Лингвистическая характеристика речи

Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная (воспроизводимая) речь — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел — внутренняя речь —внешнее высказывание.

Импрессивная (воспринимаемая) речь — это процесс понима­ния речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения — вы­деление информационных моментов — формирование во внутрен­ней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.

В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой дея­тельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — по­нимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).

Устная речь — сложный, многогранный процесс, включаю­щий в себя:

фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);

лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);

мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);

темпо-ритмическую (темп и ритм речи).

Устная речь может быть диалогической и монологической.

На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.

В зависимости от выпадения того или иного компонента речи Лингвистические нарушения делятся на следующие.

1. Фонетические нарушения — неправильное произношение
одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и зад­
неязычных звуков; нарушения твердости —мягкости, глухости —
звонкости согласных звуков).

2. Лексико-грамматические нарушения.
| Среди этих нарушений выделяют:

В ограниченный словарный запас;

обедненная фраза;

;-. неправильное согласование слов во фразе; ^неправильное употребление предлогов, падежей; I недоговаривания, перестановки. Ц.З. Мелодико-интонационные нарушения: f неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове);

J! нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (ти­хий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, виз­гливый, глухой, немодулированный). Ш4- Темпо-ритмические нарушения:

| ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре голов-його мозга процессов возбуждения (тахилалия);

I? замедленный темп, с преобладанием процессов торможения ррадилалия);

| прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скан-|ирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологичес­кие итерации, полтерн) и судорожного характера — заикание). 1*5. Нарушения письменной речи:

I письма: •' •'• *

I неправильная перешифровка фонемы в графему; | недописки;

I пропуски и смешение букв в слове; ; несогласование и перестановки слов в предложении; 1 выходы за строчку и др.

чтения:

;. замена и смешение звуков; |; побуквенное чтение;

Лингвистическая характеристика речи - student2.ru

^искажение звуко-слоговой структуры слова; !! Нарушение понимания прочитанного; аграмматизмы.



Наши рекомендации