Группа как объект и предмет социальной психологии 1 страница

1. Группа - как система совместной деятельности.

Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы. В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен в первую очередь для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами социальная психология.

2. Группы и организации.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда (например, в школь­ном классе) возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже, или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отпра­вившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа при­обретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные груп­пы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возника­ли в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены по­нятия формальная и неформальная структуры группы (или струк­тура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий “группа” и “орга­низация” (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами

3. Классификация групп, изучаемых социальной психологией.

1) По наличию взаимоотношений между членами группы:Условные группы – искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой. Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.

2)Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.

3) По количеству членов группы:Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). По отношению к неорганизованным, стихийно возникшимгруппам сам термин “группа” весьма условен. К организованным, длительно сущест­вующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.

Под ма­лой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является ос­новой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).

Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, так называемые средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).

4) По уровню развития:Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совмест­ной деятельностью в полном смысле этого слова. Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.): -диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, то есть их не объединяет совместная деятельность;

-ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели); кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности; корпорация– группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп; иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма. коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

5) По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы. 6) По форме организации: формальные и неформальные.

4. Методологическое значение прин­ципа деятельности для исследования групп в социальной психологии.

5. Общности и группы.

Все “большие” в количественном от­ношении образования людей разделяются на два вида:

случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория);

социальные группы, то есть группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определен­ное место в системе общественных отношений каждого конкрет­ного типа общества и потому долговременные, устойчивые в сво­ем существовании [социальные классы, различные этнические группы (их главная разновидность – нации), профессиональные группы, по­ловозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.)].

6. Основные характеристики группы.

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта совместной деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности [интегрированность, структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (продуктивность), пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности].

1.Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

2.Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

3.Целостностью (или интегрированность) коллективного субъекта деятельности -понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или ха­рактер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показате­лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти­воречий, ведущей “зоны” согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведе­ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна­чает упорядоченность, собранность, подчиненность определен­ному порядку выполнения совместной деятельности, способ­ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен­ным планом (планомерность).

Результативность, характеризующая способ­ность достигать позитивного итога.

7. Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной психологии.

8. Проблема группы в социальной психологии.

Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. Каждая из них, так или иначе, влияет на людей, которые являются их членами. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп.

Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы. В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен в первую очередь для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).

Во втором случае под груп­пой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преиму­ществу дело с группами социальная психология.

Для социально-психологического подхода крайне важно установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; ка­кие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Груп­па здесь выступает как реальная социальная ячейка общества, как фактор формирования личности. Причем влияние разных групп на одного и того же человека неодинаково. Поэтому при рассмотрении проблемы группы нужно учитывать не только формальную принадлежность человека к определенной категории людей, но и степень психологического принятия и причисления им себя к этой категории.

9. Психологические признаки общности, возникновения "Мы" -чувства.

Для индивида, вхо­дящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляет­ся, прежде всего, через осо­знание факта некоторой психической общности с другими члена­ми данной социальной группы, что и позволяет ему идентифици­роваться с группой. Можно сказать, что “граница” группы воспри­нимается как граница этой психической общности. Возникающее при этом различение своей и чужой группы выступает главной, чисто психоло­гической характеристикой группы – это так называе­мое “мы-чувство”. “Мы-чувство” выражает потребность дифференцировать одну общность от другой и яв­ляется своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, то есть социальной идентичности.

10. Феномен «группового сознания» (возможно правильно!)

В са­мом общем виде эта проблема решается так: психологические ха­рактеристики группы представляют собой то типичное, что харак­терно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. По отношению к каждому отдельному “сознанию” групповая психология выступает как некая социальная реальность, выходящая за пределы сознания отдельного индивида и воздейст­вующая на него вместе с другими объективными условиями жиз­ни, что, по выражению А. Баллона, приводит к “удвоению среды”, в которой действует человек.

Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо кон­кретный представитель группы может вообще в минимальной сте­пени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим инди­видуальным психологическим характеристикам, по степени вовле­ченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнеде­ятельности и т.д.

11. Формальные и неформальные группы.

Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представ­ление об отношениях по вертикали как отношениях, определен­ных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкрет­ной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.

Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда (например, в школь­ном классе) возникают группировки, состоящие из близких дру­зей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отноше­ний.

12. Черты сложившейся группы.

Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.

Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.):

диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, то есть их не объединяет совместная деятельность ;ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;корпорация– группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп; иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма.коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.

0 Проблема больших групп в социальной психологии.

1. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы профессионально-производственные группы, груп­пы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические и др.

2. Динамические и статические элементы в психологии больших социальных групп.

3. Задачи, методы и результаты этнопсихологических исследова­ний.

4. Относительность и исторический характер национальной психологии.

5. Понятие "этнического стереотипа".

На уровне обыденного сознания опыт межэтнических взаимоотношений приводит к возникновению этнических стереотипов. Этнический стереотип – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов различают относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.

6. Проблема этноцентризма.

Психологически при этом возникает явление этноцентризма– склонности воспринимать все жизненные явления с позиции “своей” этнической группы, рассматриваемой как эталон, то есть при известном ее предпочтении.

Относительнопричин национальных особенностей людей существуют различные точки зрения. В теориях “народного духа” они были объяснены изначальной заданностью, рассматривались как генетически обусловленные, как принадлежащие расе. Корни этих различий отыскивались в антропологических, физических особенностях людей, в гео­графических условиях их существования и т.д.

Неудовлетворен­ность этими концепциями повернула исследователей лицом к ана­лизу исторически сложившихся экономических, социальных и куль­турных условий жизни. В этом плане этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежнос­тью. Однако большинство исследова­ний в области традиционной этнопсихологии осуществлено на материале племен, населяющих острова Тихого и Атлантического океанов (Таити, Гаити и пр.), условия жиз­ни которых были весьма специфическими. Поэтому перенос результатов подобных исследо­ваний на большие современные нации невозможен.

7. Психологические особенности этнических групп.

Психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего наций исследуются этнопсихологией – специальной наукой, которая находится на стыке социальной психологии и этно­графии. (смотри ответ на вопрос психология наций)

8. Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального.

9. Психология межэтнических отношений.

Межэтническое взаимодействие является одним из основных видов межгрупповых отношений и взаимодействий. Важность и, одновременно, сложность в изучении данной проблемы обусловлена огромной ролью такого фактора детерминации явлений социальной жизни общества, каким является фактор межэтнического восприятия, требованием деликатности и осторожности в использовании данных науки для построения и регулирования различных форм межэтнических отношений. Наиболее острой является проблема расовых предрассудков и этнических стереотипов. Эти феномены в силу их практической остроты и актуальности в течение долгого времени привлекают внимание широкого круга специалистов.

10. Психология наций.

Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настоль­ко прочно включена в идеологический контекст, что игнориро­вать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психо­логическом анализе никак нельзя. Психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего наций исследуются этнопсихологией – специальной наукой, которая находится на стыке социальной психологии и этно­графии. Являясь наиболее распространенной формой эт­нической общности, нации более всего привлекают внимание исследователей. Кроме них существуют такие разновидности этнических общностей, как народность, национальная группа и т.п. Традиция исследова­ния психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по “психологии народов”, где “народ” интерпретировался как некоторая этническая общность. Согласно Вундту, ведущим методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структу­ру психологии этнических групп. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в истори­ческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта через ближайшее окружение есть важ­нейшее содержание процесса социализации индивида. В психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть – психический склад, куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи;2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или эт­нические, чувства. Национальный ха­рактер в качестве элемента психического склада может быть рас­смотрен как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда вы­ступают не отдельные люди, а группы. В конкретных ис­следованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных нацио­нальных групп. Однако нельзя абсолютизировать отдельные черты характера как исключительное достояние определенных наций. Нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому – общительность. Поэтому речь должна идти не столько о каких-то “наборах” черт, свойственных определенной нации, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфи­ку английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естест­венно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д. Относительная устойчивость черт национального харак­тера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта. В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно. Что касается темперамента, то речь должна идти, скорее всего, лишь о выявлении специфических сочетаний преобладаю­щих типов темперамента, а не о жестком “привязывании” опреде­ленного типа темперамента к определенной этнической группе. Еще более щепетильным, ввиду возможных проявлений шовинизма, расизма является вопрос о способностях. Здесь трудно бывает найти истинно научное решение, прежде всего из-за отсутствия адекватных методов сравнительного исследования способностей различных народов. Поэ­тому вопрос о способностях как элементе психического склада этнических групп вряд ли правомерен. Осторожность должна быть присуща и исследованиям некото­рых других особенностей этнических групп. Игнорирование куль­турного (то есть и этнического) контекста может давать тенденциоз­ный материал, который легко использовать в различных полити­ческих доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настоль­ко прочно включена в идеологический контекст, что игнориро­вать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психо­логическом анализе никак нельзя.

11. Содержание понятий "психологи­ческий склад нации" и "национальный характер".

Наиболее важным компонентом, относящимся к числу устойчивых компонентов психологии больших социальных групп, относится “психический склад”. Применительно к классам “психический склад” обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого мож­но реконструировать те нормы, которыми руководствуется дан­ная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном ха­рактере. Социальный характер определяется тем, что типично для устоявшегося образа действий представи­телей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов.

Термин “социальный характер” широко пред­ставлен в трудах неофрейдистского направления, в частности в работах Э. Фромма. Для него социальный характер – это связую­щее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различ­ными историческими типами самоотчуждения человека – с чело­веком эпохи раннего капитализма (“накопительский тип”), эпохи 20-х гг. XX в. (“рыночный тип”, связанный с обществом “то­тального отчуждения”) и т.п.

Кроме социального характера, психический склад раскрывает­ся в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Привычки и обычаи склады­ваются под влиянием определенных жизненных условий, но в даль­нейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы пове­дения. Что касается традиций, то часть их воплощена в предметах материальной куль­туры, и потому к изучению их применимы методики, известные в психологии под названием анализа продуктов деятельности.

1) психический склад как более устойчивое образова­ние (к которому могут быть отнесены социальный или националь­ный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.);

Национальный ха­рактер в качестве элемента психического склада может быть рас­смотрен как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда вы­ступают не отдельные люди, а группы. В конкретных ис­следованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных нацио­нальных групп.

12. Стихийные группы и массо­вые движения.

Под стихийными группами понимаются кратковременные объеди­нения большого числа лиц, часто с весьма различными интере­сами, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая “группа” может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.

Важным фактором их формирования является общественное мнение, выражающее массовое сознание общества. Оно возни­кает по поводу отдельных событий, явлений общественной жиз­ни достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоя­тельств. Динамичность общественного мнения, вклю­ченность в него эмоциональных оценок действительности, непо­средственная форма его выражения могут послужить в определен­ный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массо­вых действий.

Масса – относительно стабильное и организованное образование с довольно нечеткими границами (манифестации, демонстрации, митинги). В действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.

Публика– кратковременное собрание лю­дей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зре­лищем. Элемент стихийности здесь выражен слабее, чем в толпе. В более замкнутых помещениях (лекционных за­лах) публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, она более управляе­ма, в большей степени соблюдает нормы. Однако в публике также действуют законы массы. Доста­точно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала

Наши рекомендации