Прогнозирование состояния внешней среды
Разработка решений в условиях неопределенности и риска требует не только изучения внешней среды, но и ее прогнозирования. Прогнозирование - это предположение динамики развития ситуации в будущем, основанное на имеющейся информации. В зависимости от особенности внешних факторов различают прогнозы экономические, развития технологии, конкуренции, состояния рынка, а также социальное прогнозирование.
Экономические прогнозы характеризуют общее состояние развития экономики на прогнозируемый период (в стране, регионе, отрасли, компании). В прогнозах развития конкурентов отражаются ожидаемая стратегия и тактика, доля их продукции и продажи на рынке, намерения относительно выпуска новых изделий и др. Прогнозы состояния рынка товаров разрабатываются с учетом текущего состояния и перспектив развития экономики, влияния политических факторов, проведения ценовой политики, стандартов по защите окружающей среды (для ряда товаров), динамики уровня доходов населения, демографической ситуации и др. Прогнозы развития технологии раскрывают ближайшее и отдаленное будущее технологических процессов, в них оцениваются различные качественные характеристики нововведений на предмет эффективности, экономичности, трудоемкости, энергоемкости и других параметров. Социальные прогнозы свидетельствуют об отношении людей к событиям социальной жизни, различным общественным явлениям. При разработке решений важно, в частности, учитывать покупательские намерения и предпочтения относительно новых товаров, отношение покупателей к разного рода услугам.
Многообразие видов прогнозов предполагает использование различных методов для их разработки. Условно выделяются три группы методов прогнозирования: количественные, качественные и неформальные. Каждая из групп имеет свои подвиды. В состав количественных включается множество методов прогнозирования. К простейшим относятся методы экстраполяции, которые применяются в условиях, когда сложившуюся тенденцию в развитии какого-либо явления можно перенести на будущее (экстраполировать). Имеющаяся информация позволяет выявить статистически достоверные зависимости для внесения возможных корректив. Методами экстраполяции (анализа временных или динамических рядов) рассчитываются, в частности, прогнозы объема и структуры товарооборота, производства продукции, потребности в кадрах.
Рассмотрим подробнее методику расчета прогнозов возможной продажи товаров, используя метод аналитического выравнивания динамических рядов, и метод, основанный на расчете среднегодовых коэффициентов роста (снижения). Так, имея динамический ряд (tп) продажи товара (например, швейных изделий), можно рассчитать прогноз возможной реализации на следующий (tп+1) год, используя уравнение прямой
Параметры уравнения а и b определяются методом «наименьших квадратов» по формулам
где
у | - | продажа товаров, |
t | - | порядковый номер года в ряду динамики, |
п | - | число лет базисного периода, |
y,t | - | средние значения данных показателей, |
Σ | - | знак сложения указанных величин. |
Данный метод расчета прогнозов известен как метод аналитического выравнивания динамических рядов. Покажем порядок расчета прогноза на примере (цифры условные):
Годы | Порядковый номер года в ряду динамики | Продажа швейных изделий | (yt) | (t2} |
(t) | (млн. руб.) (у) | |||
42,2 | 42,2 | |||
48,2 | 96,4 | |||
53,7 | 161,1 | |||
55,3 | 221,2 | |||
65,7 | 328,5 | |||
63,9 | 383,4 | |||
Итого: | 329,0 | 1232,8 |
На основе приведенных данных порядок расчета параметров а и b следующий:
Подставив полученные данные в формулы (1) и (2) будем иметь:
Таким образом, уравнение, характеризующее развитие продажи швейных изделий во времени, имеет вид
Для прогноза возможной продажи в следующем году (текущем, плановом) подставляем порядковые номера ряда динамики, соответствующие этим годам. Так, для 1997 года t будет равно 7, для 1998 года - 8. Тогда возможный объем продажи швейных изделий соответственно по годам будет равен:
Прогноз развития продажи товаров, как отмечалось, может быть рассчитан и с применением среднегодовых коэффициентов роста (снижения), который определяется по формуле
где k - среднегодовой коэффициент роста (снижения)
n - число лет базисного периода
Уn - конечный уровень базисного динамического ряда
Уо - начальный уровень базисного динамического ряда.
При прогнозировании уровней продажи каждый последующий уровень принимается равным предыдущему, умноженному на средний коэффициент роста (снижения). Например,
Пример расчета прогноза продажи пальто женских (цифры условные)
Среднегодовой коэффициент роста (k) будет равен: [5]
Прогноз возможной продажи пальто женских составит:
Причинно-следственное моделирование (многофакторные модели) нацелено на анализ достаточно сложных явлений с двумя или более переменными. Например, при разработке прогноза объема спроса на швейные изделия необходимо учесть уровень доходов населения, взаимозаменяемость товаров, уровень цен, объем производства и другие факторы (формулы 1, 2). Степенные, линейные многофакторные уравнения регрессии могут использоваться и при определении норматива численности работников по той или иной управленческой функции и для решения множества других проблем.
где
Н | - | норматив численности по функции управления |
Х1…р | - | количественные значения факторов, влияющих на численность работников по функции управления, |
A1...р | - | коэффициенты регрессии (показатели степени и коэффициенты при факторах - (X1...Xn) в линейном уравнении отражают степень влияния конкретного фактора на численность работников по управленческой функции); |
аo | - | постоянный коэффициент уравнения нормативной формулы. |
В частности, в кооперативных организациях потребительской кооперации при расчете норматива численности работников по функции планирования в качестве основных факторов выступают объем товарооборота, количество торговых и других предприятий, численность обслуживаемого населения. По функции учета и контроля - численность работающих на предприятии, количество отчитывающихся субъектов и др.
Качественные методы прогнозирования применяются в условиях недостатка информации для количественных оценок либо предубежденного отношения руководителей к ним. В основе этой группы методов лежат экспертные оценки. В качестве экспертов могут выступать специалисты ("мозговая атака"), потребители, либо признанные авторитеты (эксперты). Качественные методы, в их составе эвристические, до сравнительно недавнего времени противопоставлялись алгоритмическим (количественным). Ныне при решении проблем, связанных с неопределенностью, рекомендуется их разумное сочетание.
Неформальные методы прогнозирования основаны на информации, получаемой различными методами. Источниками вербальной информации (наглядной) могут быть средства массовой информации (кроме печатной), смежники, потребители, поставщики, конкуренты, совещания, конференции. Она отличается небольшими материальными затратами и недолговременностью.
Письменная информация представляет собой материалы печати, как правило периодической. Это газеты-еженедельники (например, "Экономика и жизнь"), информационные бюллетени, освещающие материалы отчетов фирм, банков и т.д.
Наиболее важной по ценности признается информация, получаемая в результате промышленного шпионажа (атрибут рыночной экономики, порожденный конкуренцией). Эта информация по мере использования по целевому назначению может рассекречиваться.
Полезно учитывать при прогнозировании внешней среды некоторые рекомендации методологического характера, которые включают:
- четкое установление цели прогноза,
- определение перечня возможных альтернатив решений на основе рассчитанных прогнозов, а также уровня в системе управления, где они будут приниматься;
- определение допустимых пределов точности прогнозов. Следует иметь в виду, что чем выше управленческий уровень, тем выше должна быть точность прогноза, так как и небольшие погрешности (в пределах 5%) могут повлечь за собой весьма существенные затраты. При оценке достоверности прогнозов обращается внимание на прогнозируемые изменения в развитии событий, чреватые существенными последствиями. Разработка прогнозов в ходе подготовки решений позволяет, с одной стороны, увязать целевую их направленность с потребностями социального развития общества (предприятия), с другой - взвесить последствия решений, ориентированных на долговременную перспективу. Поэтому столь необходимо располагать информацией о складывающихся тенденциях развития, предельных значениях и ограничивающих условиях.
Аналитические методы прогнозирования дают возможность сопоставить перспективное состояние объекта с исходным, требующиеся и фактические ресурсы, возможные варианты действий и оценку их эффективности. Важное место в прогностической работе занимает исходный уровень (база), его качественное состояние, поскольку допущенные неточности (завышение или занижение) трансформируется в будущее.
В последнее время широко применяются динамические модели для описания и предварительного расчета комплексных процессов развития. Это, естественно, не исключает использование статических и эконометрических методов исследования динамических рядов. Весьма популярным является и основанный на экспертных оценках метод сценариев. В нем экспертные оценки структурируются и увязываются в форме сценария.
Динамические модели и сценарии нередко комплексно используются при системном анализе и разработке прогнозов. Этот подход применяется в диалоговых системах, где руководитель может оценить будущее развитие ситуации, вводя в ЭВМ данные с учетом собственного видения проблемы.
Результаты анализа внешней среды и ее влияния позволяют руководителям увереннее ориентироваться в выборе альтернатив, связанных с условиями риска и неопределенности.
Контрольные вопросы
1. Характеристика внешних факторов и оценка их воздействия на деятельность предприятия.
2. Каковы элементы внутренней среды предприятия?
3. В чем особенности использования результатов анализа внешних и внутренних факторов?
4. Что понимается под управленческой ситуацией?
5. Каковы признаки классификации и виды ситуации?
6. Назовите элементы, характеризующие ситуацию.
7. В чем состоит суть ситуационного подхода в управлении?
8. Проблемы, как их охарактеризовать?
9. Каковы признаки классификации и виды проблем?
10. Назовите методы прогнозирования внешней среды. В чем состоят их особенности?
11. В чем состоит значение прогнозирования внешней среды?
Глава 1О