Раздел 2. Маркетинговые исследования.

Задача 2.1.

Дайте описание основных этапов маркетингового исследования на примере товара или услуги по своему выбору.

Задача 2.2.

Какой тип исследования и почему был бы наиболее уместен в следующих ситуациях:

- завод, выпускающий грузовики, хочет выяснить, какую долю его продукции закупают фермеры;

- фирма, выпускающая электоробытовую аппаратуру, хочет выявить степень влияния различных членов семьи на объем покупок своих товаров;

- маленький промтоварный магазинчик, торгующий на территории вуза, хочет собрать информацию об отношении студентов к своей деятельности;

- завод, производящий металлообрабатывающие станки, обдумывает возможность размещения своего филиала в быстрорастущем пригороде большого морского порта.

Задача 2.3.

Предположите, что Вы состоите в клубе поклонников какой-нибудь рок-группы, число членов которого стало сокращаться. Возможно ли провести маркетинговое исследование с целью выявления причин подобного явления? Если бы это исследование было поручено Вам, то как бы Вы проводили его?

Задача 2.4.

Дайте описание способов сбора маркетинговой информации. Будут ли, по Вашему мнению, пользоваться этими способами:

- книжный киоск в вузе;

- крупный универмаг в центре большого города;

- небольшой молочный магазинчик в пригороде;

- завод сельскохозяйственных машин, являющийся единственным в стране производителем определенного типа тракторов?

Задача 2.5.

Вам поручили провести по телефону опрос потребителей телепрограмм. Как Вы постараетесь учесть в своей работе достоинства и недостатки этого метода маркетингового исследования?

Задача 2.6.

Внутривузовское издательство приступает к печатанию сборника тестов и заданий по экономической теории. Большая часть тиража будет передана в институтскую библиотеку. Издательство обращается в ректорат за данными о количестве студентов, изучающих экономическую теорию. Какая это информация: внутренняя, внешняя, первичная, вторичная, мягкая или жесткая?

Раздел 3. Целевой Маркетинг.

Задача 3.1.

Импортер:

японских фотоаппаратов;

компьютеров фирмы «ИБМ»;

часов

хочет располагать сегментацией по выгодам для российского рынка. Предложите сетку сегментации, которая кажется вам априорно подходящей и предложите процедуру сбора информации, позволяющей проверить ее обоснованность.

Задача 3.2.

Выберите две газеты, ориентированные на определенную социально-демографическую группу (молодежь, бизнесмены, домохозяйки, этническая группа). Отберите четыре рекламных сообщения и попытайтесь определить позиционирование, которого добиваются рекламодатели.

Задача 3.3.

Сегментирование рынка – это:

А) процесс разбивки потребителей на группы по какому-либо актуальному для покупки признаку;

Б) раздел рынка по договоренности с конкурентами.

Укажите правильный ответ.

Задача 3.4.

Позиционирование товара на рынке предполагает:

А) выбор сегмента неудовлетворенной потребности;

Б) необязательно должен быть найден сегмент неудовлетворенной потребности, может быть выбран сегмент, занятый конкурентом и поставлена задача вытеснить товар конкурента за счет превосходства в потребительских свойствах своего товара и соответствующей рекламы.

Укажите правильный ответ.

Задача 3.5.

Возможно ли с позиции сегментирования рынка, чтобы продавец фирменного магазина отговаривал случайного посетителя от покупки, утверждая, что приглянувшийся покупателю товар «не для него»?

Раздел 4. Товар и товарная политика в маркетинге.

Задача 4.1.

Какие показатели качества будут наиболее важными для потребителей, если этими товарами являются:

· авиадвигатель;

· комбайн зерноуборочный;

· холодильник;

· кроссовки;

· чайник;

· диван;

· деловой костюм;

· деловая сумка.

Задача 4.2.

Товар – авторучка шариковая с набором пишущих стержней. Показатели качества: надежность, долговечность, возможность и простота замены стержня, цена, дизайн, прочность, простота в обращении, чистота, качество письма, легкость письма, усталость руки, наличие или отсутствие гарантии, срок гарантии. Проранжируйте данные показатели с точки зрения их значимости для потребителя.

Задача 4.3.

Какой этап жизненного цикла (рост, зрелость, спад) переживают в настоящее время перечисленные ниже товары :

· портативные цветные телевизоры;

· черно-белые телевизоры;

· бытовая электроника;

· универсальные станки общего пользования;

· биотехнология;

· автомобили;

· видеодиски;

· мыло «Люкс»;

· шампунь-кондиционер «Видал сассун»;

· керосин;

· льняная ткань;

· минеральная вода в бутылках.

· антиникотиновые мудштуки;

· услуги частных учебных заведений;

· джинсы;

· компакт-диски?

Ответ обоснуйте.

Задача 4.4.

Малая фирма, созданная год назад группой граждан со средним уровнем доходов, занимается производством визитных карточек и другими художественно-оформительскими услугами. Конкуренция на рынке оформительских услуг достаточно сильна.

Вопросы:

Чего должна добиваться фирма выпуском нового товара?

Подскажите фирме идеи новых товаров.

Как вести себя фирме, если ведущий специалист перешел на работу в конкурирующую фирму?

Как построить финансовую политику, если фирма не получила той прибыли, которую ожидала по предыдущему проекту?

Задача 4.5.

Как быть, если цены на бумагу выросли на 50% ?

Условия: сбыт на пробном рынке идет вяло; потребители не замечают предложенный товар; этим товаром интересуются в основном лица пожилого возраста; конкуренты начали на вашем пробном рынке активную рекламную компанию своего нового товара, практически такого же, как ваш. Используя перечисленные условия, проведите коррекцию маркетинговой деятельности фирмы на пробном рынке.

Наши рекомендации