Тема. Субъекты управления (здравоохранением)
ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА
Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием
Гродно, 2004
Тищенко Е.М. Основы менеджмента. Учебное пособие для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием. - Гродно, 2004. – 31 с.
Аннотация. В учебном пособии изложены основные темы дисциплины основы менеджмента, преподаваемой в рамках теории сестринского дела для студентов факультета медицинских сестер с высшим образованием
Рецензент:декан факультета медицинских сестер с высшим образованием,
доцент, к. м. н. К.М. Иодковский
Утверждено и издается по решению Центрального научно-методического Совета Гродненского государственного медицинского университета
Протокол № от 2004г.
Ответственный за выпуск: первый проректор, доктор медицинских наук, профессор И.Г. Жук.
© Гродненский государственный медицинский университет
СОДЕРЖАНИЕ
1. Менеджмент как наука и практика: определение, принципы, методы, законы, история. Особенности менеджмента здравоохранения | |
2. Субъекты управления (здравоохранением) | |
3. Объекты управления | |
4. Среда управления | |
5-6. Функции управления | |
7. Коммуникация в управлении | |
8. Научные основы управленческих решений | |
9. Конфликты в управлении | |
10. Литература |
Тема. Менеджмент как наука и практика: определение, принципы, методы, законы, история. Особенности менеджмента здравоохранения
Менеджмент – это наука управления.
Менеджмент – это умение (научное обоснования умения) добиваться целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других.
Менеджмент (П. Друкер) - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимых для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Это особый вид деятельности, превращающий неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и производительную группу.
Менеджмент – это управление, вид деятельности по руководству людьми в разнообразных организациях.
Управление (Файли, Хаус, Керр) – умственный и физический процесс, который приводит к тому, что подчиненные выполняют предписанные официальные поручения, решают определенные задачи.
Менеджер – категория людей, которые занимаются управлением. Менеджер ↔ менеджмент.
Руководство – это способ посредством которого организация устанавливает направление деятельности, принимая решение о людях, приоритетах, программах и услугах. Руководитель ставит идею, менеджер обеспечивает ее реализацию
Бизнес – это деятельность, направленная на получение прибыли путем создания и реализации определенной продукции или услуг. Бизнесмен – тот кто делает деньги.
Администрирование – более общий по смыслу термин, чем менеджмент, который отражает обезличенную систему управления. Менеджер – в отношении конкретного человека.
Основные модели управленческого образования:
1. Традиционная (германская) основана на идеи подготовки квалифицированного руководителя. Включает: высшее профессиональное образование; повышение квалификации (характерно для России);
2. Американская основана на формировании профессионального менеджера. Она предполагает получение высшего профессионального образования в области менеджмента на базе диплома об общем высшем образовании (магистр управления);
3. Смешанная (Италия, Франция и др.)
История
В начале ХХ века первый прорыв управленческой мысли связан с тейлоризмом, положением, что управлять можно научно (перенос идей инженерных наук на управление в низовом производственном звене).
Следующий этап, француз Анри Файол (отец менеджмента) – распространение принципов управления в классическом варианте, ориентированном, прежде всего, на построение формально организационных структур и систем.
В 1930-е годы менеджмент выделяется в самостоятельную дисциплину, а менеджер – в социальный слой, профессию.
На рубеже 1930-х годов, зарождается школа «человеческих отношений» (романтизм в управлении).
1940-1960гг. связаны с продолжением развития теории организаций как социальных систем; использованием психологии, социологии (наук о человеческом поведении) в управлении, что в советской истории не признавалось (государство тоталитаризма, командно-административной системы управления).
1950-1960гг. – развитие количественных методов обоснования решений; использование математики, кибернетики в управлении (способствовало преодолению кризиса между рационализмом и романтизмом в управлении).
1970-е годы – сформулирована идея, что организация – это открытая система, которая приспосабливается к внешней и внутренней средам, и главные причины того, что происходит внутри организации следует искать вне ее («переход от черного к цветному кино»).
1980-е годы – открытие «организационной культуры» (эффективно используется в Японии, открыто в США).
Осознание основных инструментов управления:
· иерархия, организация: основное средство воздействия – давление на человека с помощью принуждения;
· рынок – сеть равноправных отношений по горизонтали, основанных на купле – продажи продукции и услуг, на отношениях собственности, на равновесии интересов продавца и покупателя;
· культура – вырабатываемые и признаваемые обществом, организацией, группой ценности, социальные нормы, установки, которые заставляют человека вести так, а не иначе.
1990-е годы, тенденции:
- глобализация (менеджмента);
- всеобщее распространение стратегического управления (долгосрочные планы, конкурентная среда). Термины «на слуху» – mission (главная задача определяющая само его назначение), vision (образ предприятия в будущем), benchmarking – (целевые ориентиры деятельности, неуступающие показателям передовых фирм).
· осознание значения материальной, технологической базы, повышение роли производительности, качества (реинжиниринг)
Наука об управлении (Англия, вторая мировая война, оптимальное размещение сооружений гражданской обороны, огневых позиций и пр.) – цель: обеспечить руководителей организации научной базой для разрешения проблем, связанных со взаимодействием компонентов организации в интересах последней, как целого. Синонимы: наука управления, наука о принятии решений, системный анализ, наука о системах.
Особенности науки упрвления:
1. научный метод (наблюдние – информация; формулирование гипотезы; верификация – подтверждение);
2. системная ориентация (организация – это открытая система, состоящая из взаимосвязных частей);
3. использование моделей (разработка моделей, позволяющих принимать объект решения).
Принципы управления (впервые Г. Эмерсон, 1912; А. Файол – их неограниченное число) – основополагающие идеи, закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.
Современное представление: общие и частные
Общие: | Частные: |
· применимости · многофункциональности · интеграции · системности · ориентации на ценности | · оптимальное сочетание централизации и децентрализации · коллегиальность · научная обоснованность · плановость · сочетание прав, обязанностей и ответственности · частной автономии и свободы · иерархичности и обратной связи · мотивации · демократизации · государственной законности · органической целостности объекта и субъекта управления · устойчивости и мобильности |
Методы управления – это совокупность приемов и способов воздействия на управляемый объект для достижения целей (methodos, греч. – достижение цели).
Характеристика методов управления включает:
· направленость
· содержание
· организационную форму
Виды методов управления:
1. Организационно-административные. Их формы:
- обязательное предписание (приказ и т.п.)
- согласительные (консультация, компромисс)
- рекомендации (предписания, предложения и др.)
Воздействие связано с типами подчинения:
- вынужденное (нажим сверху)
- пассивное
- осознанное
2. Экономические. Их формы: премирование, новые формы оплаты труда и др.
3. Социально-психологические (15% успех руководителя зависит от его знаний, 85% - от умения работать с людьми). Их формы: моральные поощрения, формирование общественного мнения и др.)
Следует развивать: самоуправление + демократизация
Законы и закономерности менеджмента – это объективно существующие, постоянные, повторяющиеся причинно-следственные связи …
Общие законы:
Закон специализации управления
Закон интеграции управления
Закон экономии времени
Менеджмент в здравоохранении – это наука управления, регулирования и контроля финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами медицины.
Цель менеджмента – улучшение общественного здоровья.
Задача менеджмента –наиболее эффективное достижение цели путем повышения качества лечебно-профилактических мероприятий и реционального использования ресурсов здравоохранения.
Особенности менеджмента в здравоохранении:
- сложность,
- социальная значимость результатов,
- трудность применения количественных показателей для оценки,
- особенность финансирования,
- особенность кадров (различные профессиональные группы, специализация),
- особенности объектов управления,
- особенности внешних факторов.
Тема. Субъекты управления (здравоохранением)
В управлении присутствуют:
1. субъект управления,
2. объект управления,
3. среда.
Субъект управления (это руководитель). В здравоохранении:
- специалисты по общественному здоровью и здравоохранению, имеющие специальность ОЗЗ, квалификационную категорию,
- органы здравоохранения (двойная подчиненность; МЗ; управление охраной здоровья населения области, города, управление ТМО, управление ЛПУ).
Выделяют уровни управления:
1. Стратегический (институционный). Управление высшего звена – это главный врач.
2. Тактический (управленческий). Управление среднего звена – это заместители главного врача.
3. Оперативный (технический). Управление низового звена – это начальники подразделений, не имеющие в подчинении других руководителей (зав. отделениями, старшие медицинские сестры).
В широком смысле «рядовой врач, медсестра» тоже руководители, ибо осуществляют управление больным.
Содержание работы руководителей независимо от уровня имеет характерность это:
- некоторые авторы называют кратковременность, разнообразие, фрагментарность.
- важной характерной общей чертой управленческой работы являются (по данным Минцберг) роли. Роли – это набор поведенческих правил, соответствующих конкретному учреждению или конкретной деятельности. Личность руководителя влияет на характер и содержание ролей. Управление – это есть исполнение ролей. Группы ролей (общее количество 10) – межличностные, информационные, роли связанные с принятием решений. Роли взаимозависимы и взаимообусловлены.
- Управление (П. Друкер) – это процесс реализации функций.
Лидерство – процесс с помощью которого одно лицо оказывает влияние на членов группы.
Руководитель – человек одновременно является лидером и эффективно управляет подчиненными.
Лидерство – способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации.
Влияние – это поведение одного индивида, которое вносит изменения в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида.
Власть – это возможность влиять на поведение других, реальная способность действовать (Эктон, английский лорд Власть имеет тенденцию развращать, а абсолютная власть развращает абсолютно).
Виды власти: официальная (официальные должности); неофициальная (без официальных полномочий).
Власть определяется должностью. Личность может увеличивать и уменьшать проявление власти и степени ответственности. «Совпадение личности и должности» создает нормальную рабочую обстановку.
Формы власти:
1. Власть, основанная на принуждении,
2. Власть, основанная на вознаграждении,
3. Власть, основанная на примере (эталонная или с помощью харизмы). Харизма – это совокупность личных качеств и способностей лидера.
Характеристики харизматических личностей:
- обмен энергией,
- внушительная внешность,
- независимость характера,
- хорошие риторические способности,
- восприятие восхищения своей личностью,
- достойная и уверенная манера держаться.
4. Власть эксперта (влияние через разумную веру),
5. Власть, основанная на традиции (традиционная, законодательная власть),
6. Власть путем убеждения (управление – это эффективная передача своей точки зрения),
7. Власть через участие (привлечение) исполнителей в управление,
Стиль управления – это индивидуальный способ осуществления управленческой деятельности.
Выделяют три подхода к определению значимых факторов эффективного лидерства:
- поведенческий,
- ситуационный,
- подход с позиции личных качеств.
Поведенческий подход - эффективность определяется не личными качествами руководителя, а манерой поведения по отношению к подчиненным.
Авторитарный стиль характерно призвание роли административно-командных форм руководства, централизация власти, единоличное принятие управленческих решений.
Либеральный (формальный, анархический, попустительствующий): руководитель в стороне от коллектива, минимальное вмешательство, низкий уровень требований, инициатива не подавляется и не поощряется.
Демократический: децентрализация управления, коллегиальное принятие решения, высокая тактичность общения, доброжелательность, выдержка, поддержка.
Динамический (оптимальный): четкая позиция, творческий подход, научная обоснованность, гибкость, деловитость, непримиримость к недостаткам, внимательное отношение к людям, опора на массы, отсутствие субъективизма и формализма.