Лингвистическая характеристика устной речи.

С психологической точки зрения устная речь является специфической для человека формой общения людей с помощью языка. Лингвистика определяет язык как систему знаков, единиц разного уровня [26].

Подобное знание языка позволяет логопеду строить процесс коррекции произношения с учётом проявления в речи всех его единиц. Лингвистическими единицами речи являются фонемы (смыслоразличительные звуки речи, специфические для каждого языка), лексемы (слова и словосочетания, образующие понятия), совокупность слов, фраз, текст.

По определению Ф.Ф. Рау, фонемой (от греческого phone - звук) называется наименьшая единица звукового строя языка, способная служить для образования и различения значимых единиц языка – морфем и слов [49].

Существует различное понимание природы фонемы. Не вдаваясь в подробности дискуссии о фонеме, следует отметить две крайние точки зрения, из которых одну отстаивают представители «ленинградской фонетической школы» Л.В. Щерба и его последователи Л.Р. Зиндер, М.И. Матусевич [62, 63], другую – представители «московской фонетической школы» - Р.И. Аванесов, В.Н. Сидоров, Б.Р. Кузнецов и др. Обе точки зрения имеют различные аргументы в свою пользу.

Как отмечает Ф.Ф. Рау, каждая фонема характеризуется определёнными акустическими, а также артикуляторными свойствами. Они претерпевают более или менее значительные изменения в зависимости от так называемых комбинаторных и позиционных условий (соседство с другими фонемами, местоположение в слове, степень ударности), в результате чего образуются варианты фонемы, или её аллофоны. Так, в словах ВЕС, ВЕСЬ, и ВЕСЬМА, мы встречаемся с тремя аллофонами Э, различие между которыми определяется характером следующей фонемы, а также тем, что в третьем слове фонема Э является безударной.

Среди вариантов каждой фонемы выделяется один, основной, который слышится в таких фонетических условиях, где он меньше всего подвергается комбинаторным и позиционным влияниям. Основной вариант фонемы или основной её аллофон звучит при изолированном её произнесении.

В русском языке 42 фонемы: а, о, у, и, э, ы, б, б, п, п, в, в, ф, ф, д, д, т, т, з, з, с, с, г, г, к, к, х, х, ж, ш, м, м, н, н, л, л, р, р, й, ц, ч, щ.

Обычно фонемы сами по себе не облечены значением и служат лишь материалом для образования знаменательных единиц речи – слов, морфем [49].

Так же, как отмечает Р.Е. Левина, наряду с фонемами, которые составляют основной элемент фонетической системы языка, существенными её элементами являются словесное ударение и интонация [32].

Основой словесного ударения является слоговое строение слов. Слог меньше, чем слово и больше, чем фонема. Слог определяется как наименьшая естественно произносимая и воспринимаемая единица. Звуки, входящие в слог, обладают артикуляторным и акустическим единством.

В слоге выделяют интенсивные и неинтенсивные звуки. Произношение слога сопровождается единым мускульным напряжением, в котором выделяют три фазы: усиление напряжения, максимальное напряжение и ослабление.

В русском языке словесное ударение сводится к выделению одного из слогов посредством, главным образом, более громкого и длительного его произнесения [61].

Каждое самостоятельное слово вместе с относящимся к нему служебным словом или частицей имеет своё ударение. Таким образом, число самостоятельных слов в произнесённой фразе определяется количеством словесных ударений, что в значительной мере способствует выделению слов из фразы в процессе её восприятия.

Русское словесное ударение характеризуется равномерностью и подвижностью. В разных словах оно может падать на различные слоги по счёту от начала до конца слова. Кроме того, при изменении формы слова или образовании от него другого слова ударение может переходить с одного слога на другой (например, рукá – рýки, головá – гóловы). От места ударения зависит произношение гласных, которые в безударных слогах в большей или в меньшей степени редуцируются. В русском языке словесное ударение выполняет и смыслоразличительную функцию, дифференцируя слова и их фонемы (например, пúли – пилú, крýжки – кружкú).

Фонетическое оформление слова регулируется нормами орфоэпии. К числу орфоэпических норм русского языка относятся, например, разные степени редукции гласных в безударных слогах, оглушение звонких согласных в конце слова перед паузой или в середине слов перед глухими согласными, озвончение глухих согласных пере звонкими, смягчение согласных перед гласными второго ряда и многие другие правила произношения. [2, 13].

Однако само по себе правильное произношение может существенно видоизменяться в зависимости от стилей произношения.

Из разнообразных стилей произношения, встречающихся в жизни, Л.В. Щерба выделял два основных: «один – свойственный спокойной беседе людей, и другой, который мы употребляем, когда по каким либо причинам хотим сделать нашу речь особо отчётливой, для чего мы ясно артикулируем все слоги каждого слова» [62].

Как отмечает Ф.Ф. Рау, если фонемы и словесное ударение представляют собой фонетические элементы, из которых построены слова и их формы, то интонация имеет отношение преимущественно к фонетической структуре фразы. Фраза, соответственно, и определяется как смысловое единство, целостность и законченность которого выражается интонационными средствами [49].

Исследования лингвистов показали, что наличие интонации является важным фактором коммуникации, так как для осмысления предложения необязательно понимать все составляющие его слова. Именно благодаря интонации и достигается понимание смысла предложения.

В основе интонации лежат ритмико-мелодические средства, главные из которых – изменение громкости и темпа произнесения, модуляция высоты голоса и распределение пауз. Интонация составляет важнейшее средство членения речи на фразы и фразы на синтагмы.

Синтагмой называют часть фразы, состоящую из группы смежных слов, тесно связанных между собой по смыслу и интонационно. Усиленное ударение, которым отмечается конец синтагмы, называется синтагматическим.

Помимо синтагматического ударения следует указать на так называемое логическое ударение, с помощью которого во фразе выделяются слова, особо важные для передачи её смысла.

Для логического ударения используются те же фонетические средства, что и для синтагматического. Логическое ударение может совпадать с одним из синтагматических и тем самым усиливает его по сравнению с другими. Так, на вопрос: «Где были вчера наши гости?» следует ответ: «Наши гости /были вчера/ на выставке». В данном случае логическое ударение совпадает с ударением второй синтагмы, которое благодаря этому оказывается более сильным, чем ударение первой синтагмы.

Говоря о лингвистической характеристике устной речи, нельзя не охарактеризовать такую единицу речи, как слово, так как она является основной в лингвистике. За словом стоит целая система связей, составляющих определённое «семантическое поле».

В процессе речи каждое слово вводится в определённый контекст, в предложение, которое является ведущей единицей общения, а предложения, объединяясь, образуют текст [33].

Таким образом, представлена лингвистическая характеристика устной речи, знание которой поможет нам в исследовании произношения детей дошкольного возраста.

Для того, чтобы устная речь надёжнее выполняла роль инструмента мышления, произношение должно быть максимально чётким и возможно более полно отображать фонетическую систему языка.

Необходимо отметить, что дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, то есть дети, которые являются объектом данного исследования, не имеют достаточно внятно произношения, и эта задача реализуется в процессе коррекционной работы.

Наши рекомендации