Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития)

Предмет - возрастная динамика закономерности и ведущие факторы развития психических процессов и свойств личности на разных этапах ее жизненного пути.

Разделы возрастной психологии:

n детская психология,

n психология подростка,

n психология юношеского возраста,

n психология зрелого возраста,

n геронто психология - психология старости.

Проблема возникновения и развития психических процессов:

n источники, условия,

n движущие силы развития,

n специфика психического развития на разных этапах.

Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития) - student2.ru уровень психического развития     0 30 70

n проблема возрастного развития,

n проблема кризисов возрастного развития,

Задачи возрастной психологии:

n разработка методов и методик, выявляющих специфику развития человека на различных этапах жизненного пути,

n формирование системы психологической помощи и поддержки в период возрастных кризисов,

n создание условий для интенсификации психического развития и саморазвития индивида с учетом возрастных особенностей.

Значение курса для военного психолога:

n дает понимание закономерностей психического развития на протяжении различных периодов жизненного пути,

n формирует концептуальное мышление /способность ориентироваться в мире знаний, навыки эмпирических исследований различных категорий испытуемых/.

Методы возрастной психологии:

n традиционные методы психологии,

n наблюдение /изучение явления без изменения условий/,

n по контакту,

n по условиям осуществления /полевое и лабораторное/,

n по характеру взаимодействия с объектом /включенное и невключенное/,

n по целям /целенаправленное и случайное/,

n по фиксации результатов;

n эксперимент /отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в поведение изучаемого объекта, создание специальной ситуации и планомерное манипулирование одной или несколькими переменными/,

n метод поперечных срезов,

n метод продольных срезов /лонгитюдинальный/,

n формирующий (обучающий) эксперимент - стратегия формирования психических процессов /1.поэтапное формирование - Гальперин, 2.совместная продуктивная деятельность обучаемых и обучающего/;

n тесты /стандартизированная эмпирико-аналитическая процедура на испытание человека на наличие или отсутствие качеств/

n тесты, предполагающие правильный ответ (тесты интеллекта, способностей...),

n тесты, правильных ответов на которые нет (личностные ...),

n вербальные и невербальные,

n закрытые и открытые опросники.

Нормативные предписания:

n нельзя применять самодельные тесты,

n каждый тест должен проходить аттестацию,

n психолог должен лично препятствовать некорректному проведению тестирований,

n если на основе выводов психолога производится административное решение, то это не означает, что юридическая и административная ответственность лежит на психологе, хотя подобная ситуация безусловно налагает на психологов повышенную моральную ответственность.

Тема: Онтогенетическое развитие психики человека.

Литература:

Возрастная (детская) психология. Обухова

Немов Психология - 2 книга.

1. Возрастная периодизация онтогенетического развития.

2. Сущность психического развития.

3. Параметры развития психики.

Особая единица анализа - возраст или период развития.

Возраст - не сводится к сумме отдельных психических процессов, это не календарная дата.

Существует:

n хронологический /количество прожитых лет от рождения/,

n биологический /определенная ступень созревания организма/,

n социальный /характеристики социальных функций (ролей), осуществляемых человеком в обществе/,

n психологический,

n профессиональный /стаж, опыт, ступень профессионального развития/ возраст.

Психологический возраст - /Л.С. Выготский/ место индивида (ребенка) в системе общественных отношений, деятельность ребенка, новообразования в сфере сознания и личности.

/Ананьев/ - суммация разнородных явлений роста общесоматического полового и нервно-психического созревания, зрелости и старения, во взаимосвязи со многими сложными явлениями общественно-экономического развития человека в конкретных условиях.

 
  Тема: Предмет, задачи и методы возрастной психологии (психологии развития) - student2.ru

Возрастная периодизация:

0-1 младенчество

1-3 ранний возраст

3-7 дошкольный возраст

7-11 младший школьный возраст

11-15 подростковый возраст

15-17 ранняя юность

17-21 поздняя юность

21-35 1-й период зрелого возраста

35-60 2-й период зрелого возраста

60-75 пожилой возраст

75-90 старческий возраст

свыше 90 долгожители.

Возрастные периоды отличаются относительностью, условностью, усредненностью, но каждый конкретный человек занимает свое место. При переходе от одной ступени к другой могут возникать психологические кризисы развития - особые периоды онтогенеза, характеризующиеся психологическими изменениями. Форма длительность, и острота протекания кризисов - индивидуальны.

Сущность развития - принципиальное отличие развития от других изменений - наличие не только количественных, но качественных изменений, появление новообразований - новых механизмов.

Новообразование - психологическая готовность ребенка к школе.

Регресс - процесс обратный развитию. /наркоман - новообразование: тяга к наркотикам/.

Наивысший уровень развития - саморазвитие объекта.

Синзитивные периоды развития /чувствительные/ - присущее определенному возрасту оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов.

Параметры развития психики:

n условия,

n источники,

n движущие силы развития,

n формы развития,

n ход развития.

Психологи ход развития условия источники форма развития специфика развития движущие силы развития
Ст. Холл В. Штерн З. Фрейд Ж. Пиаже Э. Эриксон от индивидуального к социальному (социализация) наследственность и среда внутри индивида: в его природе приспособление разные формы концепции рекапитуляции конвергенция двух факторов
Л.С. Выготский А.Н. Леонтьев Д.Б. Эльконин П.Я. Гальперин А.В. Давыдов от социального к индивидуальному (закон развития высших психических функций) морфо-физиологические особенности мозга и общение вне индивида: среда присвоение развитие не подчиняется действию биологических законов, а починяется действию общественно-исторических законов обучение деятельность

Биологическое и социальное находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности.

Наши рекомендации