Глава 2. психология детей с дисгармоническим складом личности
IV.2.7. ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ ДЕТЕЙ
С ДИСГАРМОНИЧЕСКИМ СКЛАДОМ
ЛИЧНОСТИ
Раздел посвящен психологическим особенностям детей и подростков при различных типах дисгармонического развития личности.
Основными задачами данного направления специальной психологии являются:
1) разработка методов, направленных на раннее выявление при
знаков патохарактерологического развития ребенка;
2) описание «слабых» и «сильных» сторон психосоциального
развития детей и подростков при различных вариантах патохарак
терологического развития;
3) разработка системы психолого-педагогических методов кор
рекции и профилактики патохарактерологического развития в дет
ском возрасте.
Когда говорят о различных типах дисгармонического развития личности, о степени отклонения личности от нормального развития, речь идет о патологических типах характера.
Характер (от греч. charakter — отличительная черта, особенность) определяется как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей, личности, проявляющихся в деятельности и общении. Характер является результатом взаимодействия темперамента человека и условий воспитания. Формируясь на базе основных свойств темперамента, однозначно им не предопределяется. Существенный вклад вносит воспитание и формирующийся под |его влиянием уровень морального, интеллектуального, эстетического развития человека (Лебединский М.С., Мясищев В.Н., Рубинштейн С. Л. и др.).
: Суть различий между характером и личностью хорошо сформулирована Ю. Б. Гиппенрейтер: «...черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности — то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те Же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами» (Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. — М., 1988. — С. 259).
Характер, его тип самым непосредственным образом обусловливает успешность социализации, выражающейся в различных
едение |
Ж |
устройств | 5 УРОВНЯ. | эзоподоб | , изучаю! | н Гр | еловек, | юновнь: | 1турами | UJ рз О\ | ря ^ ^ та ев |
£U | я | к | X | О | Л | ||||
е | & п о | а * я | X S hrt | я рэ .1 | н э м | о та | и О) W | ев та |
о и о g
А ев о
«
зв е |
^S3
» v н
И S S
S Д п
Л ев *
§!£
Е х » о
а о о о
я
часто малорослы, узки в плечах, имеют тонкую кожу, слаборазвитую мускулатуру;
атлетический тип. Это обычно человек среднего или высокого роста, с широкими плечами, мощной грудной клеткой;
пикнический тип. Это человек, как правило, среднего роста, с короткой шеей, склонный к ожирению, со слаборазвитыми мышцами.
Типы конституции, а также их сочетание дают, по Э.Кречме-ру, два противоположных типа патологических личностей: маниакально-депрессивные (циркулярные) и шизофренические. К развитию по первому типу предрасполагает пикническое строение, а по второму — астеническое и атлетическое, в сочетании с некоторой «непропорциональностью телосложения».
Личности пограничные Кречмер называл шизоидными (стоящие ближе к шизофреническим) и циклоидными (отражающие основные симптомы маниакально-депрессивных психозов).
Дальнейшее развитие учения о психопатиях шло, с одной стороны, в направлении уточнения и дифференциации клинических типологий (П. Б. Ганнушкин, О. В. Кербиков, Г. Е. Сухарева, В. В. Ковалев), а с другой стороны, было направлено на разработку учения о личностях, имеющих пограничный (акцентуированный) характер (К.Леонгард, А. Е.Личко). Последнее направление дало толчок исследованиям по созданию системы психолого-педагогических методов профилактики, выявления и коррекции данных состояний (Э.М.Александровская, С.А.Беличева, И.Н.Гильяшева, И. А. Коробейников и др.).