Тема 6. Возникновение и эволюционное развитие психики в филогенезе
Происхождение психики.Связь вопроса о происхождении психики с вопросом о происхождении жизни на Земле. Эволюционная концепция (Большой взрыв, остывание Земли, синтез сложных органических структур, появление жизни в виде простейших организмов, появление растений и животных, эволюция животного мира и появление нервных ткани, физиологический уровень отражение реальности дополняется психологическим, эволюция психики привела к появлению Разума в форме человека). Креационная концепция (сотворение Мира и Человека исходной духовной субстанцией, идя по пути инволюции человек вырождается, это должно завершиться апокалипсисом). Деятельностно-трудовая концепция (создание орудий, совместная деятельность, развитие мозга, появление речи, труд сотворил человека). «Сверхживотное» в человеке: концепция Б.Ф. Поршнева (человек не мог произойти от животного, но мог вести свою историю от «сверхживотного»; люди не представляют собой единого вида, возникновение подвида прачеловека, который превратился в хищника – людоеда, что вызвало взрыв в эволюционном развитии; очеловечивание; прочеловек оказался в экстремальной ситуации и сфера бессознательного оказалась способной к мутациям). Животное, испытавшее раскаяние: концепция З. Фрейда (особые свойства человека, не данные от рождения; они возникают неожиданно, случайно (совесть); происхождение совести из первородного греха, совершенного пралюдьми; существование чувства вины до проступка; врожденное бессознательное влечение вызвало грех, что стало поворотным пунктом в антропогенезе, перводвигателем человеческой истории, пралюди приобрели способность к социальной жизни, что содействовало превращению животного в человека). Человек есть символическое животное: концепция Э. Кассирера (утрата человеком первоначальной природы под влиянием космических излучений или радиоактивности месторождений руд; прачеловек оказался существом свободным; социальность, культурные стандарты диктуют человеку иные образы поведения; ослабление инстинктов и их «окультуривание»; выход за рамки родовой программы, склонность к бессознательному подражанию животным изменила способ человеческого существования; между рецепторной и эффекторной системами у человека развивается символическая; человек живет благодаря символической системе в новом измерении реальности, в символической вселенной (мир мифологии, язык, искусство и наука); дальнейший прогресс культуры укрепляет сеть символической системы; человек как творец и создатель символов). Современные гипотезы происхождения человека и его психики (А. Бергсон, В.И. Вернадский, Л. Войно-Ясенецкий, П. Тейяр де Шарден, К. Уилбер, В. Яворский).
Возникновение психики.Гипотезы о происхождении и эволюции психики (А.Н. Северов, А.Н. Леонтьев, В.Б. Большаков). Идеалистические и материалистические подходы к проблеме возникновения психики. Материалистические воззрения (И.М. Сеченов, В.М. Бехтерев). Раздражительность и чувствительность простейших одноклеточных. Причины разделения животного и растительного мира (характер взаимодействия клетки с окружающей средой, направление трофических связей). Примитивная нервная регуляция у многоклеточных. Избирательность и специализация поведения у беспозвоночных. Сенсорная дифференциация и центральный ганглий. Билатеральная симметрия и цефализация (развитие головной капсулы, в которой концептуализированы управляющие поведением организма нейроны). Развитие индивидуальной изменчивости и способности у позвоночных. Индивидуальная изменчивость у млекопитающих и птиц. Психика и мозг человека (А.Р. Лурия, И.П. Павлов, С.Л. Рубинштейн, И.М. Сеченов). Рефлекторная теория психического. Системная концепция психического отражения (Б.Ф. Ломов).
Объективные критерии психики.Проблема критериев психики. А.Н. Леонтьев об объективном критерии наличия психики (появление чувствительности). Пластичность нервной системы, ориентированная реакция, опережающая реакция на событие. Адаптивное значение психики. Основные тенденции развития психики в филогенезе (усложнение форм поведения, совершенствование способности к индивидуальному научению, усложнение форм психического отражения).
Стадии и уровни развития психики в филогенезе.Принцип наследования изменений и принцип индивидуальной изменчивости. Концепция А.Н. Леонтьева – К.Э. Фабри и ее основные положения. стадия элементарной сенсорной психики (низший и высший уровни). Стадия перцептивной психики (низший, высший и наивысший уровни). Уровни психического отражения (Б.Ф. Ломов). Отличие психической деятельности животных и особенности их психики по Ю.Б. Гиппенрейтер. Соотношение инстинкта и научения. Язык животных. Использование орудий животными.
Основные положения культурно-исторической теории Л.С. Выготского.Качественное изменение социальной ситуации развития человека. Детерминанты деятельности и сознания человека (исторически развивающаяся культура, знаковые системы, коллективная деятельность). Натуральные психические функции. Высшие психические функции. Специальные психические орудия – знаки. Интериоризация. Экстериоризация. В.В. Давыдов о культурно-исторической теории Л.С. Выготского. Взгляды М.К. Мамардашвили о рождении человеческого в человеке. Человек как само-рождаемео существо через ритуалы, мифы, магию (культурно изобретенные устройства).