Частные технологии социальной работы. социальная работа с мигрантами
Большое значение в социальной адаптации мигрантов в месте переселения имеет возможность трудоустройства и преодоления языкового барьера. Этнические мигранты зачастую сталкиваются с проблемой трудоустройства и проблемой невозможности реализации профессионального потенциала. Также мигранты имеют затруднения в преодолении языкового барьера. Рассмотрим основные модели социальной работы, и возможность их применения в социальной работе с этническими мигрантами.
Рассматривая ситуацию клиента с позиции теории систем, следует определить характер действий социального работника, основанных на данной теории. Применяя в своей практике теорию систем, «социальный работник выявляет факторы окружения клиента, фиксирует наличие воздействия на клиента других людей, а также влияние различных социальных факторов» [5, с. 60]. Таким образом, рассматривая ситуацию мигранта – клиента социальной службы, социальный работник определяет внешние социальные факторы, факторы окружения, влияющие на возможность трудоустройства клиента.
Модели социальной работы, основанные на теории систем, предполагают наличие помогающих систем, на которых должна фокусироваться социальная работа: неформальные или естественные системы, формальные системы, системы учреждений, ведомств [2]. Предлагая модель помощи клиенту в ситуации затруднений в трудоустройстве, социальный работник должен учитывать возможность доступа к этим системам самого клиента, вынужденного переселенца. Рассматривая подобную ситуацию клиента, можно предложить схему действий с учетом возможностей помогающих систем:
1. Неформальные системы (знакомые; земляки, уже переехавшие в этот город), оказывающие неформальную помощь в трудоустройстве и доступе к информации.
2. Формальные системы (некоммерческие организации мигрантов; объединения предпринимателей), оказывающие помощь в трудоустройстве и доступе к информации.
3. Системы учреждений, ведомств (социальная служба; служба занятости; паспортно-визовая служба), проводящие языковую и профессиональную переподготовку, осуществляющие трудоустройство, официальную регистрацию и оказывающие юридические услуги.
Применяя ту или иную модель помощи, социальный работник и клиент могут столкнуться с определенными трудностями. Рассматривая данную ситуацию можно предположить возможные трудности в реализации основной цели клиента: у клиента может не быть доступа к неформальной системе (в новом городе отсутствуют друзья или родственники, а члены семьи находятся в таком же положении, как и сам клиент); появление зависимости от социального работника при неудачном или недостаточном установлении контактов с формальными системами; причинами невозможности трудоустройства клиента могут быть дискриминация по этническому признаку и стереотипные взгляды на трудовую деятельность мигрантов. Таким образом, для социального работника, важно учитывать все факторы, влияющие на возможность трудоустройства клиента, для создания оптимальной стратегии помощи.
При рассмотрении проблемы трудоустройства клиента социальный работник может применять коммуникативную модель, способствуя клиенту успешно общаться в группе, для создания условий трудоустройства и возможностей находить контакт в новом коллективе. В рамках социально-радикальной модели в центре внимания социальной работы находятся «положение этнических меньшинств, инвалидов, умственно отсталых людей, беженцев, женщин и многих других групп, механизмы установления „неполноценности“ той или иной группы в языке, социальном символизме» [3, с. 137]. Рассматривая проблему клиента, социальный работник при применении данной модели выявляет причины невозможности трудоустройства клиента (дискриминация по этническому признаку, стереотипные взгляды на трудоустройство мигрантов), осуществляет контроль за соблюдением прав клиента в обществе.
В основе марксисткой модели социальной работы лежит понимание деятельности социального работника как силы, способствующей осуществлению коллективных действий, направленных на подъем самосознания и осуществления перемен в обществе [5]. Решая проблему трудоустройства, социальный работник привлекает общественные правозащитные организации для защиты интересов клиента. Признавая основные права человека, сторонники марксистской модели отмечают значение «права на труд, достойное жилище, свободу от материальной нужды и возможность совместно решать проблемы отдельных людей» [3, с. 137]. Рассматривая проблему клиента, социальный работник учитывает влияние социальных структур на возможность трудоустройства, при этом «мерам общего характера отдается предпочтение перед мерами особенными, индивидуальными» [3, с. 137]. Возможным вариантом решения проблем клиента может быть разработка программы социальной адаптации вынужденных переселенцев, включающая в себя трудоустройство мигрантов, контроль за соблюдением трудового законодательства и прав человека.
Подводя итого вышесказанному, следует отметить значение антидискриминационного подхода в практике социальной работы. Важным является рассмотрение понятия «дискриминация». Согласно данным «Словаря по правам человека» [4], дискриминация означает любое различие, исключение или предпочтение, которое отрицает равное осуществление прав по причине этнического происхождения, национальности, мировоззрения и других социальных факторов. Данное определение следует дополнить такими поводами для отрицания прав, как пол, возраст, материальное положение, идейные убеждения. Особое значение в практике предупреждения и борьбы с дискриминацией имеет социальная работа. З.Бауман говорит о том, что социальная работа является этическим жестом принятия ответственности за судьбу и благосостояние других [1]. Таким образом, умение сопереживать клиенту и активно участвовать в его судьбе является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности социального работника.
Социальный работник в своей практике при решении проблемы клиента может столкнуться с тем фактом, что невозможность трудоустройства клиента может быть объяснена дискриминацией по этническому признаку, следовательно, особое значение приобретает подготовленность социального работника к решению подобных ситуаций. Е.Р.Ярская-Смирнова отмечает, что существуют факты размытости понятий профессиональной этики у специалистов социальной службы, применение языка дискриминирующего клиента, дискриминации в более широкой культурной среде: СМИ, специальная литература, образовательная среда [6]. Особенно важным при реализации антидискриминационного подхода в практике социальной работы является признание нравственно-этических норм специалистами социальных служб. З.Бауман отмечает, что зачастую в практике социальной работы процедурные вопросы превалируют над нравственными требованиями.
Следует отметить, что недопустимость дискриминации и ущемлений по признакам пола, этническим, религиозным, расовым признакам, по поводу отличимости человека от большинства – является основополагающим понятием в деятельности социальных служб и социальных работников. Отмечая необходимость соблюдения антидискриминационного подхода в практике социальной работы, следует сделать акцент на характере процесса обучения будущих специалистов социальных служб. Таким образом, перспективы реализации антидискриминационного подхода в практике социальной работы, зависят как от самих специалистов социальных служб, так и от качества обучения будущих специалистов.
Рассматривая проблему клиента с позиций антидискриминационного подхода, можно предложить следующую программу действий: юридические консультации для клиента, по поводу защиты собственных прав; привлечение общественных и правозащитных организации по поводу возможного несоблюдения прав человека и трудового законодательства; контроль за соблюдением прав клиента; предложения по усовершенствованию трудового законодательства в плане недопустимости дискриминационных практик.
Таким образом, следует отметить, что при решении проблемы клиента, социальный работник может использовать различные модели социальной работы, комбинировать составляющие, однако следование антидискриминационному подходу является необходимой составляющей успешной деятельности по решению социальных проблем. От этого зависит как успешное решение проблемы конкретного человека, так и в целом социальных проблем современного российского общества.