательное отношение к людям, опора на массы, отсутствие субъективизма и формализма.

Наши рекомендации