Группа как объект и предмет социальной психологии 3 страница

6. Психологические типы мотивации лидерства в группе (власть над людьми, самореализация, самоутверждение, помогающее поведение, мотивация «жертвы» и др.

Механизмы групповой динамики. Исследователи групповой динамики выделяют несколько механизмов этого процесса.

1) Разрешение внутригрупповых противоречий.

Существует несколько типов внутригрупповых противоре­чий, а именно противоречия:

*между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью;

*между растущим стремлением членов группы к самореали­зации и самоутверждению и, одновременно, усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру и ин­теграции ее с группой.

Конструктивное разрешение противоречий приводит к развитию группы. Так, Ф.Шамбо, основывающий свой ана­лиз на материалах большого числа исследований психоана­литического толка, считает, что развитие группы есть резуль­тат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в группе вследствие рассогласования поведе­ния лидера с ожиданиями, связываемыми последователями с его действиями. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Разрешение конфликта за­канчивается наступлением “фазы гармонии”, характеризую­щейся стабилизацией отношений и оптимистической на­правленностью межличностного восприятия между лидером и последователями.

7. Соотношение понятий "управление" и "руководство".

Важнейшими признаками коллектива являются: 1)социально-позитивный характер деятельности, отвечающий потребностям общества, соответствие норм взаимоотношений, всей организации деятельности внутри коллектива более широкой системе социальных отношений, развивающихся в об­ществе в целом;2)признание важнейшей роли совместной деятельности в ка­честве фактора, образующего коллектив и опосредствующего всю сис­тему отношений между его членами; 3)наличие добровольного характера объединения членов коллектива; 4)целостность коллектива, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система дея­тельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;5)особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития лич­ности не вопреки, а вместе с развитием коллектива

8. Социально-психологическая характеристика стилей руководства. Стили лидерства: авторитарный, демократический, попустительский

Проблема изучения стиля лидерства традиции социальной психологии тесно переплетается с проблемой стиля руководства. В связи с неоднозначностью употребления терминов “лидерство” и “руководство”, тенденцией к совмещению позиций лидера и руководителя при их рассмотрении в реально действующих формальных группах в одном лице, очень часто проблему обозначают к сожалению, отсутствие строгости в дифференциации двух процессов порождает содержательное совпадение характеристик, относимых к каждому из данных процессов.

Попыток выделить различные стили руководства (лидерства) в социальной психологии было сделано достаточно много, и главным результатом их являются уточнение и конкретизации как минимум двух сторон: содержание решений, предлагаемых лидером группе, и техника (приемы, способы) осуществления этих решений. Так, существует достаточно известная типология, берущая свое начало в экспериментах Курта Левина, в соответствии с которой выделяются:

1) Авторитарный стиль.2) Демократический стиль.3) Попустительский стиль

1) Авторитарный стиль, который характеризуется преимущественным использованием руководителем административно-распорядительных и дисциплинарных методов управления, единоличным принятием решения, жестким контролем за деятельностью подчиненных, практическим отсутствием делегирования полномочий исполнителям в отношении организации, планирования, выбора способов деятельности; социально-психологическая позиция руководителя – вне группы (коллектива).2) Демократический стиль, когда управленческие решения принимаются совместно, после обсуждения проблемы и учета мнений других сотрудников, свое мнение руководитель высказывает в форме предложения, рационально делегирует необходимый объем полномочий другим работникам, оставляя за собой право контроля по ключевым вопросам, социально-психологическая позиция руководителя – внутри группы.3) Попустительский стиль, который характеризуется “псевдодемократической” позицией руководителя, когда всем работникам допускается высказывать свое мнение, но нет четкого разграничения полномочий, сфер ответственности, контроля за деятельностью подчиненных со стороны руководителя; его социально-психологическая позиция – незаметное пребывание в стороне.

9. Социально-психологические проблемы руководства малой группой, кол­лективом.

10. Функции лидерства (организация совместной деятельности, формирование и поддержание групповых норм, внешнее представительство, формирование психологической атмосферы и климата в группе).

1) Пространственное и временное соприсутст­вие людей, которое дает возможность личных контактов, включая интерактивные, информационные, перцептивные аспекты общения и взаи­модействия. Некоторые исследователи счи­тают, что именно перцептивные аспекты являются самыми важными в характеристике малых групп, так как именно они позволяют человеку воспринимать индивидуальность всех других людей в группе. 2) Наличиепостоянной цели совместной деятельнос­ти. Реализация общей цели как некоего предвосхища­емого результата какой-либо деятельности способствует в некотором смысле реализации потребностей каждого и в то же время соответствует общим потребностям. Цель как прообраз результата и начальный момент совместной дея­тельности определяет динамику функционирования малой группы. Важна не столько объективная цель группы, сколь­ко ее образ, то есть как она воспринимается членами груп­пы. 3) Наличие в группеорганизующего начала, которое может быть персонифицировано в ком-либо из членов группы (лидере, руководителе). Однако если такого лидера или руководителя нет, это не означает, что организующего начала нет. Просто в этом случае функция руководства распределена между членами группы и лидерство носит ситуативно-специфический ха­рактер, когда в определенной ситуации человек, более компетентный и подготовленный в данной сфере принимает на себя функции лидера.4) Разделение персональных ролей. 5) Наличие эмоциональных отношений между члена­ми группы, которые влияют на групповую активность, могут приводить к разделению группы на подгруппы, формируют внутреннюю структуру межличностных отно­шений.6) Выработка специфической групповой культуры, то есть норм, правил, стандартов жизни, поведения, определя­ющих ожидания членов группы по отношению друг к другу и обусловливающих групповую динамику. Эти нормы – важнейший признак групповой целостности. О сформиро­вавшейся норме можно говорить, если она детерминирует поведение большинства членов группы, несмотря на все различия членов группы. Некоторое отклонение от групповых стан­дартов, норм, как правило, позволяется только лидеру.

11. Функции ру­ководства.

0 Концепция коллектива в социальной психологии.

1. А.С.Макаренко о признаках коллектива.

2. Взаимосвязь уровня развития совместной деятельности и межличностных отношений в коллективе.

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта совместной деятельности тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности [интегрированность, структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (продуктивность), пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности].

Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

3. Использование идеи деятельностяого опосредствования групповых процессов для определения уровня развития коллектива.

4. Методологические проблемы построения социально-психологической теории коллектива.

5. Постановка проблемы коллектива в отечественной социальной психологии.

Проблема развития группы получила свое специфическое решение в психо­логической теории коллектива. Специфика заключается в общем принципе подхода к группе в отечественной социальной психологии. Выделенные в социологическом анализе, объективно существующие социальные группы здесь изучаются как субъекты деятельности. Поэтому вычленение психологических характеристик группы осу­ществляется на основе принципа деятельности, то есть предполагает как рас­смотрение уровней развития ее деятельности, так и роли этой со­вместной деятельности в формировании психологической общнос­ти, опосредования деятельностью всех групповых процессов.

Особое качество группы, связанной общей деятельностью, есть продукт развития группы. Это особое качество груп­пы, высший уровень ее развития было обозначено термином “кол­лектив”.

Важнейшими признаками коллектива являются:1)социально-позитивный характер деятельности, отвечающий потребностям общества, соответствие норм взаимоотношений, всей организации деятельности внутри коллектива более широкой системе социальных отношений, развивающихся в об­ществе в целом;2)признание важнейшей роли совместной деятельности в ка­честве фактора, образующего коллектив и опосредствующего всю сис­тему отношений между его членами; 3)наличие добровольного характера объединения членов коллектива; 4)целостность коллектива, которая выражается в том, что коллектив выступает всегда как некоторая система дея­тельности с присущей ей организацией, распределением функций, определенной структурой руководства и управления;5)особая форма взаимоотношений между членами коллектива, которая обеспечивает принцип развития лич­ности не вопреки, а вместе с развитием коллектива.

Таким образом, коллектив– это общность высокого уровня развития, в которой межличностные отношения опосредованы личностно значимой совместной деятельностью, а содержание этой деятельности носит социально одобряемый характер и соответствует общечеловеческим ценностям. (рассматривается в концепции Петровского, ответ на вопрос 6)

6. Развитие группы с позиций стратометрической концепции (школа А.В. Петровского) и параметрического подхода (Л.Уманский).

Другая модель реализована в параметрическом подходе к ис­следованию группы, предложенном Л.И.Уманским. В основу его концептуальной схемы положено представление о социаль­но-психологических параметрах группы, являющихся своеоб­разными критериями, по которым замеряется уровень развития группы как коллектива. К числу таких параметров относятся: а) содержание нравственной направленности группы – интегративное единство ее целей, мотивов, ценностных ориентаций; б) организационное единство группы; в) групповая подготовлен­ность в сфере той или иной деятельности; г) психологическое единство – интеллектуальная, эмоциональная, волевая комму­никативность, характеризующая соответственно процесс меж­личностного познания и взаимопонимания в группе, межлично­стные контакты эмоционального характера, стрессоустойчивость и надежность группы в экстремальных ситуациях.

Отличие одной стадии развития группы от другой прослеживается по каждому из выделенных параметров. В типологии Л.И. Уманского континуум групп, располагающихся по мере их развития, имеет не только нулевую отметку (момент создания группы), но и отрезок отрицательной протяженности (группы антисоциальной направленности). Вторая координата в данной типологии позволяет различать группы в зависимости от степени влияния группы на личность.

Прежде всего, следует назвать стратометрическую концепцию А.В. Петровского, согласно которой внутригрупповая активность представляет собой многоуровневую систему взаимоотношений, а развитие группы – это процесс возникновения, фор­мирования и качественного преобразования этих отношений за счет включения совместной деятельности в опосредование многообразных контактов между членами группы.

Согласно данной теории, коллектив представляет группу, состоящую из нескольких страт (слоев), каждая из которых характеризуется определен­ным принципом, по которому в ней строятся отношения между членами группы.

Центром (ядром) внутригрупповой активности является совместная социально-позитивная деятельность, заданная более широкой социальной структурой, в которую включена данная группа. Этот слой представляет собой непсихологическое образование.

Диагностика уровня развития группы заключается в оценке следующих параметров:

выполнения группой основной общественной функции (успешность участия в общественном раз­делении труда);

соответствия группы социальным нор­мам;

способности группы обеспечить каждому ее члену возможности для полноценного развития личности.

Второй слой образуют групповые отношения, разделенные на два уровня: отношения членов группы к совместной деятельности; межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью.

7. Характеристика психологических феноменов коллектива: ценностно -ориентационное единство, коллективистское самоопределение личности, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и т.д.

В коллективах наблюдаются следующие феномены, которые являются следствием процесса групповой интеграции:

коллективистическое самоопределение личности– избирательное реагирование на воздействие группы, принятие мнений, соответствующих групповым целям, и отклонение мнений, которые этим целям не соответствуют;

сходство функционально-ролевых ожиданий – проявляется как совпадение мнений и действий по поводу распределения ролей и характера поведения в соответствии с этими ролями среди участников группы;

ценностно-ориентационное единство (ЦОЕ) – сходство мнений, оценок, позиций членов группы по поводу значимых для совместной деятельности событий, фактов, людей и т.п.;

действенная групповая эмоциональная идентификация – эмоциональное переживание, при котором переживания одного участника группы, вызванные негативными факторами, даны как мотивы поведения для других участников;

адекватность возложения и принятия ответственности за успехи и неудачи.

Перечисленные здесь феномены являются конкретными проявлениями процесса интеграции группы – процесса достижения содержательной связанности и ориентированности общности людей. Наряду с интеграцией, в процессе становления и развития группы в ней наблюдается и дифференциация позиций, статусов членов группы.

Основаниями для дифференциации могут являться:

деловое лидерство – способность участников группы брать на себя ответственность и руководить группой при реализации целей совместной деятельности;“профессиональное доминирование” – лидерство определенных членов группы в зависимости от их вклада в реализацию совместной деятельности; референтность – значимость мнения определенного члена группы для большинства остальных членов группы; эмоциональное лидерство – способность участника группы притягивать к себе других людей, быть предпочитаемым в общении.

О Феномен группового давления и его значение.

1. Влияние конформности личности на проявление конформизма в группе.

В лабораторных экспериментах были выявлены индивидно-личностные, групповые и деятельностные факторы конформного поведения:

А. Индивидные и личностные характеристики участников группы. Эмпирические исследования выделяют отрицательную зависимость между склонностью членов группы к конформному поведению и такими их личностными чертами, как интеллект, способность к лидерству, толерантность к стрессу, социальная активность и ответственность. Между возрастом и конформностью имеет место криволинейная зависимость, причем своего максимума конформность достигает к 12-13 годам, затем постепенно снижается.

Б. Особенности деятельности испытуемых. В частности, выявлена зависимость конформного поведения от значимости той деятельности для человека, которой по условиям эксперимента он должен заниматься (например, простое, “безобидное” сравнение полосок и “удары” током подсадного испытуемого).

В. Групповые факторы. К числу этих факторов относят вели­чину группы, структуру коммуникативных сетей, степень груп­повой сплоченности, особенности композиции группы, наличие и принятие групповой нормы.

2. Внешнее и внутреннее принятие личностью позиции группы.

(Смотри ответ на третий вопрос , внутренняя и внешняя конформность)

3. Соотношение понятий "конформность" и "внушаемость".

Конформность констатируется там, где конфликт между мнением индивида и мнением группы преодолевается в пользу группы. Мера конформности – это мера подчинения группе в том случае, когда противопоставление мнений субъективно воспринималось инди­видом как конфликт. Различают внешнюю конформность, когда мнение группы принимается индивидом лишь внешне, а на деле он продолжает ему сопротивляться, и внутреннюю (иногда именно это и называется подлинным конформизмом), когда индивид в силу действия различных психологических механизмов (внушения, подражания и т.п.) дей­ствительно усваивает мнение большинства.

При внешней конформности индивид возвращается к своему первоначальному мнению после того, как снимается групповое давление. При внутренней конформности индивид сохраняет мнение группы (оно продолжает быть для него источником ориентации и руководства) и после того, как группа перестает оказывать на него давление. Психологические механизмы внутренней конформности (или внутригрупповой внушаемости) отличаются от механизмов конформного поведения (внешней конформности). Несмотря на внешнее сходство (и в том и в другом случае индивид поддается мнению группы), психология имеет дело с двумя различными по своей сущности явлениями. Если при конформном поведении личность, боясь оказаться в изоляции, сознательно идет за мнением коллектива, чтобы приспособиться, извлечь личную выгоду, то при внушенном поведении происходит саморегулирование деятельности личности под влиянием неосознанной, некритически воспринятой позиции и мнения группы

Внутренняя конформ­ность есть результат преодоления конфликта с группой в ее пользу (Андреева Г.М.). Внутреннее подчинение может осуществляться посредством бездумного принятия неверного мнения группы на том основании, что “большинство всегда право”, а также через принятие мнения группы посредством выработки собственной логики объяснения сделанного выбора.

Внушение представляет собой целенаправленное, неаргументированное воздействие одного чело­века на другого или на группу. При внушении осуществляется про­цесс передачи информации, основанный на ее некритическом вос­приятии. Человек, осуществляющий внушение, называется суггестор; человек, которому внушают, то есть выступающий объектом внуше­ния, называется суггеренд. Явление сопротивления внушающему воздействию называется контрсуггестией.

4. Факторы, препятствующие конформизму.

В зависимости от реакции на группо­вое давление, людей принято делить на конформистов, нонконформистов и коллективистов. Конформисты изменяют свое поведение в направлении группового давления, то есть соглашаются с требованиями группы. Такое давление оказывается для них осо­бенно ощутимым, так как они нуждаются в одобрении и под­держке или испытывают тревогу и недостаточно верят в себя. Нонконформисты, наоборот, способны успешно сопротивляться давлению группы, противостоять ему, действовать по-своему. Коллективисты из­бирательно реагируют на воздействие группы, соглашаясь с групповым мнением, если оно соответствует истинному поло­жению дел, и отвергают это мнение, если оно не соответствует общечеловеческим ценностям. Именно благодаря таким людям чаще всего реализуются прогрессивные нововведения и дейст­вуют силы общественных преобразований.

Дальнейшие исследования феномена конформности привели к выводу о том, что давление на индивида может оказывать не только большинство группы, но и меньшинство.

М.Дойчем и Г.Джерардом были выделены два вида группового влияния: 1)нор­мативное (когда давление оказывает большинство, мнение которого воспринимается членом группы как норма);2)информационное (когда давление оказывает меньшинство, и член группы рассматривает его мнение лишь как информацию, на основе которой он должен сам осуществить свой выбор). В исследованиях С.Московичи было показано, что влияние меньшинства наиболее заметно, если оно: 1)категорично заявит о принятом решении;2)продемонстрирует отказ изменить свою точку зрения; 3)проявит волю к действию, но так, чтобы его поведение не могло быть ис­толковано как проявление упрямства и негибкости. Другими словами, еще в большей степени, нежели компетенция меньшинства, точку зрения большинства способен изменить стиль поведения меньшинства, и его влияние будет тем значительнее, чем больше предлагаемые им идеи будут соответствовать “духу времени”, чем самобытнее они будут и, в особенности, чем активнее меньшинство будет стараться любой ценой избежать раскола своего единства.

5. Феномен группового давления.

Этот феномен получил в социальной психологии наименование феномена конформизма. Конформизм– изменение поведения или убеждений в результате реального или воображаемого давления группы. В повседневной речи понятие конформизма имеет некоторый негативный оттенок как символ соглашательства и примиренчества. В социальной психологии чаще говорят не о конформизме, а о конформности или кон­формном поведении, имея в виду чисто психологическую характе­ристику позиции индивида относительно позиции группы, при­нятие или отвержение им определенного стандарта, мнения, свой­ственного группе, меру подчинения индивида групповому давле­нию.

6. Феномен нонконформизма.

Нонконформисты, способны успешно сопротивляться давлению группы, противостоять ему, действовать по-своему.

7. Характеристика исследований конформизма в социальной психологии (М. Шериф, С. Аш, Р.Кратчфилд, С. Милгрэм).

Первые исследования конформизма связаны с опытами трех знаменитых ученых – Музафера Шерифа, Соломона Аша и Стенли Милграма.

В экспериментеМ.Шерифа, испытуемые находящиеся в темной комнате и наблюдающие за кажущимся движением светящейся точки, должны были определить расстояние смещения этой светящейся точки. Выяснилось, что после обмена мнениями относительно расстояния смещения точки, у людей под впечатлением мнений собеседников постепенно происходило приближение “своего расстояния” к расстоянию, называемому другими людьми, особенно если мнение этих людей совпадало между собой.

В известныхэкспериментах С. Аша, осуществленных в 1951 г., группе студентов предла­галось определить, какой из трех отрезков, изображенных на правой карточке, равен по длине отрезку, изображенному на левой карточке. Когда задание выпол­нялось индивидуально, все решали задачу верно. Когда же члены “подставной” группы давали заведомо неправиль­ный ответ, то последний испытуемый, не посвященный в суть “заговора”, достаточно часто поддавался давлению группы [более одной трети (37%) “наивных субъектов” продемонстрировали конформное поведе­ние].

В экспериментах С. Милграма изучалось влияние авторитетного приказания на действия испытуемого, продиктованные его совестью. Испытуемые, выступающие в роли учителя, должны были по команде экспериментатора увеличивать тяжесть наказания “ученику”, в роли которого выступал подсадной человек, находившийся в соседней комнате. Наказание заключалось в увеличении силы тока, удары которого следовали за каждым ошибочным ответом “подсадного” испытуемого (на самом деле ток не подавался). С увеличением силы тока подсадной испытуемый издавал все более жалобные и настойчивые возгласы, крики, переходившие постепенно в агонизирующий крик. В результате эксперимента выяснилось, что первоначальные заявления испытуемых о том, что они не переступят порог в 135 вольт, были значительно скорректированы в сторону увеличения этой цифры под влиянием “авторитета” экспериментатора, направляющего действия испытуемых фразами: “Пожалуйста, продолжайте”, “Чрезвычайно важно, чтобы Вы продолжали”. Так, около 65% испытуемых дошли в своих наказаниях “ученика” до отметки 450 вольт.

0 Групповая сплоченность: свойства и роль в развитии группы.

1. Методы изучения групповой активности в рамках нового подхода.

2. Подход к изучению групповой сплоченности с позиций принципа деятельностного опосредствования групповой активности.

3. Проблема групповой сплоченности в социальной психологии.

Проблема групповой сплоченности. Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В данном случае исследуется сам про­цесс формирования особого типа связей в группе, которые позво­ляют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Существуют различные интерпретации понятия групповой сплоченности, каждая из которых основана на признании важности эмоциональной стороны взаимоотношений в малой группе.

Так, в русле социометрического направления сплоченность прямо связывалась с таким уров­нем развития межличностных отношений, когда в них высок про­цент выборов, основанных на взаимной симпатии. В социометрии предложен специальный “индекс групповой сплоченности”, ко­торый вычисляется как отношение числа взаимных положитель­ных выборов к общему числу возможных выборов.

4. Традиции изучения групповой сплоченности в зарубежной социальной психологии.

0 Психология межгрупповых отношений.

1. Влияние межгруппового взаимодействия на динамику внутригрупповых процессов.

Результаты анализа теоретических подходов показывают, что вопрос обусловленности межгрупповых отношений различными факторами решался по-разному, в зависимости от общей теоретической ориентации: для интеракционизма – это область непосредственного взаимодействия, для когнитивизма – когнитивные процессы, сопровождающие взаимо­действие.

Прин­ципиальное отличие социально-психологического анализа данной проблемы с позиций деятельностного подхода заключается в том, что здесь в центре внимания стоят не только процессы субъ­ективного отражения межгрупповых отношений, но и их связь с реальной дея­тельностью исследуемых групп, детерминация ею всех ког­нитивных процессов, сопровождающих эти отношения. Здесь обусловленность когнитивной сферы пара­метрами совместной групповой деятельности выступает главным направлением изучения.

2. Внутригрупповая сплоченность и внешне-групповая враждебность.

Групповая сплоченность – один из процессов групповой динамики, характеризующий степень приверженности к группе ее членов. В данном случае исследуется сам про­цесс формирования особого типа связей в группе, которые позво­ляют внешне заданную структуру превратить в психологическую общность людей, в сложный психологический организм, живущий по своим собственным законам.

Впервые стройная система психологических взглядов на область межгрупповых отношений была выдвинута в поздних работах З. Фрейда, который охотно воспринял идеи Г.Лебона и У. Мак-Дауголла относительно агрессивных аспектов поведения толпы. Взгляды самого З.Фрейда сводятся к следующим утверждениям:

в любом межгрупповом взаимодействии межгрупповая враждебность неизбежна; основная функция враждебности – поддержание сплоченности и стабильности группы; механизмом формирования враждебности к чужим и привязанности к своим является эдипов комплекс (в более поздних работах признавалось существование самостоятельного и независимого инстинкта агрессии).

Наши рекомендации