Умение осуществлять итоговый самоконтроль
Ученики чаще всего не в состоянии осуществлять итоговый самоконтроль при выполнении письменных работ, их необходимо обучать контролю с помощью специальных методов — планомерно, тщательно, длительно. Важно убедить учеников в том, что самопроверка дает возможность получить за письменную работу более высокую отметку. («Лучше, если учитель найдет в твоей работе исправления, хуже, если он найдет в ней ошибки».)
Логопеду приходится убеждать и учителей. Их нужно просить сотрудничать с детьми: поощрять стремление ребенка проверить написанное, давать дополнительное время на проверку текста, не снижать отметку за исправления в диктанте, если они сделаны аккуратно и по правилам.
Целесообразен такой способ самоконтроля, при котором проверка делится на три этапа. На каждом из них внимание ребенка сосредоточено на поиске специфических ошибок и недочетов в письменной работе. Для каждого из этапов разработана памятка, в которой дан алго-
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
ритм действий по проверке и перечислены группы ошибок, на которых следует сосредоточиться.
Этапы самопроверки
I этап— поиск специфических (дисграфических) оши-
бок в слове, не связанных с усвоением грамматических норм.
II этап— поиск орфографических ошибок в слове.
III этап— поиск пунктуационных, грамматических и
смысловых ошибок в структуре целого предложения.
На I и II этапах работы возможно использование вспомогательных приспособлений, позволяющих ребенку выделить слово из текста и сосредоточить на нем свое внимание. Таким приспособлением может служить проверочная карточка — прямоугольник из картона размером в половину тетрадной страницы, на верхней инижней грани которого вырезаны «окошки» для выделения длинного и короткого слова.
1. «Возвращение к началу».Логопед предлагает ученикам объединиться в пары. Каждая пара получает текст, в котором, как объясняет логопед, допущена всего одна ошибка в слове — по невнимательности. Чтобы ее найти, нужно воспользоваться карточкой- «проверялкой». Один ученик двигает карточку от конца текста к началу и «ловит» в окошко целые слова. Другой ученик читает «пойманное» слово по слогам точно так, как оно написано. Важно не пропустить ни одного слова и не допускать чтения по догадке. Учащиеся, раньше всех обнаружившие слово с ошибкой, поднимают руки.
Логопедические занятия
* Упражнение является подготовительным. Оно приучает детей к использованию при проверке карточки- «проверялки», к чтению текста от конца к началу (это помогает избежать чтения по догадке), к послоговому чтению написанного слова. Работа в парах делает упражнение неутомительным, поиск единственной ошибки стимулирует внимание и темп деятельности детей.
Целесообразно использовать такое упражнение на 3-4 занятиях подряд.
2. Ищем«случайные» ошибки (I этап самопроверки). Работать можно индивидуально или в паре. Действия по проверке текста аналогичны описанным в предыдущем упражнении, но добавляется очень важный компонент — карточка-памятка. Возможность пользоваться карточкой на начальном этапе овладения навыком самоконтроля делает проверку более эффективной, значительно повышает активность детей. Известный психолог П.Я. Гальперин отмечал, что, беря карточку, школьник «получает орудие в собственные руки» и становится хозяином положения, в то время как при ее отсутствии он является пассивным исполнителем чужих указаний.
Памятки ученик может поместить в портфолио в раздел «Я учусь учиться».
Памятка Проверь свою работу
(Первая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
• Не пропустил ли ты букву?
• Не добавил ли лишнюю букву?
• Не написал ли вместо одной буквы другую?
• Правильно ли ты изобразил каждую букву?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!
3. Ищем орфографические ошибки(II этап самопроверки). Дети проверяют текст второй раз, сосредоточиваясь на поиске орфографических ошибок. Сделать это им помогает уже другая карточка-памятка.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ СО ШКОЛЬНИКАМИ
Логопедические занятия
Памятка Проверь свою работу
(Вторая проверка) Проверь отдельно каждое слово, начиная с последнего:
• Не словарное ли это слово?
• Есть ли в слове орфограммы? Какие?
• Обозначь опасные места.
• Где возможно, подбери проверочные слова.
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!
4. Проверка предложений (III этап самопроверки). Ребенок проверяет каждое предложение, начиная с первого. Карточка-«проверялка» уже не нужна. Используется только памятка.
Памятка Проверь свою работу
(Третья проверка) Проверь целиком каждое предложение, начиная с первого:
• Не пропустил ли ты слово?
• Не написал ли лишнее слово?
• Как написаны предлоги и союзы?
• Правильно ли слова связаны друг с другом? (Проверь окончания.)
• Есть ли точка в конце и заглавная буква в начале предложения?
• Есть ли необходимые запятые и другие знаки?
Если в твоей работе больше нет таких ошибок, ты — молодец!
* Приведенные примеры памяток рассчитаны на учащихся 3-4 классов.
В случае если какие-то ошибки остаются не найденными ребенком, логопед отмечает их на полях соответствующей строки цифрами 1, 2 или 3 в зависимости от типа ошибок. Если и в этом случае ребенок не может обнаружить ошибку, то логопед указывает слово или предложение, в котором она допущена. И только если ошибка так
и остается необнаруженной, логопед вместе с ребенком осуществляет разбор и помогает ее найти.
Очень важно, чтобы ученик постарался найти все ошибки сам.
5. «Помогите Кузе». Детям (индивидуально или в парах) предлагаются карточки с текстами из сборника Н.М. Бе-теньковой «Орфография в рифмовках». Дается задание: за 2 минуты помочь Кузе исправить все ошибки.
Разве можно без улыбки Разве можно без улыбки
Видеть Кузины ошибки! Видеть Кузины ошибки!
Пишет Кузя, наш дружок: Он в тетради написал:
«Сел варенье код пушок, «Карандаш, портфель, пинал,
Он конфетку сел, а булкой Ручки и тетратки
Поделился с другом булькой». У меня в порядке».
Быстро Кузе помогайте, Быстро Кузе помогайте,
Где ошибки — исправляйте! Все ошибки исправляйте!
МОДУЛЬ D
Умение самостоятельно