Методы детской психологии. Методы работы детского психолога (лонгитюдный эксперимент, метод срезов, тесты, проективные методы и др.
Билет №6
Метод(греч. «путь к чему-либо») – это общий подход, способ исследования. Метод определяется предметом изучения и общими представлениями о нем. Одним из видов психологического эксперимента являются тесты. Тест – это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания. Сравнение результатов, показанных ребенком, с возрастной нормой позволяет определить, нормально ли развит ребенок. С помощью тестов м. выявить результат решения той или иной задачи, но невозм. определить способ ее решения.
Стратегию эксперимента называют стратегией срезов, так как здесь одномоментно снимается уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса. Иногда стратегия срезов соединяется со стратегией лонгитюдного исследования. У детей проводится несколько срезов после чего выявляется динамика того или иного процесса.
Явным преимуществом обладает генетико-моделирующий или формирующий эксперимент. Исследователь, в зависимости от своих теоретических представлений, заранее формирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и в чем условия ее развития. Затем создает эти условия в своем эксперименте и проводит ребенка через серию формирующих воздействий. Затем выясняет, изменились ли психические способности, развитие которых изучалось. Таким образом, проверяется гипотеза о психологических причинах и условиях психического развития ребенка.
Кроме основных методов в детской психологии применяются и вспомогательные методы: анализ результатов детской деятельности (рисунок, сочинение сказок, поделка) и беседа. В детских рисунках отражается эмоциональное состояние ребенка и особенности восприятия окружающих людей и предметов. Вопросы, подобранные для беседы, должны быть понятны и интересны для ребенка и не должны содержать подсказки.
2.Методика воспитания и обучения детей старшего дошкольного возраста. МЕТОДЫ И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ.
Разносторонность содержания обучения требует использования системы методов: наглядных, практических и словесных. Наблюдение как основной наглядный метод сохраняет свое ведущее значение. Наряду с эпизодическими наблюдениями широко используются длительные. Возрастает самостоятельность детей в процессе наблюдения, его планомерность. Воспитатель чаще пользуется постановкой перед детьми целостной задачи наблюдения, вопросом—заданием. Широко используются разного вида сравнения (по памяти, с помощью иллюстративного материала и т. д.), а также поисковые действия.
Наиболее полно в обучении детей старшей группы используются: методы моделирования; элементарные опыты; беседы. Отличительной особенностью методов обучения старших дошкольников является наличие в них приемов поискового характера, обеспечивающих высокую умственную активность детей и вместе с тем формирование основных компонентов учебной деятельности. Своеобразие содержания обучения детей старших групп детского сада требует использования системы занятий, где каждое занятие занимает определенное место в формировании знаний и умений :трудовое воспитание; нравственное; эстетическое, физическое ,экологическое воспит-е дошкольников, развивать моторику рук, речь, ценность познавательных занятий; игра как один из способов обучения в дошкольном возрасте. Дети дошкольного возраста очень много времени проводят в игре. В жизни дошкольников игры занимают одно из ведущих мест. Воспитатели и педагоги д. заботиться о правильном выборе игрушек, о созд. для детей такой обстановки, чтобы они могли играть в разнообр. интересные игры. Игра имеет огромное значение для интеллектуального, эмоционального, творческого и физического развития ребенка дошкольного возраста. Она позволяет наиболее полно развить его коммуникативные качества, координацию движений, способность к нестандартному мышлению, творчеству. В отдельных случаях с помощью игры можно привить интерес к учебе, познавательной и творческой деятельности, раскрыть артистические способности дошкольников. Общение со взрослыми также очень важно для разнообразия детских игр. Среди многообразия игр, используемых для обучения и развития детей старшего дошкольного возраста, можно выделить спортивные, ролевые, сюжетные, игры—хороводы, развивающие и многие другие. Каждая группа игр решает определенные воспитательные задачи, влияет на общее и интеллектуальное развитие ребенка, позволяет разнообразить его навыки и умения. Так, развивающие игры повышают внимательность, способность ребенка к самоконтролю, развивают память, мышление. Ролевые дают общее представление о социальных ролях, профессиях, различных событиях. Подвижные и спортивные развивают реакцию, дают общую физическую подготовку, выносливость. Нельзя также забывать о творческом элементе, присутствующем в большинстве игр. Очень важно помнить о таком средстве воспитания, как игрушка. Она является неотъемлемой частью самых разнообразных игр. Игрушка должна быть в первую очередь безопасной для ребенка и соответствовать современным гигиеническим требованиям. Разнообразие игрушек обусловлено неоднородностью самих детских игр.
3.Методы и приемы обучения детей основным движениям. 1. Наглядный метод создаёт зрительное, слуховое, мышечное представление о движении 2. Словесный метод обращён к сознанию детей, помогает осмысленно поставить двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения. 3. Практический метод закрепляет на практике знания, умения и навыки в основных движениях, способствует созданию мышечных представлений о движении
Наглядный.
Наглядный метод | ||
Наглядно-зрительные приёмы – это показ воспитателем образца движения или элемента, использование наглядных пособий . | Наглядно-слуховые приёмы - это звуковая регуляция движений: музыка, песня, стихотворения. | Тактильно-мышечные приёмы – это непосредственная помощь воспитателя. |
2.Словесный: Объяснения. Пояснения. Указания. Подача команд. Вопросы к детям. Сюжетный рассказ. Беседа. Словесная инструкция.
Практический
• Повторение упражнений без изменения и с изменениями
• Проведение упражнений в игровой форме Взаимосвязаны с наглядностью и словом
• Проведение упражнений в соревновательной форме
Специфические методы.
Метод круговой тренировки заключается в том, что ребёнок продвигается по кругу, выполняя определённые упражнения, задания. ( бывает: Ребёнок переходит по кругу от одного снаряда к другому, или с одним снарядом, но разные упражнения.).
Соревновательный метод не преследует цель состязания в борьбе за первенство, способствует воспитанию коллективных чувств, умения радоваться успеху других