Ручей и море: почувствуйте разницу

Мотив ручья — один из самых контекстуально насыщенных. Это и движущаяся вода, и ее превращения (река — озеро — море), и граница между известным и неизвестным, и многое другое.

Данный мотив исчерпать значительно труднее, чем мотив лужай­ки. Это «второй элемент» — вода, следующий, как и положено, после элемента земли (луг). Все эти ассоциации время от време­ни всплывают в ходе развертывания мотива, архетипически силь­но «заякоренного?, при движении до истока, с одной стороны, и до впадения в море или мировой океан, с другой. Такие контек­сты, конечно, возникают и в «перинатальных матрицах» С. Гро-фа (Grof, 1989), и в древних мифологических метафорах (Campbell, 1985), и в классическом психоанализе (Fromm, 1952).


Ручей и море: почувствуйте разницу - student2.ru

Озеро,пруд Потенциальная энергия Застой,тина,грязь Гниение, смерть Запруда, подавление Остров, уединение

Исток Чистый ключ, чаша Источник жизни Очищение Рождение Материнская грудь Оральный дефицит

Река Движение Изменение Поток, русло Путь, дорога Путешествие

Море Бесконечность Могущество Тайна,угроза Темные глубины Чудовища ,

Ручей Невозможно дважды войти в одну и ту же реку. Гераклит

Канал Водопровод Трубы, тоннели Загрязненная вода Перекрытие кранов Лишения, дефицит

Вода Жизненная сила Живая вода Жидкости тела (кровь, молоко, слезы, моча и др.)

Течение Движение Постоянное изменение Преграда (водопад, камни)

Граница Переправа, мост Другой берег Неизвестное Переход в иной мир


Второй элемент

1. Мотив символизирует процесс психического развития.

2. Легко появляется непосредственно в мотиве лужайки, зачастую даже без прямого наведения.

3. Имеет много атрибутов и потенциально ресурсных тем.

4. Может использоваться для создания эффективных визу­альных терапевтических метафор, использующих тему очищения («гидротерапия»).

5. Содержит два выделенных участка — исток и место впа­дения, которые предоставляют особые возможности для выявления конфликтогенных зон.

Глава 7 ВОЛШЕБНАЯ ГОРА

Символическое зна­чение:

Значимые атрибуты:

Стандартный вари­ант:

Основная последо­вательность: Отражения дисба­ланса:

Эй, ползи-ползи, Веселей ползи, улитка, По склону Фудзи!

Исса

Патерналистские референтные фигуры (чаще отец, но не обязательно); уровень притязаний личности, способ преодоле­ния препятствий.

Крутизна и высота горы, панорама сверху, особенности подъема и спуска. Гора довольно высокая, частично порос­шая лесом, можно забраться на верши­ну и спуститься вниз, сверху хороший обзор, встретиться с мужским образом. Подняться на вершину — осмотреться по сторонам — спуститься вниз.

• Очень высокая или очень низкая гора.

• Рядом есть более высокая гора.

• Клиент никак не может подняться (быстро устает, теряет путь, срывает­ся).

• Поднимается или спускается слиш­ком быстро (часто у демонстратив­ных личностей).

• Неполная круговая панорама сверху.

Визуальный мотив горы как символическое представление отношения к идеалу впервые был предложен французским пси­хоаналитиком Робером Дезуайе. В классической лейнеровской

символдраме работать с этим мотивом рекомендуется по двум основным направлениям (на «базисном уровне»)1:

1) взгляд на гору со стороны;

2) восхождение и спуск с горы.

Типичный образ горы у девушки 15 лет:

Ручей и море: почувствуйте разницу - student2.ru

высокая гора, верхушка которой находится за облаками — своего рода заоблачный замок, — в дан­ном случае связано с выраженным подростковым максимализмом, высоким уровнем притязаний, до­минированием ценностей, свя­занных с высоким социальным статусом.

В то же время гора (как вход в систему «вертикальных» цен­ностей в русле биполярных оппозиций из регистра «небеса/ подземный мир») иногда может включать архетипическую си­туацию откровения или встречи с мудрецом (образ «внутрен­него наставника», который, по-видимому, довольно часто вклю­чает информацию от трансперсональных источников).

Первый вариант используется в основном в психодиагнос­тических целях или в случае абсолютной недоступности вер­шины; второй аспект мотива является основным для базисно­го уровня2. Работу по третьему направлению целесообразно отлджить до тех пор, пока сформированная в процессе психо­терапевтического взаимодействия зона ближайшего развития и накопленный ресурсный потенциал (в том числе на уровне имагомира) не позволят перейти к более интенсивному кон­такту с диссоциированными фрагментами, особенно часто про­являющимися в мотиве моря, точнее, в путешествии на морс­кое дно. Короче говоря, общаться с позитивным архетипом (от­шельник), как правило, лучше после контакта с негативными

1 То есть на уровне, не требующем принимать слишком близко к сердцу класси­
ческие метафоры психоанализа.

2 Одними из главных задач которого является формирование индивидуального сти­
ля работы с клиентом и выявление его предпочтительных стратегий, а также составле­
ние «карты имагомира».

Ручей и море: почувствуйте разницу - student2.ru образами (морские чудовища, ведьмы, мертвецы и др.), для чего, в свою очередь, надо накопить ресурсы3.

В норме этот мотив проявляет себя как умеренно высокая гора, поросшая лесом, на которую можно взобраться (затратив некоторые усилия) и обозреть сверху окрестности. Психологи­ческие проблемы и расстройства наиболее часто проявляются через следующие визуальные характеристики образа:

Горы надо покорять, прила­гая как можно меньше уси­лий и как можно меньше желаний. Скорость опреде­лится самой природой ва­шего существа. Вот это — листе резными краями. Вон та скала кажется такой оди­нокой.. . Вы обязаны все это замечать в любом случае. Роберт Пирсиг
гора окружена кольцом других, более высоких, гор.

• вместо горы появляется не­большой холм, иногда из пес­ка или снега;

• огромная гора, часто с засне­женной каменистой вершиной;

• «ненастоящая» гора (из бума­ги, картона, металла, стекла) или извергающийся вулкан;

• гора на карте имагомира отсут­ствует;

Ручей и море: почувствуйте разницу - student2.ru Лейнер в своей монографии приводит показательный при­мер положительной динамики в мотиве горы (изменение пано­рамы с вершины) в результате довольно продолжительной ра­боты пациентки с депрессивным состоянием:

«Гора, на которой я стою, Первоначальная панорама уменьшилась по сравнению с

тем, какой она была раньше. Вулкан исчез, а океан сменился ручьем, быстрым и чистым. Слева, там, где река становится шире, простираются пески, где я увидела динозавра. Там, где раньше был горный массив Атлас, теперь расположены холмы, поросшие лесом, в котором проложены тропинки. Справа, как

3 Ресурс в имагомире, как мы уже видели, — это всегда указание на возможность развития, преодоления; это появление чего-то красивого (росток, свет, согревающее солнце, чистая вода и многое другое). По крайней мере, в символическом пространстве имагогики красота и вправду спасает (внутренний) мир.


Ручей и море: почувствуйте разницу - student2.ru

и прежде, находится большой город, который теперь стал боль­ше похож на европейский. Реку пересекают несколько мостов, а справа идет линия электропере­дачи. С помощью имеющегося у меня телескопа я могу разгля­деть все достаточно подробно».

Вид с вершины после имаготе-рапии

У женщин при встрече с мо­тивом «горнего мира» может по­явиться позитивный мужской символический образ, а вместе с ним и разнообразные «реинкарнации» архетипа женственного начала: взаимодействие участников и поиск ресурсов могут не только улучшить психоэмоциональное состояние, но и актуа­лизировать новые поведенческие стратегии, используемые в об­щении с реальными персонажами4: еще одна сказка о царевне-лягушке, но в несколько феминистском прочтении...

Б., ученица 10-го класса, 16 лет, проблемы в общении, тре­вожность, сниженная самооценка:

— Представь, что ты находишься у подножия горы, посмот­ри, что под ногами.

— Вокруг снег... Погода солнечная, небо безоблачное, время года — зима, но деревья не заснеженные, на деревьях есть листва, зеле­ные деревья... Коричневые стволы, под ногами снег до самой вер­шины...

— Хорошо. Сделаем так: ты начинаешь подниматься. Как ты считаешь, подъем будет утомителен? Сможешь подняться на вершину?

— Я это не могу оценить.

— А есть ли тропинка?

— Тропинки нет, но есть место, где снег не такой глубокий.

— Когда идешь, рассказывай обо всех своих ощущениях: все, что ты видишь, какие-нибудь предметы, которые могут попа­даться тебе под ногами.



4 Хотя пока и с идеальным образом...


Ручей и море: почувствуйте разницу - student2.ru

— Пока ничего не попадается... какой-то кувшинчик восточный...

— Хочется его поднять?

— Вообще-то да... Это старый медный кувшин.

— А можно ли определить его возраст?

— Вряд ли.

— А какой это кувшин — краси­вый?

— Он красивый, но уже потемнев­ший, на нем почти не видно орна­мента, у него длинное изящное гор­лышко и ручка...

— А что, если его потереть сне­гом или еще чем-нибудь?

— Да, он становится ярким-яркими сверкает на солнце...

— А рисунок на нем можно рассмотреть?

— Да, возле горлышка две полоски цветные... Между ними круги разных размеров, а в одном круге... то ли цветок, то ли птица. Это птица... жар-птица... Рисунок симметрично расположен, хорошей композиции.

— Как ты думаешь, человек, который выполнил эту работу, он ученик или мастер?

Ручей и море: почувствуйте разницу - student2.ru

— Мастер.

— А если заглянуть внутрь кувшина?

— Там темно, не видно донышка...

— Переверни его, может, из него что-то выпадет?

— Выпала лягушка ицветок... Лягушка поскакала вниз, а цветок лежит на снегу.

— А лягушка не за­мерзнет? — Нет.

— Хорошо. А не
могла бы ты ее чем-
нибудь угостить?

— Сейчас... Она ог­
лянулась... Я ее чем-



нибудь угощу... Вот я ее кормлю...

— Посмотри внимательно, что с ней происходит, когда она ест.

— Она превращается... в снежного человека.

— Это мужчина или женщина?

— Мужчина...

— Как ты определила?

— Он покрыт шерстью... (Улыбается.)

— В твоем рюкзачке много припасов, покорми и его... Как он ест, жадно или спокойно?

— Спокойно.

— Опиши его, как описал бы художник.

— Густая седая шерсть... Вот он совсем превратился в челове­ка, у него красивое лицо, большие красивые глаза, длинные... каш­тановые... короткие волосы... Он приятный человек...

— Попробуй его еще чем-нибудь угостить... Это может быть все, что угодно: апельсин или яблоко.

— Я его угощаю пивом...

— Он тебе нравится?

— Да... Тут вот неподалеку лежит цветок... розоватая роза... с красными лепестками... Она не собирается вянуть... Она какбудто расцвела... Она без шипов.

— Что, она там растет?

— Нет, она лежит на снегу... Этот человек обрадовался и взял ее в руки... Она стала еще красивее в его руках...

— Не хотите ли вы посадить ее в горах? Согласен ли он быть твоим спутником?

— Согласен. (Поднимаются.) Мне с ним идти легче стало — он добрый спокойный и сильный... Такое чувство, что он крепкий,

Ручей и море: почувствуйте разницу - student2.ru

как стена... (Голос стал более громким и уверенным.)

— А что, далеко вам до
вершины?

— Нет, мы быстро
дошли...

—А вершина такая же заснеженная?

—Нет, здесь полянка с зеленой травой... Здесь совсем тепло... Мы ее

здесь посадили... Она корни там пустила... и появился еще один маленький цветочек.

—Какая погода здесь, в горах?

—Солнце, хоть и зима, но совсем тепло...

—А как вам спуститься отсюда?

—Можно весело съехать... Мы съехали, было весело, камней не чувствовалось... Так здорово...

—А какое сейчас время года?

—Ранняя весна... Вокруг тепло...


Случаи акаузальной упоря­доченности происходят в природе постоянно, но син­хронные события являются актами созидания в особые моменты времени. Д. Роузен. Дао Юнга

Конечно, одновременно с этими (и другими) изменениями на симво­лическом уровне отмечалась и пове­денческая динамика: повышение чувства уверенности в себе и сниже­ние тревожности, расширение спек­тра доступных коммуникативных

стратегий. Наличие такой синхронии реального и символичес­кого позволяет метафорически представить имагомир как сво­его рода площадку для игр, тренажерный зал или компьютер­ную стратегическую игру — особые области, определенным образом связанные с повседневной реальностью, психо(пато)-логией обыденной жизни.

Наши рекомендации