Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития)
Предмет - возрастная динамика закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на разных этапах ее жизненного пути.
Разделы возрастной психологии:
n детская психология,
n психология подростка,
n психология юношеского возраста,
n психология зрелого возраста,
n геронто психология - психология старости.
Проблема возникновения и развития психических процессов:
n источники, условия,
n движущие силы развития,
n специфика психического развития на разных этапах.
уровень психического развития 0 30 70 |
n проблема возрастного развития,
n проблема кризисов возрастного развития,
Задачи возрастной психологии:
n разработка методов и методик, выявляющих специфику развития человека на различных этапах жизненного пути,
n формирование системы психологической помощи и поддержки в период возрастных кризисов,
n создание условий для интенсификации психического развития и саморазвития индивида с учетом возрастных особенностей.
Значение курса для военного психолога:
n дает понимание закономерностей психического развития на протяжении различных периодов жизненного пути,
n формирует концептуальное мышление /способность ориентироваться в мире знаний, навыки эмпирических исследований различных категорий испытуемых/.
Методы возрастной психологии:
n традиционные методы психологии,
n наблюдение /изучение явления без изменения условий/,
n по контакту,
n по условиям осуществления /полевое и лабораторное/,
n по характеру взаимодействия с объектом /включенное и невключенное/,
n по целям /целенаправленное и случайное/,
n по фиксации результатов;
n эксперимент /отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в поведение изучаемого объекта, создание специальной ситуации и планомерное манипулирование одной или несколькими переменными/,
n метод поперечных срезов,
n метод продольных срезов /лонгитюдинальный/,
n формирующий (обучающий) эксперимент - стратегия формирования психических процессов /1.поэтапное формирование - Гальперин, 2.совместная продуктивная деятельность обучаемых и обучающего/;
n тесты /стандартизированная эмпирико-аналитическая процедура на испытание человека на наличие или отсутствие качеств/
n тесты, предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта, способностей...),
n тесты, правильных ответов на которые нет (личностные ...),
n вербальные и невербальные,
n закрытые и открытые опросники.
Нормативные предписания:
n нельзя применять самодельные тесты,
n каждый тест должен проходить аттестацию,
n психолог должен лично препятствовать некорректному проведению тестирований,
n если на основе выводов психолога производится административное решение, то это не означает, что юридическая и административная ответственность лежит на психологе, хотя подобная ситуация безусловно налагает на психологов повышенную моральную ответственность.
Тема: Онтогенетическое развитие психики человека.
Литература:
Возрастная (детская) психология. Обухова
Немов Психология - 2 книга.
1. Возрастная периодизация онтогенетического развития.
2. Сущность психического развития.
3. Параметры развития психики.
Особая единица анализа - возраст или период развития.
Возраст - не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата.
Существует:
n хронологический /количество прожитых лет от рождения/,
n биологический /определенная ступень созревания организма/,
n социальный /характеристики социальных функций (ролей), осуществляемых человеком в обществе/,
n психологический,
n профессиональный /стаж, опыт, ступень профессионального развития/ возраст.
Психологический возраст - /Л.С. Выготский/ место индивида (ребенка) в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности.
/Ананьев/ - суммация разнородных явлений роста общесоматического полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, во взаимосвязи со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных условиях.
Возрастная периодизация:
0-1 младенчество
1-3 ранний возраст
3-7 дошкольный возраст
7-11 младший школьный возраст
11-15 подростковый возраст
15-17 ранняя юность
17-21 поздняя юность
21-35 1-й период зрелого возраста
35-60 2-й период зрелого возраста
60-75 пожилой возраст
75-90 старческий возраст
свыше 90 долгожители.
Возрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов - индивидуальны.
Сущность развития - принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов.
Новообразование - психологическая готовность ребенка к школе.
Регресс - процесс обратный развитию. /наркоман - новообразование: тяга к наркотикам/.
Наивысший уровень развития - саморазвитие объекта.
Синзитивные периоды развития /чувствительные/ - присущее определенному возрасту оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.
Параметры развития психики:
n условия,
n источники,
n движущие силы развития,
n формы развития,
n ход развития.
Психологи | ход развития | условия | источники | форма развития | специфика развития | движущие силы развития |
Ст. Холл В. Штерн З. Фрейд Ж. Пиаже Э. Эриксон | от индивидуального к социальному (социализация) | наследственность и среда | внутри индивида: в его природе | приспособление | разные формы концепции рекапитуляции | конвергенция двух факторов |
Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин А.В. Давыдов | от социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций) | морфо-физиологические особенности мозга и общение | вне индивида: среда | присвоение | развитие не подчиняется действию биологических законов, а починяется действию общественно-исторических законов | обучение деятельность |
Биологическое и социальное находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.