Значение структурно-генетического подхода в психологии
В истории естествознания неоднократно делались попытки понять организм
с точки зрения взаимосвязанности и взаимодействия всех его частей.
Значительный вклад в разработку проблемы внутренней взаимосвязанности элементов целостной системы организма внес советский биолог А. Н. Северцов. Он ввел понятие ароморфоза - общего повышения организации. Ученый исходил из того, что основной путь эволюции состоит в изменении всей организации и ее отдельных признаков в связи с немногими первичными изменениями. Хотя изменения во внешней среде в процессе приспособления организма к ней затрагивают непосредственно лишь некоторые органы, с их изменениями связаны преобразования и в других органах, в результате чего меняется организм в целом.
И. И. Шмальгаузен отмечал многообразие способов осуществления связей между частями организма (нервный, гормональный, химический, прямой контакт). Главное внимание он уделял биологической характеристике взаимосвязей.
Существует положительная зависимость между развитием нервных центров, нервов и периферических органов. Если удалить органы чувств, то соответствующие нервы и нервные центры оказываются недоразвитыми.
И. И. Шмальгаузен отмечал взаимосвязи и между внутренними органами. В этом смысле особенно пластичны кровеносные сосуды, развитие которых положительно взаимодействует с развитием снабжаемых ими органов.
Следующим важным для психологии шагом является введение П. К. Анохиным понятия функциональных систем, которое дало возможность объяснить генез поведенческих актов как системных образований, осуществляемых с момента рождения (акт сосания, повисания и др.). П. К. Анохин наблюдал недоношенный плод ребенка, весом всего около 560 г. Это во всех отношениях несозревшее существо могло, однако, осуществлять сосательные движения. Анохин выделяет те структуры, которые складываются при жизни индивида и обеспечивают его взаимодействие с внешней средой.
Л. С. Выготский дал определение высшей психической функции как интегративной деятельности, в основе которой лежат межфункциональные отношения. В ходе развития изменяется структура сознания в целом, образуются новые динамические системы. Исследуя ранние этапы онтогенеза, Л. С. Выготский показал, что высшие психические функции формируются на основе элементарных. Затем по мере психического развития высшие функции начинают влиять на элементарные, приводя их к различного рода преобразованиям. Л. С. Выготским была намечена поэтапность возрастной динамики межфункциональных отношений вплоть до периода взрослости. При этом он подчеркивал, что на первом плане развития высших психических функций стоит изменение межфункциональных связей, изменение господствующей взаимозависимости психической деятельности ребенка на каждой возрастной ступени поведения и зависит от комплекса внутренних условий, в том числе от обобщенного жизненного опыта, мотивации и т. д.
Рассмотрение корреляционных отношений и структурно-динамических преобразований психофизиологических функций, различных характеристик индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности в разные периоды жизни имеет теоретическое значение для раскрытия и описания существенных черт психического развития человека.
Практическое использование корреляционного механизма позволяет решать многообразные педагогические задачи совершенствования человека с учетом сензитивных периодов развития в зависимости от сложившейся структуры отношений.
Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология: Учеб. пособие
. — Л.: Издательство Ленинградского ун-та; 1990. — 256 с.