Задания для самостоятельной работы. 1.Определите, какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сферы темперамента
1.Определите, какие из приведенных прилагательных служат для описания двигательной сферы темперамента, а какие - для характеристики эмоциональной сферы.
Быстрый, подвижный, живой, резкий, вспыльчивый, вялый, импульсивный, чувствительный, жизнерадостный, медлительный, энергичный, стремительный, заторможенный, впечатлительный.
2.Используя рекомендованную литературу, заполните таблицу «Достоинства и недостатки типов темперамента».
Тип темперамента | Достоинства | Недостатки |
Сангвиник | ||
Холерик | ||
Флегматик | ||
Меланхолик |
Свойстватемперамента | Типы темперамента | |||
Холерик | Сангвиник | Флегматик | Меланхолик | |
АктивностьРеактивностьТемп реакцийПластичностьРигидностьЭкстраверсияИнтроверсияСензитивностьТревожностьЭмоциональность |
4.Прокомментируйте следующие выражения:
1) Темперамент - это средство, которым надо научиться управлять для достижения результатов деятельности.
2) Недостатки темперамента могут компенсироваться за счет увлеченности, подготовки, волевых усилий.
3) Темперамент не существует до деятельности или вне деятельности в широком смысле этого слова.
5.Прочтите знаменитый «Салернский кодекс здоровья» в котором даны описания гиппократовских темпераментов. Проанализируйте с точки зрения современной науки, какие черты темпераментов отражены верно, а какие – нет.
Каждый сангвиник всегда весельчак и шутник по натуре.
Склонностью он обладает к наукам любым и способен,
Что б ни случилось, но он не легко распаляется гневом.
Влюбчивый, щедрый, веселый, смеющийся, румянолицый,
Любящий песни, мясистый, поистине смелый и добрый.
Желчь существует, - она необузданным свойственна людям,
Всех и во всем превзойти человек подобный стремится;
Много он ест, превосходно растет и легко восприимчив,
Великодушен и щедр, неизменно стремится к вершинам;
Вечно взъерошен, лукав, раздражителен, смел и несдержан,
Строен и хитрости полон, сухой он и с ликом шафранным.
Флегма лишь скудные силы дает, ширину, малорослость,
Жир порождает она и ленивое крови движенье.
Сну - не занятьям - свои посвящает флегматик досуги...
Только про черную желчь мы еще ничего не сказали.
Странных людей порождает она, молчаливых и мрачных.
Бодрствует вечно в трудах, и не предан их разум дремоте.
Тверды в намерениях, но лишь опасности ждут отовсюду.
6. Ознакомьтесь с материалами, касающимися учета типа темперамента школьников в учебно-воспитательном процессе. Информация представлена без указания типа темперамента в виде четырех блоков (по количеству типов темперамента) и включает три параметра оценки каждого типа (положительные черты, проблемное поле, психолого-педагогические рекомендации). Определите тип темперамента школьников, чьи характеристики даны в каждом блоке и кому адресованы рекомендации.
Предложите свои рекомендации по учету типа темперамента школьников в учебно-воспитательном процессе.
Блок 1. Тип темперамента – ?
Положительное в личности. Энергичность, увлеченность, пытливость, трудоспособность, целеустремленность, возможность влиять на других, непереносимость состояния бездействия, отсутствие боязни перегрузок.
Проблемное поле. Горячность, невыдержанность, нетерпеливость, конфликтность, затруднения в переключении внимания, склонность к бурным эмоциональным вспышкам, смене настроения, демонстрация негативного отношения к антипатичным людям, вызывающее поведение в случае угрозы их независимости, внутренняя позиция превосходства, упрямство.
Психолого-педагогические рекомендации. Удержание от чрезмерной траты энергии, учет склонности к изменению своих решений и увлечений, учет склонности к общению с новыми людьми, требование лучшей сосредоточенности внимания на собственных действиях, поддержание интереса к занятиям, такт и помощь в постановке перспективных целей, обеспечение поля деятельности, которое поглощало бы избыток сил и создавало бы обилие целей, подбор товарищей, логичные требования, частые беседы с целью дать возможность «выплеснуть» эмоции.
Блок 2. Тип темперамента – ?
Положительное в личности. Мобильность, оптимизм, трудоспособность, легкость в устанавливании деловых и эмоциональных контактов, наличие ближайшего друга, одновременное вхождение в состав нескольких групп, отсутствие упрямства, приспособляемость в коллективе.
Проблемное поле. Легкомыслие, поверхностность, высокая внушаемость, бахвальство приобщенностью к взрослой жизни, непереносимость эмоциональных перегрузок, бравирование недостатками, изменчивость настроения.
Психолого-педагогические рекомендации. Учет легкости приспособления к изменяющимся условиям и обстоятельствам, опора на предрасположенность к высокой переключаемости внимания, использование расположенности к лидерству и руководству коллективными действиями, учет склонности к общению с новыми людьми.
Блок 3. Тип темперамента – ?
Положительное в личности. Высокая чувствительность, мягкость, доброжелательность (не всегда), склонность к самоанализу. Неприемлемость заискивания и авансирования успеха.
Проблемное поле. Повышенная эмоциональная ранимость, неуверенность в себе, мнительность. Неустойчивость внимания, заниженная самооценка, подозрительность, вследствие чего обрекают себя на психологическое одиночество, трудности вхождения в новый коллектив. В ситуации, чреватой утратой независимости поведение открыто вызывающее. Раннее (по сравнению с другими) обретение сексуальности. Боязливость, неверие в свои силы.
Психолого-педагогические рекомендации. Мягкое, тактичное, чуткое отношение. Поддержание бодрого настроения, внушение уверенности. Помощь в принятии и исполнении ответственных решений, ободрение при неудачах, подбадривание, предпочтение воздействия похвалой. Учет склонности к ограниченному общению с новыми людьми, включение в жизнь коллектива через подбор товарищей, постепенная постановка легко преодолимых барьеров, поручение временных дел, в которых можно проявить самостоятельность, включение в спортивную деятельность для борьбы с нерешительностью.
Блок 4. Тип темперамента – ?
Положительное в личности. Не участвуют в конфликтах, уравновешены, в меру самолюбивы и самокритичны, с трудом заводят, но легко поддерживают знакомство, устойчивость, постоянство, сложность, терпеливость.
Проблемное поле. Позже всех созревают физиологически, не берут на себя миссию лидера, медлительность, недостаточно развитая коммуникативность, социальный инфантилизм, подверженность влиянию более инициативных людей, лень.
Психолого-педагогические рекомендации. Повышенная ответственность за выполнение заданий, поощрение проявлений самостоятельности и активности, опора на предрасположенность к спокойным и расчетливым действиям в «горячей» обстановке. Воздействие не только похвалой, но и порицанием, дополнительное стимулирование, побуждение к предварительному планированию своих действий. Отсутствие немедленного выполнения требований, предоставление возможности примириться с необходимостью выполнения действия.
7. Подготовьтесь к обсуждению темы «Совместимость людей с разными темпераментами». Используйте рекомендованную литературу [12], [13], [14] и другие источники. В процессе подготовки продумайте ответы на следующие вопросы: 1) Верно ли, что для совместной жизни или деятельности надо выбирать или очень похожего на тебя человека или же - свою полную противоположность? 2) На чем основывается это мнение? 3) Согласны ли вы с ним?
Определите наилучших и наихудших партнеров для совместной подготовки:
1) к экзамену;
2) к Новому году для перечисленных ниже пар. Свой выбор аргументируйте.
Партнеры взаимодействия:
а) сангвиник - меланхолик;
б) сангвиник - холерик;
в) сангвиник - флегматик;
г) сангвиник - сангвиник;
д) меланхолик - холерик;
) меланхолик - флегматик;
ж) меланхолик - меланхолик;
з) холерик - флегматик;
и) холерик - холерик;
к) флегматик - флегматик.
На занятии для обсуждения темы «Совместимость людей с разными темпераментами» рекомендуется использовать игровое упражнение «Снежный ком»(2-4-8), целью которого является наработка и согласование мнений всех членов группы по обсуждаемой проблеме.
На первом этапе упражнения студенты распределяются по парам, обсуждают возможные варианты партнерства и выбирают 6 наиболее согласованных вариантов.
На втором этапе студенты объединяются в «четверки», обсуждают варианты партнерства, выбранные в парах, и оставляют чуть больше половины из них (например, 7 из 12).
Следующий этап игры предполагает объединение студентов в группы по 8 человек – «восьмерки», в которых обсуждают варианты партнеров для совместной деятельности, выбранные в «четверках» и оставляют ½ часть предложенных. После этого представитель каждой «восьмерки» доводит до сведения всех участников, выбранные его группой варианты партнерства (записывает на доске) и аргументирует их.
В конце упражнения предложения всех «восьмерок» классифицируются, систематизируются, выбираются сходные варианты, и преподаватель подводит итоги группового обсуждения.