Социальная ответственность предпринимательских организаций. Преимущества и издержки политики социальной ответственности предприятия
Все большее значение имеет соц.ответственность- добросовестный отклик организаций на соц. проблемы населения,города и т.д. Она ставит вопрос о способах и правилах достижения цели. Задача соц. ответственности- достижение социальных целей.
Стороны соц. ответственности:
1.экономическая- эффективность использования ресурсов, капиталов. Главная задача производить то,что необходимо населению.
2.интересы организации тесно связаны и уравновешены с социальной средой.
Клиент-потребители,владельцы,аукционеры,кредиторы,поставщики,конкуренты,правозащитные организации и СМИ,правительственные органы,сообщеста.
Соц. предприятие должно быть доходным,чтобы прикрывать затраты,которые несет предприятие,удовлетворять соц. проблемы.
Юридическая ответственность-нормы,которые выдвигает государство.Соц. ответственность не несет юридической ответстсвенности. Ответственное предприятие имеет долгосрочную цель.
Преимущество соц. ответственности предприятия:
-более привлекательный образ
-снижение местного налога
-привлечение клиентов
-расширение рынка сбыта
Принципы эффективной политики:
-ориентация на конкретных людей
-удовлетворение основных потребностей
Конкретная помощь:
-создание средств
-помощь бездомным
-помощь многодетным семьям
-обустройство микрорайонов
Причины неэтичности предприятия:
-жесткая конкуренция
-отсутствие системы поощрения
-снижение этики в обществе в целом
Инструменты реализации соц. ответстсвенности- реализация программы деловой этики(стратегия тройного итога).Лозунгом этой стратегии является- люди,планета,прибыль.
Способы реализации программ деловой этики:
-разработка кодексов предприятия:все те ценности,запреты,нормы,кторые добровольно вырабатывается организацией и реализация в ее деятельности.
-комитеты и комиссии по этике-создаются для анализа,оценки повседневной деятельности организации
-обучение этическому поведению-доведение до сведения моральных требований, соблюдение этих норм.
№ 18 Этические нормы деятельности организаций: общая характеристика. Способы повышения этического уровня организации: программы деловой этики, этические кодексы, комитеты и уполномоченные по этике, этические тренинги, этическое консультирование.Этические нормы – это ценности и правила этики, которых должны придерживаться работники организации в своей деятельности. Правила содержат права, обязанности и ответственность за неисполнение обязанностей или превышение прав.[3] Эти правила запрещают дискриминацию по следующим признакам: раса; язык; цвет кожи; религия; пол; возраст и т.д., также сексуальные домогательства; высмеивание работников; грубость; насилие некорректное отношение к служащим. Этические нормы – правила этики принимаются на общем собрании коллектива, для того чтобы они воспринимались работниками как свои собственные. Примерная структура правил этики организации, включающая следующие разделы: Принятые правила не имеют статуса нормативного правового акта, и за их нарушение нельзя применять юридические санкции, меры дисциплинарной ответственности. Средством защиты нормы от нарушения является общественное мнение. Можно включать в правила этики некоторые нормы из морального кодекса и придать им статус нормативного правового акта.
Программа деловой этики - это инструмент, который используют собственники и менеджеры, чтобы вдохновлять, поощрять и поддерживать ответственное деловое поведение путем вовлечения заинтересованных лиц предприятия для удовлетворения разумных ожиданий и построения структур и систем, которые направляют и поддерживают сотрудников и агентов предприятия.
Этический кодекс - это свод моральных норм, которому следует отдельный человек или коллектив людей.
Поддерживать жизнеспособность этического кодекса и обеспечивать его исполнение компании помогают специально выбранные люди из числа сотрудников – этические уполномоченные.
тренинги и обучающие программы для специалистов, работающих в системе корпоративной этики – этических уполномоченных, координаторов программ корпоративной этикиЭтические комитеты лечебных учреждений учреждаются как консультативные группы и привлекаются в тех случаях, когда возникают моральные проблемы. Их прерогатива — обсуждение сложных этических проблем, возникших в клинической практике и формулировка рекомендаций о том, как эти проблемы следует решать.