Mid-course energiser (Заряд энергией)

. "Передай другому" ITCM

Краткий обзор

Участники как можно быстрее передают друг другу карты с целью в командной работе . Это упражнение используется как способ преодоления скованности участников.

Цели

1. Активизировать взаимодействия команды.

2. Разогреть группу.

3. Установить связь в каждой команде.

4. Вводить и применять синергию.

Необходимое время

10-15 минут (в зависимости от размера группы).

Размер группы

Неограничен, но группу необходимо разбить на подгруппы по 5-7 человек.

Необходимый материал

Набор игральных карт для каждой группы.

Процедура

1. Разбить группу на подгруппы по 5-7 участников.

2. Члены каждой подгруппы садятся в линию. Желательно, чтобы участники подгрупп могли видеть друг друга (это помогает соревнованию).

3. Сообщить подгруппам, чтобы они заняли свои места и что это игра - соревнование.

4. Правила:

Игроки с одного конца каждой линии должны брать одну карту из колоды карт, которая располагается на полу около их кресла. Карту они передают ближайшему к ним участнику их подгруппы. Второй член команды передает ее третьему члену команды, и так далее. Когда последний член команды получает карту, он должен положить ее в колоду около своего кресла.

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Если член команды роняет карту, то остальные члены должны ждать, пока поднимут карту, а затем продолжать. Каждый член команды не должен держать более одной карты одновременно.

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Все 52 карты должны быть использованы и подсчитаны в конце игры.

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Перед началом игры у команд будет 5 минут, чтобы спланировать свою стратегию.

8. 5. Команда, которая заканчивает упражнение первой, объявляется победителем.

Вопросы для обсуждения

1. Как победившей команде удалось победить?

2. Кто проводил 5-ти минутный плановый сеанс? Почему?

3. Кто уронил карты? Почему? (Из-за стресса?)

4. Имела ли стадия планирования какое-то значение для групп? Почему?

5. Может ли это упражнение проводиться на рабочем месте?

Варианты

1. Можно завязать глаза всем или некоторым из членов команды.

2. Вместо игральных карт можно использовать монеты.

3. Карты можно передать обратно по ряду.

Источник

'Who am I?: A Getting Acquainted Activity', J. William Pfeiffer and John E. Jones, A Handbook of Structured Experiences/or Human Relations Training, Volume 1, University Associates, California, 1975.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

6. "Соедините точки" IMP

Краткий обзор

Это простое, но эффективное упражнение заставляет участников подумать о том, что происходит вне нашего ограниченного пространства. Его можно также использовать, чтобы заполниться время вначале дня при ожидании опаздывающих.

Цель

Дать возможность участникам увидеть, что ответы на некоторые проблемы лежат вне их нормальной границы мышления.

Необходимое время

10-15 минут

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

3 листа бумаги и ручка для каждого участника. Белый ватман, чтобы нанести точки, или подготовленную прозрачную пленку.

Процедура

9. 1. Сообщите участникам, что наш путь решения проблем – это традиционный путь. Раздайте бумагу и ручки.

10. 2. Дайте участникам 9-точечную задачу. Сообщите им, что у них есть 2 минуты, чтобы соединить точки 4 последовательными прямыми линиями. Нельзя отрывать ручку от бумаги или повторять линию.

11. 3. Через 2 минуты покажите участникам, как это сделали. Подчеркните мысль, что они должны думать вне рамок своего мышления, которые мы иногда ставим.

12. 4. Затем дайте им 12-точечную задачу. Они должны соединить 12 точек с помощью 5 последовательных прямых линий. Опять нельзя отрывать ручку от бумаги или повторять линию.

13. 5. Для участников, у которых не получилось правильно решить задачу, покажите ответ и вновь закрепите мысль о том, что необходимо мыслить вне границ нашего мышления.

14. 6. Наконец дайте им 16-точечную задачу. Они должны соединить l6 с помощью 6 последовательных прямых. По-прежнему нельзя отрывать ручку от бумаги или повторять линии.

15. 7. Показать решение всем участникам, которые не смогли найти ответ. Снова подтвердите мысль, что они должны расширять границы своего мышления.

16. 8. Необязательно: перед завершением этого упражнения скажите группе, что есть второе решение для соединения 9 точек. Пусть они поломают голову над вторым способом.

Вопросы для обсуждения

4. 1. Смог ли кто-нибудь решить все 3 задачи?

5. 2. Каждый ли теперь видит, что мы расширяем границы нашего мышления?

6. 3. Можно ли это упражнение провести на рабочем месте?

Варианты

  1. 3 упражнения могут использоваться в разное время в течение курса.
  2. Можно использовать только 1 или 2 задачки.

Соедините точки:

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

Решения

 
  Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

10."3-х минутный тест" ICM

Краткий обзор

Этот тест покажет, как участники воспринимают письменную информацию.

Цель

Развить навыки коммуникации.

Необходимое время

10 минут.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Копия '3-минутного теста' и ручка для каждого участника.

Процедура

7. 1. После вступительного слова о "коммуникации", сообщите группе, что им дадут 3-минутный тест по коммуникации. Им необходимо следовать инструкциям теста. Вам нужно узнать, проходил ли кто-нибудь этот тест раньше. Они также должны участвовать, при этом помнить об условиях теста.

8. 2. Перед каждым участником положите ручку и копию '3-минутного теста' лицом вниз. Сообщите им, что у них будет 3 минуты, чтобы пройти тест.

9. 3. Когда участники завершат тест, проведите обсуждение о восприятии информации в процессе в коммуникации.

Вопросы для обсуждения

7. 1. Кто следовал инструкциям?

8. 2. Кто записал только свое имя в правом верхнем углу?

9. 3. Как ощущают себя те участники, которые следовали всем инструкциям, кроме первой?

Варианты

Некоторые вопросы могут быть изменены в соответствии с рабочей средой или важностью тех или иных вопросов.

Минутный тест

или

Как мы воспринимаем информацию?

41. 1. Прочитайте все пункты теста, перед тем как его выполнять.

42. 2. Напишите Ваше имя в верхнем правом углу этого листа.

43. 3. Во втором пункте обведите слово «имя».

44. 4. Нарисуйте пять маленьких квадратов в левом верхнем углу этого листа.

45. 5. Произнесите громко свое имя.

46. 6. Снова напишите свое имя под вторым заголовком этого теста.

47. 7. После первого заголовка напишите «Да», «Да», «Да».

48. 8. Обведите в круг пятый пункт.

49. 9. Поставьте 'X' в нижнем левом углу этого листа.

50. 10. Если вам нравится этот тест, скажите «Да», если нет, скажите «Нет».

51. 11. Громко произнесите свою фамилию.

52. 12. На правой стороне этого листа умножьте 66 на 7.

53. 13. Нарисуйте прямоугольник вокруг слова 'лист' в пункте номер четыре.

54. 14. Если Вы думаете, что четко следовали инструкциям, скажите «я следовал».

55. 15. На левой стороне этого листа напишите 69 и 98.

56. 16. Посчитайте вслух от 10 до 1 в обратном порядке.

57. 17. Поднимитесь, один раз повернитесь вокруг и садитесь.

58. 18. Скажите вслух «я почти закончил, я следовал инструкциям».

59. 19. Если Вы сказали это первым, скажите, «я – лидер на этом этапе теста».

60. 20. Теперь, когда Вы внимательно все прочитали, как сказано в пункте 1, выполняйте только пункт № 2.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

12. "Игра чисел" IMLES

Краткий обзор

Это упражнение покажет участникам, как важна практика при обучении.

Цели

1. Дать возможность участникам увидеть, как практика способствует обучению.

2. Дать возможность группе подумать о практике и оценить ее.

Необходимое время

10-15 минут.

Размер группы

Неограничен, но с группой более 12-18 человек будет работать сложнее.

Необходимый материал

Каждому участнику дать ручку и 6 копий «Игры чисел». Потребуются также часы с секундной стрелкой и флипчарт или белую доску.

Процедура

7. 1. Дать каждому участнику ручку и 6 копий «Игры Чисел». Положите эти листы лицом вниз и скажите, чтобы участники не трогали листы, пока их не попросят перевернуть.

8. 2. Сообщить группе, что они будут участвовать в эксперименте «практика обучающегося». Сообщите им, что на листах, которые им дали, расположено 80 последовательных чисел (от 1 до 80). Номер 1 обведен в круг, чтобы показать, откуда следует начинать. Сообщите им, что после того, как они перевернут листы, у них будет 1 минута, чтобы с помощью ручки соединить как можно больше последовательных чисел, начиная с номера 1. Через минуту они должны повернуть листы лицом вниз и ждать следующей команды.

9. 3. Скажите участникам поставить №1 на обратной стороне этого листа. Теперь скажите им перевернуть листы и соединить числа. Остановите их через 1 минуту, и попросите перевернуть листы лицом вниз.

10. 4. Теперь попросите, чтобы участники поставили №2 на обратной стороне второго листа. Повторите упражнение. Проделайте то же самое на всех 6 листах.

11. 5. Теперь попросите участников сказать вам, до какого числа они дошли в первом задании. Зафиксируйте эту информацию на белой доске или флипчарте. Сделайте то же самое для остальных заданий.

12. 6. Будет очевидно, что очки каждого участника росли с каждым новым испытанием. Если есть время, для более полного сравнения вы можете посчитать общее количество по индивидуальным испытаниям.

Заметьте: в примере номер ‘1’ расположен в верхнем левом секторе. Затем числа по очереди переходят в правый верхний сектор, затем в нижний левый сектор, нижний правый сектор и назад к верхнему левому сектору. Таким образом расположены все 80 чисел.

Вопросы для обсуждения

1. Почему количество набранных очков увеличивалось?

2. Были ли такие, у кого количество очков не увеличивалось? Почему?

3. Кто-нибудь нашел ключ к последовательности расположения чисел?

4. Можем ли мы использовать этот опыт в наших тренингах?

5. Сколько нужно практиковаться, чтобы обучающиеся достигли определенных успехов?

Варианты

Количество листов может быть уменьшено или увеличено, в зависимости от потребностей группы и ограничения по времени.

Источник

'The Numbers Game', John W. Newstrom and Edward E. Scannell, Games Trainers Play, McGraw-Hill, Inc., New York, 1980.

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

13."Что Вы видите?" CMP

Цель

Дать возможность участникам увидеть, что каждый воспринимает вещи по-своему.

Необходимое время

5 минут.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Рисунок 'Старуха / Молодая женщина '.

Процедура

4. 1. Поместите рисунок на экран, и попросите участников несколько секунд посмотреть на изображение. Сообщите им, что они ищут изображение старой или молодой женщины.

5. 2. Попросите поднять руки, если они видят только старую женщину. Затем пусть поднимут руки те, кто видит только молодую женщину. Наконец, пусть поднимут руки, кто видит и старую, и молодую женщину.

6. 3. Теперь покажите им этих женщин на рисунке. Или пусть это сделает один из участников.

Вопросы для обсуждения

4. 1. Почему мы воспринимаем вещи по-разному?

5. 2. Почему некоторые люди не могут увидеть обеих женщин? Даже после того, как им показали, где они?

6. 3. Как мы можем улучшать наши навыки восприятия?

Варианты

Материал можно дать каждому из участников, если нет проектора.

Источник

'Old Woman/Young Woman', John W. Newstrom and Edward E. Scannell, Games Trainers Play, McGraw-Hill, Inc., New York, 1980, and Edwin G. Boring, 'A New Ambiguous Figure', American Journal of Psychology, July 1930, p. 444.

Что Вы видите?

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

14. "Черепаха, Заяц или Жеребец" IMS

Краткий обзор

Это упражнение можно использовать для представления. Оно может изменяться в зависимости от стадии обучения.

Цели

1. Познакомиться друг с другом.

2. Дать возможность участникам определить свой собственный темп работы.

Необходимое время

10 минут.

Размер группы

До 16 человек.

Необходимый материал

3 знака "Черепаха", "Заяц" и "Жеребец".

Процедура

5. 1. Начать сеанс, проверив, все ли помнят историю о черепахе и зайце.

6. 2. Представить упражнение как разрядку. Скажите участникам, чтобы они внимательно прослушали описания черепахи, зайца и лошади. Затем прочтите эти описания.

7. 3. Поместите 3 знака на стену и попросите, чтобы участники подошли к тому знаку, который характеризует их лучше всего.

8. 4. После того, как все участники определились, скажите им представить себя другим членам группы и объяснить, почему они сделали тот или иной выбор.

Вопросы для обсуждения

Всегда ли люди относятся к одной и той же категории или они изменяются в зависимости от окружения и ситуации?

Варианты

3. 1. Участников можно попросить составить список положительных и отрицательных черт для каждой из категорий.

4. 2. Во время представления участников можно попросить, чтобы они записали свои характеристики на флипчарт.

Источник

Tortoise, Hare or Thoroughbred', Nancy Loving Tubesing and Donald A. Tubesing, Structured Exercises in Stress Management, Volume 2, Whole Person Press, Duluth MN, 1983.

Описания

Черепаха

Предпочитает двигаться вперед медленно и устойчиво.

Не торопится.

Черпает силы, пряча голову.

Имеет сильный защитный панцирь.

Не идет на излишний риск.

Предпочитает размеренную жизнь без потрясений.

Устанавливает собственный темп, выполняет только одно дело в один момент времени.

Заяц

Передвигается быстрыми прыжками.

Хорошо работает под давлением.

Черпает силы в поиске и постоянно бросает вызов.

Хрупкий, проворный и удачливый.

Идет на риск и приключения.

Легко загорается и легко отвлекается.

Всегда выполняет несколько дел одновременно.

Жеребец

Экономия и грация движений.

Изменяет темп в зависимости от ситуации.

Находит энергию в высоком полете.

Всегда контролирует себя.

Проявляет себя в соревновании и вызове.

Ставит четкие цели для определения достигнутого успеха.

Всегда есть незаконченные дела.

 
  Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

 
  Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

 
  Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

17. "Скажите неправду" IMP

Краткий обзор

Это упражнение позволяет участникам немного лучше узнать друг друга.

Цели

4. 1. Представить участников друг другу.

5. 2. Дать возможность участникам познакомиться друг с другом.

6. 3. «Расшевелить» людей после перерыва.

Необходимое время

10-30 минут, в зависимости от величены группы.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Приз.

Процедура

4. 1. Сообщите участникам, что им нужно представить себя по очереди другим членам группы. Это представление должно включить такие пункты, как имя, должность, интересы, хобби и так далее. Скажите им, что какая-нибудь информация о себе должна быть неправдой.

5. 2. Теперь участники могут представиться. После каждого представления группа должна решить, что из этой информации является ложью.

6. 3. После того, как каждый представил себя, пусть группа выберет наилучшую придуманную неправду. Того, кто победит, наградите небольшим призом.

Вопросы для обсуждения

4. 1. У кого была наилучшая ложь? Почему?

5. 2. Легко ли понять, когда кто-то лжет?

6. 3. Почему некоторые люди более убедительны?

Варианты

Предположения относительно лжи участников можно отложить на конец представления, или на конец курса. Однако, это означает, что всем участникам нужно будет записать информацию о себе.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

18. "Передай другому историю" CFML

Краткий обзор

Это упражнение предназначено для того, чтобы показать, как могут искажаться сообщения.

Цели

13. 1. Показать участникам, как искажаются переданные сообщения.

14. 2. Дать понять участникам, что им необходимо улучшать свои навыки общения и умение слушать.

Необходимое время

5-10 минут.

Размер группы

Неограничен, но группу нужно поделить на подгруппы приблизительно из 8-10 человек.

Необходимый материал

Копия «Истории»' для каждой группы.

Процедура

5. 1. Сказать группе, что истории могут искажаться, если не используются надлежащая связь и умение слушать.

6. 2. Разбейте группу на подгруппы по 8-10 участников. Участники садятся рядом друг с другом на расстоянии метра.

15. 3. Первому человеку каждой подгруппы выдают копию «Истории», чтобы они тихо ее прочитали.

16. 4. Через пару минут попросите их передать историю человеку, сидящему рядом с ними в подгруппе (шепотом, чтобы другие не слышали).

17. 5. Таким же способом история передается от одного к другому всем членам подгруппы.

18. 6. Когда последнему человеку во всех подгруппах передали окончательную версию истории, он должен рассказать группе то, что им сказали.

Вопросы для обсуждения

5. 1. Насколько близка окончательная версия к оригиналу?

6. 2. Случается ли подобная ситуация на рабочем месте?

Варианты

11. 1. Каждой подгруппе Вы можете дать разные «Истории». После того, как все последние участники подгрупп рассказали группе то, что им сказали, первый должен немедленно прочитать первоначальную версию.

12. 2. Такую же «История» можно применять для всей группы, формирующей цепочку связи.

13. 3. Брать орган от каждой подгруппы вне обучающейся камеры, и читать их 'история', чтобы передать.

14. 4. Записать другую и, возможно, более соответствующую историю для каждой обучающейся группы.

15. 5. Вы можете дать участникам различные уровни организации для представления (то есть, от Генерального Директора к персоналу нижнего уровня). Если Вы это сделали, то каждый участник может сказать группе сообщение, которое они получили, переходя от последнего человека к первому.

История:

Кому: Генеральному Менеджеру

От: Управляющего Директора

Завтра вечером около 19.30, на восточной стороне Сиднейского Портового Моста будет демонстрироваться фейерверк. Такое случилось только однажды, 26 января 1988 года. В качестве знака доброй воли к нашим служащим, я попрошу Вас заказать автобус, чтобы отвести всех служащих к водной стороне балкона Оперы Сиднея. Таким образом, они смогут наблюдать захватывающее представление. Я договорился с одним из организаторов фейерверка, Мистером Спарки Барнером, что перед началом он кратко расскажет служащим о значении фейерверка. Это начнется ровно в 18.30 на балконе. Если будет дождь, фейерверк может быть отменен. В этом случае договоритесь, пожалуйста, о размещении служащих в кафетерии на первом этаже к 19.15, чтобы можно было показать записи предыдущего фейерверка.

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

19. "Охота за предметами" ITCM

Краткий обзор

Это упражнение может использоваться на любой стадии обучения, чтобы «расшевелить» группу.

Цели

7. 1. «Расшевелить» группу.

8. 2. Увидеть, какими находчивыми могут быть члены команды.

Необходимое время

10-15 минут.

Размер группы

Неограничен, но должно быть достаточно предметов для охоты для всех участников.

Необходимый материал

Напечатанный список предметов, которые необходимо найти, для каждой группы, приз (например, коробку леденцов на палочке) для победившей команды.

Процедура

13. 1. Поделите группу на команды по 5-7 человек.

14. 2. Сообщить участникам, что им предстоит «охота» за предметами. Победившая команда получит приз.

15. 3. Дайте список «охоты» за предметами командам. Сообщите им, что они должны использовать свою находчивость, чтобы достать все предметы.

16. 4. Остановите упражнение, когда первая команда соберет все требуемые предметы. Затем группа собирается на вручение награды.

Вопросы для обсуждения

13. 1. Близко ли были другие команды к завершению?

14. 2. Что Вы чувствуете по отношению к победившей команде?

15. 3. Был ли кто-нибудь в Вашей команде находчивее или хитрее других?

16. 4. Был ли кто-нибудь в Вашей команде ведущим? Кто? Почему?

Предлагаемые предметы для «охоты»

31. 1. Женская расческа

32. 2. Скрепка

33. 3. Сегодняшняя газета

34. 4. Горстка земли

35. 5. Железнодорожный билет

36. 6. Число входов в здание

37. 7. Число людей, работающих на этом этаже

38. 8. Чашка холодного кофе

39. 9. Карта улиц

40. 10. Список имен членов команды (полностью).

Обратите внимание: помощник должен составить список, который подходил бы каждой группе. Если позволяет время, можно также включить в список предметы, которые труднее всего найти.

Варианты

Установите время прекращения упражнения, тогда победителем станет команда с наибольшим количеством собранных предметов.

 
  Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

Охота за предметами

Вашей команде необходимо собрать следующие предметы.

Ведущий объяснит Вам условия задания и скажет, сколько у Вас есть времени.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

20. "Зажгите Вашу сигарету" CFMP

Краткий обзор

Упражнение должно показать участникам, какой сложной может быть односторонняя связь.

Цель

Дать возможность участникам увидеть различие между односторонней и двусторонней связью.

Необходимое время

10 минут.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Пачка сигарет и коробок спичек.

Процедура

9. 1. Найдите добровольца, кто думает, что он – общительный человек, и добровольца, кто думает, что он - хороший слушатель.

10. 2. Попросите их встать перед группой. Скажите им, что один из них будет давать другому инструкции, как зажечь сигарету.

11. 3. Пусть добровольцы повернуться друг к другу спиной так, чтобы они не могли видеть друг друга. Сообщите человеку, принимающему информацию, чтобы он не просил повторить или пояснить инструкцию, не задавал никакие вопросы, или вообще не говорил. Затем другой человек начинает давать инструкции.

12. 4. После завершения (или попытки) упражнения, Вы можете провести обсуждение о необходимых требованиях к передачи и приему надлежащих инструкций.

Обратите внимание: во время небольшого опроса Вы должны удостовериться, что добровольцы обладают некоторыми навыками, необходимыми для участия в этом упражнении.

Вопросы для обсуждения

7. 1. Почему инструкции не действовали?

8. 2. Как плохо мы исправляем команды?

9. 3. Как мы должны давать и принимать команды, чтобы они правильно исполнялись?

Варианты

5. 1. Вместо сигарет и спичек можно использовать что-нибудь другое.

6. 2. Вы можете взять добровольца, который получает инструкции в стороне, и попросить его точно следовать инструкциям, возможно даже искажая некоторые команды, но подчиняясь им.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

21. "Зайдите внутрь" ITM

Краткий обзор

Этот быстрое упражнение позволит членам группы лучше познакомиться друг с другом.

Цели

1. Дать возможность группе взаимодействовать друг с другом.

2. Дать группе возможность подвигаться.

Необходимое время

5-10 минут.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Цветная липкая лента.

Процедура

9. 1. Перед началом упражнения прикрепите на пол четыре полосы липкой ленты. Полосы должны образовать квадрат, причем он должен быть достаточным, чтобы все члены группы встали внутри него.

10. 2. В начале упражнения укажите на квадрат и попросите участников войти по одному внутрь квадрата. Вы можете придумать историю, для чего им нужно войти внутрь.

11. 3. Когда все участники будут внутри квадрата, попросите, чтобы они снова вышли. Затем открепите один кусок липкой ленты и переместите его так, чтобы квадрат стал меньше размером. Попросите участников снова по одному зайти внутрь квадрата.

12. 4. Продолжайте таким образом, пока все участники не будут стиснуты и прижаты друг к другу.

Вопросы для обсуждения

7. 1. Чувствовал ли кто-нибудь неудобство во время упражнения. Почему?

8. 2. Как каждый думает о своем собственном пространстве?

9. 3. Имеют ли некоторые культуры различные мнения?

Варианты

5. 1. Делайте это упражнение с членами группы в тишине.

6. 2. Делайте это упражнение с завязанными глазами.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

31. "Давайте поиграем в мяч!" ITCM

Цель

Показать важность активного слушания в процессе дискуссии.

Материалы

Мягкий мячик.

Процедура

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Доставьте мягкий средних размеров мяч. Выберите одного человека из группы и предложите ему поиграть в мячик. Одну-две минуты покидайте мячик.

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru После того как Вы уже пришли к одновременной схеме игры с мячом, пригласите других членов группы присоединиться к Вам. Убедитесь, что никто не забыт, если таковой найдется, киньте мячик ему в руки. Если мячик возвращается к Вам уж слишком часто, то не старайтесь отвечать во что бы то ни стало, а либо роняйте его, либо повернитесь спиной к кидающим.

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Проведите короткое обсуждение того, что только что произошло.

Вопросы для обсуждения

13. 1. Что вы чувствовали, когда только один человек играл со мной в мяч?

14. 2. Заметили ли Вы большую непосредственность в игре, улыбки и всеобщее возбуждение, когда к игре присоединилась вся группа?

15. 3. Какие уроки для нашей группы Вы можете извлечь из этой ситуации? (например, что все мы можем чему-нибудь научиться друг у друга, если все согласимся активно участвовать как в процессе слушания, так и в процессе добавления или обсуждении).

16. 4. Какие групповые навыки необходимы для широкого участия в работе нашей команды?

Советы

Убедитесь, что группа "поймала" несколько уроков из этого упражнения:

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Необходимо всеобщее участие;

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Пассивные игроки не ценятся;

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Необходимы хорошие навыки слушания;

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Наблюдать нужно за всеми.

Если у Вас осталось время

Заставьте группу подумать над тем, почему некоторые люди отказываются от активного участия в игре в игре. Попросите группу составить перечень путей применения навыков "активного слушания"

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

32. "Быстрый обзор" ICFML

Цель

Научиться быстро передавать суть поставленных задач и достигнутых решений.

Материал

Доска или лист для записи ответов.

Процедура

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru После собрания, как раз перед запланированным перерывом, скажите Вашей группе, что дискуссия вышла за пределы первоначальных тем. Для того, чтобы проверить, как они усвоили информацию, попросите их коротко пересказать ключевые вопросы, которые обсуждались.

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Попросите их дать ответы как можно быстрее. После каждого ответа говорите "спасибо, это один", и так до тех пор, пока не будет обозначено десять ключевых вопросов.

Вопросы для обсуждения

10. 1. Сколько человек были удивлены составленным перечнем вопросов?

11. 2. Что ценного в выяснении наиболее важных (по мнению других) вопросов?

12. 3. В чем проявились различия Вашего списка вопросов от остальных?

Советы

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru Количество ключевых вопросов, которое Вы должны получить от группы, выбирается лидером группы. Оно может быть небольшим (например, три) или неограниченным (пока появляются идеи). Это количество зависит как от имеющегося времени, так и от темы дискуссии.

Если у Вас осталось время

Попросите членов группы сначала составить свой собственный перечень. Потом выработайте общий список, это даст возможность каждому участнику сравнить Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru свое понимание важности вопросов со взглядами коллег.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

41. «Кто Вы?» ITCFM

Цель

Чтобы участники познакомились друг с другом в неформальной обстановке.

Процедура

Участники должны записать 3 вопроса, которые они хотели бы задать человеку, которого они только что встретили. Пусть они подойдут к этому творчески и не задают наиболее очевидные вопросы (имя, организация и т.д.).

После 3-5 минутной паузы попросите участников двигаться по кругу, задавая друг другу вопросы, и отвечая на них. Пусть группа встретится с (как можно больше) новыми людьми.

Соберите всю группу вместе, чтобы все представились. После выступления каждого участника, другие должны добавлять ту информацию, которую они узнали об этом человеке. Таким образом, получиться более полная характеристика каждого участника.

Вопросы для обсуждения

13. 1. Что было наиболее интересным из того, что мы узнали о людях? Вы об этом узнали в разговоре за коктейлем?

14. 2. Какой из заданных вопросов был наиболее содержательным?

15. 3. Какие вопросы были наименее удачными? Почему?

Необходимый материал

Не нужен.

Необходимое время

Около 30 минут, в зависимости от размера группы.

Источник

Неизвестен.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены

42. «Обмен долларами / обмен идеями» ITCFM

Цель

Создать атмосферу для открытого обмена идеями между участниками.

Процедура

Попросите у одного из членов группы в долг доллар. Положите его в одну руку, попросив второй доллар в долг у другого обучающегося. Затем аккуратно верните первому заемщику второй доллар, а второму заемщику - первый доллар. Затем задайте риторический вопрос: "Кто-нибудь стал из вас сейчас богаче, чем вы были раньше?" (конечно, никто не стал). Затем покажите группе путем противопоставления, что при обмене идеями у них появляются 2 идеи, т.е. их опыт обогащается.

Варианты

Выдайте каждому участнику 1 (или больше) купюр игровых денег. Сначала пусть они обменяются деньгами, чтобы ощутить то, что богаче они не стали. Затем пусть каждый запишет свою идею на игровой купюре и поменяется банкнотами, или положит их на видное место, где бы участники обнаружили их в свободное время (во время кофе-пауз).

Вопросы для обсуждения

9. 1. Какие факторы не дают нам возможности делиться полезными идеями и взглядами с другими?

10. 2. Что заставляет нас делиться своими идеями с другими на семинарах-тренингах?

Необходимый материал

Для второй процедуры требуются игровые деньги.

Необходимое время

Около 5-10 минут.

Источник

Неизвестен.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

44. "Обсуждение" ICMLS

Краткий обзор

Это упражнение позволит участникам участвовать в разных методах обсуждения.

Цели

11. 1. Представить тему обсуждения.

12. 2. Разогреть группу.

13. 3. Предоставить участникам возможность проверить свои навыки и умение вести переговоры.

Необходимое время.

10 минут.

Размер группы

Неограничен.

Необходимый материал

Долларовая монета для каждой пары участников.

Процедура

1. Попросите, чтобы члены группы разбились на пары, желательно с тем, кого они не знают.

2. Дайте каждой паре долларовую монету.

14. 4. Скажите, что у них есть ровно 5 минут, чтобы решить, кто из них возьмет монету. Единственное правило - они не должны прибегать к физической силе во время обсуждения. Если они не могут решить, кто возьмет монету, она должна вернуться к Вам.

15. 5. Когда время выйдет, проведите дискуссию о методах обсуждения и принятия решений.

Вопросы для обсуждения

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru 1. Какой метод использовался группой?

2. Были ли все обсуждения честными?

3. Как люди чувствовали себя при ограничении времени?

Варианты

1. Используйте монеты или банкноты другой величины.

2. Используйте какой-нибудь другой предмет, который участники могли бы обсудить.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

45. "Знаки" IM

Краткий обзор

Это упражнение – разрядка, которую можно использовать в любое время тренинга.

Цели

1. Узнать, что думают участники в отношении определенных вопросов.

2. Чтобы участники подвигались.

Необходимое время

10-15 минут.

Размер группы

До 24 человек включительно.

Необходимый материал

Комплект из 3 знаков: первый - 'Совершенно согласен', другой - 'Не знаю', и последний - 'Совершенно не согласен'.

Процедура

4. 1. Поместите эти знаки вдоль одной из стен комнаты, чтобы 'Совершенно согласен' и 'Совершенно не согласен' были по краям, а 'Не знаю' в середине.

5. 2. Теперь скажите участникам, что когда произносится какое-нибудь утверждение, каждый должен встать у знака на стене, выражающего их мнение об этом утверждении.

6. 3. Теперь прочитайте утверждение из подготовленного списка текущих спорных или тематических вопросов.

Вопросы для обсуждения

3. 1. Как каждый себя чувствовал при публичном принятии решения?

4. 2. Все ли участники почувствовали, что они умышленно не занимали крайнюю позицию, зная, что за ними наблюдают? Почему?

Варианты

3. 1. Участникам можно предоставить возможность объяснить, почему они выбрали ту или иную позицию.

4. 2. Утверждения могут относиться к вопросам организации, если все участники – члены одной группы.

Знаки

  Совершенно согласен
    Не знаю
  Совершенно не согласен

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

51.«Думай на ногах» IMP

Цели

Улучшить способность к быстрому мышлению в стрессовой обстановке.

Необходимое время

В зависимости от размеров группы, минимум 15 минут.

Необходимые материалы

Коробка спичек.

Процедура

Аналогично упражнению «Преодолей возражения» данное занятие одновременно решает много задач. Нескольким добровольцам предлагается помочь тренеру в демонстрации того как трудно, но важно думать быстро, «на ногах». Как на тренинге по продажам, объявляется возражение клиента, и тренер зажигает спичку, передавая ее затем участнику. Обучающийся должен ответить на вопрос или возражение, пока горит спичка. Как только ответ будет дан, спичку затушат.

Вопросы для обсуждения

1.Помимо спички, какие еще факторы создают затруднения в таких ситуациях?

2.Насколько серьезно « давило» на отвечающего присутствие других членов группы?

3.Есть ли какие опасности для себя самого в слишком быстрых ответах? В чем они заключаются?

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

53.«Метод номинальной группы» ICM

Цели

Добиться более широкого участия слушателей в совместной работе по проблемам и темам.

Необходимое время

30-60 минут.

Необходимые материалы

Лист бумаги для каждой группы.

Процедура

Этот метод является структурированным вариантом методов проведения дискуссий в малых группах. Он позволяет не допустить единоличного доминирования того или иного участника в дискуссиях, побуждает к участию более пассивных людей и позволяет вырабатывать набор структурированных по приоритетам решений и рекомендаций.

1.Разделите участников на малые группы по 5-6 человек, усадив их за столами.

2.Поставьте открытую задачу (например, «Какими способами можно побуждать сотрудников создавать автомобильные пулы для совместных поездок на работу и с работы?»)

3.Предложите, чтобы каждый участник в течение нескольких минут в тишине самостоятельно обдумал, какие идеи он мог бы предложить, и записал их.

4.Вслед за этим группы должны собрать вместе все идеи. Это надо сделать по кругу - каждый высказывает по идее, передавая очередь своему соседу. Идеи отражаются кратко на бумажном листе. Критика не допускается, но можно требовать пояснений.

5.Затем предложите, чтобы участники оценили идеи и индивидуально проголосовали за лучшие из них (самая лучшая получает 5 очков, следующая 4 и т. д.)

6.Голосование проводится и подытоживается в составе групп. Составляется отчет группы, в котором отмечаются идеи, набравшие наибольшее число голосов.

7.Выделите время для кратких докладов групп о сделанных ими выводах.

Вопросы для обсуждения

1.Каковы преимущества этого метода? (Обеспечивает анонимность голосования; создает равные возможности участия для каждого; исключает искажающие моменты, характерные для других групповых методов).

2.Каковы недостатки этого метода? (Голосование не обязательно приведет к совпадению мнений, ограничена возможность «перекрестного оплодотворения» идей; процесс может выглядеть как излишне механистичный).

3.К какого рода проблемам или вопросам этот метод, по вашему мнению, потенциально может быть применен?

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

54.«Мозговой штурм» ICFML

Цели

Дать участникам возможность поупражняться в творческом разрешении проблем.

Необходимое время

10 минут.

Необходимые материалы

Бумажная скрепка на каждом столе для демонстрационных целей.

Процедура

Исследования показали, что творческому подходу можно обучать с помощью простого практического упражнения. Слишком часто, однако, искру новаторского мышления гасят фразы вроде «Мы уже это пробовали в прошлом году» и «Мы всегда так делали» и много подобных суждений.

Устраивается учебный «мозговой штурм». Основные правила «мозгового штурма» сводятся к следующему:

1.Нельзя высказывать критических оценок.

2.Приветствуются взлеты воображения, т.е. чем более сумасшедшая идея, тем лучше.

3.Требуется количество, а не качество.

4.Надо стремиться к соединению идей и их совершенствованию.

Держа в уме эти четыре основных правила, разделите участников на группы по 4-6 человек. Поставьте им задачу в течение 60 секунд перечислить все возможные способы использования бумажной скрепки. Пусть кто-нибудь в составе каждой группы ведет счет числу способов, необязательно записывая их. По истечении минуты попросите группы сначала назвать число придуманных ими способов, а затем привести примеры «сумасшедших» или «заходящих слишком далеко» идей. Выскажите мнение, что «глупые» идеи могут оказаться вполне применимыми.

Альтернативный метод

Можно поручить найти способы усовершенствовать обычный (немеханический) карандаш.

Вопросы для обсуждения

1.Какие оговорки вызывает у вас этот метод?

2.Для какого рода задач больше всего подходит «мозговой штурм»?

3.Какие потенциальные применения вы могли бы найти для метода «мозгового штурма» на работе?

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

55.«Упражнение по мотивации» IMP

Цели

Показать, что мотивация имеет внутреннюю природу, но в то же время внешние стимулы могут подтолкнуть людей на действия.

Необходимое время

10 минут.

Необходимые материалы

Несколько однодолларовых купюр, спрятанных (прикрепленных липкой лентой) с обратной стороны сидений кресел.

Процедура

Поскольку понятие мотивации часто становится предметом кривотолков, подчеркните, что словари определяют мотивацию как нечто «внутри, а не вне человека побуждающее или подталкивающее его к действию». В порядке иллюстрации попросите группу: «Пожалуйста, поднимите правую руку!» Выждав мгновение, поблагодарите группу и спросите: «Почему вы сделали это?» Вам ответят: «Потому что вы попросили об этом», «Потому что вы сказали «пожалуйста»» и т. п.

После 3-4 дальнейших ответов скажите: «Хорошо, теперь, пожалуйста, все встаньте и поднимите кресла». Скорее всего, это не возымеет действия. Продолжите: «Если я скажу, что в комнате под креслами спрятаны долларовые купюры, это даст вам мотивацию встать и поднять кресла?» Большинство не двинутся и в этом случае. Тогда скажите: «Хорошо, позвольте сказать вам, что под некоторыми креслами действительно есть долларовые купюры». (Как правило, два или три участника поднимутся и вскоре вслед за ними встанут почти все). Когда будут обнаружены купюры, подскажите: «Здесь одна и там, впереди еще одна» и т.д.

Вопросы для обсуждения

1.Почему во второй раз потребовалось больше усилий, чтобы «мотивировать» вас?

2.Мотивировали ли вас деньги? (Подчеркните, что деньги часто не являются источником мотивации).

3.Каков единственный реальный путь создать мотивацию? (Согласитесь, если получите ответ по существу, но подчеркните, что единственный путь заставить человека сделать что-либо это добиться, чтобы он сам захотел это сделать).

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

56. «Акцент на позитив» ICMLS

Цели

Сломать самими собой созданные барьеры, которые не дают людям «нравиться самим себе».

Необходимое время

10 минут.

Необходимые материалы

Не требуются.

Процедура

Большинство из нас воспитано считать, что «неправильно» говорить о себе хорошее или, как следствие, о других. Это упражнение направлено на изменение такого подхода. В его ходе в группах по два человека их участники делятся друг с другом самооценками. Каждый должен дать своему партнеру или партнерше ответ на один, два или все три приведенных ниже вопроса:

1.Две черты моего физического облика, которые мне нравятся.

2.Два личных качества, которые мне нравятся в самом себе.

3.Один талант или способность, которые мне нравятся у себя самого.

Вопросы для обсуждения

1.Как много участников, услышав задание, заявили с улыбкой друг другу: «Начинай ты! »?

2.Не показалось ли вам трудным начать выполнять это задание?

3.Как вы относитесь к нему сейчас?

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

59. «Давайте побеседуем»   ICM

Цели

«Расколоть лед» в группе незнакомых друг с другом людей или просто показать использование жестов и их естественную роль в нашем устном общении. Это упражнение может также продемонстрировать, что устное общение становится трудным, когда запрещены неречевые жесты и действия.

Необходимое время

10-15 минут.

Необходимые материалы

Не требуются.

Процедура

Скажите группе, что в течение ближайших нескольких минут участникам предстоит заняться простым делом - повернуться к ближайшему соседу и поговорить 2-3 минуты. Тема беседы не имеет значения. Надо только, чтобы они с кем-нибудь разговаривали в течение нескольких минут.

Через 2-3 минуты попросите их остановиться и сообщить своим партнерам, что они заметили в их «неречевом поведении». Например, один человек крутит в руках карандаш, или постоянно постукивает по своим пальцам и т.п. После того, как эти жесты будут названы, укажите, что мы в подавляющем большинстве делаем это почти неосознанно.

После того, как каждый услышит «отзыв» со стороны партнера, предложите группе возобновить разговоры. При этом они должны стараться не допускать абсолютно никаких «неречевых действий». Дайте им вести беседы в течение 2-3 минут.

Вопросы для обсуждения

1.Ощущали ли мы или сознавали свои «неречевые действия» в ходе первого разговора?

2.Отвлекали ли или раздражали вас жесты вашего партнера?

3.Как вы чувствовали себя, когда вам было предложено вести разговор абсолютно без жестов? Было ли общение столь же эффективно без наших жестов?

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

62. «Одно- и двусторонняя коммуникация» ICM

Цели

Продемонстрировать возникновение разного рода трудностей в случае односторонней коммуникации.

Необходимое время

10-20 минут.

Необходимые материалы

Диаграмма.

Процедура

Подготовьте диаграмму, аналогичную показанной в приложении. Пригласите добровольца помочь при показе. Объясните аудитории, что доброволец будет давать описание, а слушатели должны, следуя указаниям, сделать рисунок. Вручите добровольцу подготовленную диаграмму и попросите стать спиной к участникам, чтобы не иметь с ними визуального контакта. Он может использовать лишь речевую коммуникацию, т.е. не пользоваться жестами, сигналами руки и т.п. Кроме того, аудитория не должна задавать вопросов. Короче говоря, разрешена лишь односторонняя коммуникация. Когда упражнение будет завершено, продемонстрируйте первоначальную диаграмму с помощью диапроектора и предложите участникам определить, насколько их рисунки схожи с ней. (Если позволит время, следом можно провести занятие с другим добровольцем с использованием схожей диаграммы, но уже с двусторонней и свободной коммуникацией).

Вопросы для обсуждения

1.Как много участников сбились с толку и перестали слушать?

2.Почему оказалось трудно следовать односторонней коммуникации?

3.Даже двусторонняя коммуникация не обеспечивает полного понимания. Как мы можем повысить эффективность наших усилий в обеспечении коммуникации?

Диаграмма

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

70. «Как Вас зовут?» ITCM

Краткий обзор

Это простая забава, дающая возможность группе и ведущему запомнить имена всех участников.

Цели

1.Позволить участникам вспомнить имена друг друга.

2.Дать возможность ведущему вспомнить все имена.

Необходимое время

15-20 минут.

Размеры группы

8-20 участников.

Необходимые материалы

Не требуются.

Процедура

1.Скажите членам группы, что в конце упражнения они должны будут помнить имена всех других участников. Если используются именные таблички, попросите перевернуть их обратной стороной.

2.Сообщите группе, что каждый должен представиться по имени и сказать что-нибудь необычное о себе. Например: «Меня зовут Джек и у меня есть розовый сад».

3.Затем скажите группе, что следующий участник должен повторить имя предшествующего человека и его необычную особенность. После этого он называет свое имя и что-то необычное о себе.

4. Остальные участники должны повторить эту же процедуру, вспоминая имена и особенности всех других от первого до предшествующего.

Вопросы для обсуждения

1.Может ли каждый участник вспомнить имена всех остальных?

2.В повседневной жизни мы сталкиваемся с проблемой запоминания имен. Можно использовать этот прием, но может быть следует самим попробовать придумать что-нибудь нестандартное.

Варианты

1.Лучше вам самому быть первым. Тогда группа увидит, о чем идет речь.

2.Можете стать и последним, чтобы гарантированно обеспечить мотивацию группы в запоминании имен.

3.В более крупных группах можно использовать именные таблички. Участник должен прикрывать ее рукой и показать лишь в том случае, если другому будет трудно вспомнить его имя.

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

71. «Бобы» IMP

Краткий обзор

В ходе этого упражнения участники убеждаются, что идентичные объекты могут выглядеть как разные по размеру.

Цели

Показать, что зрительное восприятие не всегда бывает правильным.

Необходимое время

2-5 минут.

Размер группы

До 25 человек.

Необходимые материалы

2 вырезанных из бумаги силуэта

Процедура

1.Спросите, есть ли в группе кто-то, способный точно определить размеры предметов.

2.Следует поднять по одному в каждой руке вырезанные силуэты и держать так, чтобы их видела вся группа. Силуэты надо держать в одной плоскости лицом к группе на расстоянии 30 см друг от друга.

3.Попросите группу сказать, какой силуэт больше.

4.После этого переложите силуэты, каждый в другую руку, и снова спросите какой из них больше. На этот раз не ожидайте, что откликнутся очень многие.

5.Затем передайте силуэты участниками, чтобы они изучили их и обсудили.

Вопросы для обсуждения

1.Почему они выглядят разными по размеру?

2.Имела ли место какая-либо манипуляция?

3.Видят ли все, что их восприятие не всегда правильно?

Вариант

Можете попросить 2 добровольцев держать силуэты. После того, как вы зададите группе первый вопрос, предложите добровольцам поменяться местами, не выпуская силуэтов из рук.

Силуэты

Так же, как изображено внутри этого силуэта, нужно держать в руках вырезанные из твердой бумаги силуэты.

Mid-course energiser (Заряд энергией) - student2.ru

ã HRC/Кадровый Клуб (095) 797 47 17. Все права защищены.

72.«Задача команды № 1» ITСM

Краткий обзор

Это упражнение дает команде возможность решить задачу.

Цели

1.Организовать работу членов группы как команды.

2.Посмотреть какие участники возьмут на себя разные функции в группе. (Это может быть скрытой целью в начале упражнения).

Необходимое время

30-40 минут.

Размер группы

Наши рекомендации