Задания для самостоятельной работы. Тема 1.История психологической службы образования за рубежом и становление ее в России

Тема 1.История психологической службы образования за рубежом и становление ее в России

1.Составить хронологическое описание становления психологической службы в России и представить его в виде таблицы:

Дата Содержание этапа Ссылка на документ
     

2.Проанализировать литературу и выявить наличие общих тенденций в развитии ПС в различных странах мира, записать выводы в рабочей тетради.

Литература:

· Андреева А.Д. Школьная психологическая служба в США. /Детский практический психолог, январь 1994

· Андреева А.Д.. Школьная психологическая служба в странах Западной Европы. /Детский практический психолог, ноябрь 1994

· Практическая психология образования /под ред Дубровиной И.В.-М., 2000

· Психологическая наука и образование,№ 2,1999

· Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность психологов Российской Федерации/Урал.гос.пед.ун-т, Екатеринбург,2001

Тема 2.Основные цели и задачи психологической службы

1. Прочитать публикации и письменно ответить на вопросы:

-какие цели и задачи стоят перед психологом, работающим в сфере образования?

-в чем специфика его работы в этой сфере.

· Асмолов А.Г. От практической психологии – к развивающему образованию./Детский практический психолог, № 1-2 , 1996

· Гаврилова Т.И. Психологическое знание в арсенале средств практического психолога/Психологическая наука и образование, № 2, 1998

· Дубровина И.В. Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики. М., 1991, с.31

· Рубцов В.В. Психология и современная образовательнаяситуация./ ДПП, № 1-2, 1996

· Самоукина Н.В. Какая психология нужна школе. /ДПП, № 1-2, 1996

Тема 3.Теоретические основания психологической службы образования

1.Подготовить конспект главы монографии ( в рабочей тетради):

· Выготский Л.С. Проблема возраста /Хрестоматия по возрастной психологии, ч.1, М., РПО, 1999

· Гальперин П.Я. Метод поэтапного формирования…, /Хрестоматия по детской психологии, М., ИПП, 1996, с.124-133

· Давыдов В.В. Психические проблемы процесса обучения младших школьников /Хрестоматия по возрастной психологии, М., ИПП, с.160-164

· Леонтьев А.Н. Роль деятельности в психическом развитии ребенка /Хрестоматия по возрастной психологии, ч.1, М., РПО, 1999

· Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения /Хрестоматия по возрастной психологии, с.225-233 или Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. М-Воронеж, 1996, с.291-302

· Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детских возрастах. Москва – Воронеж, 1995, с.66-86.

Тема 4.Концепции психологической службы

и модели деятельности педагога-психолога

1.Провести анкетирование практического психолога, работающего в сфере образования( центр, МППК, школа, детсад, гимназия, интернат , психологические службы города, района и др.) с помощью самостоятельно разработанной анкеты.

Цель: получение информации от специалиста о его понимании системы профессиональной деятельности психолога.

Вопросы анкеты могут быть направлены на выявление понимания основных целей и задач работы психолога, трудностей , проблем эффективности деятельности , этических норм. , границ его компетенции и проч.

2.Представить данные в виде протокола с собственными комментариями (новизна информации, совпадение или расхождение с Вашими представлениями о профессиональной деятельности психолога, что для Вас в этом общении было самым полезным и т.д

3.Ответить на вопрос: Какой из известных моделей соответствует работа психологической службы данного учреждения? Аргументируйте свой ответ.

Литература:

· Практическая психология образования /под ред Дубровиной И.В., М., 2000

· Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., «Совершенство» ,1997

· Фридман Л.М. О концепции школьной психологической службы /Вопросы психологии. 2001, № 1

· Степанова М.А. Профессия: практический психолог /Вопросы психологии. 2001, № 5

Тема 5. Психолог в образовательном учреждении

1.Прочитать текст и прокомментировать его содержание (в рабочей тетради):

· Какую позицию по отношению к педагогам занимает, по-Вашему, автор письма?

· Что является , по мнению автора, главным во взаимодействии педагогического коллектива и психолога?

· Какие мысли автора показались Вам особенно важными и почему?

2.Составить и написать свое короткое обращение (в рамках самопрезентации) к педколлективу, исходя из следующих задач:

-вызвать эмоциональное принятие себя коллективом, чувство общности , желание идти на контакт с Вами,

-проинформировать о задачах, содержании, специфике своей работы, взаимодействии с педагогами.

Литература

Битянова М.Р. Открытое письмо педагогическому коллективу…,

в кн. М.Р.Битянова. Организация психологической работы в школе, М.:Совершенство, 1997

Тема 6. Принципы работы психолога образования, его права и обязанности

1.Прочитать «Этические принципы и правила работы практического психолога образования .Ответить на вопросы:

· на чем основана этика практического психолога образования?

· какова роль этических принципов в формировании условий для эффективной деятельности психолога и его успешного профессионального роста ?

2.Составить памятку «Права и обязанности психолога образования».

Письменно ответить на вопросы: Есть ли , на Ваш взгляд, необходимость в расширении полномочий психолога? В чем? Ваше мнение по поводу обязанностей, возлагаемых на психолога образования.

Литература.

Практическая психология образования./Под ред.И.В.Дубровиной:-М.:ТЦ «Сфера», 2000, с.112

Сборник нормативно-правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации // Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2001.С. 181-183

Газета «Школьный психолог.

Тема 7. Организация и развитие основных видов деятельности педагога-психолога

1.Просмотр имеющихся в наличии в Научно-методическом информационном центре и библиотеке Университета периодических изданий и поиск материалов, касающихся тематики психологической службы и основных направлений работы практического психолога.

2.Результаты могут быть представлены в таблице

«Перечень статей (указать наименование издания- журнала , газеты) за 1990.-200..г.г

Автор, №№ и год Издания газеты, журнала Психопрофилактика и просвещение Психодиагностика Психокоррекция

3.Перечень изданий, рекомендуемых для просмотра:

· «Психологическая наука и образование»

· Журнал практического психолога»

· «Вестник психолого-социальной и коррекционно-реабилитационной работы»

· «Мир психологии»

· «Вопросы психологии»

· «Психологическая газета»

· «Школьный психолог»

· «Психолог в школе»

· «Психолог в детском саду»

· «Психолог в вузе»

Тема 8. Основные формы и методы работы практического психолога образования.

1.Найти в периодических изданиях по психологии примеры профессиональной работы психолога в образовательных учреждениях.

2. Подготовить конспект статьи, посвященной описанию одной из форм работы( беседа, урок, консилиум, тренинг) практического психолога с детьми дошкольного или школьного возраста.

3. Ответить на вопрос:В чем, по-вашему,заключается специфика данной формы работы и какой подготовки психолога она требует?

Тема 9. Планирование работы и основные виды документации психологической службы

1.Составить примерный план работы на первый месяц работы психолога в любом (по выбору) образовательном учреждении.

При составлении плана ориентироваться на основные направления деятельности, указать вид и содержание деятельности психолога .

Литература:

· Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе. М., «Совершенство»,1997

· Красило А.И. , Новгородцев А.П. Статус психолога и проблемы его адаптации в учебном заведении. Москва-Воронеж, 1995

· Семаго М. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения /Школьный психолог, 2002, февраль, № 5

· Я работаю психологом…Опыт, размышления, советы . /под ред.И.В.Дубровиной.. «Творческий центр», М.,1999

Вопросы к экзамену

1. Понятие психологической службы, роль и место ее в образовании.

2. Теоретические основания психологической службы образования.

3. Становление психологической службы в России: основные этапы.

4. Цели и задачи психологической службы в образовании.

5. Структура психологической службы и модели деятельности психолога в школе.

6. Работа психолога в различных образовательно-воспитательных средах.

7. Профессиональное место психолога в образовательном учреждении, его права и обязанности.

8. Организация деятельности психолога в адаптационный период.

9. Основные требования к организации рабочего места школьного психолога.

10. Положение о Службе практической психологии в системе образования, его структура.

11. Этика профессиональной деятельности практического психолога образования.

12. Основные виды деятельности практического психолога образования, их краткая характеристика.

13. Пихологическое просвещение, цели и задачи.

14. Психопрофилактика как системообразующий вид деятельности психолога образования.

15. Особенности диагностики в работе школьного психолога.

16. Особенности консультативной деятельности психолога образования.

17. Психокоррекционная работа, ее направленность и методы.

18. Психолого-педагогический консилиум, организация и проведение.

19. Беседа как один из основных методов работы психолога образования.

20. Наблюдение в работе практического психолога.

21. .Психологическая помощь и поддержка участников образовательного процесса (взаимодействие психолога и педагога).

22. .Психологическая помощь и поддержка родителей.

23. Планирование работы педагогом-психологом образования: общие принципы и виды планирования.

24. Основные нормативные документы психологической службы образования, их краткая характеристика.

6.Учебно-методическое и информационное

обеспечение дисциплины

6.1 Рекомендуемая литература

Основная

1.Изотова Е.И. Психологическая служба в образовательном учреждении: учеб. пособ. для студ.высш.учеб.заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2007.-288 с.

2.Практическая психология образования[Текст]: Учеб пособие 4-е изд./ под ред. И.В. Дубровиной – СПб:Питер, 2004. – 592 с. Гриф МО РФ.

3.Овчарова, Р.В. Практическая психология образования [Текст]: учеб.пособие для студ.психол. фак. ун-тов/ Р.В.Овчарова .- М.: Академия, 2003.- 448 с. Гриф УМО.

Дополнительная

1. Банщикова, Т.Н. Профессиональная деятельность психолога в работе с педагогическим коллективом [Текст]/Т.Н. Банщикова, Ю.П.Ветров ,Н.П. Клушина. -М.: Книголюб,2003. - 352с.

2. Берулава, Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога [Текст]/ Г.А.Берулава.- М.: Речь,2003.- 64 с.

3. Битянова, М.Р. Организационно-содержательные модели деятельности школьного психолога .[Текст]/ М.Р. Битянова //Школьный психолог.-2003.- № 32.- С.

4. Битянова, М.Р. Организация психологической работы в школе [Текст] /М.Р. Битянова. -М.: Генезис, 2000. - 298 с.

5. Божович, Л.И. Избранные психологические труды [Текст] /Л.И. Божович. -М.: 1995. – 352 с.

6. Венгер, А.Л. Психологическое обследование младших школьников[Текст] :учеб.метод пособие/А.Л. Венгер, Г.А. Цукерман.- М.:Владос-ПРЕСС, 2001. - 160 с.

7. Бурменская, Г.В. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков [Текст] / Г.В. Бурменская, О.Л.Карабанова, А.Г. Лидерс.-М.:Академия, 2002.- 416 с.

8. Выготский, Л.С. Психология [Текст] / Л.С. Выготский.- М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.

9. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии [Текст] / П.Я. Гальперин.-М.: Высшая школа, 2002. - 400 с.

10. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] /В.В. Давыдов. - М.: Интор,1996, 544 с.

11. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования [Текст] / под ред.М.М. Семаго.- М.: Генезис,2004. – 288с.

12. Жорж,Ж. Детский стресс и его причины [Текст] / Ж.Жорж.- М.: 2003. – 192 с.

13. Зиновьева, М.В. Структура службы практической психологии в системе департамента Москвы [Текст] / М.В. Зиновьева //Психологическая наука и образование.- 2003. -№1.- С.5-7

14. Крайг, Г. Психология развития [Текст] : учеб. для студентов вузов/ Г.Крайг. - СПб.: Питер, 2000.- 992 с.

15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения[Текст] / М.И. Лисина. -М.: Просвещение, 1986. -384 с.

16. Степанова, М.А.. Практическая психология образования: противоречия, парадоксы, перспективы [Текст] / М.А. Степанова // Вопросы психологии. -2004.- № 4. С.91-101.

17. Осипова, А.А. Общая психокоррекция [Текст] :учеб. пособие / А.А. Осипова. -М.: ТЦ Сфера,2002. – 512 с.

18. Педагогическая психология [Текст]: Учеб.пособие/под ред.Н.В.Клюевой - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003.- 400 с. Гриф УМО.

19. Пахальян, В.Э. Развитие и психологическое здоровье. Дошкольный и школьный возраст [Текст] /В.Э Пахальян. –СПб.: Питер, 2006. – 240 с.

20. Пахальян, В.Э Каким должен или каким может быть психолог, работающий в сфере образования? [Текст] / В.Э Пахальян. //Вопросы психологии.- 2002.- № 6. С.103-112.

21. Прихожан, А.М. Психология сиротства [Текст] / А.М. Прихожан, Н.Н.Толстых. 2-е изд., СПб.: Питер, 2005. - 400 с.

22. Психологический лексикон. Психология развития [Текст]: энцикл. слов.: в 6 т. /под общ. ред А.В. Петровского; ред-сост. Л.А.Карпенко. -М., ПЕР СЭ, 2005.

23. Психология развития. Хрестоматия. [Текст] /под ред. А.К. Болотовой и О.Н. Молчановой. – М.: ЧеРо, 2005. 524 с.

24. Психология раннего и дошкольного детства. Психолого-педагогическое сопровождение развития ребенка. . [Текст] /под ред. О.А. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2003. – 160 с.

25. Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста[Текст] / метод пособие с прил.альбома «Наглядный материал для обследования детей». 2-е изд., перераб и доп.-М.: Просвещение, 2004.- 64 с.

26. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] :учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений /И.Ю.Левченко, С,Д.Забрамная. -2-е изд., стер.- М.: Академия, 2005. – 320 с.

27. Рабочий журнал психолога образования [Текст] : учеб.пособие /сост. М.М. Семаго. ТЦ Сфера, М.: 2003. – 192 с.

28. Регуш, Л.А. Проблемы психического развития и их предупреждение [Текст] /Л.А. Регуш. Речь, СПб.: 2006. – 320 с.

29. Ремшмидт, Х. Подростковый и юношеский возраст:проблемы становления личности. [Текст] / Х.Ремшмидт. М.:1994. – 395с.

30. Формирование личности старшеклассника [Текст] /под ред.И.В. Дубровиной.-М.: 1989. – 84 с.

31. Рубцов, В.В. Служба практической психологии образования: современное состояние и перспективы развития [Текст] / В.В. Рубцов //Вопросы психологии.-2003.-№ 6. С.32-39

32. Сборник нормативно–правовых материалов, регламентирующих деятельность практических психологов Российской Федерации [Текст] /Урал. Гос.пед.ун-т.-Екатеринбург, 2004. 270 с.

33. Семаго,М.М. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения. [Текст] / М.М. Семаго// Школьный психолог. -2002.-№ 5. –С.17-19

34. Семаго, М.М. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования [Текст] :метод. пособие /М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. -М.:Айрис-пресс, 2004. – 225 с.

35. Синякова, Н.Е. Системный подход к формированию толерантности педагогов-психологов[Текст] / Н.Е. Синякова //Психология и школа.-2004.- № 4. С.61-65

36. Хаймовская, Н,А..Особенности социально-психологической адаптации педагогов-психологов в образовательных учреждениях [Текст] /Н.А. Хаймовская, Т.В. Ветер //Психологическая наука и образование.-2003.- № 3. С.21-24

37. Широкова, Г.А. Справочник дошкольного психолога [Текст] /Г.А. Широкова. Ростов-на Дону, Феникс, 2004. -384 с.

38. Широкова, Г.А. Практикум для детского психолога [Текст] /Г.А. Широкова,Е.Г. Жадько . Ростов-на Дону, Феникс, 2004. – 320 с.

39. Шувалов, А.В. Гуманитарно-антропологические основы теории психологического здоровья [Текст] / Шувалов А.В.// Вопросы психологии.-2004.- № 6. С. 18-33

40. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б. Эльконин.-М.:1989.416 с.

41. Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э.Эриксон. М.:1996.295 с.

6.2 Информационное обеспечение дисциплины

Электронные ресурсы

Ресурсы локального доступа

1. Словарь психолога-практика (Электронный ресурс) : электрон. Словарь-справ.-Электрон.дан. –М., сор. 2000. – 1 электрон.опт.диск (CD ROM).

Ресурсы удаленного доступа

1. Сайт лаборатории изучения психического развития в подростковом и юношеском возрастах Психологического института РАО – Режим доступа: http : //www.pirao.ru/strukt/lab_gr/1-podjun.html

2. Сайт группы психологии обучения и развития младших школьников Психологического ин-та РАО – Режим доступа: http : //www.pirao.ru/strukt/lab_gr/1-podjun.html

3. Сайт лаборатории научных основ детской практической психологии Психологического института РАО – Режим доступа: http : //www.pirao.ru/strukt/lab_gr/1-podjun.html

4. Сайт газеты «Школьный психолог» – Режим доступа: http : psy/ 1september/ru

5. Сайт журнала «Психологическая наука и образование» – Режим доступа: http: //www.psuedu/ru

6. Сайт журнала «Вопросы психологии» -– Режим доступа: http: //www/vopsy.ru

Наши рекомендации