Задания для самостоятельной работы. 1. Определите понятие «мировоззрение», его структуру

1. Определите понятие «мировоззрение», его структуру. Сравните философский тип мировоззрения с другими типами мировоззрения (мифологическое, религиозное, художественное, обыденное, научное).

2.[1]. Изучите специфику философского познания и его методов.

3. Выявите основные разделы философского знания.

4*. Определите главный и основной вопросы философии и их значение для философского познания.

Рекомендации по выполнению заданий для
самостоятельной работы

Уяснение темы целесообразно начать с истории возникновения самоназвания философии как «любви к мудрости», «любомудрия». Подробное изложение указанного вопроса дано в работе А.Н. Чанышева «Начало философии». Однако философия – не только вид мудрости, знания, но и способ рационально-практического самосознания, т.е. мировоззрения. Поэтому необходимо уяснить, что такое мировоззрение, какова его структура, определить общее и особенное в таких видах мировоззрения как философия, мифология, религия, а также соотнести философию с такими видами духовности как художественное сознания, обыденное сознание, научное сознание. Все это дает возможность разобраться в вопросах специфики философского познания, его методов. Для этого необходимо выделить и различить между собой главный вопрос философии (что такое поистине человек, его истинное место и назначение в мире) и основной вопрос философии (что первично: бытие или мышление – первая сторона основного вопроса философии; познаваем ли мир – вторая сторона основного вопроса философии), от ответа на который зависит решение всех других вопросов философии, в том числе и главного вопроса философии.

Точная формулировка основного вопроса философии позволяет провести четкую классификацию философских школ, направлений и течений. Для этого целесообразно ознакомиться с работой Ф. Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Далее необходимо определить структуру философского знания, выяснить роль и значение онтологии, гносеологии (эпистемологии), философской логики, аксиологии, философских дисциплин – этики, эстетики, для решения главного вопроса философии. Особое внимание следует уделить соотношению философии и ее истории, связав этот вопрос с выяснением причин, условий возникновения философии и особенностей ее творческого развития.

Наконец, необходимо ознакомиться с основными историческими типами самоопределения философии.

Контрольные вопросы для самопроверки

1. Что означает термин «философия», как он появился?

2. Что такое мировоззрение, какова его структура и виды?

3. Что роднит и что отличает философию от других форм мировоззрения (мифологии, религии, науки и др.)?

4. Каковы основные черты философского мышления?

5. Различите объект и предмет философии?

6. Какова структура философского знания?

7. Определите и различите главный и основной вопрос философии?

8. Каковы причины возникновения философии?

9. Каковы основные формы самоопределения современной философии?

10. Почему нельзя понять философию без знакомства с ее историей?

Рекомендуемая основная и дополнительная учебная литература и иные источники:

1.1 – 1.2; 2.1 – 2.5.

Тема 1.2. Философия древнего мира (Индия, Китай, Античность)

Социально-экономические, политические, общекультурные и духовные предпосылки возникновения древнеиндийской философии. Особенности первобытного арийского мифологического и религиозного мировоззрения и его влияние на становление индийской философии. «Веды» («Самхиты», Брахманы», «Араньяки», «Упанишады») как литературный источник древнеиндийской философии. Ведийский период (XV-VII вв. до н.э.) – эпоха формирования древнеиндийской философии. Эпический период (VI - II вв. до н.э.) – поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата» и развитие древнеиндийской философии. Ортодоксальные (санкхья, йога, миманса, веданта, ньяя) и неортодоксальные (джайнизм, буддизм, материалистическая школа чарвака-локаята) учения. Учение индуизма о главных добродетелях, судьбе и основах человеческой деятельности. Социально-экономические, политические, общекультурные и духовные предпосылки возникновения древнекитайской философии. Пятикнижие «У цзин» («Книга песней» - «Ши цзин»; «Книга перемен» - «И цзин»; «Книга обрядов» - «Ли цзы»; «Книга истории» - «Шу цзин»; летопись «Чунь цю») - как основа мировоззрения древних китайцев и исток древнекитайской философии. Основные черты древнекитайских мифологических представлений о возникновении мира и человека и их гармонии. Центральные понятия китайской философии: Инь, Ян, Великая Триада. Понятие Дао и его различные трактовки. Учение Конфуция - своеобразный тип восточной мудрости. Антропоцентризм философии Конфуция, размышления о природе человека, его основных достоинствах и условиях их развития. Разработка принципов «доброго правления». Моизм (Мо Ди) – своеобразие философского мировоззрения. Школа древнекитайских номиналистов (Хуей Ши, Гунсунь Лун). Основные положения философии даосизма. Центральные идеи учения Лао-цзы. Философская школа законников («Легизм»). Шан Ян, Хань Фэй-цзы - противопоставление конфуцианскому ритуалу (ли) закона (фа), отказ от методов морального принуждения в пользу методов правового принуждения и наказания.

Социально-экономические, политические, общекультурные и духовные предпосылки возникновения древнегреческой философии. Античная философия - интеллектуальная революция во взглядах древних на мироустройство. Учение милетских философов (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) о первоначалах мира. Основные положения философии Гераклита и Пифагора. Категории бытия и небытия, «мир мнения» и «мир истины» у элеатов (Ксенофан, Парменид). Апории Зенона. Натурфилософия Эмпедокла и Анаксагора. Становление личностного самосознания в философии софистов (Протагор из Абдер, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт). Атомизм Левкиппа и Демокрита. Жизнь и учение Сократа.

Сократические школы: «киники» (Антисфен, Диоген Синопский, Кратет Фиванский и др.); киренаики (Аристипп Киренский, Феодор, Диагор Мелосский и др.) Философия Платона – совершенная система объективного идеализма. Этика и политика Платона. Критика Аристотелем теории идей Платона. Онтология, теология, физика, космология, гносеология, логика, наукоучение, психология, этика, социально-политические, экономические, эстетические взгляды Аристотеля. Специфика философии эллинского периода (338 г. до н.э. – 30 г.н.э.). Философия Эпикура. Стоя (стоицизм IV в. – середины II в. до н.э.): Зенон Китионский, Клеанф, Хрисипп). Скептицизм (Пиррон, Тимон из Флиунта, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Энесидем и Агриппа). Специфика. Римской философии (II в. до н.э. – VI в. н.э.). Цицерон как родоначальник латинской философии. Тит Лукреций Кар – атомистический материализм. Римские стоики – Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и особенности их учений. Неоплатонизм – Плотин, Прокл, Порфирий, Ямвлих.

Практическое занятие «Философия древнего мира
(Индия, Китай, Античность)»

(форма обучения: очная, заочная)

1. Философия Древней Индии.

2. Философия Древнего Китая.

3. Предпосылки возникновения философии в Древней Греции. Классификация периодов развития античной философии. Досократический период античной философии.

4. Основные школы и течения классической древнегреческой философии. Основные школы и течения философии эпохи эллинизма. Философия эпохи поздней античности.

Наши рекомендации