Лубовский Специальная психология
Психологическая служба в данном разделе рассматривается в двух направлениях в соответствии с теми задачами, которые стоят перед психологами разных учреждений: психолого-медико-педагогических консультаций (комиссий) - ПМПК; различных центров (диагностических, лечебно-диагностико-консультативных); реабилитационных и дошкольных и школьных специальных образовательных учреждений.
Обследование детей, имеющих те или иные отклонения от нормального психического развития, - одна из основных задач диагностических консультаций и центров.
Главная цель этих обследований - всестороннее изучение ребенка, определение причин нарушения его психофизического развития, нахождение возможных путей его лечения и психолого-педагогической коррекции. В работе таких комиссий и центров важная роль принадлежит психологу.
Во избежание ошибок в заключениях обследования детей и разночтений необходимо придерживаться следующих общих положений психологической диагностики отклонений в развитии детей.
Первое положение заключается в том, что психологическое обследование является необходимой составляющей частью комплексного медико-физиологического, психолого-педагогического и социального обследования.
Психологическому обследованию предшествует ознакомление (в беседе с матерью ребенка) со сведениями о том, как протекали беременность и роды, с анамнезом ребенка, социальным статусом семьи, взаимоотношениями членов семьи, воспитанием ребенка в семье или детском саду.
Кроме того, выясняется, где и как воспитывался, обучался ребенок, получал ли коррекционно-педагогическую помощь, если да, то какую.
Перед обследованием необходимо иметь заключение о состоянии соматического и физического статуса ребенка - общее клиническое (педиатра и терапевта), офтальмолога с полной характеристикой зрительных функций (острота зрения, диагноз, состояние глазного дна, цветовое зрение, глазодвигательные функции и др.), отоларинголога, психоневролога, аудиолога (не только субъективная аудиометрия, но и объективная - методом вызванных потенциалов). Немаловажно иметь данные электроэнцефалографического исследования.
После сбора разносторонней подробной информации о ребенке можно приступать к реализации второго положения психологического обследования - всесторонности обследования. Этот принцип включает в себя изучение психики ребенка, всех ее сторон - познавательных процессов, речи, эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обследуемого.
Третье положение - учет возраста обследуемого ребенка, предполагаемый уровень его развития. Форма и содержание предъявляемого для обследования материала должны этому соответствовать в обязательном порядке.
В этих целях выделяется девять основных возрастных этапов при условии дополнительных подразделений внутри них, особенно для первого и второго года жизни. К ним относятся следующие этапы: первый год жизни; второй; третий - четвертый; пятый - шестой; седьмой -восьмой; девятый-одиннадцатый; двенадцатый -четырнадцатый; пятнадцатый -семнадцатый; восемнадцатый год жизни и более взрослый возраст.
Четвертое положение заключается в том, что обследование должно происходить в привычной для ребенка форме деятельности.
В первые два года жизни преобладает наблюдение за спонтанной двигательной активностью, вокальными и речевыми реакциями, действиями с предметами, взаимоотношениями со взрослыми. Кроме того, необходимо постепенное подключение психолога в предметные действия ребенка, в разные виды общения с ним.
Обследование детей преддошкольного и трехлетнего возраста осуществляется в плане конструктивной и графической деятельности, организуемой психологом в виде игры. Необходимой частью данного обследования является и речевое общение.
Для детей 4-5 лет при обследовании сохраняются те же основные виды деятельности. Но при этом возрастает строгость процесса обследования. Задания, предлагаемые для выполнения ребенку взрослым, включают элементы делового общения взрослого с ребенком.
Преобладание делового общения начинается с 6-летнего возраста с обязательным включением предметно-практической и игровой деятельности.
В форме заданий учебного характера проводится обследование детей 10-летнего возраста. Кроме того, предлагаются наглядные и графические задания.
Пятое положение - подбор системы диагностических заданий для каждого возрастного этапа должен быть строго научно обоснован. В соответствии с этим для диагностики нужно использовать те задания, характер выполнения которых соответствует определенной научной квалификации. Таким способом выявляются те стороны психической деятельности, которые необходимы для правильного выполнения задания.
Основой шестого положения является доступность предлагаемых для выполнения заданий. Ребенку или подростку должны предъявляться такие задания, которые могут быть выполнены правильно и успешно. В случае ошибочного их выполнения следует предлагать задания, ориентированные на более ранний возраст. Аналогичным образом продолжать обследование до успешного выполнения заданий, после чего можно вернуться к более сложным вариантам тех заданий, которые в начале обследования были выполнены неверно.
Такой способ предоставляет возможность выяснить причину неуспеха в начале обследования; временные ли это недостатки функционального состояния ребенка (подростка) или относительно низкий уровень его психического развития.
Седьмое положение направлено на выяснение максимальных возможностей ребенка на день обследования, т. е. на определение зоны его ближайшего развития (по Л. С. Выготскому). В этих целях, во-первых, диагностический набор должен включать задания, имеющие общую направленность, но разные по степени сложности. Ребенку предлагаются задания по возрастающей степени сложности, и определяется, какие из них доступны для правильного самостоятельного решения, а какие нет. Во-вторых, необходимо предусмотреть заранее характер и виды помощи, которая может состоять в указаниях на неправильность или неточность ответа или действия, в предложении посмотреть внимательно, подумать еще. Далее помощь детализируется, может предлагаться в ходе выполнения задания. В этих случаях психолог привлекает внимание ребенка к неправильно понятой или неправильно выполненной части задания, предъявленного в словесной или наглядной форме. Для этого предлагается повторить или прочесть еще раз определенную часть условия задания; указывается на необходимое место объекта, чертежа и т.п. При неэффективности этих видов помощи психолог может показать правильное выполнение той части задания, которая ошибочно делалась ребенком, после чего просить его снова выполнить задание.
Для более действенного проникновения в механизм умственной и наглядно-практической деятельности следует использовать и такой вид помощи, суть которого состоит в том, что после неправильного выполнения задания (решения задачи) предлагается аналогичное невыполненному, но более легкое. При неправильном его выполнении задание снова упрощается. После правильного решения задания последовательно предъявляются усложняющиеся варианты.
Результаты самостоятельных решений заданий разной степени сложности и действенность оказываемых видов помощи дают основание для характеристики как уровня развития психических процессов у ребенка (подростка), так и предполагаемых способов формирования и совершенствования этих процессов в условиях коррекционного обучения и воспитания.
Для реализации положений психолого-диагностического обследования, изложенных выше, необходимо соблюдать определенные условия его проведения.
Как уже отмечалось ранее, психолог к началу обследования ребенка должен иметь все необходимые сведения о нем (медико-клинико-физиологического и социально-педагогического характера).
Психологу следует иметь все исследовательские средства - наборы диагностических методик с точными указаниями: 1) для кого они предназначены; 2) исследуемых сторон психического развития; 3) процедуры взаимодействия взрослого и ребенка при выполнении каждой группы заданий; 4) предусматриваемых видов помощи в случаях затруднений и ошибок у ребенка; 5) способов обработки полученных результатов и допустимых вариантов оценочных суждений на их основе.
Немаловажным условием психологического обследования детей определенного возраста является наличие в арсенале методик для более младшего и более старшего возраста, кроме предназначенных для данного возраста, так как уровень развития обследуемого ребенка может оказаться много ниже или несколько выше ожидаемого в соответствии с его возрастом. При этом возможны и варианты развития так называемого парадоксального характера, при котором отмечается заметное запаздывание одних сторон психической деятельности при достаточно высоком уровне развития других.
Организацию деятельности ребенка можно наблюдать при выполнении заданий с предметами, их изображениями, сюжетными картинками.
Волевые качества прослеживаются при преодолении трудностей во время выполнения все более усложняющихся заданий. Разные по форме и содержанию задания вызывают те или иные эмоциональные состояния у детей.
Особенности поведения и работоспособности обнаруживаются у детей во время полного обследования, продолжительность которого около одного часа с 5-10-минутным перерывом.
Психологическое обследование следует проводить в спокойной обстановке, в отдельной комнате с минимальным количеством предметов, которые не должны иметь яркую окраску, отвлекать детей. Ребенок должен чувствовать доброжелательное к себе отношение.
Обследование начинается с легких заданий. Используются при необходимости предусмотренные виды помощи. Обследующий внимательно наблюдает за всеми действиями ребенка.
В обязательном порядке у психолога должен быть ассистент для ведения записи всего процесса обследования с регистрацией времени выполнения каждой группы заданий.
Присутствие матери ребенка при его обследовании допускается. Однако исключается какое бы то ни было ее вмешательство в ход обследования.
По окончании обследования обязательна беседа психолога с матерью.
Заключение на ребенка предполагается готовить в два этапа. На первом этапе психологом совместно с ассистентом производится обработка по предложенной системе результатов выполнения всех заданий, проходит их обсуждение, делаются выводы об уровне развития познавательной деятельности, речи, эмоционально-волевой сферы, особенностях поведения ребенка и возможных причинах своеобразия в его психическом развитии, которые также решают вопрос о характере коррекционной помощи с указанием возможного учреждения.
После этого выводы сообщаются врачам и другим специалистам, обследовавшим ребенка ранее, совместно определяется содержание заключения и оценивается весь комплекс результатов обследования ребенка.
Второе направление психологической службы - это работа психолога в специальных дошкольных и школьных учреждениях.
Каждое дошкольное и школьное учреждение, УВК имеет свои особенности в зависимости от его контингента (дети с нарушениями слуха, зрения, с задержкой психического развития, умственно отсталые, с речевыми нарушениями и другими физическими и интеллектуальными ограничениями). Поэтому специфика задач, формы и методы работы психолога зависят от типа детского учреждения.
И все-таки главная задача психолога этих учреждений в отличие от задач психолога ПМПК и различных диагностических центров - психолого-педагогическая коррекция тех или иных нарушений развития, вызванных недостатками физического или интеллектуального характера.
На этапе становления психологической службы в специальных учреждениях решение главной задачи потребует проведения психолого-диагностического обследования, так как у значительной части детей (может быть, и у всех) не имеется подробных заключений диагностических центров с указанием характера коррекционной помощи.
Обследование детей проводится при соблюдении положений и условий, описанных выше.
Основное внимание следует обратить на общее состояние ребенка на момент обследования, его физические и интеллектуальные недостатки.
Психолог, кроме того, должен знать особенности развития вверенного ему контингента детей, возрастные особенности в норме и патологии, закономерности протекания психических процессов нормально развивающихся детей.
Весьма важно учитывать при диагностическом обследовании социальные условия воспитания ребенка: его семейную обстановку, социальный статус родителей и т.п.
Основная цель психолого-диагностического обследования - определение особенностей в развитии ребенка. После их установления психолог разрабатывает и совместно с дефектологом-методистом, специалистом определенного профиля (сурдопедагогом, тифлопедагогом, логопедом и др.), воспитателями, учителями и родителями реализует коррекционно-развивающие программы.
Одной из форм работы психолога является консультирование администрации учреждения, педагогического и родительского коллективов по психологическим проблемам развития, обучения и воспитания детей, по развитию их внимания, восприятия, представлений, памяти и мышления, характера и т. п. с учетом особенностей состояния их физических и психических функций.
К школьному психологу могут обращаться учащиеся по вопросам обучения, проблемам жизненного самоопределения, самовоспитания, взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.
Немаловажное значение в работе психолога имеет психологическое просвещение - приобщение педагогического коллектива, родителей и учащихся к психологическим знаниям.
Психологическая служба в детских садах и школах не может рассматривать отдельно диагностику, коррекцию или развитие. Они существуют в деятельности психологов как единый по своей сути вид работы - диагностико-коррекционный или диагностико-развивающий.
Диагностическая работа психолога должна начинаться в детском саду. С этой целью необходимо вести учет детей, имеющих недостатки физического и умственного развития, как можно с более раннего возраста, в крайнем случае - с пятилетнего возраста, для того чтобы иметь возможности принять необходимые меры для развития и подготовки к школьному обучению. С этой целью проводится полное диагностическое обследование с учетом описанных выше положений, составляется коррекционная программа, которая реализуется с участием родителей, если ребенок не посещает детский сад. При обследовании, проводимом через год, выясняется успешность продвижения ребенка, и при достижении им достаточного уровня развития для начала школьного обучения его зачисляют в I класс. Если же ребенок в результате повторного обследования оказывается неготовым к школьному обучению, то ему еще на год продлевается подготовительный период. В таком случае составляется новая программа психолого-педагогической коррекции с учетом выполнения первой, намечаются особые педагогические меры, способствующие дальнейшему развитию ребенка.
Начав работу с детьми дошкольного возраста, психолог берет под контроль период поступления ребенка в школу, во время которого должна произойти смена ведущих видов деятельности - игры на учебу. Своевременная оценка психологической готовности детей к обучению в школе является одним из основных средств профилактики возможных последующих трудностей в обучении.
Следует помнить о психологической этике и поэтому тщательно продумывать, кому и в какой форме можно сообщать о диагнозе и прогнозе психического и личностного развития ребенка.