Рекомендации в работе с детьми

1. Поручения, которые даются ребенку, должны соответствовать его возможностям. Предлагая выполнить слишком сложные, непосильные задания, вы заранее обрекаете ребенка на неудачу, а следовательно, только на снижение самооценки, неудовлетворенность собой.

2. Одной из основных задач педагога является повышение самооценки тревожного ребенка, для чего любая деятельность, предлагаемая ребенку, должна предваряться словами, выражающими уверенность в его успехе («У тебя это получается», «Ты это умеешь хорошо делать»).

3. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-нибудь, особенно если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка («Сегодня ты нарисовал гораздо аккуратнее, чем вчера» и т.д.).

4. Желательно не ставить тревожного ребенка в ситуации соревнования, публичного выступления.

5. Детская тревожность часто вызывается неизвестностью. Поэтому, предлагая ребенку задания, необходимо подробно выстраивать пути его выполнения, составить план, что мы делаем сейчас, что потом и т.д.

6. Еще одна задача - развитие самостоятельности и уверенности тревожного ребенка. Для преодоления неуверенности в себе и страха принятия самостоятельных решений необходимо давать таким детям жестко не регламентированные поручения, чаще предоставлять возможность для творчества.

7. Для тревожных детей будет весьма полезным упражнения на релаксацию [48].

Опираясь на данные рекомендации мы достигли с детьми взаимопонимания, доверия. Использование этих рекомендаций позволило нам избежать многих ошибок в своей работе.

Выводы

Таким образом, результаты диаграммы доказывают, что после курса психокоррекционной работы, у школьников произошло снижение высокого уровня тревожности. Это говорит о том, что составленная и апробированная программа психокоррекционной работы с детьми эффективна и в дальнейшем может быть использована для коррекции поведения детей с симптомокомплексом «тревоги». Предложенные рекомендации в работе с детьми помогли в дальнейшем снизить тревожность и устранить причины, повлекшие за собой возрастание тревожности у детей. Рекомендации помогли сформировать у родителей полное представление о воспитании ребенка, ребенок ощущает себя уютно и комфортно в семье (он удовлетворен своим положением в семье), снизился дефицит добра, ласки, любви; в семье установилась благоприятная обстановка, исчезла чрезмерная опека.

Заключение

Очевидно, что тревожность – серьезный эмоциональный барьер, осложняющий жизнь ребенка. Причина тревожности чаще всего кроется в эмоциональном, детско-родительском отношении. Чтобы период детства был не только счастливым, но и подготовил ребенка к жизни, он нуждается в безусловной и требовательной любви. Безусловная любовь, когда тебя любят таким, какой ты есть. Требовательная же любовь – любовь за достигнутое, преодоленное и ее необходимо заслужить. Требовательная любовь побуждает ребенка быть лучше, поступать достойно, преодолевать себя и сложные обстоятельства. Соответственно, есть необходимость повышать самооценку у детей с повышенной тревожностью для преодоления себя и обстоятельств. Позиция «Я – хороший», «Ты – хороший» сама по себе уже является мощным противоядием от любого вида тревожности.

Любовь к ребенку, мудрая и великодушная, поможет родителям преодолеть трудности его поведения, его болезни, как бы они ни были тяжелы.

Результаты нашей работы доказывают достоверность гипотезы, выдвинутой на I этапе исследования. А именно, неблагоприятные отношения ребенка с родителями зачастую являются первопричиной тревоги.

Работа с детьми показала эффективность психокоррекционной программы, направленной на снижение высокого уровня тревожности, развитие детской эмоциональности, способности к пониманию и управлению своим поведение.

Однако, следует отметить, что работа на этом этапе не завершена, возможно, углубленной изучение методов и способов коррекции детей. Кроме того, предметом дальнейшей работы может стать составление и апробация программы коррекционной работы для родителей.

Список литературы

1. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь справочник по психодиагностике. – Спб.: Издательство «Питер», 2000.– 528 с. – (Серия мастера психологии).

2. Буянов М.Н. Ребенок из неблагополучной семьи: Записи детского психиатра: кн. для учителей и родителей. – М.: Просвещение, 1988.– 207 с.

3. Бреслав Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве. – М.: Издательство «Знание», 1990.

4. Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии // Журнал практического психолога, 1998. – (№1).

5. Брель Е.Ю. Социально-психологические факторы формирования тревожности у младших школьников и пути ее профилактики и коррекции: Автореферат диссертации канд. псих. Наук – Томск, 1996.

6. Гамезо М.В., Герасимова В.С. и др. Младший школьник: психодиагностика и коррекция развития. – М.: Альфа, 1994.– 116 с.

7. Годфруа Ж. Что такое психология: в 2-х т. Т.2: Пер. с франц. – М.: Мир, 1992.–376 с.

8. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. – М., 1986.

9. Захаров А.И. Детские неврозы (психологическая помощь родителей детям) «Респекс». – СПб., 1995.– 192 с.

10. Захаров А.И. Что снится нашим детям? – СПб. «Дельта», М.: ООО «Издательство АСТ», 1997. –432 с.

11. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – СПб.: СОЮЗ, 1998. – 336 с.

12. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка: 3-е изд., испр. СПб. СОЮЗ, 1997. – 224 с.

13. Захаров А.И. Психотерапия неврозов у детей и подростков. – М.: Медицина, 1992.

14. Изард К.Э. Психология эмоций/Пер. с англ. – СПб. Издательство «Питер», 2000. – 464 с. (серия «Мастера психологии»).

15. Игры: обучение, тренинг, досуг./ Под ред. В.В. Петрусинского. – М., 1994.

16. Крайг Г. Психология развития. – СПб. Издательство «Питер», 2000. – 464 с. (Серия «Мастера психологии»).

17. Карабанова О.А. Игра в коррекции психологического развития ребенка. – М. РПА, 1997.

18. Ковалева Е.Б. Способы психологической защиты детей старшего дошкольного возраста с повышенной тревожности и их коррекции. – Иркутск, 1998.

19. Кочубей Б.И. Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. – М. Знание, 1998.

20. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Снимем маску с тревоги//Семья и школа.– 1988 (№ 7,9,10).

21. Коллектив. Личность. Общение. Словарь социально–психологических понятий/Под ред. Е.С. Кузьмина, В.В. Семенова.– Л. Лениздат, 1987.–144 с.

22. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. –Ярославль: Академия развитие, 1996.–208с.

23. Кудрина Г.Я. – Иркутск: Институт информации и рекламы, Иркутской отделение Российского фонда культуры, 1993.

24. Калинина Р.Р. В гостях у золушки. Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1997.

25. Личность: внутренний мир и саморегуляция, идеи, концепция, взгляды./ составители Ю.Н. Кулюткина, Г.С. Суховская – СПб.: Издательство «Тускарора», 1996. – 175 с.

26. Лэндрет Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений: Пер. с англ./ Предисл. А.Я Варга. – М.: Международная экономическая академия, 1994.

27. Макарова Е.Г. Преодолеть страх или искусствотерапия. – М.: Школа –Пресс, 1996. – 304 с. (Серия «Вселенная духа»)

28. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях: кн для логопеда. – М.: Просвещение, 1991. – 208 с.

29. Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. – М.: Аркти, 1999.

30. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. – М.: Линка–пресс, 1997.

31. Мелик–Пашаев А.А., Новлявская З.Н. Ступеньки к творчеству. – М.: Школа – Пресс, 1995.

32. Никольская И.М. Грановская Р.М. Психологическая защита у детей. – СПб.: Речь, 2000. – 507 с.

33. Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений: в 3 кн. – кн 2. Психология образования. – 2-е изд., – М.: 36. Просвещение. Владос, 1995.– 496 с.

34. Особенности психического развития детей 6–7–летнего возраста/Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венегра. – М.: Педагогика, 1988.– 136 с.

35. Островская Л.Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: кн. для воспитателя дет. Сада. – 2-е изд., – М.: Просвещение, 1990.– 160 с.

36. Петрунек В.П., Таран Л.Н. Нервные дети и их воспитание. – М.: Издательство «Знание», 1971.– 80 с. – (сери «Народный университет». Педагогический факультет).

37. Психологическое здоровье детей и подростков в контексте психологической помощи/Под ред. И.В. Дубровиной. – 4-е изд. – Екатеринбург: Деловая книга, 2000.– 176 с. – (Руководство практического психолога).

38. Психологический словарь/Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др. Научно–исследовательский институт общей и педагогической психологии. Академия педагогических наук СССР. – М.: Педагогика, 1983.– 448с.

39. Психология и психоанализ характера. Хрестоматия по психологии и типологии характеров/ Под ред. Д.Я. Рейгородского. – Самара: Издательский Дом «Бахрах», 1997.–640 с.

40. Психология. Словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского, –2-е изд., – М.: Политиздат, 1990.–494 с.

41. Психолого–педагогический словарь/Автор–составитель В.А. Мижериков., – Ростов– на –Дону: Изд. «Феникс», 1998.

42. Прихожан А.М. Тревожность и страх у детей младших школьников. Руководство практического психолога/Под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1995

43. Психологические тесты / Под. Ред. А.А. Карелина: В 2 т. М, 2000. Т. 2. С. 144 – 152.

44. Развитие самостоятельности и активности в дошкольном возрасте. – СПб. «Дельта», 1996.

45. Саморукина Н.В. Игры в школе и дома. – М., 1993.

46. Снегирева Л.А. Игры и упражнения для развития навыков общения у дошкольников. – Минск, 1995.

47. Стрелкова Л.П. – Эмоциональный букварь от Ах до Ай–яй–яй. – М.: Изд. «Совершенство», 1995.

48. Савина Е. Шанина Н. Тревожные дети//Журнал Дошкольное воспитание, 1996 (№1).

49. Ткачеснко Т.А. Если ребенок плохо говорит. – СПб.:Детство–пресс, 1999.

50. Хухлаева О.В. Лесенка радости. – М.: Издательство «Совершенство», 1998.–80 с. (Практическая психология в образовании).

51. Шистякова М.И. Психогимнастика /Под ред. М.И. Буянова. – М.: Просвещение, 1990.

52. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция / В.В. Лебединский, О.С. Никольская, Е.Р. Баянская. – М.: Издательство Московского университета, 1990.–197 с.

53. Эмоциональное развитие дошкольника: Пособие для воспитателя/Под ред. А.Д. Кошелевой. – М.: Просвещение, 1985.– 176 с.

Приложение 1.

Наши рекомендации