И. Соллертинский. Светлый ручей в Гос. Малом оперном театре
Период становления, накопления опыта в первое десятилетие после Октября был нелегким и небогатым истинно художествен. достижениями. И тем не менее, к концу 1920х гг возник первый большой сюжетный балет «красный мак» Глиэра (1927)- надолго вошедший в репертуар театров. к теме современности обратились Прокофьев (стальной скок), Шостакович( золотой век 1930, болт1931, светлый ручей 1935). с ними в советский балет пришла первоклассная музыка.
В те годы как балетные спектакли они не вполне состоялись, но сам факт рождения этих балетов значил очень много.
Многое из того, что создали деятели балета 20х гг, что критиковалось в прессе и воспринималось зрителем как эксперимент, подготовило достижения советского балетного театра в период расцвета в послевоенные годы, вошло в составнчасть в культуру нового общества.
Рождению и становлению сов.балета способствовала атмосфера борьбы творческой жизни Большого театра и Петроградского театра оп.и балета.Противоречия возникали между защитниками классических традиций,восходящих к Мариусу Петипа и сторонниками стиля перемен (Лопухов, Голейзовский).
В танцевальном языке нового балета появились элементы акробатики, гимнастики- всё это выражало стремительность, бодрость нового положительного советского строя.
Рубеж 20-30х гг обозначен обращением к современности. Но теперь уже в жанре комедии. Молодой Шостакович написал почти одновременно два комедийных балета (золотой век 1930, болт 1931)
«Золотой век»
Начат осенью 1929 г.Был закончен весной 1930.Ленинградский академич театр заказал Шостаковичу написать музыку на либретто пьесы «Динамиада»- известного в те годы режиссера Ал.Ивановского, который победил в конкурсе на сценарий балетана современную тему. Щостаковича не привлекало либретто, но затем он поддался на уговоры Соллертинского и Смолича и принялся за работу.
Написание 3 актного балета заняло всего несколько месяцев. Партитура содержит 37 номеров, среди которых- обработка фокстрота «Таити-трот».
Золотой век» подхватил лучшие традиции Первомайской симфонии. Премьера готовилась долго, её несколько раз откладывали. В июне 1930 г оркестр Ленинградского театра оп.и балета опубликовал письмо с протестом против постоянного перенесения даты премьеры. Во время репетиций Шостакович очень внимательно наблюдал за работой оркестрантов, не соглашался делать упрощения, так как был убежден в несомненных достоинствах своего сочинения.
Премьера состоялась 26 октября 1930 г Хореограф- Якобсон, Чесноков; сценограф- Ходасевич, дирижер- Гаук. Среди танцоров была молодая Г.Уланова, исполнявшая роль западной комсомолки.
Успех был колоссальный. Номера бисировали несколько раз. Но критики не оценили спектакль. Было много отрицательных отзывов. Ругали за буржуазность, за пестроту хореографического языка, а музыку признали непригодной для танца. Шостакович вылил поток жалоб на Смолича. Позже композитор создал 4 частную оркестровую сюиту, которая быстро вошла в репертуар театров. Особую популярность приобрела полка, которая подверглась многочисленным транскрипциям. Две из которых – авторские (для фортепиано и для струнного квартета). Балет вернули на сцену в 80х гг в постановке Большого театра(сценарий Гликмана)- либретто было с изменениями. Однако, после никто не хотел больше возвращать его на сцену.
Сюжет (изложен по буклету 1930 года)
Индустриальная выставка в капиталистическом городе. В мюзик-холле идет праздничное представление. Торжественно поднимается группа фашистов, перед которой расстилается ковер. Скромно появляется советская футбольная команда, приглашенная рабочими организациями. Ее приход вызывает недовольство фашистов. Публика рассматривает экспонаты выставки рекламы. Происходит состязание между Негром и Белым-фашистом. Фашисты подкупают судью, и победителем объявляется Белый, почти теряющий сознание от напора противника.
Местные рабочие возмущены. Они прорываются на ринг, полиция их оттесняет. Местная комсомолка дает судье пощечину.
Зал в мюзик-холле. Молодые фашисты танцуют фокстрот. Входит Директор выставки в сопровождении Полицмейстера и секретарей. Все нетерпеливо ожидают появления Дивы. Она входит в зал, вызывая всеобщий восторг. В сопровождении местных рабочих приходит советская команда. Ее капитан нравится Диве, которая пытается обворожить его и приглашает на танец. Отказ капитана вызывает возмущение публики. Дива демонстративно танцует эротический танец со своим партнером. Капитан футбольной команды обращает на себя внимание Директора выставки ловкостью и пластичностью. Директор задумывает привлечь его на рекламно-агитационный танец, который должен продемонстрировать мирное единение классов. Выносят плакат, возвещающий о совместном танце советского футболиста и Дивы. Она подносит капитану команды бокал с предложением выпить за здоровье фашистов, но он отказывается. Возмущенные фашисты кидаются на него, он, защищаясь, подымает футбольный мяч. Приняв его за бомбу, все бросаются на пол. Оставив мяч у головы лежащего на полу Директора, капитан с товарищами уходит. Фашисты видят свою ошибку и продолжают танцы.
Негр, капитан команды и советская Комсомолка прогуливаются по городу. За ними следят сыщики, которым удается подсунуть в карман капитана фальшивки. Всех арестовывают. Негр бежит, увлекая за собой Комсомолку. За ними гонятся полицейские.
На рабочем стадионе выступают пионеры, рабочие-спортсмены. Торжественно выходит советская команда. Начинается футбольный матч.
Фашисты в мюзик-холле проводят время за картами, разгораются страсти.
На стадионе идет выступление западной Комсомолки с четырьмя спортсменами.
На улице полицейские гонятся за Негром и советской Комсомолкой, бегущими на стадион. Рабочие защищают их. Полиция вынуждена прекратить погоню.
В мюзик-холле идет праздник «золотого века». Фашист, переодевшийся в форму капитана советской команды, вместе с Дивой демонстрирует в танце «мирное сотрудничество». Их выступление перерастает в массовый танец.
Рабочие освобождают политических заключенных из тюрьмы и окружают мюзик-холл. Западная комсомолка разоблачает фашиста, игравшего роль советского капитана. Публика в панике. Рабочие и советская команда объединяются в танце солидарности.
Болт» либретто для балета «болт» создал писатель дилетант- Виктор Смирнов, в то время директор театра МХАТ-2. Произведение носило название «Болт», а его темой была наивная интрига вокруг саботажа на заводе.
Действие первое
Двор завода. Сделав утреннюю зарядку, рабочие направляются в цех. Ленька Гульба является последним. С похмелья у него болит голова, движения вялы, работать невмоготу.
Директор завода, инженер и рабочие-ударники производят последний осмотр нового цеха. Все в порядке, все готово к пуску. Пока во дворе завода идет торжественный митинг, уборщицы наводят в помещении чистоту... И вот в новый цех входят колонны рабочих. Все дружно приступают к делу.
Ленька Гульба с приятелями тайком напиваются и засыпают. Их станки останавливаются. Ударник Борис обнаруживает это и пытается растолкать пьяниц. Рабочие, возмущенные поведением Леньки и его дружков, выгоняют их из цеха.
Действие второе
Пионеры и комсомольцы под руководством Ольги идут на демонстрацию. Они несут большую куклу, изображающую кулака, и плакат «Долой кулака!» Вместе с ними — представители национальных меньшинств. Веселье комсомольской молодежи заражает окружающих: только что принявшие благословение попа две салопницы, вспомнив прошлое, танцуют шаконь, пускается в пляс церковный пономарь, обняв куклу-«кулака». Да и самого попа, задремавшего было на ступеньках пивной, одолевают греховные мысли. Удар колокола заставляет его опомниться. Поп отправляется в церковь, за ним следуют богомольцы.
Появляется делопроизводитель Козелков. Он в модном купальном костюме. Комсомольцы подсмеиваются над ним. Из пивной высыпает пьяная ватага во главе с Ленькой Гульбой. Ленька хочет отомстить за то, что его выгнали с завода. Он подговаривает своих дружков заложить в станок болт, чтобы устроить аварию. Проходящий мимо Борис слышит это и пытается вразумить заговорщиков, но получает удар болтом по голове. Рабочий падает.
Из церкви выходит поп. Он благословляет пьяную ватагу на черное дело.
К пивной подходит Козелков с компанией. Сиделица пивной спешит принести почетным клиентам пива.
Увидев Ольгу, Козелков начинает бесцеремонно приставать к девушке, издевается над ней.
Борис приходит в себя. После удара у него кружится голова, он шатается. Охрана завода, приняв Бориса за пьяного, уводит его с собой, к радости Козелкова и его приятелей.
Действие третье
Цех завода. Окончен трудовой день, и рабочие расходятся. Ленька Гульба с приятелями посылают молоденького парнишку Гошку заложить болт в станок.
Борис, помня о сговоре и предчувствуя недоброе, возвращается в цех и видит, как мальчишка возится у станка. Он бросается к нему, но паренек убегает.
Гошка предупреждает о случившемся Леньку Гульбу. Тот запирает цех, оставив Бориса в ловушке. От болта происходит короткое замыкание.
Прибегает охрана завода. Ленька Гульба клевещет на Бориса, говоря, что поймал его в момент преступления.
Бориса арестовывают. А тут еще вспоминают, что накануне задержали его пьяным. Ольга поражена происшедшим: Борис, в котором она была так уверена, оказался подлецом. Ленька Гульба и его приятели торжествуют.
Гошка, чувствуя свою вину, не может примириться с таким оборотом дела. Он зовет рабочих и рассказывает им всю правду. Бориса освобождают, Леньку берут под стражу. Ольга просит у Бориса прощения за возникшее было к нему недоверие. Гошку, проявившего мужество, решают принять в пионеры.
Дом культуры завода. Здесь происходит встреча рабочих с красноармейцами. Общее веселье, песни, пляски.
Во многих отношениях содержание балета сближается с пьесой Александра Безыменского «Выстрел», к которой в 1929 году Шостакович писал музыку. Уже во время работы над партитурой «Болта», Соллертинский предупреждал друга об опасности схематизма, в который легко впасть при написании музыки на столь банальный сюжет. Обращал его внимание на отсутствие обязательной для муз. развития подлинной интриги. Шостакович всеми средствами пытался скрыть недостатки либретто, но это была невыполнимая задача. Премьера (8 апреля 1931 года) закончилась полным фиаско. Критика обвинила авторов в вульгарности \, равнодушии к великим идеям, формализме и тому подобных «грехах».
Спекталь был снят сразу после премьеры. Из музыки «болта» в репертуаре удержалась только составленная Александром Гауком орестровая сюита, которая в то время приобрела относительную популярность. Сам же балет никогда уже не возвращался на сцену.
Неудача «болта» повлекла за собой усиление нападок на композитора. Начали говорить о том, что он неспособен писать для сцены. В прессе появились отрицательные оценки его последующих сочинений, упреки в элитарности. Произведения Шостаковича не исполнялись. Таким образом, он остался автором одного сочинения – «первой симфонии».
Следующий балет «светлый ручей».создан на рубеже 1934-1935 годов. Получив предложение от МАЛЕГОТа, Шостакович еще раз поддался искушению создать балет на банальное пропагандистское либретто. На сей раз действие происходит в кубанском колхозе с прелестным названием «Светлый ручей», где живет студент-агроном с женой. Он- веселый и тепераментный, она- спокойная и сентиментальная. В колхоз приезжает группа столичных артистов.Студент влюбляется в одну из танцовщиц и договаривается о встрече, на которую, однако, приходит переодевшись, его собственная жена, о чем агроном, конечно, не догадывается. на следующий день он встречает двух одинаково одетых танцовщиц в масках.Когда они снимают маски, оказывается,что одна из танцовщик- его жена, благодаря чему студент убеждается, что она не менее привлекательна,чем другие женщины. Пролог
Северный Кавказ. Ранняя осень. Золотые нивы полей. Колосится высокая рожь, обещая обильный урожай.
Действие первое
Колхоз «Светлый ручей» только что закончил уборку ржи. На свежеубранном поле расположились на отдых колхозники, довольные успешным завершением уборочных работ. Завоевавшие в колхозе всеобщую любовь затейница Зина, агроном-практикант Петр и старый Гаврилыч раздают подарки особо выделившимся на работе колхозникам. Подарки тут же обновляются, давая повод к веселым импровизированным танцам. Нарастающее радостное оживление выливается в общий хоровод. В танцах принимают участие и Зина с Петром, заметно расположенные друг к другу.
В разгар веселья в поле появляются неожиданные гости – участники бригады артистов, приехавшей в колхоз на предстоящий праздник урожая.
После взаимных дружеских приветствий колхозники приглашают гостей в свой веселый кружок и просят их исполнить что-нибудь здесь же, в поле. Артисты с готовностью исполняют желание колхозников. Их выступление дает толчок нескольким самодеятельным выступлениям, в которых артисты также принимают участие.
Действие второе
Картина первая
Полеводческая палатка. В ней назначено собрание участвующих в организуемом на следующий день колхозном празднике. Петр заканчивает работу над плакатом, который он взялся написать. Первой на собрание приходит Зина. Петр и Зина давно уже тяготеют друг к другу и потому охотно пользуются возможностью поболтать наедине. Их беседу прерывает приход приглашенных на собрание участников колхозной самодеятельности и приехавших на праздник артистов.
Начинается распределение костюмов для предстоящих выступлений. Забрав свои костюмы, мужчины уходят переодеваться. Зина остается в палатке с приезжей танцовщицей, ее подругой по балетной школе. Надев балетные туфли подруги, Зина при ее участии воспроизводит некоторые из упражнений, которыми им приходилось вместе заниматься в школе. Тем временем в палатку возвращаются переодевшиеся мужчины и веселой гурьбой, все вместе, отправляются на ближайшую полянку, чтобы прорепетировать предстоящее выступление.
Вернувшись в палатку за какой-то из своих вещей, танцовщица случайно сталкивается с Петром, который принимается шутливо любезничать с ней. Это видит пришедшая за подругой Зина. Ее появление заставляет смутиться расшалившегося Петра.
Картина вторая
Репетиция, которую намеревались организовать собравшиеся на поляне артисты и колхозная молодежь, то и дело прерывается веселыми шутками и забавными выходками. К оживленной компании хочет присоединиться «почтенный» дачник, Модест Петрович. Молодежь уговаривает его протанцевать что-нибудь. Приезжий танцовщик показывает ему несколько сложных танцевальных приемов и движений. Модест Петрович к общему удовольствию добросовестно пытается их воспроизвести.
К поляне приближается жена Модеста Петровича, негодующая по поводу легкомысленного времяпрепровождения своего супруга. Затеяв подшутить над ней, танцовщица и танцовщик, одетые в одинаковые костюмы, принимаются поочередно за ней ухаживать. Сбитая с толку супруга Модеста Петровича все более недоумевает. В конце концов, танцовщица и танцовщик открывают ей «секрет» с переодеванием и вместе с ней присоединяются к остальной компании.
В свою очередь Зина, используя маску и балетный костюм, задумывает подшутить над Петром и вместе с тем проверить прочность его чувства к ней. Шутка завершается примирением Зины с Петром. Это служит примером для Модеста Петровича и его супруги, которые также решают помириться. Возглавляемая артистами остальная компания весело приветствует примирение обеих пар.
Действие третье
Праздник урожая. Колхозный карнавал и концертные выступления, стирающие грани между искусством профессионалов и самодеятельным мастерством колхозной молодежи.
По мнению Шостаковича, музыка «светлого ручья» весела, привлекательна и главное, танцевальна..Он намеренно пытался найти здесь ясный, простой язык, одинаково доступный для зрителя и для исполнителя.
Но,к сожалению,ему не удалось создать музыку стилистически однородную и связанную с танцем, как и в других, предыдущих балетах. Необыкновенная легкость сочинения в данном случае оказалась пагубной. Соллертинский раскритиковал новое сочинение друга за поверхностность, склонность к дешевым эффектам, механическое перенесение фрагментов из предыдущих балетов (Шостакович использовал здесь несколько фрагментов из «Болта»). Мясковский в письмах к Прокофьеву тоже негативно отзывался о «светлом ручье». Тем не менее премьера, состоявшаясь 4 июня 1935 года в Ленинграде, была принята с восторгом, а Москва впервые показала новый балет уже 30 ноября в Большом театре. Эти постановки имели значительный успех у публики и заняли почетное место в репертуаре обоих театров.
(Статья Соллертинского. Отзывы Шостаковича)
И. Соллертинский. Светлый ручей в Гос. Малом оперном театре
И.Соллертинский. Статьи о балете
Премьера балета Светлый ручей в Малом оперном театре прошла с шумным успехом. Бесконечно вызывали обеих балерин - Ф.Балабину и З.Васильеву. Громкими аплодисментами награждали Федора Лопухова, кстати, оказавшегося юбиляром: 30 лет работы на сцене...
Если измерять масштаб удачи количеством хлопков - это несомненная победа театра.
Победителей обычно судить не принято.
Мы вынуждены отклониться от этого почетного правила. Пусть триумфаторы и останутся триумфаторами, но победа одержана театром не чрезвычайно скользком пути: на пути отказа от осмысленного сквозного действия. Зритель видит непрерывный трехактный дивертисмент. Каждый танец, взятый в отдельности, хорош, иные просто великолепны, но вся беда в том, что любой из них может быть вынут из балета, иметь самостоятельное хождение на правах эстрадного номера или быть вставлен в какой-нибудь другой балет.
Вы хотите непременно найти в балете идею? - восклицали на премьере защитники балета. - Что за педантизм! Да разве в балете важно содержание? Были бы хорошие и бодрые танцы, и все будет в порядке!
Такие вот рассуждения, подкрепленные ссылками на успех Светлого ручья, представляют уже некоторую опасность. Прежде всего, потому, что могут в какой-то мере дезориентировать тех из молодых балетмейстеров, которые, подобно Р.Захарову в Бахчисарайском фонтане или Л.Лавровскому в Катерине, не прельщаясь легким успехом от наворота 64 или 128 фуэте, упорно работают над созданием психологически и сюжетно осмысленного балета. Конечно, это менее эффектно, но, во всяком случае, более близко основным тенденциям развития советского искусства.
В не слишком удачном либретто Адриана Пиотровского то, что с некоторой натяжкой можно счесть за интригу, развертывается следующим образом.
В колхозе Светлый ручей, где много веселых и разбитных ребят, живет студент-агроном с женою. Он стопроцентный бодрячок; недавно мы с ним познакомились на экране в Частной жизни Петра Виноградова. Она лирична, склонна к мечтательности и чтению и, кроме того, имеет законченное хореографическое образование, которое почему-то скрывает от мужа и всех окружающих. Это хореографическое образование либреттисту нужно, чтобы мотивировать классические танцы героини. Впрочем, в последнем акте, в изощреннейшем хореографическом трио (или квинтете) трудную классическую поддержку осуществляет сам агроном и два его помощника из колхоза , по-видимому, - по хожу действия - в балетной школе не обучавшиеся. Происходит, как недавно говорили, неувязка.
Далее, в колхозе или поблизости проживает чета пожилых дачников. Они участвуют в колхозных празднествах и даже танцуют там шаконь - старинный придворный танец, который уже в XVIII веке был архаическим. У дачника страшные полковничьи усы a la Вильгельм, но это не замаскированный вредитель, а просто галантный чудак. Он и его супруга во II акте подвергаются осмеянию. Ибо, по словам Пиотровского, их порок в том, что они гоняются за поверхностным блеском, за призрачной романтичностью и не видят настоящей красоты жизни около себя. Это звучит немного выспренне, но... допустим.
В колхоз приезжает бригада столичных артистов. Среди них - балерина, школьная подруга затейницы Зины (жены агронома). Бодрячок-агроном влюбляется в нее. Молодежь его мистифицирует: на ночное свидание к нему приходит его собственная жена в шелковой полумаске. Страсть, по-видимому, ослепила агронома: он танцует с супругой длинный дуэт, так и не признав своей партнерши. На следующий день он видит перед собой уже двух танцовщиц в полумасках. Наконец, лица незнакомок открываются. Восхищенный агроном воочию убеждается, что жена вертит туры не хуже заезжей гастролерши. По-видимому, это обстоятельство (а других мотивировок либреттисты не дают) заставляет ветреного агронома вернуться в объятия супруги. Общее веселье. Танцы.
Мы - за веселую советскую хореографическую комедию. Мы не требуем от нее, чтобы она разрешала сложные социально-этические проблемы или психологические конфликты. Но мы вправе настаивать на живом сквозном действии, на живых действующих лицах, а не стандартных бодрячках.
Нет внутреннего единства и в музыке Д.Шостаковича.
В значительной части она построена на кусках из партитуры предшествующего ей балета Болт. Советский слушатель по частым концертным исполнениям знает примерный характер этой музыки - живой, темпераментной, конструктивно очень несложной, всегда виртуозно инструментованной, подчас ядовитой и хлесткой, подчас мягко юмористической, порою грешащей самоповторениями, но всегда занимательной и веселой. Светлый ручей - не из лучших по музыке балетов Шостаковича и, во всяком случае, уступает замечательной по мастерству партитуре Золотого века.
Постановщиками Светлого ручья музыка Шостаковича использована не всегда удачно. В середину II акта, например, введен развернутый финал II акта Болта (в несколько укороченном виде, отчего он конструктивно проигрывает). В Болте на этой музыке шла отвратительная обывательская оргия, с пьяным надрывом, великолепно переданным в музыке, с истерическими слезами, в лихорадочно ускоряющемся темпе; кульминационным пунктом было угарно-драматическое и одновременно пародированное появление мотива О баяде-ра, тарарим-тарарам!. Получилась дерзкая и гротескно-характерная музыкальная картина. В Светлом ручье на этой же музыке добродушно отплясывают школьница Галя, гармонист - тоже очередной бодрячок - и переодетый собакой колхозник. Вся убийственная сатирическая характерность музыки сразу же парализована тем, что делается на сцене.
Снижение театром музыки Шостаковича шло и по другой линии. На каком бы качественном уровне ни находились отдельные страницы его балетной партитуры (разумеется, с точки зрения тех строжайших требований, которые только и должно предъявлять к композитору такого исключительного масштаба), они всегда нарядны, эффектно написаны, остротеатральны и, вульгарно выражаясь, шикарно сделаны. Вот этой-то нарядности и блеска не получилось в исполнении П.Фельдта, культурного и талантливого музыканта, но вялого и бестемпераментного дирижера. В результате темпы оказались расплывчатыми, острогротескные места зачастую смазанными, типичные для Шостаковича контрасты - затушеванными.
Кстати, проблема молодых дирижерских кадров является вообще наиболее уязвимым местом деятельности Малого оперного театра и его художественного руководителя С.Самосуда. А казалось, Самосуд мог бы воспитать в театре целую фалангу талантливых молодых дирижеров.
К числу бесспорных удач, определивших успех спектакля, должны быть отнесены первоклассная балетмейстерская работа Федора Лопухова и достижения исполнителей.
В хореографии Светлого ручья Лопухов окончательно убедил даже своих противников, что, несмотря на былое новаторство в поисках новых танцевальных движений, он безукоризненно владеет всеми ресурсами классического танца. С профессиональной точки зрения наиболее интересен великолепный классический квинтет с одновременной двойной поддержкой у мастерски справляющегося с нею П.Гусева, построенный по аналогии с музыкальной формой фугато: две балерины образуют как бы два хореографических голоса, из которых второй - в движениях тождественный первому - вступает на несколько тактов позже. Это действительно блестящая композиция, принадлежащая к числу лучших опусов Лопухова. Ярко, темпераментно и мужественно сделан танец кубанцев и горцев. Интересен кордебалетный танец-хоровод ткачих, не без элементов, впрочем, мюзик-холльной имитации машинных движений.
Из исполнителей на первом месте - артистка Гатоба Балабина, проводящая свою партию с поразительной яркостью, технической законченностью, феноменальной устойчивостью при любом количестве туров или пируэтов; эта артистка буквально заново раскрыта в Светлом ручье, и одно это доказывает, какую пользу может принести молодым танцовщицам работа с опытным, зрелым и творчески изобретательным мастером. Сильно вырос на работе по Светлому ручью, показав себя законченным классическим танцовщиком, и другой артист Гатоба Н.Зубковский. О том, что Андрей Лопухов по мягкости, бесшумной грации, эластичности и характерному темпераменту является лучшим ленинградским танцовщиком, писалось неоднократно. Большие успехи делает малеготовская балерина - изящная, лирическая и все более совершенствующаяся Васильева. Гусев - лучший ленинградский чемпион виртуозной поддержки, в этом искусстве стоящий совершенно особняком.
Это - о танцевальной стороне, хуже с актерскими образами. Нет материала в сценарии. Досадно, что даже такие блестящие представители старой гвардии, как Е.Лопухова, М.Ростовцев и А.Орлов, использованы на редкость неинтересно. Созданы ли, в частности, образы советских людей? Если молодость и жизнерадостность достаточны сами по себе для лепки образа советского человека, тогда, пожалуй, с оговорками можно будет ответить утвердительно. Я сказал бы: созданы не советские образы, а советские типажи. Так, типажно, хорошо запомнился Ф.Чернышенко, старый колхозный бригадир, или Н.Латонина - доярка.
Очень хорошо, что театр заново взялся за когда-то вульгаризированную идею балета на советскую тематику. Но досадно, что он взялся за нее не с той стороны, что он пошел от водевильного пустячка (к тому же беспомощно сделанного) и от дивертисмента - пусть в красочных бобышевских колхозных нарядах, - а не от хорошей сюжетной комедии, от увлекательного действия. Тогда мы увидели бы в советском балете не только хорошие танцы, но и живых людей, наших современников. В нашем балетном театре есть превосходные танцовщицы и танцовщики, изобретательные балетмейстеры, яркие художники, одареннейшие музыканты. Остановка - за хореографическим драматургом.