Массаж при плоско - вальгусных стопах

Общий массаж детям до трех лет (И.С.Красикова, КОРОНА принт, 2000г.)

Методические указания:

1. Не ранее чем через 30 минут после еды.

2. 2-3 раза в неделю.

3. Длительность и интенсивность наращивать постепенно.

План общего массажа

Исходное положение: лежа на животе, руки вдоль туловища, под голеностопный сустав – валик.

1. Спина

- поверхностное и глубокое поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- ударные приемы.

2. Шея и воротниковая зона

Положение лежа с опорной головы на сложенные впереди руки.

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- легкое поколачивание или рубление.

3. Поясница

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

Ударные приемы противопоказаны!

4. Ягодицы

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- ударные приемы.

5. Массаж нижних конечностей (исходное положение: лежа на животе)

¨ Бедро

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- ударные приемы с небольшой интенсивностью, щадить надколенную ямку.

¨ Голень

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- ударные приемы.

¨ Подошвенная поверхность стопы.

Сгибаем ногу в коленном и голеностопном суставах, поддерживаем стопу левой рукой

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- ударные приемы.

Затем в том же порядке массажируем другую конечность.

6. Массаж нижних конечностей (исходное положение: лежа на спине)

Исходное положение: лежа на спине, валик под коленный сустав.

¨ Стопа и голеностопный сустав

- поглаживание;

- растирание;

- разминание (сдвигание плюсневых костей друг к другу).

¨ Голень и коленный сустав

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- ударные приемы.

¨ Бедро

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- ударные приемы.

Затем в том же порядке массируем другую конечность.

7. Поверхность грудной клетки

- поглаживание;

- растирание;

- разминание.

8. Верхние конечности

Рука в положении легкого сгибания в локтевом суставе под лучезапястный сустав валик.

¨ Плечо

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- ударные приемы.

¨ Предплечье

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- рубление или пунктирование 1-2 пальцами.

¨ Кисть и пальцы

- поглаживание;

- растирание;

- разминание;

Удары исключить!

В том порядке массажируем вторую верхнюю конечность.

9. Живот

Под поясницу можно положить плоскою подушку.

- медленное поглаживание;

- растирание;

- разминание;

- ударные приемы (пальцевой душ).

Избегать сильного надавливания на живот!

Длительность сеанса 30-40 минут.

Детский массаж и лечебная физкультура от трех до семи лет (И.С.Красикова, КОРОНА принт, 2000г.)

6.19.1. Массаж при плоскостопии

В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточно подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног.

Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые берут начало в поясничном отделе спинного мозга. Поэтому в любом случае массаж ног должен начинаться с массажа поясничной области.

При плоскостопии проводится общетонизирующий, т.е. достаточно энергичный симметричный массаж.

Ребенок лежит на животе, руки вдоль тела, голова повернута набок. Чтобы малыш не замерз во время сеанса массажа прикройте его простынкой. Под голеностопный сустав положите небольшой валик.

План массажа при плоскостопии

1. Поясничная область спины.

2. Ягодично-крестцовая область.

3. Массаж задней поверхности ног (сначала массируется одна нога, затем – другая) в следующей последовательности:

¨ Бедро;

¨ Голень;

¨ Ахиллово сухожилие;

¨ Подошва.

Ребенок меняет положение – переворачивается на спину, валик перекладывается под колени.

4. Массаж передней поверхности ног в следующей последовательности:

¨ Стопа – тыльная поверхность;

¨ Голеностопный сустав;

¨ Голень;

¨ Коленный сустав;

¨ Бедро.

Курс достаточно длительный – 16-20 сеансов, повторяется 3-4 раза в год.

6.19.2. Лечебная физкультура при плоскостопии, для лечения плоско-вальгусных стоп

Стопы человека предназначены, в первую очередь, для ходьбы, а при сто­янии на них падает максимальная нагрузка. Каждый из нас может убедиться на себе, что положение стоп при стоянии отличается от положения при ходь­бе. При стоянии стопы имеют тенденцию к пронации, т. е. тяжесть тела пада­ет не только на наружные, но и на внутренние края стоп. Опасность состоит в том, что внутренний край не предназначен нести такую нагрузку, поэтому мышцы быстро утомляются и внутренний свод снижается. Поэтому крайне важно сформировать у ребенка правильный навык стояния и ходьбы.

Формирование правильного навыка стояния при плоскостопии,

для лечения плоско-вальгусных стоп

При стоянии следует ставить стопы правильно, на небольшом расстоянии друг от друга. Тяжесть тела должна равномерно распределяться на пятку и носок и падать на внешний край стопы.

Для того чтобы проверить, правильно ли стоит ребенок, можно оценить отпечатки его ног на песке или мягкой земле. Они будут иметь одинаковую глубину и выемку с внутренней стороны.

Для совершенствования этого навыка можно предложить ребенку следующее упражнение: стоя правильно (см. выше), пытаться направлять тяжесть тела на внешние края стоп, слегка поворачивая их кнутри (супинируя), одновременно сильно нажимать пальцами на опору.

Чтобы ребенку было понятнее, что от него требуют, попросите его слегка приподнять большие пальцы ног, не отрывая остальных от опо­ры.

Это упражнение можно и нужно выполнять часто, несколько раз в день, дома и на улице, используя любую возможность. Обувь, если она правильно подобрана, не мешает движениям.

На прогулке старайтесь творчески использовать неровности рельефа, приспособления на детской площадке. Детям очень полезно стоять (а луч­ше, ходить) по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых кам­нях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам. Дорожку из округлых камешков можно выложить на дачном участке или детской площадке.

Если ребенок вынужден спокойно стоять рядом с вами в ожидании транспорта или в очереди, то предложите ему «поиграть» стопами. Напри­мер, поднимать пальцы ног, «сокращать» стопы, вместе или поочередно. Или «перекатываться» с пятки на носок и обратно, или стоять на наруж­ных краях стоп, как «мишка косолапый».

Эти упражнения не только развлекут ребенка, но и послужат хорошей тренировкой мышечно-связочного аппарата стоп. Кроме того, движения согреют стопы, что очень существенно в холодную и сырую погоду для профилактики простудных заболеваний.

И еще раз об обуви: тесная, стесняющая движения обувь — самое страшное для детских стоп. Страдают не только мышцы и связки, но и нарушается кровообращение в стопах, что приводит к значительному переохлаждению даже в небольшой мороз, к частым простудам, к воспа­лительным заболеваниям мочевого пузыря и почек.

Формирование правильного навыка ходьбы при плоскостопии, для лечения плоско-вальгусных стоп

При ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно Недопу­стимо разворачивать носки внутрь или кнаружи, в обоих этих случаях нагрузка на стопы будет неравномерной.

В момент шага, когда нога ставится на землю, она опирается прежде всего пяткой, а потом — передней частью. В это время ее дуги сплющи­ваются под тяжестью тела. Нормальная стопа возвращается в свое прежнее положение в результате активности мышц и эластичности связок. Но плос­кая стопа в сочетании с неправильным положением носков не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к еще большей деформации.

Если ребенок ходит, поворачивая стопы внутрь (косолапит), то необходимо предлагать ему, противодействуя этой привычной установ­ке, ходить, слегка разворачивая носки. С целью коррекции походки можно использовать специальные дорожки, которые выкладываются из кир­пичей или других подручных материалов.

При ходьбе с разворотом носков кнаружи («балетная походка») предлагайте ребенку пройти по «узкой дорожке» шириной до 15-20 см, по бортику тротуара, бревну, доске и т. п.

Навык правильной ходьбы формируется не один день, поэтому самое главное — постоянный контроль и внимание со стороны взрослых.

Кроме того, важно, чтобы ребенок ходил легко и ритмично, что зави­сит от его общего физического состояния, координации и согласованной работы мышц всего тела.

Упражнения для лечения плоскостопия, для лечения

плоско-вальгусных стоп

Лечебная гимнастика является основным методом лечения плоскосто­пия и его профилактики.

Самое важное состоит в том, каким образом ребенок будет восприни­мать занятия. Вам надо не просто предоставить ему возможность упраж­няться, следует прививать ребенку любовь к движениям.

Для того, чтобы гимнастика приносила больше радости ребенку, обыг­рывайте упражнения, включайте специальные игры.

Делать упражнения можно когда угодно и где угодно, нет необходимо­сти создавать специальные условия. Главное — упражняться ежедневно, превращая эти движения в привычку.

При плоскостопии необходимо укреплять мышцы ног, особенно сгиба­тели стопы и пальцев, мышцы, поворачивающие стопу подошвой кнутри.

Для того чтобы исключить статическую нагрузку на ослабленные мышцы, лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя. Затем, по мере укрепления мышечно-связочного аппарата, переходить к упражнениям в положении стоя.

Упражнения, выполняемые в положении сидя (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

¨ Сгибание и разгибание стоп. Сжимание и разжимание пальцев.

¨ Круговые движения стопами по максимальной окружности в обе стороны.

¨ Поворот стопами подошвами внутрь.

¨ Захват и удержание округлого предмета (мячика, кегли и т. д.) по­дошвами.

¨ Сжимание резинового мячика подошвами.

¨ Катание подошвами округлого предмета.

¨ Попеременные удары носками и пятками в пол.

¨ Захват и поднимание с пола мелких предметов и то же самое, но со скрещенными ногами.

¨ Собирание пальцами ног ткани, лежащей на полу.

Очень полезно для лечения плоскостопия кататься на велосипеде, причем важно следить, чтобы ребенок нажимал педали пальцами, а не серединой стопы.

Упражнения, выполняемые в положении стоя (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

Эти движения лучше делать, держать за опору на уровне груди.

¨ «Сокращение» стоп.

¨ Перекатывание с пятки на носок и с носка на пятку.

¨ Собирание с пола мелких предметов или ткани пальцами ног.

¨ Сведение и разведение пяток, стоя на носках.

¨ Приседание на носки.

Упражнения выполняемые в ходьбе (для лечения плоскостопия) для лечения плоско-вальгусных стоп

¨ Ходьба на носках.

¨ Ходьба на пятках.

¨ Ходьба на носках с поворотом пяток внутрь.

¨ Ходьба на наружных краях стоп.

¨ Ходьба по ребристой доске.

Все вышеперечисленные упражнения достаточно просты и доступны детям.

Организовывая занятия лечебной гимнастикой, вы можете выбрать несколько (3-5) упражнений и делать их, пока малышу не надоест. Причем движения стопами в положении сидя предпочтительнее в начале курса лечения, затем к ним добавляют упражнения в положении стоя и упражнения в ходьбе.

Все упражнения следует делать медленно, тщательно, до появления у ребенка ощущения усталости. Количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребенка и выносливости его мышц.

Увеличивать нагрузку можно, увеличив количество повторений одного упражнения или введя новое. Помните: для эффективности занятия важно не разнообразие, а качество выполнения движений!

Игровые упражнения для ног (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

«Пройди по линии»

Начертите мелом на полу прямую линию и предложите ребенку прой­ти по ней несколько раз.

«Журавль на болоте»

Ребенок ходит, останавливаясь и высоко поднимая ногу, сильно согну­тую в колене.

«Конькобежец»

Стать прямо, ноги врозь, руки заложить за спину. Сгибать то правую, то левую ногу, наклоняя туловище с полуоборотом в стороны, подражая движениям конькобежца.

«Хлопки под коленом»

Стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Быстро поднимать прямую ногу вперед и хлопнуть под ней. Повторить поочередно каждой ногой.

«Присядь у стены»

Стать прямо у стены, прикасаясь к ней пятками, ягодицами, лопатка­ми и затылком, руки опустить. Присесть пониже на носках и затем встать, не отрываясь от стены. Повторить медленно несколько раз.

«Перешагни через руки»

Стать прямо, ноги вместе, руки опустить и сцепить перед собой. Слег­ка наклоняясь вперед, перешагнуть через руки. Повторить в среднем тем­пе несколько раз каждой ногой.

«Лыжник»

Ходить широкими шагами, сгибая впереди стоящую ногу (делая выпад) и, поочередно поднимая руки вперед, подражая движениям лыжника.

«Присядь комочком»

Стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Присесть пониже на всей ступне и, сильно наклоняясь вперед, обхватить руками голени, голову опустить.

«Сядь-встань»

Стать прямо, слегка расставив ноги, руки опустить. Медленно сесть и встать, помогая себе руками.

«Сядь по-турецки»

Стать прямо, ноги скрестить, руки опустить. Медленно садиться на пол по-турецки и вставать, стараясь не помогать себе руками. Тяжесть тела следует равномерно распределять на обе ноги, на наружные края стоп.

«Утиная ходьба»

Ребенок приседает, кладет себе руки на колени и таким образом передвигается.

«Лошадка»

Ребенок вприпрыжку бегает, изображая лошадку.

«Попрыгай, как мячик»

Стать прямо, ноги вместе, руки опустить. Прыгать на носках, пере­двигаясь мелкими прыжками.

«Попрыгай на одной ноге»

Мелкими прыжками прыгать то на одной, то на другой ноге.

«Потанцуй»

Ребенок стоит прямо, ноги вместе, руки на поясе. Попеременно выс­тавляет ноги вперед то на носок, то на пятку.

Упражнения с предметами:

С мячом среднего размера (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

«Подними мяч ногами»

Сесть на пол, ноги вытянуть вперед, руками опираться сзади (на пред­плечья). Захватить стопами мяч, поднять его повыше.

«Переложи мяч ногами»

Исходное положение прежнее. Захватив мяч стопами, приподнять его и переложить поближе к себе, разворачивая колени в стороны.

«Перекинь мяч ногами»

Сесть, вытянув ноги и опираясь сзади на локти. Захватив мяч ногами, приподнять его и попытаться перекинуть за голову.

«Подкати мяч»

Сесть, положить мяч на пол перед собой, руками опереться сзади (на предплечья), стопы положить на мяч. Сгибая ноги и перебирая стопами, подкатить мяч к себе, а затем откатить от себя.

«Футбол»

Ребенок водит мяч ногами.

Упражнения с гимнастической палкой малого размера (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

«Перешагни через палку»

Стать прямо, ноги слегка расставить, палку держать внизу за концы, горизонтально перед собой. Высоко поднимая ноги, перешагнуть через пал­ку вперед и обратно. Повторить несколько раз, не выпуская палку из рук.

«Перешагни сидя»

Сидя, ребенок держит палку за концы. Переносит поочередно ноги через палку а затем возвращает их обратно.

«Подними паку обратно»

Сидя, одной ногой придерживать палку снизу, другой – сверху и старается приподнять ее.

«Перенеси ноги через палку»

Лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исход­ное положение.

«Перешагни сидя»

Сидя, ребенок держит палку за концы. Переносит поочередно ноги через палку, а затем возвращает их обратно.

«Подними палку ногами»

Сидя, одной ногой придерживать палку снизу, другой — сверху и ста­раться приподнять ее.

«Перенеси ноги через палку»

Лечь на спину, держать палку в вытянутых руках перед собой. Сильно сгибая ноги, стараться перенести их через палку и возвратиться в исход­ное положение.

«Пройди по палке»

Ребенок ходит по палке, положенной на пол. Взрослый может помо­гать, поддерживая его за руку.

«Пройди по палке боком»

Ребенок передвигается боком по палке приставными шагами.

Упражнения с кеглями (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

«Перешагни через кегли»

Кегли расставить на полу на расстоянии шага. Ребенок перешагивает через них, высоко поднимая колени.

«Прыжки вокруг кегли»

Ребенок легко прыгает вокруг кегли, стараясь не уронить ее.

«Перешагни через кеглю»

Ребенок держит кеглю в опущенных руках за оба конца (как палку). Перешагивает через нее, стараясь не задеть и не выпустить из рук.

«Подними кеглю ногами»

Сидя на полу с опорой руками сзади, ребенок захватывает кеглю по­дошвами и приподнимает ее.

«Переставь кеглю»

Исходное положение прежнее. Стараться переставлять на полу кеглю, не роняя ее.

«Ходьба или бег «змейкой»

Поставьте кегли по прямой линии или по кругу на расстоянии 1 м друг от друга. Предложите ребенку обходить их справа и слева змейкой. Затем — обегать змейкой, стараясь их не уронить.

Упражнения с толстой веревкой или скакалкой(для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

«Сложи веревку»

Ребенок сидит и пытается вытянутую на полу веревку собрать пальца­ми ног.

«Подними веревку»

Сесть на пол, опираясь руками сзади, вытянутую веревку положить перед выпрямленными ногами. Захватить веревку пальцами ног, поднять ее и удерживать некоторое время.

«Пройди по веревке»

Положить вытянутую веревку на пол и предложить ребенку пройти по ней, сохраняя равновесие.

«Прыжки через веревку боком»

Вытянутую веревку положить на пол. Маленькими прыжками вправо и влево боком перепрыгивать через веревку, продвигаясь вперед.

«Прыжки через скакалку»

Научите ребенка прыгать через маленькую (1,5 м) скакалку мелкими, быстрыми и легкими прыжками.

Упражнения на снарядах (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

Если есть возможность, используйте в занятиях такие простейшие сна­ряды, как гимнастическая скамейка, лесенка или шведская стенка.

Упражнения на гимнастической скамейке (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

«Ходьба по скамейке»

Ребенок ходит по скамейке с различными положениями рук: на поясе, в стороны, вперед, за голову.

«Опустись на колено»

Ходить по скамейке, чередуя ходьбу с опусканием то на правое, то на левое колено и подниманием рук в стороны.

«Ходьба на носках»

Ходить по скамейке на носках, подняв руки в стороны и стараясь сохранить равновесие.

«Ходьба с высоким подниманием колена»

Ходить по скамейке, высоко поднимая колени, не теряя равновесия, руки встороны.

«Ходьба с мячом на голове»

Ходить по скамейке, удерживая мяч руками на голове.

«Попрыгай»

Передвигаться по скамейке мелкими прыжками на носках.

«Ходьба боком»

Ходить по скамейке приставным шагом в одну, затем в другую сторону.

«Пройди по рейке»

Ходить по рейке перевернутой скамейки. Взрослый помогает, поддер­живая ребенка за руки.

«Ходьба боком по рейке»

Ходить по рейке перевернутой скамейки приставным шагом. Взрос­лый поддерживает ребенка за руки.

«Перепрыгни через скамейку»

Опираясь обеими руками о скамейку, перепрыгивать через нее с одной стороны на другую.

Упражнения на лестнице (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

«Пройди по лестнице»

Положите лестницу на пол и предложите ребенку пройти по ней, шагая с одной ступеньки на другую.

«Шагай через ступеньки»

Предложите ребенку пройти, перешагивая через ступеньки.

«Сохраняй равновесие»

Ребенок ходит по боковым перекладинам лестницы, стараясь сохра­нить равновесие.

«Ходьба на четвереньках»

Ходить по лежащей на полу лестнице на четвереньках: ногами — по боковым перекладинам, а руками — по ступенькам.

«Пройди вверх»

Поставить лестницу наклонно, слегка приподняв один ее конец над полом и закрепив его. Предложите ребенку пройти по лестнице вверх, поддерживая его за руку.

Упражнения на гимнастической стенке (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

«Лазание»

Ребенок залезает по ступенькам шведской стенки вверх и спускается.

«Ходьба боком»

Ребенок передвигается по нижней ступеньке приставным шагом в одну сторону, затем следующей – в другую.

«Приседание»

Стать на нижнюю ступеньку, держась на уровне пояса сделать несколько приседаний.

Подвижные игры(для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

Игры не только развлекают ребенка, придают занятиям более живой и веселый характер, но и способствуют оздоровлению организма, укрепляя опорно-двигательный аппарат. Кроме того, в игре развивается навык сов­местной деятельности.

Для более эффективной тренировки мышц и связок стоп игровые за­дания следует выполнять без обуви.

«Ловкие ноги»

Дети сидят на полу, опираясь сзади руками, ноги вытянуты вперед, между стопами — мяч. Обхватив мяч стопами, перекладывают мяч в сторону, передавая его следующему.

Если дети сидят в кругу, то передают мяч по кругу. Можно играть командами. Выигрывает та команда, которая быстрее передаст мяч.

«Барабан»

Дети сидят на стульях (скамейке). Взрослый сидит напротив и в опре­деленном ритме отбивает такт, поочередно носком одной ноги, другой и носками обеих ног одновременно. Дети повторяют за ним, пятки остают­ся плотно прижатыми к полу.

Игра повторяется, только такт отбивается пятками, а носки в это вре­мя плотно прижаты к полу.

«Кто быстрее спрячет простынку»

Дети сидят на стульях (скамейке).

У каждого ребенка должна быть своя простынка длиной 50-60 см. По сигналу взрослого дети начинают собирать простынку пальцами ног. Выигрывает тот, кто быстрее подберет ее под стопы.

«Донеси платочек»

Дети сидят на стульях (скамейке). У каждого ребенка под ногами платочек.

Нужно захватить платочек пальцами одной ноги и, ни разу не уронив, донести его любым способом (прыгая на одной ноге, на четвереньках) до противоположного конца зала.

Тоже самое повторить другой ногой. Выигрывает тот, кто быстрее донесет платочек, ни разу не уронив его.

«Великан и карлик»

«Великаны» ходят, приподнимаясь на носках как можно выше. «Кар­лики» передвигаются, присев на корточки.

«Лошадка»

Дети двигаются по кругу, подражая ходу лошади, в различных темпах: шагом, рысью, галопом.

«Пройди — не ошибись»

Дети проходят по намеченной мелом на полу линии, ставя пятку к носку впереди стоящей ноги. Затем идут обратно, спиной вперед, ставя носок к пятке.

«Футболисты»

Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 20 шагов. По­зади каждого на расстоянии 1 м устанавливаются «ворота» шириной 1,5 м.

Один из играющих должен забросить мяч, ведя его то правой, то ле­вой ногой, в ворота противника. Если играющих много, то можно играть несколькими командами.

«Ходьба змейкой»

Установить кегли (мячи, кубики и т. п.) в ряд на расстоянии 1 м друг от друга.

Дети, держась за пояс впереди стоящего, обходят колонной кегли, ста­раясь их не задеть.

«Резвый мешочек»

Играющие становятся в круг. Водящий стоит посередине. Он вращает веревку с узлом на конце (мешочком, наполненным песком).

Дети следят за мешочком и при его приближении стараются пере­прыгнуть через веревку.

Это всего лишь несколько примеров подвижных игр, рекомендуемых для детей дошкольного возраста. Не стоит недооценивать значение игры в процессе воспитания ребенка. Чем чаще взрослые играют с детьми, тем лучше и быстрее у детей развиваются нужные навыки. Дело в том, что дети в самостоятельных играх не сразу могут проявить себя, свою актив­ность и инициативу, движения их часто однообразны и ограничены. Одна­ко в играх с заданием их действия приобретают целенаправленный характер: несколько раз повторяя движения, ребенок закрепляет двигательные навы­ки, развивает подвижность и ловкость. Вы можете сами придумывать игры или видоизменять и, по необходимости, усложнять уже известные. Ребенка надо учить играть, как это не покажется странным. Тогда ваш малыш будет не только более крепким и здоровым, но и более организованным и инициативным. Игра для детей — основная форма учебы.

Упражнения со скакалкой(для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

Прыгать со скакалкой могут все дети, в том числе и страдающие плоскостопием. Для того чтобы избежать неприятностей, следует сначала про­вести курс лечебной гимнастики, укрепляющей мышцы и связки стопы, и только затем разрешать ребенку прыгать.

Скакалка подбирается каждому ребенку индивидуально, соответствен­но его росту. Для этого надо, чтобы ребенок, наступив на скакалку, со­гнутыми руками натянул ее до уровня плеч.

«Перешагивание через неподвижную скакалку»

Ребенок держит впереди себя скакалку, перешагивает через нее. Затем вращательным движением кистей, не напрягая рук, перекидывает скакал­ку через голову вперед и опять перешагивает через нее.

«Перешагивание с бегом»

Держа скакалку сзади, пробежать 4-6 шагов, остановиться и, переки­нув скакалку вперед через голову, перешагнуть через нее. Затем опять пробежать и, остановившись, перешагнуть.

«Перешагивание через качающуюся скакалку»

Держа впереди себя скакалку, покачать ее и перепрыгнуть через нее обеими ногами вперед и назад.

«Перепрыгивание с бегом»»

Держа скакалку сзади, пробежать несколько шагов и, перекинув ее через голову, перепрыгнуть. Затем опять пробежать несколько шагов и опять перепрыгнуть.

«Попеременные прыжки»

Вращая скакалку кистями вперед, прыгать с одной ноги на другую. При этом надо держать туловище прямо и «пружинить» на носках.

«Прыжки на двух ногах»

Прыгать через вращающуюся скакалку на слегка согнутых ногах, пру­жинисто отталкиваясь обеими стопами.

Прыжки на одной ноге

Прыгать через вращающуюся скакалку сначала на одной, затем на другой ноге.

«Прыжки с подскоками на обеих ногах»

Перепрыгивать через вращающуюся скакалку обеими ногами с проме­жуточными подскоками.

«Прыжки с подскоками на одной ноге»

Перепрыгнуть через вращающуюся скакалку на одной ноге, сделать на ней же подскок и повторить тоже на другой ноге.

«Бег со скакалкой»

Бежать и, вращая скакалкой, прыгать через нее то на одну, то на другую ногу.

Упражнения с длинной скакалкой (для лечения плоскостопия), для лечения плоско-вальгусных стоп

«Упражнение с неподвижной скакалкой»

Подвесить скакалку на высоте 5 см от земли.

I вариант. Ребенок перешагивает через нее в одну и другую стороны.

II вариант. Ребенок перепрыгивает через скакалку обеими ногами.

III вариант. Ребенок перепрыгивает через скакалку с одной ноги на другую.

«Перешагивание через качающуюся скакалку»

Раскачивать длинную скакалку на высоте 5 см от земли.

I вариант. Ребенок перешагивает через нее с места в обе стороны.

II вариант. Ребенок подбегает и перешагивает через скакалку.

III вариант. Ребенок подбегает и перепрыгивает с одной ноги на другую.

«Перепрыгивание через вращающуюся скакалку»

Длинную скакалку вращают, почти касаясь земли.

I вариант. Ребенок подбегает и перепрыгивает через нее с одной ноги на другую несколько раз, не задевая веревку.

II вариант. Ребенок прыгает с ноги на ногу, делая на каждой по 2 прыжка.

«Комбинированные прыжки»

I вариант. Прыгать через скакалку вперед и назад.

II вариант. Прыгать через скакалку с легкими промежуточными подскоками или поворотом, кругом.

«Прыжки на бегу»

Вбежать под вращающуюся скакалку, перепрыгнуть через нее и выбежать.

Массаж при плоско - вальгусных стопах

В детском возрасте плоскостопие чаще сочетаются с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными.

В этом случае проводится дифференцированный массаж нижних конечностей (т.е. одни мышцы необходимо расслаблять, а другие, наоборот – тонизировать).

План массажа тот же, что и при плоскостопии, однако есть некоторые отличия в методике и технике.

План массажа при плоско - вальгусных стопах

1. Поясничная область

После общего поглаживания всей спины проводится поглаживание области поясницы: от позвоночника в обе стороны к низу. Затем – тщательное растирание, тыльной поверхностью согнутых пальцев, основанием ладоней, «пересекание». Разминание в виде надавливания, сдвигания. Ударныеприемы не проводятся.

2. Ягодично-крестцовая область

Поглаживание в круговом или Х - образном направлении. Растирание интенсивное, особенно крестцовый области. Разминание ягодичных мышц – выполняется двумя руками (поперечное, разнонаправленное) энергично, но мягко. Ударные приемы: поколачивание, рубление можно применять смело – они хорошо укрепляют мышцы.

3. Массаж задней поверхности ног

Вначале проводится поглаживание по всей длине ноги, затем массируют отдельно:

¨ Бедро;

¨ Голень;

¨ Ахиллово сухожилие;

¨ Подошву.

Бедро

Поглаживание (глубокое) выполняется снизу вверх от подколенной ямки по задне-наружной поверхности подъягодичной складки. Растирание – энергичное. Разминание – продольное или поперечное, часто делается в сочетании с потряхиванием для лучшего расслабления мышц. Можно применить легкие ударные приемы – например, похлопывание.

Голень

На задней поверхности голени проводится дифференцированный массаж, так как состояние головок икроножной мышцы различно: наружная головка – излишне напряжена, внутренняя – ослаблена и растянута. После общего поглаживания производится избирательное воздействие на икроножную мышцу, а также и на мышцы глубокого слоя, лежащие под ней.

По наружной (латеральной) головке – выполняется легкое растирание подушечками пальцев, широко используются расслабляющие приемы: поглаживание, мягкое и сильное, разминание в сочетании с потряхиванием, вибрация, растяжение – в сочетании с вибрацией.

На внутренней (медиальной) головке применяют стимулирующий (тонизирующий) массаж: интенсивное растирание, энергичное разминание, легкие ударные приемы (поколачивание, рубление).

Ахиллово сухожилие

Здесь используют щипцеобразное поглаживание, щипцеобразное растирание и разминание. Особое внимание следует уделить местам перехода сухожилия в икроножную мышцу и прикрепления его к пяточному бугру.

Подошвенная поверхность стопы

Положение стопы при массаже подошвы - легкая супинация (подъем внутреннего края стопы). Одна рука поддерживает стопу, другая – производит массажные приемы.

В данной области применяют самые интенсивные приемы поглаживания и растирания – гребнеобразные. Причем, если ребенок боится щекотки, - попробуйте воздействовать еще глубже (чем глубже провидится прием, тем больше его успокаивающий эффект) Кроме того, можно сделать легкое рубление или поколачивание, а затем провести разминание наружного края стопы. Затем массируется задняя поверхность другой ноги.

Ребенок меняет исходное положение, переворачивается на спину, валик помещается под коленями для лучшего расслабления мышц бедра.

4. Массаж передней поверхности ног

Поглаживание по всей длине ноги, затем нога массируется в последовательности:

¨ Тыльная поверхность стопы;

¨ Голеностопный сустав;

¨ Голень;

¨ Коленный сустав;

¨ Бедро.

Тыльная поверхность стопы

Здесь проводится расслабляющий массаж – большое количество поглаживаний, потряхиваний. Поперечное растирание пальцев стопы, граблеобразное – межкостных промежутков. Сдвигание костей плюсны относительно друг друга, разминание плющеобразное краев стопы. Стопа удерживается в положении легкой супинации.

Голеностопный сустав

При массаже этой области особое внимание уделяют внутренней лодыжке. Кроме кругового поглаживания и растирания делают тонизирующие точные надавливания вокруг лодыжки.

Передняя поверхность голени

Массаж носит расслабляющий характер, Применяется поглаживание по передненаружной поверхности голени, легкое растирание, мягкое разминание и вибрация по длине мышц ладонью.

Коленный сустав

Круговое поглаживание и растирание.

Передняя поверхность бедра

Массаж традиционный, применяются все обычные в этой области приемы.

Не забудьте, что массаж делать надо на обеих ногах.

Продолжительность всего сеанса массажа (без упражнений) – 15-20 минут. Курс –12-20 сеансов, ежедневно или через день. Эффективным считается повторение курса 3-4 раза в год, обязательно в сочетании с лечебной гимнастикой.

Массаж нормализует тонус мышц стопы и голени: укрепляет ослабленные, растянутые мышцы и расслабляет напряженные, а это очень важно для восстановления их согласованной работы.

Кроме того, улучшая кровообращение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы. Приносит облегчение в случае болей в стопах и восстанавливае6т нормальные условия для развития и роста нижних конечностей.

Пассивные движения проводятся сразу после массажа. Чаще всего применяются: тыльное и подошвенное сгибание стопы, сгибание и выпрямление пальцев, вращательные движения стоп, поворот стоп подошвами вовнутрь, нормализация положения пятки (т.е. приведение ее к средней линии).

6.19.4. Лечебная физкультура для лечения плоско - вальгусных стоп (смотри лечебную физкультуру п.6.19.2)

6.19.5. Массаж при плоско – варусных стопах

Варусную установку стоп часто называют косолапостью, хотя это и не совсем правильно. Врожденная (или истинная) косолапость — одна из наиболее тяжелых деформаций опорно-двигательного аппарата, кото­рая проявляется у ребенка еще в первые дни жизни и требует серьезно­го и длительного лечения (см.: И. С. Красикова. «Детский массаж от рождения до 3-х лет»).

Приведение переднего отдела стопы встречается гораздо чаще истин­ной косолапости и, в основном, сочетается с О-образным искривлением голеней. Однако встречаются и комбинированные деформации стоп, ког­да отклонение передних отделов кнутри сочетается с отклонением пяток кнаружи и с плоскостопием.

Вследствие того, что стопа при стоянии и ходьбе устанавливается не­правильно, тяжесть тела падает на нее неравномерно, теряется ее способ­ность к колебательным движениям (уменьшается способность стопы амортизировать удары). Все это приводит к неловкой, некрасивой, носка­ми внутрь, походке. Нарушается правильная работа мышц нижних конеч­ностей, изменяется состояние мелких мышц и связок стопы (одни растягиваются, а другие сокращаются), нарушается подвижность в голе­ностопном суставе. Такой «косолапый» ребенок плохо бегает, часто пада­ет, неловко прыгает, в результате не всегда участвует в подвижных детских играх, из-за чего могут возникнуть психологические проблемы.

Приведение передних отделов стоп (как и другие дефекты опорно-двигательной системы) чаще развивается у детей ослабленных, физичес­ки плохо развитых, перенесших в раннем возрасте рахит, часто и длительно болеющих. Поэтому профилактикой будет служить все, что направлено на общее укрепление организма. Массаж и гимнастика на первом году жизни, достаточная двигательная активность ребенка, пра­вильно подобранная обувь (см. гл. «Плоскостопие») — все это будет спо­собствовать формированию здоровых стоп.

Огромное значение имеет контроль родителей за правильной установкой стоп при стоянии и ходьбе у детей до 3-х лет, когда этот навык формируется. С возрастом косолапость обычно усиливается, поэтому, хотя и бывают, случаи самоизлечения, следует обратить на нее серьезное внимание.

План массажа при плоско-варусных стопах

1. Поясничная область спины. (см. «Базовый массаж отдельных частей тела»)

2. Ягодично-кресцовая область. (см.«Базовый массаж отдельных частей тела»)

3. Массаж задней поверхности ног.

Вначале проводится поглаживание по всей длине ноги, затем поочередно массируются:

¨ бедро;

¨ голень;

¨ ахиллово сухожилие;

¨ подошва.

Бедро

Поглаживание — снизу вверх от подколенной ямки по задне-наружной поверхности до подъягодичной складки. Растирание — энергичное. Разми­нание — в сочетании с потряхиванием для лучшего расслабления мышц.

Голень

На задней поверхности голени проводится дифференцированный массаж, так как состояние икроножной мышцы неоднородно: внутренняя головка напряжена и может быть несколько сокращена, наружная головка — растянута.

После общего поглаживания от пятки до подколенной ямки проводит­ся избирательное воздействие на икроножную мышцу.

По внутренней головке — выполняется легкое растирание подушечка­ми пальцев, широко используются расслабляющие приемы: вибрацион­ное поглаживание, потряхивание, мягкое и глубокое разминание, растяжение в сочетании с вибрацией.

По наружной головке — проводится тонизирующий массаж, интен­сивное растирание, в т. ч. пересекание, энергичное разминание, легкие ударные приемы.

Ахиллово сухожилие— чаще укорочено, поэтому следует широко ис­пользовать щипцеобразное поглаживание, штрихование, растяжение с виб­рацией.

Наши рекомендации