Семинар 5. Эксперимент как основа научного исследования

Цель: формировать знания студентов об эксперименте как основы педагогического исследования.

Самостоятельная работа:

Вопросы для подготовки к занятию:

1. Эксперимент как основа педагогического исследования.

2. Основы методики педагогического эксперимента.

3. Методы экспериментальной работы в профессиональных образовательных учреждениях.

Задания для подготовки к занятию:

1. Дайте общую характеристику методу педагогического эксперимента и сформулируйте основные требования к его применению.

2. Назовите основные виды эксперимента и дайте их сравнительную характеристику.

Тестовые задания:

1. Выберите правильный вариант ответа.

Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относится:

а) к организационным методам

б) к эмпирическим методам

в) к способам обработки данных

г) к интерпретационным методам

2. Заполните блок-схему.

Б.Г. Ананьев разработал классификацию методов исследования. Вставь­те недостающие названия методов исследования в квадраты блок-схемы.

Семинар 5. Эксперимент как основа научного исследования - student2.ru

3. Вставьте пропущенное слово

Надежность теста — устойчивость данных при (...) измерениях перемен­ной, т.е. воспроизводимость результатов измерения переменных.

4. Выберите правильный вариант ответа.

Метод познания, который ограничивается регистрацией выявленных фактов в психолого-педагогических исследованиях, называется:

а) наблюдением

б) формирующим экспериментом

в) констатирующим экспериментом

г) квазиэкспериментом

5. Установите соответствия между методами исследования и опре­делениями.

Семинар 5. Эксперимент как основа научного исследования - student2.ru

6. Вставьте пропущенное слово.

Психодиагностика (от греч. psyche - душа и diagnosis - распознавание, определение) — наука и практика постановки психологического (...), т.е. вы­яснение наличия и степени выраженности у человека определенных психоло­гических признаков.

7. Вставьте пропущенное слово.

Тест (англ. test - проба, испытание, проверка) - в психологии - фиксиро­ванное во времени (...), предназначенное для установления количественных (и качественных) индивидуально-психологических различий.

8. Выберите правильный вариант ответа.

Скрытое наблюдение как разновидность наблюдения выделяется в зави­симости:

а) от регулярности

б) от упорядоченности

в) от позиции наблюдателя

г) от активности наблюдателя

9. Заполните блок-схему.

В психологии существует общепринятая классификация метода наблю­дения. Заполните блок-схему словами, выбирая их из следующего списка:

а) активное г) одиночное ж) случайное
б) в лабораторных условиях д) открытое з) систематическое
в) невключенное е) периодическое и) сплошное

Семинар 5. Эксперимент как основа научного исследования - student2.ru

10.Выберите правильный вариант ответа.

Наиболее высокая точность результатов исследования обеспечивается при:

а) наблюдении

б) экспериментальном методе

в) методе анализа продуктов деятельности

г) контент-анализе

11. Вставьте пропущенное слово.

Зависимая переменная - это «отклик», или (...) в эксперименте перемен­ная, изменения которой причинно обусловлены действием независимой пере­менной; в психологическом исследовании представлена показателями деятель­ности испытуемого, любыми формами оценки его субъективных суждений и ответов, психофизиологическими параметрами и т.д.

12. Вставьте пропущенные слова.

Независимая переменная - (...) (...), или экспериментальный фактор, -(...), т.е. активно (...) исследователем переменная, другими словами, функцио­нально контролируемая переменная, представленная на двух или более уров­нях (качественных или количественных).

13. Выберите правильный вариант ответа.

Применяемый в возрастной и педагогической психологии метод просле­живания изменений психики ребенка в процессе активного воздействия иссле­дователя на испытуемого - это:

а) пилотажный эксперимент

б) формирующий эксперимент

в) констатирующий эксперимент

г) включенное наблюдение

14.Выберите правильный вариант ответа.

Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет про­верить гипотезы:

а) о наличии явления

б) о наличии связи между явлениями

в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующи­ми явлениями

г) о наличии причинной связи между явлениями

15.Выберите правильный вариант ответа.

В наибольшей мере соответствует биогенетическому подходу к изучению психического развития следующий эксперимент:

а) констатирующий

б) формирующий

в) квазиэксперимент

г) естественный

16. Установите соответствия между понятиями и их содержанием

Семинар 5. Эксперимент как основа научного исследования - student2.ru

17.Выберите правильный вариант ответа.

Какой эксперимент предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом исследования:

а) естественно-научный эксперимент

б) формирующий эксперимент

в) констатирующий эксперимент

г) естественный эксперимент

18. Выберите два правильных варианта ответа.

Достоинством факторных экспериментальных психолого-педагогических исследований является:

а) возможность проверить сложные гипотезы о взаимосвязях между
переменными

б) возможность оценки влияния каждого фактора в отдельности

в) возможность выделить типы испытуемых

19.Вставьте пропущенное слово.

Формирующий эксперимент - применяемый в возрастной и педагогиче­ской психологии метод прослеживания (...) психики ребенка в процессе актив­ного воздействия исследователя на испытуемого.

20. Вставьте пропущенные слова, выбирая правильный вариант из
предложенного списка:

а) изменение

б) наблюдение

в) познание

г) переменная

Эксперимент — это один из основных (наряду с наблюдением) методов научного (...) вообще, психологического исследования в частности. Отлича­ется от (...) активным вмешательством в ситуацию со стороны исследовате­ля, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими (...) (факторами) и регистрацию сопутствующих (...) в поведении изучаемого объекта.

21. Установите соответствия между методами исследования и их со­держанием.

Семинар 5. Эксперимент как основа научного исследования - student2.ru

22. Выберите правильный вариант ответа.

Синонимом формирующего эксперимента является:

а) квазиэксперимент

б) контрольный эксперимент

в) генетико-моделирующий эксперимент

г) проективный эксперимент

23. Выберите правильный вариант ответа.

В наибольшей мере обеспечивает соединение психологических исследо­ваний с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательного процесса:

а) наблюдение

б) формирующий эксперимент

в) лабораторный эксперимент

г) метод анализа продуктов деятельности

24. Вставьте пропущенные слова.

Для восстановления смыслового содержания текста заполните пропуски словами, выбирая их из следующего списка:

а) естественный

б) искусственный

«При (...) экспериментальном изучении личности мы не пользуемся (...) приемами, не производим опытов в (...) лабораторных условиях, не изолиру­ем ребенка из обычной обстановки его жизни, а экспериментируем (...) фор­мами внешней среды. Мы исследуем личность самой жизнью и потому стано­вятся доступными обследованию все влияния как личности на среду, так и среды на личность. Здесь эксперимент входит в жизнь. Мы исследуем не отдельные психические процессы, как это обычно делается (напр., память исследуют посредством заучивания бессмысленных слогов, внимание - вы­черкиванием значков на таблицах), а исследуем и психические функции, и личность в целом. При этом пользуемся не (...) материалом, а предметами школьного обучения» (А.Ф. Лазурский).

25. Вставьте пропущенные слова.

Для восстановления смыслового содержания текста заполните пропуски фамилиями ученых, выбирая их из следующего списка:

а) Л.А. Венгер

б) Л.С. Выготский

в) П.Я. Гальперин

г) В.В. Давыдов

д) А.В. Запорожец

е) А.Н. Леонтьев

Экспериментально-генетический метод исследования психического разви­тия разработан (...) и связан с его культурно-исторической теорией развития высших психических функций. Впервые был применен (...) и (...) при исследо­вании формирования высших опосредствованных форм внимания и памяти. Сущность метода заключается в разработке искусственных эксперименталь­ных условий, способствующих созданию самого процесса возникновения выс­ших форм психических функций. В основе такого экспериментального изуче­ния генезиса психических явлений лежали два основных положения: первое -специфически человеческие психические процессы — это процессы опосредст­вованные, использующие разнообразные, выработанные в ходе исторического развития человеческой культуры орудия-средства - знаки, символы, язык, ме­ры и т.п.; второе - всякий психический процесс возникает и функционирует в двух планах - социальном и психологическом, или, как писал (...), сначала как категория интерпсихическая, а затем как интрапсихическая. После смерти (...) экспериментально-генетический метод исследования психического раз­вития с успехом применялся его сотрудниками и последователями в много­численных исследованиях (при формировании звуковысотного слуха (...), в исследовании произвольных движений (...), при изучении закономерностей развития восприятия (...) и др.). Существенный вклад внес (...), разработав­ший теорию и методику поэтапного формирования умственных действий, а затем целенаправленного формирования психических процессов с заранее заданными свойствами (внимание, симультанное восприятие и т.п.). (...) предостерегал от упрощенного понимания получаемых в таких искусствен­ных условиях фактов и прямого переноса выводов на реальный процесс раз­вития. В 60-х гг. кроме исследований, проводимых в лабораторных условиях, появились многочисленные исследования, ведущиеся в форме эксперимен­тальной организации процесса обучения целых классов для анализа влияния обучения на психическое развитие ((...), (...), (…) и др.).

26. Классификация и сортировка.

Расположите характеристики естественно-научного и формирующего эксперимента (по В.В. Давыдову) в соответствующие колон­ки, распределив буквы (а, б, в, г, д, е, ж, з, и, к) в один из двух столбиков таб­лицы.

а Строится на монопредметной идеализации, выделенной внутри данного предмета
б Опирается на критерии истинности
в Строится исходя из представления, что воспроизводимый в его структуре объект сущест­вует сам по себе, естественно-натурально
г Обеспечивает исследовательскую деятельность исключительно внутри социального ин­ститута науки
д Является комплексным и полидисциплинарным и предполагает либо использование од­новременно нескольких идеализации, либо построение на основе принципов конфигура­ции новой идеализации
е Предполагает построение или порождение объекта внутри его структуры, после чего он и становится предметом изучения
ж Наряду с научно-исследовательской позицией обеспечивает соорганизацию и связь управленцев, учителей, учащихся, методистов, родителей
з Является средством организации и технологии исследовательского поиска
и Эффективность оценивается с точки зрения реализуемости проектной идеи и анализа по­следствий
к Помимо исследования включает элементы проектирования

  Естественно-научный эксперимент Формирующий эксперимент
1.    
2.    
3.    
4.    
5.    

Список литературы:

1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

2. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1996.

3. Кайнова Э.Б. Методология и методика научного исследования в педагогике: Курс лекций. Метод. пособ. для работников системы проф. образования. – Нижний Новгород: ТАЛАМ, 1999.

4. Кузин Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты. Практическое пособие для докторантов, аспирантов и магистрантов. -2-е изд., доп. – М.: Ось-89, 2001.

5. Цыпин Г.М. Диссертационное исследование в области музыкальной культуры и педагогики. – М,: Издательство «Прометей», 2012.

Наши рекомендации