Методические рекомендации к выполнению физического практикума

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

Введение
Техника безопасности
Методические рекомендации к выполнению физического эксперимента
Работа № 1-0 Измерение физических величин и расчет погрешностей
Работа № 1-1 Определение ускорения свободного падения
Работа № 1-2 Определение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса
Работа № 1-3 Изучение колебаний пружинного маятника
Работа № 1-4 Определение момента инерции тел методом крутильных колебаний
Работа № 1-5 Определение влажности воздуха с помощью психрометра Августа
Работа № 1-6 Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва пластины
Работа № 1-7 Изучение движения тела по наклонной плоскости
Работа № 1-8 Изучение закона сохранения энергии на примере маятника Максвелла
Приложения: Таблица «Десятичные приставки» Таблица «Плотности некоторых веществ»; Таблица «Упругие свойства некоторых веществ»; Таблица «Вязкость некоторых жидкостей при различных температурах»
Литература

ВВЕДЕНИЕ

Основным методом исследования в физике является эксперимент, т.е. наблюдение исследуемого явления в точно контролируемых условиях. Лабораторный практикум дает возможность студентам не только изучить экспериментально важнейшие физические явления, но и научиться обращаться с разнообразными, в том числе с самыми современными, физическими приборами. При этом физика представляется студентам уже не просто как набор формул и абстрактных понятий, а как совокупность реально воспроизводимых эффектов, управление которыми лежит в основе инженерной деятельности.

Работа на экспериментальной установке не принесет никакой пользы, если экспериментатор не будет четко представлять, какую задачу и какими методами он будет ее решать. Поэтому непременным условием выполнения лабораторного практикума является предварительная подготовка, т.е. изучение теории и методики эксперимента.

Описание всех лабораторных работ выполнены в единой последовательности: название работы, перечень приборов и принадлежностей, теоретическое введение, описание установки и метода измерения, выполнение работы, контрольные вопросы.

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Общие положения

В лаборатории используются установки, имеющие питание от сети 220 В, что создает потенциальную опасность поражения электрическим током. Кроме того, возможны травмы от вращающихся деталей установок, отскакивающихся и упавших тяжелых предметов.

Запрещаетсядопускать к работе студентов не прошедших инструктаж по технике безопасности с росписью в журнале.

Запрещаетсяработа студентов в лаборатории без преподавателя или лаборанта, который имеет группу допуска не ниже третьей. За нарушение правил безопасности виновные несут ответственность в административном порядке, если последствия нарушения не влекут уголовной ответственности.

Перед работой

· Ознакомиться с инструкциями по выполняемой работе.

· Осмотреть установку, убедиться в ее исправности.

· Установки, имеющие клеммы заземления должны быть заземлены.

Запрещаетсяработать на установках со снятыми кожухами, поврежденной изоляцией проводов, розеток, вилок.

Во время работы

· Не захламлять рабочее место. На рабочем месте не должно быть посторонних предметов.

· Быть собранным и внимательным. Надежно фиксировать винтами грузы. Не прикасаться к вращающимся предметам; не подставлять руки, посторонние предметы на пути движущихся тел. Быть осторожным при обращении с пружинами.

· Не трогать приборы, не входящие в выполняемую работу. Без разрешения преподавателя не выполнять действий, не предусмотренных описанием работы.

· При появлении признаков не исправности – нарушении режима работы, искрения, появления дыма и запаха гари, посторонних звуков - выключить установку, поставить в известность преподавателя.

После работы

· Установить ручки приборов в исходное положение, выключить установку, вынуть вилки приборов из розеток.

· Сдать лаборанту полученные принадлежности.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ВЫПОЛНЕНИЮ ФИЗИЧЕСКОГО ПРАКТИКУМА

Деятельность студента на занятии состоит из следующих действий:

1) допуск к занятию;

2) выполнение работы;

3) осуществление вычислений, получение результата;

4) оформление письменного отсчета.

Допуск к выполнению работы заключается в выяснении знаний студентами теоретического материала, понимания цели работы, знания экспериментальной установки. Подготовка студента к занятию состоит в том, что он внимательно читает все, что написано относительно данной работы в настоящем руководстве. После этого необходимо обратиться к литературе, указанной в рекомендациях, чтобы подробнее ознакомиться с теорией изучаемого явления и ответить на контрольные вопросы к работе, ответы на контрольные вопросы студент готовит дома. О допуске студента к экспериментальной работе преподаватель делает запись в своем журнале. После допуска студент получает исходные данные у преподавателя и приступает к выполнению работы. Прежде всего нужно убедиться в наличии всех принадлежностей, необходимых для ее выполнения.

В ходе выполнения студентом работы преподаватель руководит экспериментальной работой студента, производством измерений, записью их результатов и визирует в лабораторной тетради студента полученные результаты. Затем полученные результаты измерений обрабатываются математически: находятся средние значения, вычисляется искомая физическая величина, вычисляются погрешности, записывается окончательный результат, который показывается преподавателю и оценивается им.

Для получения зачета студенту необходимо иметь письменный отсчет о работе, который оформляется в лабораторной тетради. Письменный отсчет должен содержать все пункты, которые указаны в едином описании лабораторных работ (см. ниже).

СОДЕРЖАНИЕ КОНСПЕКТА ОТЧЕТА ПО ЛАБОРАТОРНОЙ РАБОТЕ

1. Титульный лист по образцу.

2. Цель лабораторной работы.

3. Приборы и принадлежности.

4. Схема или рисунок установки (с надписью и пояснением всех входящих в схему элементов), а также рисунки, поясняющие вывод рабочих формул.

5. Основные расчетные формулы, с обязательным пояснением величин, входящих в формулу.

6. Таблицы.

7. Примеры расчета.

8. Если требуется по заданию – графики и диаграммы.

9. Вывод по лабораторной работе обязателен.