Становление и развитие психологической службы в системе образования России и за рубежом
Вопросы для обсуждения
1. Расскажите, как взаимосвязаны детская практическая психология и педология.
2. Назовите основные достоинства педологии, обеспечившие ее широкое распространение в начале прошлого столетия.
3. Расскажите, в чем Э. Клапаред видел главные отличия практической детской психологии от теоретической.
4. Опишите достоинства и недостатки тестов. Ведущие направления развития тестологической работы.
5. Выделите проблемы, которые стояли перед отечественной практической психологией в начале ХХ века.
6. Назовите причины активного развития детской практической психологии в России в 20-30-е годы.
7. Перечислите задачи, стоявшие перед практической психологией в этот период. С чем связано запрещение детской практической психологии в конце 30-х годов.
Практическое занятие 3.
Нормативно-правовые основы деятельности практического психолога образования
Вопросы для обсуждения
1. Оформление и заполнение журнала консультаций и журнала учета групповых форм работы.
2. Карта психолого-медико-социальной помощи ребенку.
3. Особенности заполнения формы № 6А Результаты психологической работы в классе (группе).
4. Провести содержательный анализ предложенных преподавателем перспективных планов работ педагогов - психологов разных квалификационных категорий.
5. Интерпретация данных в свете выделенной проблемы (проблема предлагается преподавателем).
Задания для самостоятельной работы
1. Составить перспективный план работы педагога-психолога в детском саду, школе. Работа осуществляется в парах с предложенными для изучения результатами психодиагностического исследования.
2. Сформулировать психологический диагноз и прогноз.
3. Составить психологическое заключение.
9. Разработать психологические рекомендации для педагогов и родителей.
10. Составить направления коррекционной работы по предложенному преподавателем психологическому диагнозу, указать используемые методы и материалы, необходимые для работы (при выполнении задания используются необходимые формы документов).
Практическое занятие 4.
Профессиональное место психолога в образовательном учреждении
Вопросы для обсуждения
1. Обозначить способы формирования и изучения запроса (круглый стол, деловая игра, анкетирование, беседа) и особенности их использования.
2. Составить план профессиональной самопрезентации психолога в педколлективе.
3. Знакомство с анкетами по изучению запроса для родителей и педагогов.
4. Составление вопросов для круглого стола.
5. Планирование хода деловой игры.
Практическое занятие 5.
Организация труда практического психолога
Вопросы для обсуждения
1. Определить профессиональное место психолога в образовательном учреждении, его функции, используя игровой материал.
2. Рассмотреть взаимодействие психолога с педагогами, родителями, детьми и администрацией учреждения, используя игровой материал.
3. Назовите функциональные зоны психологического кабинета. Обоснуйте ответ.
4. Дайте определение понятию «психологический инструментарий». Перечислите его виды.
Практическое занятие 6.
Место психолога в психолого-медико-педагогической комиссии
Вопросы для обсуждения
1. Содержание деятельности психолого-медико-педагогической комиссии.
2. Документы, необходимые для представления ребенка на ПМПК.
3. Пакет диагностических методик, используемых в работе психолога ПМПК.
4. Форма и содержание психологического заключения.
5. Задачи психопрофилактической работы в образовательном учреждении.
6. Основные направления психопрофилактической работы.
7. Роль консилиума в общей системе психолого-педагогического сопровождения.
8. Основные этапы работы консилиума и их содержание.
9. Документация психолого-педагогического консилиума.
Практическое занятие 7.