Анализ существующих авторских подходов к чтению. Выбор основы
Содержание
1.Анализ существующих авторских подходов к чтению. Выбор основы.. 3
2. Формы и методы работы с читателями. 9
2.1. Приобщение к чтению.. 9
2.2. Читательское развитие личности. 16
3. Приобщение к чтению, читательское развитие личности (проект для группы: дети от 7 до 10 лет (начальная школа) 20
4. Национальная программа поддержки и развития чтения. Предложения по улучшению.. 27
Заключение. 30
Список литературы.. 31
Анализ существующих авторских подходов к чтению. Выбор основы
Проблема анализа существующих подходов к чтению тесно связана с психологическим подходом к выделению читательских типов. В настоящее время психологический подход к дифференциации читателей основывается на таких понятиях, как мотив чтения, читательская направленность, уровень культуры чтения.
Мотивы чтения бывают деловые, самообразовательные и рекреационные. Они отражают социальный опыт читателя, его индивидуально-типические особенности и психологические характеристики. Знание мотива чтения крайне важно, поскольку позволяет библиотекарю более эффективно оказывать помощь читателю[1].
Читательская направленность – это достаточно широкое понятие, охватывающее все сферы читательской деятельности и психики – от читательских потребностей до интересов и целей чтения. Читательская деятельность рассматривается как важный инструмент формирования самопознания[2].
Также важно выделить понятие «читательская мода». Читательская мода – это «поведение читателей, проявляющееся в демонстративно-избирательном отношении к произведениям печати в соответствии с предпочтениями референтной группы». Читательская мода обладает двумя характеристиками – стандартизированностью и динамичностью. Подход к чтению с позиции моды предполагает взгляд на книгу как на символ статуса, принадлежности к определённой группе[3].
Уровень культуры чтения является интегральным понятием, в которое входят не только цели и мотив чтения, отношение к читательской моде, но и умение оценивать прочитанное и глубоко воспринимать текст того или иного произведения.
Особого внимания заслуживает классификация читателей и подходов к чтению, предложенная И.Е. Рыскиным в 1930-х годах. В данной классификации ведущим критерием являются этапы развития читательской культуры. А точнее, Рыскин основывался на двух показателях:
1. что ищет читатель в художественном произведении, что он считает главным достоинством, и, что кладёт в основу собственной оценки произведения;
2. анализирует ли читатель прочитанное произведение, а если анализирует, то какие именно стороны произведения читатель подвергает анализу.
Соответственно, по уровню культуры чтения и подхода читателя к чтению были выделены три группы читателей:
1. Читатели, которых в первую очередь интересует сюжет и фабула произведения, выражения сильных чувств. Это так называемый эмоциональный и развлекательный подход к чтению, поскольку читатели выбирают книги, способные вызвать сильные эмоции, и у таких читателей сильна установка на развлекательный тип чтения. Отсюда и проистекает некоторая неразборчивость в чтении и неспособность анализировать произведение, выдавать оценки и суждения, носящие самостоятельный характер.
2. Читатели, для которых «характерна познавательная направленность эстетического восприятия и способность обдумывать, анализировать прочитанное произведение.
3. Читатели этой группы отличается высоким уровнем эстетической культуры и глубоким пониманием художественной и образной стороны произведения, большим умением анализировать прочитанное[4].
С.А. Трубников выделял такие типы читателей художественной литературы:
· читатели, имеющие неопределившийся вкус. Их подход к выбору литературы для чтения характеризуется хаотичностью и неопределённостью литературно-художественных интересов. Их основной запрос: «Дайте что-нибудь интересное».
· читатели с односторонним подходом к выбору литературы: к примеру, по тематике (только про любовь, про войну, про животных и т.п.).
· читатели с «односторонней направленностью интересов и относительной развитостью других сторон читательского вкуса». Важно отметить, что первые два типа подходов к чтению могут быть охарактеризованы как пассивные и потребительские, то для третьего типа характерно активно-деятельностное отношение к чтению.
· к четвёртому типу относятся читатели, имеющие эклектичный вкус. Они интересуются определёнными авторами, темами или жанрами.
· читатели пятого типа активно выбирают различные произведения, однако их литературно-художественный вкус отличается негармоничностью.
· наконец, к последнему типу относятся читатели, имеющие гармонично развитый литературно-художественный вкус[5].
Таким образом, исследователями в основном выделяются эмоциональный, познавательный, эстетический, прагматический и самодостаточный подходы к чтению. Если мы говорим о дошкольниках и подростках, то их подход к чтению преимущественно формируется благодаря влиянию родителей, учителей, сверстников.
Среди литературы, которую взрослые читатели называют в качестве предпочитаемой на первом месте (по данным социологических опросов) – классика (62%). Второе место (по 40%) заняли читатели газет и журналов (не литературных и не научно-популярных), на третьем – детективы (36%) и – неожиданный результат – 28% любителей и читателей поэзии. Затем по убыванию предпочтений: современная проза, женский роман, фантастика. Духовную литературу на первое место поставили 6 человек. Завершают список мемуары, научно-популярная литература, историческая проза и публицистика. По одному человеку предпочитают книги по искусству, психологические романы и интернет-прозу (собственные формулировки респондентов). И, наконец, трое в качестве любимого чтения назвали произведения детской литературы. Анализ предпочтений по полу не проводился (выборка по преимуществу женская), а по возрасту – не выявил существенных различий, кроме следующих: пик читателей поэзии приходится на возрастную группу 36–40 лет, в возрастном диапазоне после 40 лет происходит значительное увеличение читателей газет[6].
Многие полагают, что чтение способствует развитию интеллекта, укреплению памяти, развитию речи и мышления, соответственно, подходят к чтению с позиции его полезного воздействия на личность и общую эрудицию. Это так называемый прагматический подход к чтению.
Что касается эстетического подхода к чтению, то у таких читателей складывается впечатление (вполне справедливое), что чтение способно оказать благотворное воздействие на нравственность, воспитание культуры чувств. Здесь всё зависит от того, какую литературу читать для достижения этой цели.
Важное место в современном обществе занимает развлекательный подход к чтению, суть которого заключается в восприятии чтения как хорошей формы досуга.
Наконец, отметим так называемый самодостаточный подход к чтению, который не предполагает какой-либо читательской мотивировки, то есть, читатель полагает, что «читать полезно», а значит и необходимо. Как правило, такой подход к чтению характеризуется неразборчивостью в выборе литературы.
Поскольку в рамках данной работы мы рассматриваем читателей детского возраста, то необходимо исследовать, каким образом родители детей подходят к выбору литературы и чтению применительно к собственным детям. Подход к чтению в данном случае тесно связан с возрастом ребёнка. Родители, чьи дети находятся на этапе «подготовки к школе» должны быть чрезмерно озабочены «развитием памяти, внимания, мышления», а родители младшеклассников – «развитием речи и повышением грамотности». С возрастом (в старших возрастных группах) у родителей происходит расширение «горизонтов» чтения, перемещается акцент с непосредственной пользы, которую можно извлечь из этого занятия, на более общее виденье проблемы: формирование личности, духовного мира ребенка, общение и самопознание, умение видеть и понимать мир и других людей[7].
На основании проведённых социологических исследований были получены следующие результаты. Детское чтение, с точки зрения родителей, это, главным образом, интеллектуально развивающее занятие. На втором месте стоит прагматический подход к чтению как способу формирования интеллектуальных способностей, умений и навыков (от памяти, мышления до умения искать в тексте необходимую информацию, умении выделять главную мысль и т.п.). Чтение как занятие, обогащающее духовный мир, помогающее научиться переживать и сопереживать, понимать другого человека и себя самого осознается родителями в значительно меньшей степени. Чтение предстает, прежде всего, как интеллектуально развивающая деятельность, во вторую очередь (с большим отрывом), как эмоционально-нравственная, эстетическая сторона чтения, отношение к книге как литературному произведению в ответах полностью отсутствует. Родителям старших дошкольников в большей степени свойствен прагматический и познавательный подход к детскому чтению (возможно, это связано с заботами по подготовке детей к грядущей учебной деятельности, с желанием наиболее успешно вписать его в школьную жизнь). У родителей младших школьников, конечно, не снимается прагматическое отношение к чтению, но «горизонт» видения чтения значительно расширяется, появляется большое количество новых ответов. Если родители дошкольников говорили о чтении в контексте всестороннего развития и подготовки ребенка к жизни, т.е. давали довольно общие, неконкретизированные ответы, то в ответах родителей младших школьников чтение начинает выступать как часть человеческой культуры, формирующей душевную жизнь и духовный мир ребенка[8].
Дети в возрасте 5-10 лет в числе любимой литературы для чтения называют комиксы, детские журналы («Мурзилка», «Барби» и т.д.), первой тройке любимых книг, вслед за сказками и произведениями Н. Носова, идёт повесть Дж. Ролинг о Гарри Поттере. В следующей таблице приведены данные относительно любимых книг детей 5-10 летнего возраста[9]: