Группа как объект и предмет социальной психологии 1 страница
1. Группа - как система совместной деятельности.
Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы. В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен в первую очередь для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).
Во втором случае под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология.
2. Группы и организации.
Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда (например, в школьном классе) возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.
Но неформальная группа может возникать и сама по себе, вне организованных групп: люди, случайно объединившиеся для игр в футбол, волейбол где-нибудь на пляже, или во дворе дома. Иногда в рамках такой группы (скажем, в группе туристов, отправившихся в поход на один день), несмотря на ее неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда группа приобретает некоторые черты формальной группы: в ней выделяются определенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.
В реальной действительности очень трудно вычленить строго формальные и строго неформальные группы, особенно в тех случаях, когда неформальные группы возникали в рамках формальных. Поэтому в социальной психологии родились предложения, снимающие эту дихотомию. С одной стороны, были введены понятия формальная и неформальная структуры группы (или структура формальных и неформальных отношений), и различаться стали не группы, а тип, характер отношений внутри них. С другой стороны, было введено более радикальное различие понятий “группа” и “организация” (хотя достаточно четкого различения этих понятий не существует, так как всякая формальная группа в отличие от неформальной обладает чертами
3. Классификация групп, изучаемых социальной психологией.
1) По наличию взаимоотношений между членами группы:Условные группы – искусственно выделяемые исследователем объединения людей по какому-то объективному признаку. Эти люди, как правило, не имеют общей цели и не взаимодействуют между собой. Реальные группы – действительно существующие объединения людей. Они характеризуются тем, что ее члены связаны между собой объективными взаимоотношениями.
2)Лабораторные группы – специально создаваемые группы для выполнения заданий в экспериментальных условиях и экспериментальной проверки научных гипотез.Естественные группы – группы, функционирующие в реальных жизненных ситуациях, образование которых происходит независимо от желания экспериментатора.
3) По количеству членов группы:Большие группы – количественно неограниченные общности людей, выделяемые на основе различных социальных признаков (демографических, классовых, национальных, партийных). По отношению к неорганизованным, стихийно возникшимгруппам сам термин “группа” весьма условен. К организованным, длительно существующим группам относятся нации, партии, общественные движения, клубы и т.п.
Под малой группой понимается немногочисленная по составу группа, члены которой объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений, групповых норм и групповых процессов (Г.М. Андреева).
Промежуточное положение между большими и малыми группами занимают, так называемые средние группы. Обладая некоторыми признаками больших групп, средние группы отличаются территориальной локализацией, возможностью непосредственного общения (коллектив завода, предприятия, вуза и т.п.).
4) По уровню развития:Становящиеся группы – группы, уже заданные внешними требованиями, но еще не сплоченные совместной деятельностью в полном смысле этого слова. Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.
Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.): -диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, то есть их не объединяет совместная деятельность;
-ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели); кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности; корпорация– группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп; иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма. коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.
5) По характеру взаимодействия: первичные – вторичные группы. 6) По форме организации: формальные и неформальные.
4. Методологическое значение принципа деятельности для исследования групп в социальной психологии.
5. Общности и группы.
Все “большие” в количественном отношении образования людей разделяются на два вида:
случайно, стихийно возникшие, достаточно кратковременно существующие общности (толпа, публика, аудитория);
социальные группы, то есть группы, сложившиеся в ходе исторического развития общества, занимающие определенное место в системе общественных отношений каждого конкретного типа общества и потому долговременные, устойчивые в своем существовании [социальные классы, различные этнические группы (их главная разновидность – нации), профессиональные группы, половозрастные группы (молодежь, женщины, пожилые люди и т.д.)].
6. Основные характеристики группы.
Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта совместной деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Среди основных характеристик субъекта совместной деятельности необходимо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности [интегрированность, структурированность, согласованность, организованность (управляемость), результативность (продуктивность), пространственные и временные особенности условий жизнедеятельности].
1.Целенаправленность группового субъекта деятельности представляет стремление к основной цели.
2.Мотивированность как свойство группового субъекта деятельности характеризует активное, заинтересованное и действенное отношение (побуждение) к совместной деятельности.
3.Целостностью (или интегрированность) коллективного субъекта деятельности -понимается внутреннее единство составляющих его элементов. Целостность оценивается совокупностью следующих параметров: плотность функциональных связей между его членами, показателями которой выступают частота и интенсивность контактов между ними; уровень функциональной взаимосвязанности; отношение числа совместно выполняемых функций к общему их числу; тип целостности коллективного субъекта, проявляющийся в характере доминирующих связей между членами коллектива.
Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и ответственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы принятия ответственности за выполнение функций в коллективе (концентрация, распределение, диффузия ответственности), характеристики делового взаимовлияния и др.
Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или характер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показателей: доминирующих способов разрешения разногласий и противоречий, ведущей “зоны” согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведения ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.
Организованность обобщенного субъекта деятельности означает упорядоченность, собранность, подчиненность определенному порядку выполнения совместной деятельности, способность действовать точно, в соответствии с заранее установленным планом (планомерность).
Результативность, характеризующая способность достигать позитивного итога.
7. Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной психологии.
8. Проблема группы в социальной психологии.
Проблема группы является одной из важнейших не только для социальной психологии, но и для многих общественных наук. В настоящее время в мире насчитывается около 20 миллионов различных формальных и неформальных групп. Каждая из них, так или иначе, влияет на людей, которые являются их членами. В группах реально представлены общественные отношения, которые проявляются в ходе взаимодействия их членов между собой и с представителями других групп.
Что же такое группа? Ответ на такой внешне простой вопрос требует различения двух аспектов в понимании группы. В первом случае под группой понимается любое множество людей, объединенных по различным (произвольным) основаниям. Такой подход, назовем его объективным, характерен в первую очередь для социологии. Здесь для выделения той или иной группы важно наличие объективного критерия, позволяющего дифференцировать людей по тем или иным основаниям для определения их принадлежности к определенной группе (например, мужчины и женщины, учителя, врачи и т.п.).
Во втором случае под группой понимается реально существующее образование, в котором люди собраны вместе, объединены каким-то общим признаком, разновидностью совместной деятельности или помещены в какие-то идентичные условия, обстоятельства, определенным образом осознают свою принадлежность к этому образованию. Именно в рамках этого второго толкования имеет по преимуществу дело с группами социальная психология.
Для социально-психологического подхода крайне важно установить, что же значит для человека группа в психологическом плане; какие ее характеристики значимы для личности, входящей в нее. Группа здесь выступает как реальная социальная ячейка общества, как фактор формирования личности. Причем влияние разных групп на одного и того же человека неодинаково. Поэтому при рассмотрении проблемы группы нужно учитывать не только формальную принадлежность человека к определенной категории людей, но и степень психологического принятия и причисления им себя к этой категории.
9. Психологические признаки общности, возникновения "Мы" -чувства.
Для индивида, входящего в группу, осознание принадлежности к ней осуществляется, прежде всего, через осознание факта некоторой психической общности с другими членами данной социальной группы, что и позволяет ему идентифицироваться с группой. Можно сказать, что “граница” группы воспринимается как граница этой психической общности. Возникающее при этом различение своей и чужой группы выступает главной, чисто психологической характеристикой группы – это так называемое “мы-чувство”. “Мы-чувство” выражает потребность дифференцировать одну общность от другой и является своеобразным индикатором осознания принадлежности личности к некоторой группе, то есть социальной идентичности.
10. Феномен «группового сознания» (возможно правильно!)
В самом общем виде эта проблема решается так: психологические характеристики группы представляют собой то типичное, что характерно всем индивидам, и, следовательно, отнюдь не сумму черт, свойственных каждой личности. По отношению к каждому отдельному “сознанию” групповая психология выступает как некая социальная реальность, выходящая за пределы сознания отдельного индивида и воздействующая на него вместе с другими объективными условиями жизни, что, по выражению А. Баллона, приводит к “удвоению среды”, в которой действует человек.
Выявление общего, типичного невозможно путем изучения лишь содержания индивидуальных сознаний членов группы, прежде всем потому, что не все черты, присущие психологии группы, присущи каждому члену группы. В отдельных случаях какой-либо конкретный представитель группы может вообще в минимальной степени обладать этими общими характеристиками. Это объясняется тем, что члены группы различаются между собой по своим индивидуальным психологическим характеристикам, по степени вовлеченности в наиболее существенные для группы сферы ее жизнедеятельности и т.д.
11. Формальные и неформальные группы.
Формальной называется группа, возникновение которой обусловлено необходимостью реализации определенных целей и задач, стоящих перед организацией, в которую включена группа. Формальная группа отличается тем, что в ней четко заданы все позиции ее членов, они предписаны групповыми нормами. В ней также строго распределены и роли всех членов группы, в системе подчинения так называемой структуре власти: представление об отношениях по вертикали как отношениях, определенных системой ролей и статусов. Примером формальной группы является любая группа, созданная в условиях какой-то конкретной деятельности: рабочая бригада, школьный класс, спортивная команда и т.д.
Неформальные группы складываются и возникают стихийно как в рамках формальных групп, так и вне их как результат взаимных психологических предпочтений. В них нет внешне заданной системы и иерархии статусов, предписанности ролей, заданной системы взаимоотношений по вертикали. Однако в неформальной группе существуют свои групповые эталоны приемлемого и неприемлемого поведения, а также неформальные лидеры. Неформальная группа может создаваться внутри формальной, когда (например, в школьном классе) возникают группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. Таким образом, внутри формальной группы переплетаются две структуры отношений.
12. Черты сложившейся группы.
Сложившиеся группы – группы, характеризующиеся сложившейся структурой взаимодействия, сформировавшимися деловыми и личными взаимоотношениями, наличием признанных лидеров, эффективной совместной деятельностью.
Выделяются следующие группы по уровню их развития (Петровский А.В.):
диффузные – группы на начальном этапе своего развития, общность, в которой люди только соприсутствуют, то есть их не объединяет совместная деятельность ;ассоциация – группа, в которой взаимоотношения опосредствуются только личностно значимыми целями (группа друзей, приятели);кооперация – группа, отличающаяся реально действующей организационной структурой, межличностные отношения носят деловой характер, подчиненный достижению требуемого результата в выполнении конкретной задачи в определенном виде деятельности;корпорация– группа, объединенная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп; иногда корпоративный дух может приобретать черты группового эгоизма.коллектив – высокоразвитая, устойчивая во времени группа взаимодействующих людей, объединенных целями совместной общественно-полезной деятельности, отличающаяся высоким уровнем взаимопонимания друг друга, а также сложной динамикой формальных и неформальных взаимоотношений между членами группы.
0 Проблема больших групп в социальной психологии.
1. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы профессионально-производственные группы, группы-организации, национально-этнические группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, социально-демографические и др.
2. Динамические и статические элементы в психологии больших социальных групп.
3. Задачи, методы и результаты этнопсихологических исследований.
4. Относительность и исторический характер национальной психологии.
5. Понятие "этнического стереотипа".
На уровне обыденного сознания опыт межэтнических взаимоотношений приводит к возникновению этнических стереотипов. Этнический стереотип – относительно устойчивые представления о моральных, умственных и физических качествах, присущих представителям различных этнических общностей. В содержании этнических стереотипов различают относительно устойчивое ядро – комплекс представлений о внешнем облике представителей данного народа, о его историческом прошлом, особенностях образа жизни и ряд изменчивых суждений относительно коммуникативных и моральных качеств данного народа.
6. Проблема этноцентризма.
Психологически при этом возникает явление этноцентризма– склонности воспринимать все жизненные явления с позиции “своей” этнической группы, рассматриваемой как эталон, то есть при известном ее предпочтении.
Относительнопричин национальных особенностей людей существуют различные точки зрения. В теориях “народного духа” они были объяснены изначальной заданностью, рассматривались как генетически обусловленные, как принадлежащие расе. Корни этих различий отыскивались в антропологических, физических особенностях людей, в географических условиях их существования и т.д.
Неудовлетворенность этими концепциями повернула исследователей лицом к анализу исторически сложившихся экономических, социальных и культурных условий жизни. В этом плане этнопсихология накопила достаточно большой и интересный материал относительно особенностей психологического склада и поведения людей, обусловленных их этнической принадлежностью. Однако большинство исследований в области традиционной этнопсихологии осуществлено на материале племен, населяющих острова Тихого и Атлантического океанов (Таити, Гаити и пр.), условия жизни которых были весьма специфическими. Поэтому перенос результатов подобных исследований на большие современные нации невозможен.
7. Психологические особенности этнических групп.
Психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего наций исследуются этнопсихологией – специальной наукой, которая находится на стыке социальной психологии и этнографии. (смотри ответ на вопрос психология наций)
8. Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального.
9. Психология межэтнических отношений.
Межэтническое взаимодействие является одним из основных видов межгрупповых отношений и взаимодействий. Важность и, одновременно, сложность в изучении данной проблемы обусловлена огромной ролью такого фактора детерминации явлений социальной жизни общества, каким является фактор межэтнического восприятия, требованием деликатности и осторожности в использовании данных науки для построения и регулирования различных форм межэтнических отношений. Наиболее острой является проблема расовых предрассудков и этнических стереотипов. Эти феномены в силу их практической остроты и актуальности в течение долгого времени привлекают внимание широкого круга специалистов.
10. Психология наций.
Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настолько прочно включена в идеологический контекст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психологическом анализе никак нельзя. Психологические особенности различных этнических групп и, прежде всего наций исследуются этнопсихологией – специальной наукой, которая находится на стыке социальной психологии и этнографии. Являясь наиболее распространенной формой этнической общности, нации более всего привлекают внимание исследователей. Кроме них существуют такие разновидности этнических общностей, как народность, национальная группа и т.п. Традиция исследования психологии этнических групп восходит к работам В. Вундта по “психологии народов”, где “народ” интерпретировался как некоторая этническая общность. Согласно Вундту, ведущим методом исследования психологии этнических групп должно быть исследование мифов, обычаев и языка, поскольку эти же самые образования составляют и структуру психологии этнических групп. Этническая специфика в определенной степени концентрируется в историческом опыте каждого народа, и усвоение этого опыта через ближайшее окружение есть важнейшее содержание процесса социализации индивида. В психологии этнических общностей различаются две стороны: 1) наиболее устойчивая часть – психический склад, куда включаются национальный, или этнический, характер, темперамент, а также традиции и обычаи;2) эмоциональная сфера, куда включаются национальные, или этнические, чувства. Национальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. В конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп. Однако нельзя абсолютизировать отдельные черты характера как исключительное достояние определенных наций. Нельзя сказать, что какому-то народу присуще трудолюбие, а другому – общительность. Поэтому речь должна идти не столько о каких-то “наборах” черт, свойственных определенной нации, сколько о степени выраженности той или другой черты в этом наборе, о специфике ее проявления. Недаром литература фиксирует, например, специфику английского юмора (хотя чувство юмора свойственно, естественно, не только англичанам), итальянской экспансивности (хотя в не меньшей степени экспансивными являются и испанцы) и т.д. Относительная устойчивость черт национального характера, несмотря на изменчивость социальной среды, объясняется тем, что возникает определенная инерция, обеспечиваемая путем межпоколенной передачи опыта. В этнических группах иногда фиксируются и такие элементы психического склада, как темперамент и способности. Однако этот вопрос до сих пор не решен в социальной психологии однозначно. Что касается темперамента, то речь должна идти, скорее всего, лишь о выявлении специфических сочетаний преобладающих типов темперамента, а не о жестком “привязывании” определенного типа темперамента к определенной этнической группе. Еще более щепетильным, ввиду возможных проявлений шовинизма, расизма является вопрос о способностях. Здесь трудно бывает найти истинно научное решение, прежде всего из-за отсутствия адекватных методов сравнительного исследования способностей различных народов. Поэтому вопрос о способностях как элементе психического склада этнических групп вряд ли правомерен. Осторожность должна быть присуща и исследованиям некоторых других особенностей этнических групп. Игнорирование культурного (то есть и этнического) контекста может давать тенденциозный материал, который легко использовать в различных политических доктринах. Область изучения психологии наций настолько тесно связана с политической проблемой равенства наций, настолько прочно включена в идеологический контекст, что игнорировать эти аспекты и в сугубо профессиональном социально-психологическом анализе никак нельзя.
11. Содержание понятий "психологический склад нации" и "национальный характер".
Наиболее важным компонентом, относящимся к числу устойчивых компонентов психологии больших социальных групп, относится “психический склад”. Применительно к классам “психический склад” обычно описывается как некоторый психический облик, проявляющийся в определенном способе поведения и деятельности, на основании которого можно реконструировать те нормы, которыми руководствуется данная социальная группа. Этот облик проявляется в социальном характере. Социальный характер определяется тем, что типично для устоявшегося образа действий представителей разных классов в разных ситуациях их жизнедеятельности и отличает представителей данного класса от представителей других классов.
Термин “социальный характер” широко представлен в трудах неофрейдистского направления, в частности в работах Э. Фромма. Для него социальный характер – это связующее звено между психикой индивида и социальной структурой общества. Формы социального характера не привязаны у Фромма к определенным социальным классам, но соотносятся с различными историческими типами самоотчуждения человека – с человеком эпохи раннего капитализма (“накопительский тип”), эпохи 20-х гг. XX в. (“рыночный тип”, связанный с обществом “тотального отчуждения”) и т.п.
Кроме социального характера, психический склад раскрывается в привычках и обычаях, а также в традициях класса. Привычки и обычаи складываются под влиянием определенных жизненных условий, но в дальнейшем закрепляются и выступают именно как регуляторы поведения. Что касается традиций, то часть их воплощена в предметах материальной культуры, и потому к изучению их применимы методики, известные в психологии под названием анализа продуктов деятельности.
1) психический склад как более устойчивое образование (к которому могут быть отнесены социальный или национальный характер, нравы, обычаи, традиции, вкусы и т.п.);
Национальный характер в качестве элемента психического склада может быть рассмотрен как фиксация каких-то типических черт, которые проявляются наиболее отчетливо именно в тех случаях, когда выступают не отдельные люди, а группы. В конкретных исследованиях обычно наблюдается довольно большое единодушие при описании черт национального характера у отдельных национальных групп.
12. Стихийные группы и массовые движения.
Под стихийными группами понимаются кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такая “группа” может быть в определенной степени кем-то организована, но чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но тем не менее может быть весьма активной.
Важным фактором их формирования является общественное мнение, выражающее массовое сознание общества. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под воздействием новых, часто кратковременных обстоятельств. Динамичность общественного мнения, включенность в него эмоциональных оценок действительности, непосредственная форма его выражения могут послужить в определенный момент стимулом для создания стихийной группы и ее массовых действий.
Масса – относительно стабильное и организованное образование с довольно нечеткими границами (манифестации, демонстрации, митинги). В действиях массы более четки и продуманы как конечные цели, так и тактика поведения. Вместе с тем, как и толпа, масса достаточно разнородна, в ней могут как сосуществовать, так и сталкиваться различные интересы, поэтому ее существование может быть неустойчивым.
Публика– кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Элемент стихийности здесь выражен слабее, чем в толпе. В более замкнутых помещениях (лекционных залах) публику часто именуют аудиторией. Публика всегда собирается ради общей и определенной цели, она более управляема, в большей степени соблюдает нормы. Однако в публике также действуют законы массы. Достаточно и здесь какого-либо инцидента, чтобы публика стала