Методические рекомендации по выполнению практикума
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ
В соответствии с рабочим учебным планом в рамках изучения дисциплины «Психология в деятельности сотрудников ОВД» курсанты должны выполнить письменную работу в виде психологического практикума.
Практикум является важной формой обучения и контроля знаний, умений, навыков обучаемых. Практикум имеет целью формирование у курсантов навыков углубленного рассмотрения содержания изучаемой дисциплины, применения полученных теоретических знаний для решения конкретных практических задач, самостоятельного практического исследования проблем в изучаемой отрасли знаний, работы с научной литературой, первоисточниками, нормативными правовыми актами.
Практикум по курсу «Психология в деятельности сотрудников ОВД» выполняется в виде решения практических заданий, ориентированных на выполнение практических элементов профессиональной деятельности в соответствии с заданной фабулой.
Данная форма представляет собой способ их рефлексивной трансформации процесса обучения, связанный с пониманием и осознанием учебных целей, возможности использования получаемых знаний в практической деятельности.
В процессе организации выполнения практикума реализуются следующие цели:
- повышение саморефлексивности и самоответственности обучающихся по отношению к образованию;
-демонстрация возможностей практически применять приобретенные знания и умения;
- реализация компетентностного подхода к обучению;
Практикум помогает решать важные педагогические задачи:
- поддерживать высокую учебную мотивацию, активность и самостоятельность;
- расширять возможности обучения и самообучения;
- развивать навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся;
- формировать творческие навыки обучающихся;
- формировать умения работать с книгой, первоисточником, библиотечным каталогом;
Функции практикума:
1. Диагностическая:
- выявление объективно существующего уровня владения умениями и навыками;
- выявление пробелов в подготовке и трудностей усвоения;
2. Мотивирующая:
- формирование положительных мотивов учения;
- формирование интереса к предмету;
3. Развивающая:
- развитие мыслительной деятельности и культуры мышления;
- развитие логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать, классифицировать.
Во время работы по выполнению практикума по курсу «Психология в деятельности сотрудника ОВД» преподаватель консультирует курсантов по вопросам использования библиологического материала и дополнительной литературы, рецензирует представленную работу, организует проведение её защиты и выставляет по результатам оценку.
Практикум выполняется курсантами по индивидуальному плану за счет времени самостоятельной работы обучающихся.
Завершенный практикум должен быть представлен обучающимися на рецензирование не позднее, чем за 10 дней до сдачи экзамена. Обучающиеся, не представившие практикум в установленный срок или не защитившие его, не допускаются к сдаче семестрового экзамена по дисциплине.
В результате подготовки к практической работе обучаемые должны:
знать:
- порядок выполнения практической работы;
- требования к проведению практической работы (необходимое число выполненных заданий, правила написания и оформления работы).
уметь:
- самостоятельно подбирать литературу, адекватную цели и проблематике практикума.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИКУМА
Самостоятельное выполнение практикума требует изучения источников, всей доступной специальной, монографической литературы, научной периодики, имеющих отношение к теме практических заданий.
Выполнение практической работы систематизирует и значительно углубляет знания по курсу «Психология в деятельности сотрудников ОВД», является важнейшим этапом подготовки к экзамену по этой дисциплине.
Качество практической работы является одним из важных критериев оценки глубины знаний обучающегося, его способности самостоятельно находить и усваивать необходимую научную информацию, творчески её переосмысливать. Оценка, полученная по результатам проверки практической работы, учитывается преподавателем на итоговом экзамене.
В написании практической работы можно выделить два основных этапа: подготовительный этап и этап решения практических задач.
Подготовительный этап включает в себя определение круга источников литературы, их изучение.
От того, насколько правильно и умело подобраны литература и источники, во многом зависит качество будущей работы. Прежде всего, следует обратить внимание на литературу и источники, содержащиеся в программе курса, планах семинарских и практических занятий по курсу, а также в данной методической разработке. После этого необходимо провести самостоятельный библиографический поиск, обращаясь к каталогам библиотек и указателям литературы.
После сбора и анализа информации можно перейти ко второй стадии - написанию практической работы.
Необходимо ознакомиться с условиями заданий, вопросами, сформулированными в конце заданий. Постарайтесь ответить на все поставленные вопросы заданий, используя весь арсенал Ваших психологических знаний. В целом курсант при решении практических заданий должен показать способность практически применять полученные знания по психологии для интерпретации психологических явлений при решении конкретных вопросов правоохранительной деятельности, эрудицию, кругозор и умение аргументировано выстраивать схему, план своего решения. Решение заданий оформляется в виде письменного отчета.