Семинар 2 (2 часа). Эксперимент в системе методов психологического исследования
Базисный блок:
1. Методы психологического исследования: классификации, характеристика. Метод и методика.
2. Метод наблюдения. Виды психологического наблюдения. Методики наблюдения в экспериментальных схемах. Наблюдение и измерение переменных как условие планирования эксперимента.
3. Методики измерения в психологии. Психологическое шкалирование.
4. Психодиагностические методики при реализации экспериментального метода.
5. Методы обработки и интерпретации данных.
Модульный блок:
1. Решение психологических задач (по Сапоговой Е.Е. Задачи по общей психологии. М.: Аспект Пресс, 2001. 477 с.).
Задача 1.О каких методах психологического исследования идет речь в следующих фрагментах?
- Психолог стремиться собрать как можно больше информации по конкретному «случаю». Для ответа на главный вопрос о генезисе и прогнозе психологического свойства. Для определения статуса личности. Данный метод строится на основе ранее выдвигаемых гипотез.
- Данный метод широко применяется в психологии личности. В качестве экспертов могут выступать лица, хорошо знающие испытуемых. Главная особенность метода заключается в том, что его используют не в виде описания количественных проявлений и свойств, а в виде количественных оценок их проявления, а так же в выраженности тех или иных элементов поведения. Результаты данного метода фиксируют выраженность более или менее дробных частных элементов поведения, понятных и однозначных. Обобщение зафиксированных результатов осуществляет профессиональный психолог
- Специализированные методы психологического исследования, с помощью которых можно получить количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования эти методы отличаются тем, что предполагают стандартизированную выверенную процедуру сбора и обработки данных, а так же их интерпретацию.
-Одна из разновидностей предыдущего метода основана на системе заранее отобранных и проверенных, с точки зрения их валидности и надежности, вопросов, по ответам испытуемых на которые судят об их психологических качествах.
-Другая разновидность метода предполагает оценку психики поведения людей не на основе вербальных ответов, а на базе выполненных заданий. С этой целью испытуемому предъявляется серия специальных заданий, по итогам выполнения которых, делают вывод об изучаемом качестве.
Задача 2.Объедините перечисленные параметры в две группы, характеризуя особенности индивидуального и группового тестирования. Объясните преимущества и недостатки обоих видов обследования.
Учет индивидуальных особенностей; свобода испытуемых в ответе на вопросы и задания; возможность охвата больших групп испытуемых; невозможность учета случайных факторов (болезнь, усталость, эмоциональный дискомфорт); возможность достижения взаимопонимания с испытуемым; предъявление заданий через микрофон; получение большого объёма данных; возможность наблюдения за тем, как выполняется задание; разработка стандартизированных программ тестирования; предъявление задания в максимально формализованном виде; использование сложных категорий ответов; упрощение функций экспериментатора; возможность использования проективных методик; упрощение инструкции; единообразие условий проведения обследования; объективность при обработке данных; обработка результатов компьютерным способом; экономия тестового материала; легкость сбора данных; быстрота сбора данных (экономия времени); применение вопросов с возможным выбором; малый репертуар форм заданий; применение гибких тестовых заданий.
Задача 3.Исправьте ошибки в приведённом тесте.
Задача наблюдения – точно и подробно описывать переживания, психическое состояние и поведение. Оно должно ограничиваться беспристрастной регистрацией фактов поведения, не пытаясь проникнуть в причины. Наблюдение выполняет только вспомогательные функции, позволяя накопить эмпирический материал, и практически не используется как самостоятельный метод. Нет таких ситуаций, где можно было бы использовать наблюдение в качестве единственного объективного метода.