Излучения (радиоактивное, ультрафиолетовое, электромагнитное, лазерное).
Излучение является самым опасным и вредным фактором производства в наш век-век стремительного развития цивилизации с использованием атомной энергии. Именно ионизирующее излучение представляет наибольшую опасность для человека,вызывает такие страшные заболевания,как рак(лейкемия в частности) и лучевая болезнь.
Ионизирующимназывается любое излучение, вызывающее ионизацию среды (образование заряженных атомов или молекул – ионов). Источниками радиационных заражений могут быть природные радиоактивные вещества, медицинские аппараты и установки, искусственные радиоактивные вещества в окружающей среде. Радиоактивные изотопы используют для дефектоскопии металлов, контроля технологических операций, определения уровня агрессивных сред в замкнутых сосудах, борьбы со статическим электрическом и в других случаях.
Источниками ионизирующих излучений в быту являются радиоактивный газ радон в воздухе жилых помещений, строительные конструкции, содержащие радионуклиды, табачный дым, светящиеся краски, например, в циферблатах часов. Радон, являющийся продуктом распада радия, и торон, образующийся при распаде тория проникают в помещения из почвы, содержащие радий и торий, и накапливаются в нем, в особенности в подвальных и первых этажах, создавая радиационный фон, в разной степени превышающий естественный уровень радиации. Радиоактивные газы могут выделяться также из строительных конструкций, попадать в помещение с водопроводной водой. Лучшим способом борьбы с радоном является интенсивное проветривание помещений.
Виды излучения.К ионизирующим излучениям относятся:
· Корпускулярные (имеющие массу) : a,b и нейтроны.
· Электромагнитные: g и рентгеновское излучение.
Вызывают ионизацию среды как те, так и другие.
a-излучение – это поток ядер гелия, испускаемых веществом при радиоактивном распаде или ядерных реакциях. У него высокая ионизирующая и малая проникающая способность. Пробег a-частиц 8–9 мм в воздухе и несколько микрон в живой ткани.
b-излучение: поток электронов или позитронов возникающих при ядерном распаде. Ионизирующая способность меньше чем a, проникающая – больше, так как масса значительно меньше при одинаковой энергии. В воздухе пробег 1.8 м, в живой ткани 2.5 см. Нейтроны преобразуют свою энергию во взаимодействие с частицами вещества и способствуют возникновению вторичного g-излучения. Проникающая способность зависит от вида атомов, с которыми они взаимодействуют.
g-излучение – это электромагнитное фотонное излучение, которое обладает колоссальной проникающей способностью и малой ионизирующей способностью. Скорость распространения = скорости света. Природа рентгеновсого излучения та же , что и у g-излучения.
В результате облучения живой ткани в ней возникает ионизация молекул и распадение на ионы. Ионизация сопровождается возбуждением молекул, как следствие разрыва молекулярных связей и изменением химической структуры соединений. Так как в основном тело – это вода. Вода распадается на свободные радикалы (радиолиз воды: Н2О ®Н0+ОН-). Они активны и приводят к каталитическим реакциям связанных с окислением белка и гибелью клеток. Происходит торможение функции кроветворных органов, сосуды становятся хрупкими, расстройство желудочно-кишечного тракта и ослабление иммунной системы организма. Воздействие ионизирующих излучений на организм – шелушением кожи, тошнота и рвота, потеря работоспособности, предрасположенность к злокачественным опухолям, сокращение продолжительности жизни.
Внешнее облучение – облучение, когда источник радиации находится вне организма и попадание излучения внутрь исключается. Например при работе на видеотерминалах, рентгеновских установках, с герметич. источником излучения. При внешнем облучении опасным является b, g, рентгеновское, нейтронное излучение.
Биологический эффект зависит от дозы облучения, его вида, времени воздействия, размеров облучаемой поверхности, индивидуальной чувствительности организма.
Признаки облучения: сухость кожи, ломкость костей, трещины кожи, лучевые язвы. g и рентгеновское облучение может приводить к летальному исходу без внешних признаков. a и b вызывают кожные поражения.
Внутренние облучение: происходит при попадании радиоактивного вещества внутрь организма при вдыхании загрязнённого воздуха, через пищеварительный тракт, через кожу.В этом случаи человек подвергается непрерывному облучению до тех пор, пока вещество не распадется или не будет выведено из организма путём физиологического обмена. Внутренне облучение опасно, так как поражает внутренние органы, кровь. Наиболее опасно a-излучение.
Человек постоянно подвергается облучению естественным фоном, состоящим из космического излучения и излучения естественно распределённых природных, радиоактивных веществ (пища, вода, почва).Естественный фон определяется в единицах мощности экспозиционной дозы. На территории Беларуси – от 4 до 20 мкР/час. Флюорография: 0.5 – 0.2 Рентгена. Рентгеноскопия грудной клетки: 2 Рентгена. Рентгеноскопия зуба: до 5 Рентген.
Стадии лучевой болезни.
1. Первичная реакция – через несколько часов после облучения: головокружение, тошнота, вялость, повышенный лейкоцитоз, повышенная температура (38о), но иногда – эйфория.
2. Вторая стадия – стадия видимого благополучия, скрытый период (от неск-х дней до 2 недель).
3. Третья стадия – разгар болезни: рвота, температура 40о – 41о, кровотечение из носа и внутренних органов, нулевой лейкоцитоз.
4 . Четвертая – летальный исход, либо выздоровление (25 – 30 дней).
Нормирование ионизирующих излучений.В основу нормирования положены следующие принципы:
· непревышение дозового предела;
· исключения необоснованного облучения людей.
К основным мерам защиты от ионизирующих излучений относятся:
· Использование источников с минимальным выходом излучения (защита количеством).
· Ограничение времени работы (защита временем).
· Удаление рабочих мест от источников (защита расстоянием).
· Экранирование источников или рабочих мест.
При работах 2 и 3 класса персонал использует:Халаты Шапочки Резиновые перчатки Респираторы. При работах 1 класса: Комбинезоны Сменное бельё Противогазы Респираторы При аварийных работах 1 и 2 класса используют: Пневмокостюмы Скафандры Изолирующие дыхательные аппараты Пластиковые бахилы и перчатки Комбинезоны.
Радиометрический контроль.Принцип действия всех измерительных приборов заключается в измерении эффектов возникающих в процессе взаимодействия излучения с веществом. Применяются следующие методы регистрации:
1. Ионизационный (счётчик Гейгера)
2. Сцинциляционный (самый точный) – измеряется интенсивность световых вспышек при прохождении через них излучения.
3. Фотографический (степень почернения фотопластинки)
4. Химический (измерение химических изменений в веществе)
5. Калориметрический (количество тепла, выделенного в поглощающем веществе)
Ультрафиолетовое излучение (УФ) излучение представляет собой электромагнитное излучение с длинами волн 1-400 нм. Источниками являются солнце, газоразрядные источники света, электрические дуги и др. При длительном воздействии больших доз ультрафиолетовых излучений может привести к развитию рака кожи, серьезным поражениям глаз. При нахождении судов в южных широтах у берегов Африки, Америки, Австралии, следует работать в защитной спецодежде. В северных районах, наоборот, наблюдается недостаток ультрафиолетового излучения, что приводит к развитию патологических явлений, получивших название «солнечного голодания».
Диапазон разбивается на 3 области :
1. УФ — А (400 — 315 нм) – приводит к флюаресценции
2. УФ — В (315 — 280 нм) – вызывает изменения в составе крови, кожи, воздействует на нервную систему.
3. УФ — С (280 — 200 нм) – действует на клетки. Вызыв. коагуляцию белков.
Действуя на слизистую оболочку глаз, приводит к электро-офтамии. Может вызвать помутнее хрусталика.
Источники УФ излучения:
- лазерные установки;
- лампы газоразрядные, ртутные;
- ртутные выпрямители.
Средства защиты от УФ излучения
1. Экранирование источников излучения или рабочих, либо того и другого.
2. Защита расстоянием.
3. Дистанционное управление; рациональное размещение рабочих мест, специальная окраска помещений - пасты, мази.
Для экранирования применяется щиты, личные кабины, окрашенные в светлые тона.
Ср-ва индивидуальной защиты:
1. Термозащитная одежда - рукавицы, спецобувь, каски, щитки.
2. Для защиты кожи - специальные мази и пасты.
Измерение УФ излучения–Специальными УФ дозиметрами, а также спектрометрами ИКС - 9,12,14.
Лазерное излучение Электромагнитное излучение с длиной волны от 0.2 до 1000 мкм. Различают области: 0.2-0.4 мкм - УФ область 0.4-0.75 мкм - видимая область 0.75-1 мкм - ИК область (ближняя). Свыше 1.4 мкм - дальняя ИК область, слабо изучена.
Источниками лазерного излучения явл. оптические квантовые генераторы (лазеры), которые широко применяются в технике и науке. Принцип действия лазеров основан на использовании вынужденного электромагнитного излучения, возникающего в результате возбуждения квантовой системы. Отличительными особенностями лазерного излучения явл: монохроматичность излучения, когерентность, острая направленность луча
Опасные и вредные производственные факторы при работе лазеров делятся на основные и сопутствующие. Основные – собственно лазерное излучение, а также паразитное - отраженное и рассеянное. Сопутствующие – излучения, вредные химические в-ва.
Биологический эффект лазерного излучения зависит от энергетической экспозиции, энергетичности освещенности, длины волны, частоты, времени действия, а также от химических и биологических особенностей облучаемых тканей и органов. Различают тепловое, энергетическое, фотохимическое и механическое действие на организм человека. Прямое лазерное излучение опасно для органов зрения во всех случаях. Возможны повреждения и в кожном покрове - от легкого покраснения до обугливания. Возможны патологические изменения в крови и головном мозге. Лазерное излучение (дальней ИК области) способны проникать через ткани тела и взаимодействовать с биологической структурой с поражением внутренних органов. Наиболее уязвимы внутренние окрашенные органы - печень, почки, селезенка. Следствие - патологические сдвиги нервной, сердечно-сосудистой и эндокринной систем организма.
Определение осуществляется с помощью приборов: "Измеритель-1", ЛДИ-2 и ИМО-2Н.
Меры безопасности Делятся на: на организационно-технические меры, планировочные, санитарно-гигиенические.
Для каждой лазерной установки определяют размеры лазерно-опасной зоны, которые экранируются или ограждаются специальными знаками. Наиболее эффективный метод борьбы – экранирование. Для мощных лазерных установок применяется дистанционное управление. В помещениях отсутствуют отражающие поверхности. Индивидуальная защита - очки со специальными светофильтрами (в зависимости от лазера)
Инфракрасное излучениеПредставляют собой электромагнитное излучение с длинами волн:
область А 760-1500 нм
В 1500-3000 нм
С более 3000 нм
Источники: открытое пламя, расплавленный и нагретый металл, стекло, нагретые поверхности оборудования, источники искусственного освещения и др.
ИК излучение играет важную роль в теплообмене. Эффект теплового воздействия на организм зависит: от плотности потока, длительности облучения, зоны воздействия, длины волны, которая определяет глубину проникновения излучения в тело человека. Справедлив постулат для оптического диапазона - чем меньше длина волны, тем больше проникающая способность. Следовательно, наибольшей проникающей способностью обладает излучение в области А, которое проникает через кожные покровы и поглощается кровью и подкожной жировой клетчаткой. Излучение областей В и С большей частью поглощается в эпидермисе. При длительном нахождении человека в зоне ИК излучения происходит резкое нарушение теплового баланса тела; повышается температура, усиливается потоотделение соответственно с потерей нужных организму солей. При длительном воздействии ИК излучения на глаза может развиться катаракта.
Способы защиты.Теплоизоляция горячих поверхностей; охлаждение теплоизлучающих поверхностей; удаление рабочих (защита расстоянием); автоматизация/механизация производственных процессов; дистанционное управление; применение аэрации, воздушного душирования; экранирование источника излучения; применение кабин и ограждений; ср-ва индивидуальной защиты (спецодежда из хлопчатобумажной ткани с огнестойкой пропиткой, спецобувь, очки со светофильтрами из желто-зеленого или синего стекла, перчатки, рукавицы, защитные маски). При плотности потока 2800 Вт/м2 или выше выполнение работ без ср-в индивидуальной защиты не допускается.
Контроль ИК излучения. Осуществляется оптимометрами, ИК спектрометрами (ИКС-10, 12, 14) а также спектрорадиометрами СРМ.
Электромагнитные поляИсточниками (естественными и искусственными) явл.: мощные радиостанции; промышленное электрическое оборудование; исследовательские установки; контрольно-измерительные устройства; линии эл. магн. передач; атмосферное электричество; радиоизлучение солнца и галактик. Электромагнитные поля применяются для очистки полупроводниковых материалов, выращивания полупроводниковых кристаллов и пленок, локализации газов, прессовании синтетических материалов.
Пространство вокруг источника ЭМП делится условно на три зоны:
1. ближняя (зона индукции)
2. промежуточная (интерференции)
3. дальняя (излучения).
Биологическое действие.Основная опасность – воздействие ЭМП не обнаруживается органами чувств. Под действием ЭМП происходит поглощение энергии тканями тела человека. В результате чего в теле образуются стоячие волны, в которых концентрируется тепловая энергия. При этом повышается температура тела человека, происходит локальный нагрев тканей и отдельных клеток. Особенно опасен нагрев для органов со слабой термоизоляцией (мозг, глаза, хрусталик, органы кишечного тракта). ЭМП меняет ориентацию клеток, ослабляет активность молекул, вызывает помутнение хрусталика, заболевание кожи "жемчужная нить". ЭМП вызывает функционально-паталогические нервной и сердечно-сосудистой систем: увеличенная утомляемость, нарушается сон, гипертония, нервно-психические расстройства.
Защита от ЭМП
1. Защита количеством - уменьшение излучения в самом источнике.
2. Защита временем - уменьшение времени работы персонала до допустимых значений.
3. Защита расстоянием - увеличение расстояния м/у источниками и рабочими местами.
4. Экранирование рабочих мест или источников.
Защита осуществляется за счет дистанционного управления, автоматизации процесса, сигнализацией, ограждением зон. Применяются ср-ва индивидуальной защиты: халаты и др. спецодежда в радиозащитном исполнении; очки с металлизированными стеклами, которые поглощают ЭМИ.
Контроль.Применяются приборы ПЗ-9; ПЗ-10 для 300мГц-300гГц.
Физиология труда.
Физиология труда – прикладной раздел физиологии, который изучает механизм адаптации человека к работе с целью разработки мероприятий, направленных на сохранение здоровья, повышение производительности труда при минимальном негативном воздействии на здоровье. Изучают не только организм человека, его адаптацию, но и условия труда, вредные факторы. Вырабатывает принципы и нормы, способствующие улучшению и оздоровлению условий труда.
Адаптация – процесс приспособления, который формируется на протяжении жизни человека. Благодаря адаптационным процессам человек приспосабливается к необычным условиям или новому уровню активности, повышается устойчивость его организма к воздействию негативных факторов. Организм человека может адаптироваться к высокой и низкой температуре, к воздействию необычных эмоциональных раздражителей (страх, боль и т.п.), к низкому атмосферному давлению или даже к некоторым патогенным факторам. В реальных условиях жизнедеятельность человека – постоянный адаптационный процесс. Организм адаптируется к воздействию различных природных (атмосферное давление, состав воздуха, длительность и интенсивность инсоляции, температура и влажность воздуха, сезонные и суточные ритмы), социальных и производственных факторов. Как правило, организм адаптируется к воздействию комплекса факторов. Естественно, что любой фактор окружающей среды, к которому адаптируется организм, действует длительно или интенсивно, может перейти в стресс – способ достижения резистентности организма при воздействии на него стрессового (травмирующего) фактора. Реакция организма, характер изменений зависит от состояния и возможностей организма, силы и воздействия фактора. Процесс адаптации имеет несколько стадий развития (физиологическая и морфологическая). Вначале активизируются энергетические, а потом и пластические ресурсы клеток. Если этих ресурсов достаточно (это бывает в случае действия не очень сильного раздражителя), состояние организма нормализуется, если их недостаточно, то возникает потребность в мобилизации ресурсов всего организма и тогда начинаются развиваться все стадии адаптации.
Физиологическая (краткосрочная) стадия. В случае воздействия на организм необычного по силе и воздействию фактора, организм использует свои физиологические резервные возможности, что обусловлено мобилизацией его структур. Обычно, структуры органов используют 1/6-1/10 потенциальных возможностей. Например, в условиях относительного спокойствия минутный объем дыхания составляет до 6л, а при работе, даже у нетренированных людей может достигнуть 120-150л., минутный объем крови может увеличиться до 20-24л (в состоянии покоя 5-6л). Физиологическая фаза развивается при активном участии симпатико-адреналиновой системы, механизмов, которые отвечают за эмоциональную сферу, поэтому эта фаза называется реакцией тревоги.
Морфологическая (длительная) стадия. В случае повторного или длительного воздействия раздражителя, первая стадия переходит в следующую, морфологическую. Морфологическая основа органа (органов) увеличивается – нарастают функциональные резервы, то есть раздражитель становится обычным и благодаря изменению структуры, организм легко справляется с ним, повышается устойчивость организма к конкретному фактору. Эта фаза - фаза резистентности.
Адаптация у людей различная. Это зависит от врожденных и приобретенных на протяжении жизни индивидуальных особенностей организма, которые определяют уровень его функциональных резервов. Величина их, в значительной мере, зависит от генетических особенностей человека. Возможность человека к адаптации возможно рассматривать как меру его индивидуального здоровья. Состояние здоровья человека зависит от количества и силы его адаптационных резервов. Одним из важнейших направлений безопасности жизнедеятельности и здоровья человека – разработка мероприятий по расширению функциональных резервов. В современных условиях человек чаще подвержен воздействию различных стрессовых, субстрессовых и экстремальных факторов, которые необходимо изучать, а знания использовать для профилактики возможных заболеваний.
Деятельность человека в сложной производственной сфере реализуется с учетом процессов перестройки большинства функций под воздействием различных факторов, которые воздействуют в процессе трудовой деятельности. Одним из основных механизмов, которые формируются в процессе овладения трудовых навыков, является динамический стереотип. Создание трудового динамического стереотипа в человеке осуществляется под воздействием факторов наследственного развития морфофункциональных механизмов нервных центров, факторов окружающей среды и целенаправленного педагогического воздействия.
Основные формы трудовой деятельности. Все виды труда можно разделить на две группы: физический, где преобладает мышечная деятельность, и умственный, где доминирует умственная деятельность.. Существует следующая классификация трудовой деятельности:
1. Формы труда, которые требуют значительной мышечной активности. Эти формы постепенно исчезают, поскольку связаны с тяжелой физической нагрузкой (землекопы, лесорубы и т.п.). У представителей этих профессий полностью или частично отсутствует механизация производственного процесса, что требует значительных энергетических затрат. Хотя такой физический труд и развивает мышечную систему человека, он обуславливает ряд негативных последствий. Основной – социальная неэффективность физического труда. Для достижения определенной производительности необходимо значительное напряжение физических сил человека.
2. Механизированные формы труда – это многочисленные профессии во всех отраслях производства. Характерные черты форм механизированного труда связаны со снижением мышечного компонента в работе и усложнение программы действий, уменьшается роль больших мышц в пользу мелких. Задание состоит в развитии точных и быстрых движений. Усложнение программы действий при механизированных формах труда связано с приобретением специальных знаний и двигательных навыков.
3.Групповые формы труда (конвейер). Основой высокой производительности труда на конвейере является автоматизация двигательных навыков, упрощение ряда дополнительных операций, синхронизация труда всех его участников. Интервал времени между операциями – мера монотонности. В связи с этим нарастает высокая нагрузка на нервную систему, эмоциональную сферу. Поскольку на конвейере работают люди с индивидуальными особенностями нервной системы, то создаются дополнительные нагрузки на нее.
4.Формы труда, связанные с полуавтоматическим или автоматическим производством. В этих формах механизация производства выражена в большей степени. Человек не дополняет механизм, а управляет им, обеспечивая его непрерывную работу. Основной чертой деятельности – готовность к действию и связана со скоростью реакции (оперативный покой). Уровень его бывает различный, в зависимости от ответственности работы, отношения к ней, скорости действия, индивидуальных особенностей работника. Сохранение состояния оперативного покоя – большая нервная работа.
5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением. Разделяют два основных рабочих ритма. В одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека. Беспрерывное внимание работника получает разрядку в численных движениях или условно-двигательных актах. В других – редких, работник находится, главным образом, в состоянии готовности к действиям. Наиболее сложные формы – деятельность диспетчеров на производстве или транспорте.
6. Формы интеллектуальной деятельности. С физиологической точки зрения эта форма основывается на сложной работе ЦНС, в которой формируется соответствующая программа действий. Интеллектуальный труд разнообразен, и программы различны по качеству и сложности. С одной стороны – это простая программа действий, что создает монотонный стереотип (телеграфисты, бухгалтеры), а с другой – изменяющаяся, сложная программа действий (творческий труд).
Особенности умственного труда. Умственным считается труд, который связан с приемом и переработкой информации. Он требует участия сенсорных систем, внимания, памяти, активизации мышления, эмоциональной сферы. Умственный труд характеризуется большим напряжением деятельности ЦНС, однако не исключает возможности физического напряжения, даже значительного.
Основные виды умственного труда:
1. Работа оператора – группа профессий, связанная с управлением машинами, оборудованием, технологическими процессами (операторы – наблюдатели, операторы – исполнители, операторы – технологи и др.). Для исследования этих профессий, которые встречаются повсеместно на производстве, создана наука – инженерная психология, изучающая функции человека в автоматизированных системах.
2.Управленческая работа – руководители предприятий, учреждений, преподаватели. В этой группе доминируют факторы, обусловленные ростом объема информации, дефицитом времени для ее переработки, повышением социального статуса и личной ответственностью за принятие решений. Современному руководителю необходимы различные качества (политические, организаторские, деловые, профессиональные, личностные), эрудиция в различных областях знаний (экономики, управления, техники, технологии, психологии), наличие определенных навыков (педагога, воспитателя). Для данной формы труда характерны нестандартность решений, нерегулярность нагрузок, возможность конфликтных ситуаций.
3. Творческий труд – один из сложнейших форм деятельности человека, поскольку требует многолетней подготовки, высокой квалификации. Это научные работники, писатели, композиторы, артисты, художники, конструкторы, архитекторы. Для их работы характерно создание новых алгоритмов деятельности (чаще, чем у представителей других профессий), значительный объем памяти, пристальное избирательное внимание, что повышает уровень нервно-эмоциональное напряжение. Кроме того, нерегламентированный график деятельности.
4. Труд медицинских работников. При всем разнообразии специальностей врача и среднего медработника, у них общие черты – постоянный контакт с больными людьми, повышенная ответственность, часто – дефицитом информации для принятия правильного решения.
5. Работа учеников и студентов. Учебный процесс требует напряжения основных психических функций – памяти, внимания (особенно концентрации и устойчивости), восприятия. Обучение часто сопровождается стрессовыми ситуациями (экзамены, зачеты).
В умственном процессе принимают участи как специфические (анализаторные), та и не специфические структуры мозга. Во время умственной деятельности процессы охватывают различные корково-подкорковые взаимодействия в обоих полушариях большого мозга. Какая-либо работа сопровождается определенным нервно – эмоциональным напряжением. При этом обостряется восприятие, внимание, память, проявляются вегетативные изменения. Для каждого вида деятельности необходим определенный оптимум эмоционального напряжения, при котором реакция организма становится эффективной и совершенной. Эмоциональное напряжение в значительной мере зависит от сложных социально-психологических мотиваций.
Во время выполнения умственной работы психические процессы существенно изменяются. В начале внимание, способность запоминания, скорость решения «тестовых» задач постепенно улучшаются (врабатывание). Чрезмерная работа может угнетать психическую деятельность. Для сохранения умственной работоспособности большое значение имеют вегетативные функции, которые обеспечивают энергетические затраты. Важным механизмом обеспечения эффективности умственного труда – увеличение кровотока в нервных центрах, которые активно работают. Это осуществляется в основном за счет перераспределения кровотока в сосудах мозга. При частом (ежедневном) повторе эти изменения могут привести к патологическим изменениям не только в вегетативной, но и в психической сфере. Особенно часто бывает, когда нет полного восстановления после работы, и утомление переходит в хроническое (переутомление).
Проблемы переутомления и работоспособности тесно связана с возрастными изменениями и с биоритмами человека. Важно, что при умственном утомлении снижается также и физическая работоспособность.
Признаки утомления при умственной деятельности: ощущение слабости, снижение внимания, ухудшение памяти и мышления, ослабления воли, нарушение моторики (нарушение координации движений, снижение силы), сонливость. Развитие утомления зависит от состояния организма, внешних факторов. При умственном переутомлении работа продолжается за счет повышения эмоционального напряжения.
Основные закономерности процессов утомления и восстановления:
1. Уровень работоспособности зависит от соотношения процессов утомления и восстановления. Эти процессы развиваются одновременно, но преобладает один из них: если доминирует утомление, работоспособность снижается, если восстановление, работоспособность повышается.
2. Между утомлением и восстановлением существует тесная взаимосвязь. Восстановление стимулируется теми изменениями, которые осуществляются в процессе утомления. Во время работы и после нее соотношение между процессами утомления и восстановления изменяются: во время преобладают процессы утомления, но выражены и процессы восстановления.
3. На интенсивность восстановительных процессов влияет скорость развития утомления. Если быстрее развивается утомление(при интенсивной работе), то быстрее восстановление после работы.
4.Восстановительные процессы развиваются не прямолинейно, а волнообразно. Общая тенденция к повышению работоспособности сохраняется. В процессе восстановления разделяются две фазы – достижения начальной работоспособности и устойчивой, постоянной работоспособности.
5. Изменяя длительность работы и отдыха после нее, можно достичь двух состояний – хронического утомления (переутомления) и постепенного повышения работоспособности (тренировка). Если человек начинает повторно работать до состояний устойчивой работоспособности, то процессы утопления усуглубляются и развивается переутомление.
6. На развитие утомления влияет торможение в нервных центрах: торможение останавливает работу, препятствуя развитию хронического переутомления и стимулируя развитие восстановительных процессов.
Сам по себе умственный труд, не усложненный негативными эмоциями, существенно не влияет на организм, но среди людей, занятых этой формой деятельности, довольно высокий процент с заболеваниями сердечно-сосудистой и нервной систем. Важным методом поддержки высокой работоспособности является чередование умственного и физического труда.