Рабочая программа дисциплины. «Медиация в разрешении организационных конфликтов»
«Медиация в разрешении организационных конфликтов»
Цель дисциплины –знакомствослушателей с технологией медиации, практическое освоение ими основных элементов технологии медиации и умений применять эти навыки к разрешению и управлению различными типами противоречий, сложных ситуаций, конфликтов, встречающихся в профессиональной практике и личной жизни других людей.
Задачи курса:
- Формирование общего понимания принципов и методов медиации в разрешении конфликтов.
- Создание системного представления о медиации, т.е. обязательной последовательности действий и процедур, которая может обеспечить максимально эффективное разрешение сложной, противоречивой ситуации.
- Освоение слушателями навыка оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы.
- Формирование навыков организации и проведения переговоров по разрешению конфликта с участием третьей стороны.
- Совершенствование умения управлять собственным поведением и коммуникацией, а также поведением людей в сложных, конфликтных условиях, ориентируя их на партнерские взаимоотношения.
Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
В процессе обучения по дисциплине предполагается формирование следующих компетенций, соответствующих стандартам профессиональной деятельности менеджера по персоналу и включенным в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих.
Слушатель, успешно освоивший программу, будет обладать компетенциями(профессиональными компетенциями), включающими в себя способность/ готовность:
- Оценивать конфликт, разбивая его на отдельные проблемы и выявляя скрытые мотивы и реальные интересы сторон.
- Освоить технологию медиации, т.е. владеть основными приемами, методами и процедурами переговоров с участием третьей нейтральной стороны.
- Работать с противоречивыми изложениями событий, отделяя содержательные моменты проблемы, конфликта от эмоций сторон.
- Способствовать достижению сотрудничества на переговорах, обучая стороны думать, действовать и вести переговоры на принципах сотрудничества и помогая им искать решения, которые бы отвечали как их собственным интересам, так и интересам другой стороны.
Учебно-тематический план дисциплины
Тема (раздел) дисциплины (указывается номер темы, название) | Общее количество часов | Общее кол-во часов контактной работы преподавателя со слушателями | Общее количество часов самостоятельной работы |
Тема 1 Медиация как технология разрешения конфликтов. | |||
Тема 2 Принципы медиации. Этапы медиации. | |||
Тема 3 Навыки медиатора. | |||
Итого: |
Материалы для организации самостоятельной работы
Задания к самостоятельной работе слушателей.
Самостоятельная работа слушателей в рамках дисциплины «Медиация в разрешении организационных конфликтов» является одним из базовых компонентов обучения, приобретения профессиональных компетенций, предусмотренных компетентностно-ориентированной учебной программой дисциплины. В процессе самостоятельной работы слушатели проявляют свои творческие качества, поднимаются на более высокий уровень профессионализации.
При изучении дисциплины используются следующие формы самостоятельной работы:
- подготовку докладов, сообщений, написание рефератов и других письменных работ на заданные темы,
- подготовка электронной презентации,
- составление глоссария,
- поиск и отбор информации по отдельным разделам курса в сети Интернет.
- решение «кейс-методов»;
Тема 1. Медиация как способ разрешения споров.
Задания к теме.
1. Подготовить обзор научных представлений по одной из тем:
- История развития посредничества в России.
- История развития посредничества в США.
- История развития посредничества в Германии.
- История развития посредничества в Норвегии.
- История развития посредничества в Австрии.
- История развития посредничества в Польше.
- История развития посредничества в Китае.
- История развития посредничества в Украине.
- История развития посредничества в Казахстане.
- История развития посредничества в других странах.
2. Выделить, что способствовало развитию и продвижению данной технологии разрешения конфликтов, какие трудности возникали в процессе внедрения.
3. Подготовить презентацию по выбранной теме.