Отрасли психологии развития
Вопрос
Лекция 1: Предмет и задачи психологии развития
Вопросы:
История возрастной психологии
Предмет психологии развития.
Место и роль психологии развития в психологической науке
Отрасли психологии развития.
5. Задачи психологии развития.
История возрастной психологии
В конце XVIIIпоявляется первая книга, написанная врачом Тидеманом (1787г.), положившая начало научному изучению души ребенка, книга содержала описание его собственных наблюдений заразвитиемспособностей ребенка. Затем вышла в свет книга Пассевица (1800 г.), в которой было описано развитие ребенка от рождения до 8 месяцев. Это первые упоминания о научном интересе к возрастным изменениям (29). Не случайно, что именно ребенок становится в них объектом наблюдения. Речь идет об изменениях, а они ярче всего выражаются в детстве.
Внимание к психическому развитию детей снова активизировалось лишь к середине XIXвека. Снова появляются книги о детской душе и снова приоритет за врачами (Сигизмунд, Лебиш, Альтмиллер).
В конце семидесятых годов XIXв. появился этюд Ч. Дарвина «Биографическое описание младенца», поднявший интерес к детству среди естествоиспытателей. Тогда же появились исследования психиатра И.А. Сикорского (об утомлении детей) и физиологов Фирорда и Прейера о психологии ребенка. (29).
Роль Прейера в исследовании детского развития заключается в том, что он впервые обратился к научному методу исследования. Именно он дал образец научного сбора, описания и систематического обзора развития всех психических возможностей ребенка. Собственно начало научного (в смысле применения научного метода) подхода к изучению развития исследователь детства В.В. Зеньковский относит к 1882г – году выхода в свет труда Прейера. Период расцвета возрастной психологии как психологии детства приходится на XXвек. Самые разнообразные подходы к исследованию детства, к определению стадий и периодов развития, к источникам и условиям, определяющим развитие, были реализованы в это время. Стали классикой бихевиоризм и эмпиризм, психоанализ, генетическая теория развития интеллекта Ж. Пиаже, культурно-историческая концепция Л.С. Выготского. Эти труды имеют не менее достойное продолжение в наше время.
Интерес к другому полюсу изменений психики человека – к старости возник гораздо позже. А развитию в зрелости вообще долгое время не уделялось внимание. Существовало мнение, что взрослость – период «окаменелости» (Клапаред) - достигнув определенных высот в росте своих психических возможностей, человек останавливается, а затем начинает резко деградировать (стареть).
Тем не менее, постепенно взгляд на развитие менялся и объектом исследования психологов становился изменяющийся, взрослеющий человек на всем его жизненном пути. Современная психология развития (возрастная психология) уже не ограничивается возрастными рамками периода роста и созревания (детства), а ориентирована на весь онтогенез (психическое развитие человека от рождения до смерти).
Предмет психологии развития
Психология развития – это отрасль психологической науки. Каждая отрасль характеризуется собственным предметом исследования. Что же изучает психология развития?
Вопросы периодизации
Есть одна интересная притча. В начале творения бог определил всем живым по тридцать лет земной жизни. Но человеку этого показалось мало, и творец добавил своему любимцу еще пятнадцать лет, взяв их у осла, которого тяготила сложная, однообразная рутинная жизнь. Когда и этого оказалось не достаточно, бог добавил еще пятнадцать лет человеку, забрав их у собаки, а потом еще пятнадцать - укоротив жизнь обезьяны. С тех пор первые тридцать лет человек радуется жизни, следующие пятнадцать - трудится как ишак, наживая себе состояние, затем пятнадцать лет ревниво стережет и охраняет нажитое, а последние пятнадцать – уподобляется своему древнему родственнику…
Вопросы, изучаемые…
· За счет чего происходит развитие, какие силы заставляют психику усложняться, обеспечивая человеку все новые возможности познания окружающего мира и способы взаимодействия с ним?
· Как происходит этот процесс, какие условия необходимы для раскрытия потенциалов человека; где границы возможностей?
· Можно ли целенаправленно повлиять на способности человека?
· Какие психологические факторы обеспечивают и поддерживают взросление и старение?
· Почему люди одного возраста переживают одинаковые проблемы?
· В чем проявляются обще-возрастные особенности и закономерности развития, и где место индивидуальным?
Объектомисследования которой являетсяразвивающийся от рождения(а в последнее время все больше исследований появляется в областипренатальногоразвития как источника формирования психической жизни) -до смерти человека.
Предметом изученияпсихологии развития (возрастной психологии) являются закономерности психического развития вонтогенезе, динамика психических процессов и свойств личности на различных стадиях жизненного цикла от рождения до завершения жизненного пути.
Рост, изменения, развитие
Рассмотрим соотношение понятий изменение, рост и развитие, которые, так или, иначе, присутствуют в описаниях динамики человеческой психики.
Развитие – это целый ряд изменений, происходящих на определенном отрезке времени. (Изменение означает отсутствие застоя). Развитие – это необратимое, направленное, закономерное изменение, которое происходит по определенным законам, (отсутствие закономерностей свидетельствует о случайности изменений). Необратимость изменений обеспечивает преемственность процесса развития, - невозможно отменить то, что уже произошло, - в каждом новом облике измененного объекта всегда присутствуют «следы» прошлого опыта. Если рассматривать развитие с точки зрения вектора - направления изменений, то следует отметить, что развитие не исчерпывается ростом, прогрессом. (Рост - это систематическое изменение, когда определенный фактор внутри одной системы возрастает, прогрессирует в отношении численности, величины или веса). Развитие включает в себя и регресс. Другая характеристика развития – процессуальная. В этом смысле изменения могут идти эволюционным (последовательное, поступательное изменение) и революционным путем (революционные изменения носят взрывной характер, однако, не являются неожиданными с точки зрения логики развития, а имеют причинную обусловленность). Развитие можно характеризовать как изменение, при котором в критические моменты наступают структурные изменения во всей системе.
3. Место и роль психологии развития в психологической науке
Психология развития является отраслью психологического научного знания. Это значит, что она опирается на опыт, накопленный в психологии на каждом этапе ее становления. Взгляды на предмет (основные закономерности развития психики в онтогенезе) зависят от состояния развития психологии вообще, от того, на какую научную парадигму опирается ученый мир, какие методы доминируют в научных исследованиях, какие задачи определяют для себя исследователи. Психология развития пользуется основным научным понятийным аппаратом, представлениями об общих закономерностях существования и функционирования психики, методологией исследования, - т.е. теми знаниями, которые наработаны в общей психологии, как фундаменте психологической научной системы, – в этом один из критериев научности и последовательности психологии развития.
Знания возрастных норм, которые устанавливает психология развития, особенностей возможных отклонений, закономерностей развития, условий, влияющих на развитие психики человека, методов исследования процессов развития и т.п., способствуют прогрессу научного психологического знания.
Отрасли психологии развития.
В настоящее время психология развитияимеетв своем составе следующиеотрасли:
· психология детства(предметом исследования здесь являются закономерности психического развития с рождения до окончания подросткового возраста)
· психология юношеского возраста(следует отметить, что в разных источниках границы юности определяются не однозначно: часть исследователей включают в этот возраст подростковый этап, другие рассматривают его как начало зрелости)
· психология зрелости(акмеология – одно из развивающихся направлений здесь, исследующее взрослость как период наивысших достижений в деятельности)
· психология старости(геронтопсихология).
5. Задачи психологии развития.
Рассмотрим три группы задач психологии развития, как отрасли психологической науки, имеющей свой предмет.
1. Научно – исследовательские задачи.
Эта группа задач направлена на исследование общих закономерностей и факторов развития психики в онтогенезе и на разных его участках – в различные периоды жизни. Современное состояние психологической науки позволяют подходить к решению этих задач с точки зрения различных аспектов изучения.
Предмет науки исследуется в направлении установления закономерностей влияния биологического и социального факторов на процесс. Изучается соотношение этих факторов на разных этапах развития, их влияние с позиции источников, условий и движущих сил процессов развития (онтологический аспект – происхождение явления).
Другим аспектом изучения в психологии развития является определение таких процессуальных особенностей как направление, скорость, длительность, эволюционный или революционный ход, дискретность или стадиальность, равномерность или неравномерность, одновременность или гетерохронность развития и т.п. (хронологический аспект).
Определить преемственность содержания различных участков развития, определить закономерности, влияющие на качественные преобразования, ответить на другие вопросы, связанные с преобразованиями, позволяет принцип системности.
2. Диагностические задачи.
Задачи этой группы практико–ориентированы. Психология развития создает инструментарий для диагностических процедур, направленных на определение степени зрелости индивидных, личностных и социальных особенностей человека для каждого возрастного этапа, тем самым способствует установлению актуального и потенциального уровня развития, а так же соответствия возрастным нормам.
1. Коррекционно – развивающие задачи.
Эта группа задач имеет прикладное значение.Психология развития ориентирована на исправление всевозможных отклонений в психическом развитии, создание условий для оптимальной реализации потенциальных возможностей человека, на определение и, по возможности, устранение причин, сказывающихся на неадекватном (потенциалу или возрастной норме) развитии. В психологии развития в настоящее время особенно интенсивно разрабатываются основные принципы и подходы к разработке этого направления.
Вопрос
Условия и движущие силы психического развития
Развитие - постоянный процесс количественных и качественных изменений природных и социальных сторон личности, трансформация строения и функций организма, появление новых качеств в сознании, совершенствование различных видов деятельности.
Психическое развитие личности обусловлено разными факторами, предпосылками и движущими силами. От того, насколько мы их знаем и учитываем специфику их проявления, зависит эффективность правильного понимания всех индивидуальных и социальных действий и поступков человека.