Технологии социальной работы с мигрантами
Проблема беженцев и вынужденных переселенцев требует комплексного решения с участием различных ведомств федерального и регионального уровня.
Пока в системе органов социальной защиты населения еще не сложилась развитая система специализированных учреждений, ведущих работу с мигрантами. Однако ее создание — настоятельная потребность.
Сейчас особо важным является оказание конкретной помощи человеку, что возможно только при функционировании сети территориальных учреждений, учитывающих местную ситуацию и ее особенности.
В настоящее время органами социальной защиты населения ведется разносторонняя работа с мигрантами. Социальные работники помогают каждому обратившемуся человеку в решении его личных социальных, экономических, правовых и других проблем, содействуют в установлении или восстановлении необходимых социальных отношений.
В социальной работе с мигрантами выделяются два основных вида:
1. Практическая социальная работа (работа с конкретным человеком или группой людей, нуждающихся в социальной помощи).
2. Организационная работа (организация работы социальной службы, разработка конкретных программ деятельности и т.п.).
Практическая социальная работа с мигрантами проводится по следующим основным направлениям: социальному, социально-психологическому, социально-педагогическому, социально-правовому, медико-социальному, финансовому, социально-экономическому, материальному, социально-информационному и социально-трудовому.
1. Социальное направление (работа осуществляется в контакте с различными ведомствами, в том числе — Пенсионным фондом) включает в себя:
— проведение социальных консультаций;
— проведение мероприятий по социальной реабилитации в стационарных и нестационарных условиях;
— выявление лиц, особо нуждающихся в социальной помощи;
— социальная диагностика;
— помощь мигрантам в получении пенсий и пособий;
— содействие организации групп самопомощи и взаимопомощи;
— выявление лиц с девиантным поведением из числа мигрантов и асоциальных семей;
— профилактика девиантного поведения;
— организация культурно-досуговой работы с престарелыми и инвалидами из числа мигрантов;
— профилактика бездомности (включая содействие в получении общежития, временного жилья или приобретении собственного жилья);
— профилактика детской беспризорности (включая устройство детей в детские дома и дома-интернаты);
— содействие возвращению имущества мигрантов и получению ими компенсаций;
— взаимодействие с различными государственными учреждениями и общественными организациями по вопросам помощи мигрантам.
2. Социально-информационное направление (работа осуществляется в контакте с Госкомстатом РФ и средствами массовой информации):
— информирование мигрантов о деятельности социальных служб;
— сбор информации о мигрантах (в том числе и от самих мигрантов) и ее систематизация в целях организации оптимальной социальной работы с данной категорией населения;
— информирование общественности относительно проблем миграции и мигрантов (главным образом через средства массовой информации) в целях установления мигрантами устойчивых социальных связей;
— содействие адекватному освещению в средствах массовой информации темы миграции.
3. Социально-психологическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования и здравоохранения):
— психологическое консультирование;
— психологическая коррекция и помощь в социальной адаптации;
— психологическая помощь в острых кризисных ситуациях и условиях посттравматического стресса;
— психопрофилактика стресса;
— проведение психологических тренингов с мигрантами;
— обучение аутотренингам и психологической саморегуляции;
— психологическая диагностика развития детей и подростков из семей мигрантов;
— психологическая диагностика и консультирование в области приобретения новой специальности.
4. Социально-педагогическое направление (работа осуществляется в контакте с органами образования, здравоохранения и правопорядка):
— проведение консультаций по вопросам семьи и воспитанию детей;
— социально-педагогическая работа с детьми и подростками;
— специализированная (коррекционная) социально-педагогическая помощь нуждающимся в ней детям и подросткам;
— социально-педагогическая помощь детям и подросткам, имеющим проблемы в обучении;
— контроль за получением образования детьми и подростками из семей мигрантов;
— профессиональное консультирование и содействие получению профессионального образования подростками и молодежью из числа мигрантов;
— профилактика девиантного поведения;
— проведение досуговых мероприятий для детей и подростков, направленных на адаптацию в новых условиях.
5. Социально правовое направление (работа осуществляется в контакте с судебными и правоохранительными органами):
— защита прав мигрантов;
— предоставление мигрантам информации об их правах и обязанностях;
— социально-правовое консультирование.
6. Медико-социальное направление (работа осуществляется в контакте со службами здравоохранения):
— медико-социальное консультирование;
— оказание доврачебной медицинской помощи;
— содействие в проведении диспансеризации мигрантов;
— контроль за адекватной санитарно-профилактической работой и соблюдением норм социальной гигиены;
— помощь в приобретении полисов страховой медицины (выдача сертификата на медицинское обслуживание);
— выявление хронических больных и нетрудоспособных и организация для них специализированных медико-социальных консультаций;
— социально-психиатрическая диагностика и помощь;
— оказание содействия в приобретении лекарств и других медицинских средств;
— при необходимости выделение финансовой помощи на лечение;
— направление в специализированные медицинские учреждения;
— контроль за санитарным состоянием жилья мигрантов.
7. Финансовое направление — оказание стартовой помощи (предоставление ссуд):
— предоставление финансовой помощи на основе принципа индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации.
8. Социально экономическое направление:
— консультирование по социально-экономическим вопросам;
— предоставление помощи в достижении экономической самостоятельности;
— содействие в повышении доходов.
9. Материальное направление (работа осуществляется в контакте с общественными организациями):
— предоставление продуктовой помощи;
— предоставление вещевой помощи;
¥
— предоставление иной натуральной помощи (лекарства, строительные материалы и т.п.).
10. Социально трудовое направление (работа осуществляется в контакте со службами занятости):
— оказание содействия в получении основной и дополнительной работы;
— оказание содействия в открытии собственного дела;
— консультирование по вопросам труда, занятости и профориентации;
— помощь в профессиональной подготовке и переподготовке.
В рамках организации сЬциальной работы с мигрантами необходимо решение следующих основных задач:
— связь с международными организациями, занимающимися проблемами миграции, и участие в их деятельности;
— организация взаимодействия между различными ведомствами и учреждениями Российской Федерации и регионов, решающих проблемы миграции и мигрантов;
— организация взаимодействия между государственными структурами, общественными организациями и фондами, занимающимися социальной защитой и помощью мигрантам;
— содействие созданию общественных организаций, занимающихся проблемами мигрантов;
— связь с зарубежными организациями, занимающимися проблемами мигрантов;
— разработка оптимальной структуры и нормативов деятельности стационарных и нестационарных учреждений социальной помощи мигрантам применительно к условиям конкретных регионов;
— организация различных форм учреждений социальной защиты мигрантов (центров социальной защиты, реабилитационных центров, кризисных стационаров, домов-интернатов, консультаций, пунктов выдачи помощи и т.п.);
— подготовка и повышение квалификации специалистов по работе с мигрантами;
— выработка норм выдачи натуральной (продуктовой, вещевой и др.) помощи мигрантам;
— проведение социологических и маркетинговых исследований проблемы;
— социальная реклама федеральной и местной миграционной политики;
— организация деятельности службы по связям с общественностью («public relations»);
— разработка правовых основ выдачи пенсий и пособий мигрантам, а также оказание финансовой помощи;
— разработка правовых основ социального, санитарного, медицинского и педагогического контроля жизнедеятельности мигрантов;
— разработка правовых основ профилактики девиантного поведения лиц из числа мигрантов;
— организация центров, курсов и семинаров по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации мигрантов и другие задачи.
Процессы миграции населения всегда будут существовать и оказывать на общество определенное влияние. Главной задачей социальных служб, так или иначе встречающихся с миграцией в своей работе, является сведение к минимуму тех отрицательных тенденций и последствий, которые она в себе несет. Миграция может стать и благом, и злом, спасти экономику региона или привести к социальному взрыву.
Социальным службам нужно учиться управлять миграцией, готовить кадры, накапливать информацию о формах и методах работы, овладевать средствами, с помощью которых можно осуществлять управление этим процессом. Несмотря на остроту проблемы, эта отрасль социальной деятельности находится пока в стадии формирования, а недостаток материальных средств явно мешает действительно эффективной работе миграционной службы.
Но все же сам факт того, что общество и государство обратили внимание на эту проблему, внушает сдержанный оптимизм относительно ее решения.
Глава XVI