Понятие психического состояния. Соотношение состояния с психическими процессами и свойствами личности
Наряду с процессами и свойствами личности следует выделять особый вид психического явления — состояния. Несмотря на большое внимание, какое в физиологии, невропатологии и особенно психиатрии уделяется состояниям, в психологии этот вопрос до самого последнего времени не рассматривался. Поэтому мы считаем заслугой Н. Д. Левитова, что он обратил внимание на необходимость исследования психических состояний.
Н. Д. Левитов определяет состояние как относительно устойчивое явление психической деятельности, характеризующее психику в целом. Он справедливо утверждает, что психические процессы протекают на фоне определенных состояний и эти состояния влияют на течение и результат процессов. Психические состояния нередко становятся типическими для данной личности, характерными для данного человека. В типичных для данного человека состояниях находят свое выражение психические свойства личности.
Характеризуя структуру психических состояний, Н. Д. Левитов находит, что они, будучи всегда сложными, представляют собой единство психических процессов, являясь своего рода их итогом.
Интересную попытку рассмотреть вопрос о развитии черт характера из психических процессов и временных состояний человека предпринял А. К. Перов[5]. <...>А. К. Перов утверждает, что если психический процесс и состояние имеют существенное значение для человека, то они в конечном итоге превращаются в устойчивые его признаки.
Правильнее было бы говорить о значимости для человека не состояний и процессов, а внешних воздействий. Процессы и состояния закрепляются и превращаются в свойства, когда они обеспечивают достижение значимого для человека эффекта в теоретической и практической деятельности.
Интерес представляет работа П. П. Распопова, в которой дана более конкретная картина соотношения психических состояний и типологических свойств личности. П. П. Распопов справедливо говорит о том - это отчасти отмечали и другие, - что картина поведения, темперамент человека и действительный тип нервной системы в повседневной жизни личности нередко не совпадают. В поведении одного и того же человека в различных условиях обнаруживаются резко различные динамические особенности. Эти различия зависят от временных состояний высшей нервной деятельности. «Динамическая характеристика поведения может быть весьма различной в зависимости от того, проявляются ли нервные процессы на оптимальном уровне возбудимости мозговой коры, или имеют место тормозные и эксситаторные фазы. При этом в одних случаях фазовые состояния могут маскировать тип нервной системы, а в других - демаскировать его»[6]. Автор приводит ряд примеров, иллюстрирующих это положение.
Большое внимание уделено исследованию предстартового состояния спортсмена как со стороны физиологов (В. В. Васильев, А. Н. Крестовников, Я. Б. Лехтман, К. М. Смирнов), так и психологов (А. Ц. Пуни, О. А. Черникова, А. С. Егоров).
А. Ц. Пуни различает три вида предстартовых состояний[7]: 1) состояние боевой готовности, 2) стартовой лихорадки, 3) стартовой апатии. Эти состояния рассматриваются как эмоциональные состояния, хотя дается общая характеристика не только эмоциональной, но и моторно-волевой активности.
А. С. Егоров считает, что предстартовые состояния следует рассматривать как общие состояния, одновременно характеризующие уровень активности личности. Они связаны с характером отношения спортсменов к предстоящему выступлению, с оценкой его общественной и личной значимости, а также с оценкой ситуации. Отсюда автор приходит к выводу о возможности произвольного изменения состояний путем перестройки отношения спортсмена к предстоящему выступлению, переоценки значимости выступления и изменения оценки ситуации. <...>
Опираясь на имеющиеся в литературе материалы и собственные исследования психологии личности и творческой деятельности, попытаемся осветить некоторые вопросы проблемы с большей полнотой.
Под состоянием нужно понимать временный «определенный функциональный уровень» (Н. А. Костонецкая) коры больших полушарий, отражающий влияния внутренней среды организма или внешних условий и проявляющийся в повышенной или пониженной психической активности человека. Состояния всегда носят временный характер, и этим они отличаются от свойств личности - относительно устойчивых, хотя и развивающихся образований. В отличие же от процессов состояния менее динамичны и потому измеряются большими единицами времени, чем процессы.
С физиологической точки зрения состояния - это протекающий на одном уровне процесс возбуждения или торможения, или мозаика - в пределах одной какой-либо анализаторной системы или коры в целом (разлитое торможение - сон, разлитое возбуждение - бодрствование и т. п.). В психологическом плане состояние характеризует временный, но относительно устойчивый уровень активности человека.
Психические состояния имеют рефлекторную природу и формируются в определенной обстановке или под воздействием внутренних физиологических состояний организма. Некоторые состояния имеют безусловнорефлекторную природу. Сюда относятся состояния голода, жажды, сытости, тревожно-раздражительное состояние при болезни сердца и печени. Однако подавляющее большинство состояний - условно-рефлекторного происхождения. Так, у человека, привыкшего работать в определенные часы, в это время возникает оптимальная настроенность, нужный тонус деятельности. Определенные состояния возникают также в процессе специфических социальных воздействий (например, общественная похвала или порицание, постановка перед индивидом определенной задачи и т. д.).
Состояние вызывается или сильными, значимыми для личности воздействиями, или же слабыми, но длительно действующими раздражителями. Особенности состояний зависят и от свойств личности, в первую очередь от типологических и характерологических особенностей человека. Так, например, в незнакомом обществе сангвиник возбуждается, растет его активность, в то время как меланхолик теряется и может испытывать состояние подавленности и угнетенности. Оказывают влияние на состояние и характер человека в целом, его моральные качества. Одного удручают общественные замечания или сознание собственной вины, а другой остается безразличным к этому. Человек мнительный склонен к тревожно-настороженному состоянию, уверенный в себе остается спокойным даже в сложной обстановке, при решении трудных задач. Можно ли говорить о том, что состояния становятся чертами характера? По нашему мнению, они могут превратиться в типичный для личности фон поведения. Состояния - лишь временный уровень активности личности, и сами по себе они характеризуют человека только временно. Однако, если одни и те же состояния часто повторяются, они могут определить тенденции в развитии характера или окрашивать его проявления в определенный тон.
Установившееся состояние прямо сказывается на последующем возникновении и течении психических процессов. При одних состояниях наблюдается ускорение, при других - замедление психической деятельности. Состояние настраивает на определенный лад течение процессов. При той же частоте и силе раздражения, пишет А. А. Ухтомский, реакция зависит от состояния, и отныне поэтому акцент ставится на состоянии. Если состояние возникло, оно определяет особенности протекания процессов (тонус, темп и ритм), и теперь отражение действительности зависит не только от характера внешних воздействий, но и от внутреннего состояния человека. Вот почему одни и те же воздействия вызывают различный эффект у одного и того же человека в зависимости от его состояния.
Важным вопросом проблемы является классификация состояний. И. П. Павлов дал классификацию основных состояний высшей нервной деятельности, опираясь на которую можно объяснить определенные виды психических состояний человека. Он писал: «На одном конце стоит возбужденное состояние, чрезвычайное повышение тонуса раздражения, когда делается невозможным или очень затрудненным тормозной процесс. За ним идет нормальное, бодрое состояние, состояние равновесия между раздражительным и тормозным процессами. Затем следует длинный, но тоже последовательный, ряд переходных состояний к тормозному состоянию. Из них особенно характерны: уравновешенное состояние, когда все раздражители, независимо от их интенсивности, в противоположность бодрому состоянию, действуют совершенно одинаково; парадоксальное, когда действуют только одни слабые раздражители или и сильные, но только едва, и, наконец, ультрапарадоксальное, когда действуют положительно только ранее выработанные тормозные агенты,— состояние, за которым следует полное «Тормозное состояние».
Возбужденное общее состояние можно рассматривать как аффективное, затрудняющее дифференцировку и тем самым нарушающее как теоретическую, так и практическую деятельность человека. Павловское «нормальное бодрое состояние» объясняет оптимальное психическое состояние, при котором наиболее успешно протекает мыслительная деятельность и волевая активность человека. Затем идет ряд «переходных состояний», хорошо объясняющих и эмоциональную депрессию, и рассеянность, и некоторые состояния, стоящие на грани патологии психической деятельности.
Как известно, большое внимание философы и психологи уделяли вдохновению как творческому состоянию личности. Спрашивается, является ли это состояние нормально бодрствующим или состоянием повышенной возбудимости? Очевидно, ни то, ни другое физиологическое состояние не может рассматриваться как лежащее в основе вдохновения. Вдохновение, хотя и является общим состоянием, сказывающимся на течении мыслительных, эмоциональных и волевых процессов, очевидно, имеет и избирательный характер возбуждения сигнальных систем действительности.
Видимо, не все известные состояния психической деятельности укладываются в классификацию И. П. Павлова.
При классификации состояний следует учитывать не только уровень тонуса высшей нервной деятельности, степень широты захвата коры возбуждением или торможением, характеризующим уровень активности или пассивности, но также и то, какую сигнальную систему и в какой степени оно затрагивает. Исходя из этого, можно говорить об активном и пассивном, о парциальном и общем состоянии (о состоянии одной анализаторной системы и состоянии коры в целом), наконец о состояниях творческом и репродуктивном.
Исследования грузинских психологов проблемы установки раскрывают, по нашему мнению, не общее, а парциальное состояние: установка зрительного анализатора, установка кожно-мускульного анализатора руки и т. п. Можно говорить и о парциальных состояниях первой или второй сигнальной системы. Бывают состояния оптимального возбуждения первой сигнальной системы по преимуществу, и тогда имеет место яркость образов и большая их динамичность. Оптимальное состояние в деятельности второй сигнальной системы приводит к тому, что логическое мышление приобретает особую силу и продуктивность. На эти факты указывал и И. П. Павлов при освещении высшей нервной деятельности человека в норме и патологии.
Следует говорить и об избирательном возбуждении и торможении в коре и подкорке соответствующих им состояний: активности подкорки и приторможенности коры - истерическое состояние, и, наоборот, о торможении подкорки при возбуждении коры - астеническое состояние и т.п. И, наконец, можно построить чисто психологическую классификацию состояний, отправляясь от классификации психических процессов. В таком случае нужно выделить интеллектуальные, эмоциональные и волевые состояния. Это будут: положительное или отрицательное состояние умственной деятельности, различные настроения, и, наконец, настроенности воли (состояние решительности или нерешительности). Безусловно, что эмоциональное состояние, как и состояние ума и воли, является только до известной степени парциальным, так как каждое из них оказывает влияние на другие.
Общим психическим состоянием является внимание, которое имеет столь же важное значение как для интеллектуальной, так и волевой деятельности личности.
Н. Д. Левитов предложил такую классификацию психических состояний: 1) состояния личностные и ситуативные. Первые характерны для личности, вторые обусловлены ситуацией; 2) состояния глубокие и поверхностные. Например, страсть более глубокое состояние, чем настроение; 3) состояния, положительно или отрицательно действующие на человека. Апатия - отрицательно действующее состояние, а вдохновение вызывает подъем всех сил; 4) состояния продолжительные и краткие; 5) состояния более или менее осознанные[8]. Приведенная классификация полезна, она помогает ориентироваться в разнообразных состояниях человека.
Важным вопросом проблемы психических состояний является вопрос о механизме состояний.
Выше мы говорили о том, что состояние возникает под влиянием определенных раздражителей (значимость, сила, частота повторяемости, длительность действия и т. п.). Оно повторно возникает благодаря образованию и укреплению условного рефлекса.
На вопрос о механизме его действия отвечает учение Ухтомского о доминанте. Всем известен классический случай действия доминанты на поведение лягушки в период весенней течки. Любое раздражение в то время ведет к усилению обнимательного рефлекса. Доминанта «держит» процесс на определенном уровне, она регулирует энергию, идущую от раздражений. Внимание как состояние А. А. Ухтомский объяснял действием доминанты. При внимании имеют место ясное восприятие, продуктивность мышления и производительная деятельность. Внимание к чему-либо ведет к повышению возбудимости соответствующего анализатора и понижению возбудимости других. Доминанта, возникая на основе прошлых воздействий, запечатленных в мозгу, регулирует поведение человека в настоящем. «Из следов протекшего вырастают доминанты и побуждения настоящего для того, чтобы предопределить будущее». [9]
Доминанта - это временный механизм деятельности мозга, она составляет, по А. А. Ухтомскому, след и может быть вновь воспроизведена под влиянием адекватного раздражителя. Учение о доминанте проливает свет на поставленный И. М. Сеченовым вопрос о том, как возобновляется психическая деятельность после перерыва. Вместе с тем оно проливает свет и на явление превращения состояний (временных доминант) в устойчивые психофизиологические образования личности. <...>