Глава 1. общее представление о психологии как науке

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ имени Р.Е.АЛЕКСЕЕВА»

ДЗЕРЖИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)

Н.И. СМАКОВСКАЯ

ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА

Рекомендовано Ученым советом

Нижегородского государственного технического университета

им. Р.Е. Алексеева

в качестве учебного пособия

для студентов технических и гуманитарно-экономических

направлений подготовки

Нижний Новгород 2015

УДК 371 (075.8)

ББК 88.3я7+74.00я7

С 50

Р е ц е н з е н т

доктор психологических наук, профессор кафедры классической

и практической психологии НГПУ им. К. Минина

Н.В. Шутова

Смаковская, Н.И.

С 50 Психология и педагогика: учеб. пособие для студентов технических и гуманитарно-экономических направлений подготовки / Н.И. Смаковская; Нижегород. гос. техн. ун-т им. Р.Е. Алексеева. – Нижний Новгород, 2015. – 145 с.

ISBN 978-5-502-00649-1

Материалы пособия знакомят студентов непедагогических специальностей с теоретическими основами психологии и педагогики, в частности c историей становления предмета психологии, с этапами формирования предмета педагогики, механизмами и закономерностями познавательных процессов. В пособии содержится информация о психолого-педагогических особенностях профессиональной деятельности специалиста, его эмоционально-волевой регуляции, уровне конфликтности, факторах стресса и путях его преодоления. Представлены блоки диагностических методик, психолого-педагогический практикум, позволяющие овладеть навыками психодиагностики для эффективного решения профессиональных задач.

Пособие адресовано студентам, аспирантам, преподавателям и всем интересующимся вопросами психологии и педагогики высшего профессионального образования.

Рис. 3. Библиогр.: 57 назв.

УДК 371 (075.8)

ББК 88.3я7+74.00я7

ISBN 978-5-502-00649-1© Нижегородский государственный технический

университет имени Р.Е. Алексеева, 2015

© Смаковская Н.И., 2015

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие............................................................................................... …4

Глава 1. Общее представление о психологии как науке.................. …6

Глава 2. Становление предмета психологии: обзор основных зарубежных и отечественных научных подходов............................................ ..17

............ 2.1. Ведущие направления зарубежной психологи..................... ..17

............ 2.2. Обзор основных отечественных теорий................................ ..26

Глава 3. Общее представление о педагогике. Основные категории педагогики........................................................................................................... ..31

Глава 4. Становление предмета педагогики в истории развития общества........................................................................................................... ..37

4.1. Западные традиции формирования предмета педагогик..... ..37

4.2. Формирование отечественной педагогической науки......... ..40

4.3. Технологии профессионального межличностного
общения............................................................................................ ..42

Глава 5. Темперамент и характер личности........................................ ..52

Глава 6. Способности личности.............................................................. ..65

Глава 7. Направленность личности и ее ценностные ориентации. ..81

Глава 8. Эмоционально-волевая сфера личности............................... ..94

Глава 9. Стресс в профессиональной деятельности специалиста... 100

Глава 10. Изучение уровня конфликтности личности....................... 108

10.1. Характеристика основных стратегий поведения

(К. Томас-Р. Киллмен).................................................................... 108

10.2. Типы конфликтных личностей............................................. 109

Глава 11. Психолого-педагогические задачи и ситуации:
практикум....................................................................................... 115

Заключение................................................................................................. 124

Библиографический список..................................................................... 127

Приложения................................................................................................ 130

ПРЕДИСЛОВИЕ

Многочисленные социально-экономические и политические преобразования, происходящие в современной жизни, требуют от человека развития способности анализа своего поведения и окружающих, прогнозирования последствий своих поступков и отношений с другими людьми; формирования умения эффективного управления своими эмоциями в общении.

Актуальность данного учебного пособия обусловлена рассмотрением психологической и педагогической культуры человека в качестве важнейшего компонента общекультурной и общегуманитарной подготовки специалиста. Более того, игнорирование психологических и педагогических знаний – это невнимание к самому себе в настоящем и будущем, что неприемлемо для разумного человека.

Основной, интегрирующей мыслью, объединяющей психологическую и педагогическую тематику пособия, является адаптация организма и личности к окружающей среде, в рамках которой только и становится понятным смысл формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека, процессов взаимодействия людей друг с другом. Знание основ, «азов» психологии и педагогики может пригодиться студенту также для того, чтобы преодолевать трудности общения, осознанно выбирать способы взаимодействия с другими в формальном и неформальном общении, в воспитательных целях в тех или иных жизненных ситуациях, быть готовым к воспитанию и образованию своих детей.

Цели пособия состоят в развитии у студентов познавательного интереса к психологии и педагогике и ознакомлении их с основными теоретическими и эмпирическими исследованиями, а также формировании у них основ психолого–педагогических знаний.

Данное пособие способствует решению таких задач, как:

· формирование и углубление системы основных психологических и педагогических категорий и понятий;

· создание у студентов представлений о специфике проявлений психики человека, особенностях его темперамента, характера, эмоционально-волевых процессов, психических состояний, мотивов поведения, ценностных ориентаций;

· уточнение смысла и содержания основных принципов и закономерностей профессионального обучения и воспитания, педагогических методов и технологий;

· овладение навыками психодиагностики и решения педагогических ситуаций с целью эффективного освоения профессиональных и межличностных задач в условиях затрудненного общения.

Учебное пособие имеет 11 глав, в структуре которых представлены теоретическая информация, практические вопросы и задания для внеаудиторной и аудиторной работы, психодиагностические методики для самообследования студентами своих индивидных и личностных параметров развития и них способности к самопознанию. Представленные методики содержат теоретические сведения и сопровождаются соответствующим инструментарием: шкалами для оценки, опросниками, интерпретацией результатов.

Пособие снабжено отдельной главой, посвященной решению педагогических задач и их психолого–педагогической интерпретации, а также списком литературы, направляющим самостоятельную работу студентов, и приложением.

Автор

ГЛАВА 1. ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКЕ

На протяжении веков человек является предметом исследования многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки, традиции, и в этом познании психологии принадлежит особое место.

Психология – это и очень старая, и совсем молодая наука. Возникновение элементов психологического знания относится к далеким временам, когда человек впервые осознал, что он, человек, существенно отличается от всего другого в окружающем мире. В научном знании формирование психологической идеи всегда шло в процессе развития главенствующей концепции миропонимания. Развитие философии во все последующие века сыграло важную роль в становлении психологического комплекса знаний. Система психологического знания созревала также в недрах естественных наук: например, в медицине шло активное накопление сведений об организме человека, его анатомии, физиологии, биохимии.

Имея тысячелетнее прошлое, психология, тем не менее, вся еще в будущем. Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать кратко и точно: «У психологии огромная предыстория и очень короткая история». Под историей подразумевается тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода (последняя четверть XIX в.).

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает, что психология – наука о душе («псюше, псюхе» – «душа», «логос» – «наука»). Представления древних греческих философов о душе возникают в процессе практического познания человека в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли с мифологическими представлениями о мире вообще, о душе – в частности. Изучение, объяснение души является первым этапом в становлении предмета психологии. В разные исторические эпохи ученые вкладывали различное содержание в понятие «душа».

К началу XVII века, когда получила значительное развитие механика, некоторые области математики и естественных наук, были заложены методологические предпосылки понимания психологии как самостоятельной отрасли знаний. На смену психологии души приходит психология сознания. Душа начинает пониматься как сознание, деятельность которого непосредственно связана с работой мозга. В отличие от психологии души, основанной на простых рассуждениях, психология сознания основными источниками знаний считает самонаблюдение, или изучение своего внутреннего мира. Такое специфическое познание получило название метода интроспекции («заглядывания внутрь»). Становление психологических воззрений в этот период связано с деятельностью Р. Декарта (1595 - 1650), Б. Спинозы (1632 - 1677), Д. Локка (1632 - 1704).

Дальнейшее развитие наук, особенно естественных, в рамках которых разрабатывались объективные методы исследования, все более остро ставило вопрос о возможности объективного психологического исследования. Особую роль сыграли в этом отношении исследования физиологов и естествоиспытателей первой половины XIX в. Появляется ряд фундаментальных исследований, посвященных общим закономерностям развития чувствительности и специально работе различных органов чувств (Э. Вебер, Г. Гельмгольц). Эксперимент начинает очень быстро внедряться в изучение центральных психологических проблем. В 1879 г. открывается первая психологическая экспериментальная лаборатория в Германии (В. Вунд). Внедрение в психологию эксперимента позволило по-новому поставить вопрос о методах психологического исследования, выдвинуть новые требования и критерии научности. В этот период определяются такие психологические понятия, как «душа», «сознательное и бессознательное», возникают некоторые научные концепции.

Третий этап в развитии представлений о предмете психологии связан с появлением во втором десятилетии XX в. бихевиоризма, который объявил новый предмет психологической науки. Им стало поведение, понимаемое как совокупность извне наблюдаемых, преимущественно двигательных реакций человека. За одно лишь десятилетие бихевиоризм распространился по всему миру и стал одним из влиятельных направлений психологической науки.

Современный этап развития психологического знания определяет предмет психологии (по А.В. Петровскому) как науки о фактах, закономерностях и механизмах психики, как складывающегося в мозгу образа действительности, на основе и при помощи которого осуществляется управление поведением и деятельностью, имеющими у человека личностный характер.

Сложность и уникальность психики в том, что она как бы ускользает от непосредственного изучения, доказать ее существование как самостоятельной реальности весьма проблематично (ее нельзя непосредственно увидеть, ее невозможно измерить). В то же время для каждого из нас очевидно, что в любом человеке живут образы, чувства, переживания, возникают мысли, т.е. есть некоторая особая реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю. Есть Солнце, и есть мое представление о Солнце, есть переживания, связанные с ним, да и то, как я вижу Солнце – это не оно само, а нечто особенное. Есть «Я», и есть мое представление о самом себе, мое отношение к себе.

Иными словами, есть мир (вещи, события, другие люди и я сам) и есть то, как этот мир живет во мне и в других людях. Это мир психических явлений или субъективная реальность (психика), которая у каждого своя. Но если предположить, что она формируется по единым принципам, то можно постараться их обнаружить, т.е. вскрыть закономерности ее развития и существования.

Изучение закономерностей порождения и функционирования психической реальности и составляет предмет психологии.

Итак, психология – это наука, которая изучает конкретные факты, закономерности и механизмы развития и проявления психики. В настоящее время невозможно реализовать многие виды деятельности без знания и осмысления психологических особенностей и закономерностей.

Психика представляет из себя сложную систему – совокупность психических явлений. Вопрос о человеческой психике является ключевым в психологии. Психика человекаесть человеческое сознание. Сознание понимается как особая форма отражения, которая является общим качеством всех психических функций человека. Развитие всех психических функций в их взаимодействии обеспечивает формирование у человека внутреннего отражения внешнего мира, в некотором смысле его модели.

У животных психика формируется и развивается в процессе их приспособительной деятельности к окружающей среде. Воспроизводство же и развитие человеческой жизни осуществляется в процессе преобразования природы. Индивидуальное сознание, которое интересует психологию, формируется и развивается в неразрывной связи с сознанием общественным. Индивид овладевает идеальной формой отражения в процессе реального включения в жизнь общества: как человек не может существовать вне этой жизни, вне системы общественных отношений. Не овладев этой формой, человек не может развиваться как человек, как член общества, как личность.

Таким образом, сознаниеесть высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности при постоянном общении с другими людьми. Сознание есть не что иное, как осознанное бытие.

Все живые существа способны к самостоятельной силе реагирования, преобразуя и поддерживая жизненно важные связи с окружающим миром, т.е. проявляя активность. Выступая как всеобщая характеристика живого, в человеческом обществе активность имеет своеобразное проявление и в силу своей специфичности получила название «деятельность».

Деятельность человека– сложное явление. Это общественно-историческая категория. В действительности любая индивидуальная деятельность неразрывно связана с деятельностью общества, любого индивида – с другими людьми. Поэтому основное здесь – изучение индивидуальной деятельности в системе общественных отношений, складывающихся в данном обществе, на данной ступени исторического развития.

Источником активности человека, его деятельности выступают многообразные потребности. Потребность – это состояние человека, выражающее его зависимость от материальных и духовных предметов и условий существования, находящихся вне индивида. Предмет потребности есть ее действительный мотив. Мотив – это форма проявления потребности, побуждение к определенной деятельности, тот предмет, ради которого осуществляется данная деятельность. Цель деятельности – это представляемый (идеальный образ) результат деятельности. Деятельность – это единица жизни человека, активность, отвечающая определенной потребности, мотиву.

Индивид, личность. Человек на свет рождается уже человеком. Это утверждение только на первый взгляд кажется истиной, не требующей доказательств. Дело в том, что у человеческого зародыша в генах заложены природные предпосылки для развития собственно человеческих признаков и качеств. Конфигурация тела новорожденного предполагает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает возможность развития интеллекта, строение руки – перспективу использования орудий труда, и этим младенец – уже человек по сумме своих возможностей – отличается от детеныша животного. Таким образом, доказывается факт принадлежности младенца к человеческому роду, что фиксируется в понятии «индивид» (в отличие от детеныша животного, которого сразу же после рождения на свет и до конца его жизни именуют особью). В понятии «индивид»воплощена родовая принадлежность человека. Индивидомможно считать и новорожденного, и взрослого на стадии дикости, и высокообразованного жителя цивилизованной страны.

Следовательно, говоря о конкретном человеке, что он индивид, мы по существу утверждаем, что он потенциально человек. Появляясь на свет как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее развитие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность, т.е. как реального человека, не только не похожего на других, но и не так, как они, действующего, мыслящего, страдающего, включенного в социальные связи в качестве члена общества, соучастника исторического процесса.

Личностьюв психологии обозначается системное (социальное) качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

Подобно тому, как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество. Способность очень быстро «в уме» складывать и умножать большие числа, задумчивость, привычка грызть ногти и другие особенности человека выступают как черты его индивидуальности, но не входят с необходимостью в характеристику его личности хотя бы потому, что они могут быть и не представлены в формах деятельности и общения, существенно важных для группы, в которую включен индивид, обладающий этими чертами. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, то они оказываются несущественными для характеристики личности индивида и не получают условий для развития. Индивидуальные особенности человека до известного времени остаются «немыми», пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит данный человек как личность.

Познавательные процессы. Внимание. Психическая деятельность не может протекать целенаправленно и продуктивно, если человек не сосредоточится на том, что он делает. Внимание– это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида. По своему происхождению и способам осуществления выделяют обычно два вида внимания: непроизвольное (пассивное, вынужденное) и произвольное (управляется сознательной целью).

Ощущение и восприятие теснейшим образом связаны между собой. И одно и другое является так называемым чувственным отображением объективной реальности,существующей независимо от сознания и вследствие воздействия ее на органы чувств: в этом их единство. Но восприятие – отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. Ощущение – простейший психический процесс, состоящий в отражении отдельных свойств, предметов и явлений материального мира, а также внутренних состояний организма при непосредственном воздействии раздражителей на соответствующие рецепторы.

Известно, что каждое наше переживание, впечатление или движение оставляет известный след, который может сохраняться достаточно длительное время и при соответствующих условиях проявляться вновь и становиться предметом сознания. Поэтому под памятьюпонимают запечатление (запись), сохранение и последующее узнавание и воспроизведение следов прошлого опыта, позволяющие накапливать информацию, не теряя при этом прежних знаний, сведений, навыков. Таким образом, память – это сложный психический процесс, состоящий из нескольких частных процессов, связанных друг с другом.

Информация, полученная индивидом из окружающего мира, позволяет представлять человеку не только внешнюю, но и внутреннюю сторону предмета, представлять предметы в отсутствие их самих, предвидеть их изменение во времени, устремляться мыслью в необозримые дали. Все это возможно благодаря процессу мышления. В психологии под мышлением понимают социально-обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. Мышление возникает на основе практической деятельности, из чувственного познания и далеко выходит за его пределы.

Образы, которыми оперирует человек, включают в себя не только воспринятые ранее предметы и явления. Образы позволяют человеку выйти за пределы реального мира во времени и пространстве. Именно эти образы, преобразующие, видоизменяющие человеческий опыт, являются основной характеристикой воображения.

Воображение,как основа всякой творческой деятельности, проявляется во всех сторонах культурной жизни, делая возможным художественное, научное и техническое творчество. В этом смысле все, что окружает нас и что сделано рукой человека, весь мир культуры в отличие от мира природы – все это является продуктом человеческого воображения и творчества, основанного на этом воображении.

Методы психологических исследований – это способы, посредством которых познается предмет науки. Психология, как и каждая наука, употребляет не один, а целую систему частных методов или методик.

Лонгитюдный метод– это многократные обследования одних и тех же лиц на протяжении длительного времени. Цель лонгитюдных исследований – регистрировать соматическое и психическое развитие личности.

Сравнительный методзаключается в рассмотрении отдельных механизмов поведения и психологических актов в процессе развития и в сравнении со сходными явлениями у других организмов. Наибольшее распространение этот метод, называемый «сравнительно – генетическим», получил в зоопсихологии и в детской психологии.

Эмпирические методы – наблюдение за отдельными фактами, их классификация, установление закономерных связей между ними. Эмпирические методы включают в себя наблюдение и самонаблюдение, экспериментальные методы (лабораторный, естественный, формирующий); психодиагностические (тесты, анкеты, опросники, интервью, беседы); анализ продуктов деятельности; биографический метод. Группа эмпирических методов в психологии традиционно, с тех пор как психология выделилась в самостоятельную науку, считается основной.

Наблюдение выступает в психологии в двух основных формах - как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение.

Экспериментальный метод – это исследовательская деятельность в целях изучения причинно-следственных связей, которая предполагает активность исследователя в отношении изучаемого им явления, воздействие на него. Основная задача психологического эксперимента заключается в том, чтобы сделать допустимыми для объективного внешнего наблюдения существенные особенности внутреннего психологического процесса.

Психодиагностические методы.Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Английское слово «тест» означает «проба» или «испытание». Тест – это краткое стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.

К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса состоит в получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых. Все разнообразие методов опроса можно свести к двум основным типам: опросу («лицом к лицу») – интервью, проводимому исследователем по определенному плану; заочному опросу – анкетированию, предназначенному для самостоятельного заполнения опросных листов. Анкетирование целесообразно в тех случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам либо опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.

Метод изучения продуктов деятельностишироко используется в исторической психологии, в детской психологии. Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод.Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.

Наши рекомендации