Группа как объект и предмет социальной психологии

Проблема группы в социальной психологии. Методологическое значение принципа деятельности для исследования групп в социальной психологии. Группа как система совместной деятель­ности. Понятийный аппарат для описания структуры группы в социальной пси­хологии. Основные характеристики группы. Классификация групп, изучаемых социальной психологией. Формальные и неформальные группы. Общности и группы. Психологические признаки общности, возникнове­ния "Мы" - чувства. Черты сложившейся группы. Группы и организации. Феномен "группового сознания.

Проблема больших групп в социальной психологии. Виды больших социальных групп: социальные слои и классы профессио­нально-производственные группы, группы-организации, национально-этни­ческие группы, территориальные (региональные) группы, религиозные, со­циально-демографические и др. Стихийные группы и массовые движения. Структура психологии больших социальных групп. Динамические и ста­тические элементы в психологии больших социальных групп. Психологические осо­бенности этнических групп. Психология наций. Содержание понятий "психологический склад нации" и "национальный характер". Проблема этноцентризма. Понятие "этнического стереотипа". Относительность и исторический характер национальной пси­хологии. Психологическое содержание проблемы соотношения национального и интернационального. Задачи, методы и результаты этнопсихологических исследований. Психология межэтнических отношений.

Классификация и характеристика малых групп.

Понятие "малой группы". Классификации малых групп: лабораторные и естественные, организованные и стихийные, открытые и закрытые, группы членства и референтные группы и т.д. Причины усиления интереса к малым группам в социальной психологии. Значение различных типов малых групп для детерминации поведения индивида. Основные теоретические подходы к изучению малых групп в зарубежной и отечественной психологии: социологический подход (хотторнские экспери­менты Э.Мэйо), групподинамический подход (школа К.Левина), интеракцио­нистский подход, психоаналитический подход (В.Байон), социаметрическое направление, деятельностный подход. Вклад А.С. Макаренко в развитие учения о малой группе и коллекти­ве. Стратометрическая концепция деятельностного опосредования межлич­ностных отношений в коллективе (школа А.В. Петровского). Программно-ролевой подход к исследованию научного коллектива в ра­ботах М.Г.Ярошевского.

Основные процессы динамики малых групп.

Структура малой группы. Собственно групповые и личностные компо­ненты структуры малой группы. Общая характеристика динамических процессов в малой группе. Меха­низмы формирования малых групп. Основные теоретические модели развития малой группы. Двухмерные (Б.Такмен) и одномерные (Мабри) модели развития малой группы о соотно­шении деловой (инструментальной) и экспрессивной (эмоциональной) сфер жизнедеятельности малой группы. Феномен группового давления.

Социальная психология лидерства и руководства

Отличительные особенности «руководства» от «лидерства». Лидерство как феномен группового развития. Основные теории происхождения лидерс­тва: теория черт ("харизматический подход"), ситуационный подход, функциональный подход. Проявления лидерства в группе. Функции лидерства (организация совместной деятельности, формирование и поддержание групповых норм, внешнее представительство, формирование психологической атмосферы и климата в группе). Психологические типы мотивации лидерства в группе (власть над людьми, самореализация, самоутверждение, помогающее поведение, мотивация «жертвы» и др.).

Социально-психологические проблемы руководства малой группой, кол­лективом. Соотношение понятий "управление" и "руководство". Функции ру­ководства.

Проблема стиля руководства в отечественной и зарубежной социальной психологии. Стили лидерства: авторитарный, демократический, попусти­тельский. Социально-психологическая характеристика стилей руководства.

Концепция коллектива в социальной психологии.

Постановка проб­лемы коллектива в отечественной социальной психологии. А.С.Макаренко о признаках коллектива. Развитие группы с позиций стратометрической концепции (школа А.В. Петровского) и параметрического подхода (Л.Уманский). Использование идеи деятельностного опосредствования групповых процессов для определения уровня развития коллектива. Взаимосвязь уровня развития совместной дея­тельности и межличностных отношений в коллективе. Характеристика психологических феноменов коллектива: ценностно - ориентационное единство, коллективистское самоопределение личности, действенная групповая эмоциональная идентификация, референтность и т.д. Методологические проблемы построения социально-психологической теории коллектива.

Феномен группового давления и его значение.

Феномен группового давления. Соотношение понятий "конформность" и "внушаемость". Факторы, препятствующие конформизму. Влияние конформности личности на проявление конформизма в группе. Феномен нонконформизма. Внешнее и внутреннее принятие личностью позиции группы. Характеристика исследований конформизма в социальной психологии (М. Шериф, С.Аш, Р.Кратчфилд, С. Милгрэм).

рупповая сплоченность: свойства и роль в развитии группы.

Проблема групповой сплоченности в социальной психологии. Традиции изучения групповой сплоченности в зарубежной социальной психологии. Под­ход к изучению групповой сплоченности с позиций принципа деятельностно­го опосредствования групповой активности. Методы изучения групповой актив­ности в рамках нового подхода.

Психология межгрупповых отношений.

Понимание межгрупповых отношений и взаимодействий. Основные факторы и феномены межгруппового взаимодействия. Влияние психологических характеристик личности и малых групп на МГВ. Психологические особенности различных видов МГВ. Практическое значение исследований межгруппового вза­имодействия.

Теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений. Мотивационные теории в исследовании межгрупповых отношений (З.Фрейд, Д.Доллард, Н. Миллер, Т. Адорно). Ситуационно-интеракционистский подход М. Шерифа к исследованию межгруппового взаимодействия. Когнитивная концепция Г. Тэдшфела в исследовании межгрупповой дифференциации. Развитие когнитивных представлений о межгрупповой дискриминации в работах Дж. Тернера, В.Дуаза. Деятельностный подход к исследованию межгруппового взаимодействия (В. Агеев).

Процесс межгрупповой дифференциации. Межгрупповое оценивание и сравнение как психологические механизмы межгрупповой дифференциации. Феномен межгрупповой дискриминации и условия его проявления. Внутригрупповой фаворитизм и составляющие его компоненты. Внутригрупповое предпочтение и эмоциональная приверженность индивида к своей группе. Внутригрупповая сплоченность и внешнегрупповая враждебность.

Характер МГВ и возмож­ности снижения межгрупповой враждебности (исследования М. Шерифа). Роль механизмов социальной категоризации и идентификации личности с группой в процессах МГВ (исследования Г. Тэдшфела и Дж. Тернера). Динамика межгруппового взаимодействия. Влияние межгруппового взаимодействия на динамику внутригрупповых процессов. Соотношение внутригрупповой и межгрупповой динамики: характерис­тика основных стадий.

Исследования феноменов МГВ в современной отечественной социальной психологии. Межгрупповое восприятие и его основные факторы (B.C. Агеев). Исследование межгруппо­вого взаимодействия в организации (И.Р. Сушков). Дина­мика МГВ в условиях социально-экономических изменений (В.П. Позняков) и др.

Психологические особенности межэтнического взаимо­действия. Понятие этнических стереотипов. Характеристика межгруппового профессионального вза­имодействия. Роль поло-ролевых стереотипов в межгрупповых отноше­ниях. Межгрупповое взаимодействие в условиях разных форм собственности. Межгрупповые отношения и проблема социальной справедливости. Межгрупповые аспекты формирования половой идентичности.

2.3. Социальная психология личности.

Социально-психологические теории личности

Традиции исследования личности в социальной психологии. Различия постановки проблемы личности в социальной психологии, социологии и об­щей психологии (Г.Андреева). Содержание социально-психологического исследования лич­ности. Деятельность, общение, самосознание - как основные сферы разви­тия личности. Проблема прогнозирования социального поведения.

Практическое значение изучения социально-психологической проблема­тики личности на современном этапе развития общества. Основные социаль­но-психологические теории личности: психоаналитическое, необихевиорист­ское, интеракционистское и гуманистическое направления в зарубежной психологии. Представления А.Адлера о социальной психологии личности. Гуманистическая концепция человека Э.Фромма. Теория личности К.Хорни. Представления Г.Салливена о социально-психологической сущности личности.

Подходы к определению социально-психологической структуры личности в современной отечественной социальной психологии. Психологическая теория В.Н. Мясищева об отношениях личности. Представления Б.Д. Парыгина о социальной психологии личности. Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова.

Социализации личности: сущность, основные институты и этапы.

Понятие социализации. Зависимость решения вопросов о природе соци­ализации от решения широких методологических вопросов: о соотношении личности и общества, об активности личности и т.д. Основные этапы социализации индивида. Различные подходы к их опре­делению в психологической литературе. Механизмы и институты социализации, их зависимость от характера общественных отношений. Непосредственные и опосредованные взаимосвязи личности и общества. Взаимодействие идеологических и психологических факторов в социальном поведении личности. Исследования авторитарной личности (Т.Адорно). Исследования М.Рокича о взаимосвязях психологических особенностей личности и идейно-нравственных ценностей общества.

Понятие социально-психологической адаптации личности в социальной психологии. Сущность и содержание понятий "адаптация", "адаптирован­ность", "уровни адаптированности". Типы адаптивного поведения личности и факторы, их определяющие. Динамика процесса адаптации личности в измененных социальных усло­виях. Первичная и вторичная адаптации. Стадии адаптивного процесса. Критерии и показатели адаптированности личности и методика их определения. Социально-психологические условия и пути оптимации социально-пси­хологической адаптации личности.

Регуляция социального поведения личности. Социальная установка.

Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Внешнее и внутреннее в детерминации поведения. Понятие социальной установки. Зна­чение исследований установки в психологической школе Д.Н. Узнадзе для изучения социальных установок. Исследование социальной установки (атти­тюда) Томасом, Знанецким, Смитом. Различные подходы к изучению социаль­ных установок в отечественной и зарубежной психологии. Психологическая теория отношений личности в работах В.Н. Мясищева. Диспозиции и их роль в регуляции социального пове­дения личности (В.А. Ядов).

Структура социальной установки. Эмоциональный, когнитивный и пове­денческий компоненты социальных установок. Функции социальных установок в регуляции социального поведения личности. Соотношение социальных установок и реального поведения. Проб­лема изменения социальных установок, ее теоретические и практические аспекты.

Социальные стереотипы и предрассудки личности. Классические исследования социальных стереотипов (У.Липпман, Г.Олпорт). Виды стереотипов (автостереотип и гетеростереотип) и их функции в социальном поведении личности. Сравнительный анализ стереотипов и установок. Понимание социального предрассудка. Функции и основные сферы проявления предрассудков (расовые, этнические, профессиональные, половозрастные отношения). Представления У.Дюбуа и Г.Олпорта о социальных предрассудках.

Социальные отклонения личности.Понятие нормы в социальной психологии. Виды норм и их характерис­тика. Нормы и отклонения. Их взаимосвязь и взаимовлияние. Виды отклоне­ний. Психологические и социально-психологические причины отклонений. Нарушение дисциплины как разновидность социальных отклонений личности. Характеристика основных видов социальных отклонений. Основные направле­ния работы психолога по предупреждению суицидальных явлений в группе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Журавлев, А.Л.Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Журавлев А.Л., Позняков В.П., Резников Е.Н., Рощин С.К., Соснин В.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Пер Сэ, 2012.— 351 c.— http://www.iprbookshop.ru/7411.— ЭБС «IPRbooks»

2. Михалкин, Н.В.Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Михалкин Н.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: Российская академия правосудия, 2012.— 256 c.— http://www.iprbookshop.ru/14496.— ЭБС «IPRbooks»

3. Сухов, А.Н.Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Сухов А.Н., Гераськина М.Г., Лафуткин А.М., Чечкова А.В.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.— 615 c.— http://www.iprbookshop.ru/8573.— ЭБС «IPRbooks»

4. Щербакова, Е.С.Социальная психология [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Щербакова Е.С.— Электрон. текстовые данные.— Волгоград: Волгоградский институт бизнеса, Вузовское образование, 2013.— 142 c.— http://www.iprbookshop.ru/11348.— ЭБС «IPRbooks»

Наши рекомендации