Лингвистическая характеристика речи
Речь представляет собой сложную психическую деятельность, имеющую различные виды и формы. Выделяют экспрессивную и импрессивную речь.
Экспрессивная (воспроизводимая) речь — это высказывание с помощью языка, направленное вовне и проходящее несколько этапов: замысел — внутренняя речь —внешнее высказывание.
Импрессивная (воспринимаемая) речь — это процесс понимания речи (устной или письменной) окружающих, который также проходит несколько этапов: восприятие речевого сообщения — выделение информационных моментов — формирование во внутренней речи общей смысловой схемы воспринятого сообщения.
В целом выделяют четыре самостоятельные формы речевой деятельности, из которых к экспрессивной речи относятся устная и письменная речь (собственно письмо), а к импрессивной — понимание устной речи и понимание письменной речи (чтение).
Устная речь — сложный, многогранный процесс, включающий в себя:
фонетическую сторону речи (смыслоразличительные звуки речи);
лексико-грамматическую (слова, фразы, сообщения);
мелодико-интонационную (интонация, голос, окраска);
темпо-ритмическую (темп и ритм речи).
Устная речь может быть диалогической и монологической.
На основе устной речи строится и развивается письменная речь, которая может быть самостоятельной или под диктовку, и чтение.
В зависимости от выпадения того или иного компонента речи Лингвистические нарушения делятся на следующие.
1. Фонетические нарушения — неправильное произношение
одного или группы звуков (шипящих, свистящих, средне- и зад
неязычных звуков; нарушения твердости —мягкости, глухости —
звонкости согласных звуков).
2. Лексико-грамматические нарушения.
| Среди этих нарушений выделяют:
В ограниченный словарный запас;
обедненная фраза;
;-. неправильное согласование слов во фразе; ^неправильное употребление предлогов, падежей; I недоговаривания, перестановки. Ц.З. Мелодико-интонационные нарушения: f неправильное употребление ударений (логических — во фразе, грамматических — в слове);
J! нарушения, связанные с силой, высотой, тембром голоса (тихий, хриплый, квакающий, сдавленный, невыразительный, визгливый, глухой, немодулированный). Ш4- Темпо-ритмические нарушения:
| ускоренный темп, связанный с преобладанием в коре голов-його мозга процессов возбуждения (тахилалия);
I? замедленный темп, с преобладанием процессов торможения ррадилалия);
| прерывистый темп (необоснованные паузы, спотыкания, скан-|ирование звуков и слов, запинки несудорожного (физиологические итерации, полтерн) и судорожного характера — заикание). 1*5. Нарушения письменной речи:
I письма: •' •'• *
I неправильная перешифровка фонемы в графему; | недописки;
I пропуски и смешение букв в слове; ; несогласование и перестановки слов в предложении; 1 выходы за строчку и др.
чтения:
;. замена и смешение звуков; |; побуквенное чтение;
^искажение звуко-слоговой структуры слова; !! Нарушение понимания прочитанного; аграмматизмы.